Вопрос о правде в драме на дне план урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип занятия: обобщение и систематизация изученного материала.

Метод обучения: проблемный метод, дискуссия.

Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

2. Формирование целевого пространства.

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.

2. Актуализация (Слайд 1). Презентация

На прошлом занятии мы с вами начали знакомство с пьесой М. Горького “На дне”. Узнали об истории создании пьесы, ее постановки на сцене, познакомились с главными героями пьесы, их историями, занятиями в настоящий период времени.

3. Мотивация учебной деятельности.

Итак, основной спор в пьесе о человеке, а какая проблема волнует героев? Правда и ложь.

Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? Спор о человеке, проблема правды. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте число и запишите тему (Слайд 2).

Обратимся к эпиграфу занятия: “Тем не менее – ни публика, ни рецензята – пьесу не раскусили. Хвалить – хвалят, а понимать не хотят”. (Из письма М.Горького.) (Слайд 3).

Чего не поняли современники Горького в пьесе? На этот и другие вопросы мы должны будем ответить на сегодняшнем занятии.

Вопросы для обсуждения.

1. Возбудителем спокойствия ночлежников является Лука. Что несет он обитателям ночлежного дома?

2. Чтобы выяснить, что нужнее ночлежникам: правда или ложь, что мы должны будем сегодня сделать? Выяснить жизненные позиции (философии) основных оппонентов пьесы, влияние каждого из них на остальных героев пьесы, к чему приводят в итоге разговоры Луки.

4. Основная часть.

Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше и решить основной вопрос пьесы, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого прошу вас разделиться на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты Луки – это “оптимисты”, а выписывавшие высказывания Сатина, основного оппонента Луки, – “критики”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.

Напоминаю правила для участников. (Слайд 4)

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

В пьесе проблема человека, значения для него правды решается тремя способами (Слайд 5), представленными точками зрения автора, Луки и Сатина.

Давайте познакомимся с авторской позицией: А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя. (Слайд 6)

Композиция пьесы разоблачает философию Луки. (Запись основных моментов в тетрадь).

К сегодняшнему занятию у вас было опережающее задание. Вы должны были его выполнить по вариантам: 1 вариант – выписать из теста выражения, цитаты, характеризующие жизненную философию Луки, а 2 вариант – Сатина. Какие цитаты из текста вы выписали? Какие выражения характеризуют жизненную философию Луки? (Проверка и комментарии преподавателем цитат).

Запись со слайда основной формулировки жизненной философии Луки. (Слайд 7)

Основным оппонентом Луки является Сатин. Какие выражения характеризуют его жизненную философию? (Проверка и комментарии преподавателем цитат).

Запись со слайда основной формулировки жизненной философии Сатина. (Слайд 8)

Итак, в пьесе представлены три философии. Кто прав? Чья философия побеждает? (Слайд 9)

А.М.Горький говорил: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский”.

- Можно ли сказать, что это вопрос вечный. Почему?

В течение сегодняшнего занятия попробуем ответить на этот вопрос.

1. Самый неоднозначный образ в пьесе – это Лука, который, конечно, может вызывать самые различные чувства. А ведь известно, что только "заметные" люди заставляют говорить о себе. Лука: Какой он на самом деле? Вопрос о правде и лжи, бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым. Прежде чем оправдывать или осуждать этого героя, давайте вспомним, что говорил сам автор о своём персонаже.

(Студент зачитывает слова А.М. Горького о пьесе: "В наши дни утешитель может быть показан на сцене театра только как фигура отрицательная и комическая").

  • Лука – один из апостолов, учеников Христа, распространитель его учения.
  • Лука – производное от слова “лукавый”, т.е. коварный, отличающийся злонамеренностью, прикрытой показным доброжелательством.
  • Лукавый – бес, соблазняющий и губящий человека.

Так кто же он, этот “любопытный” старичок? Лукавый бес или апостол? Какова его цель? Какую роль отводит ему Горький в пьесе?

Жанр этого произведения позволяет трактовать образ Луки по-разному (Слайд 10). Перед вами три точки зрения:

1) Лука - вечный, неуёмный странник, искатель истины. (Трактовка Константина Сергеевича Станиславского, МХАТа, актер – Иван Москвин);

2) Лука - беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука - приспособленец. (И. Анненский);

3) Лука - апостол. (Мережковский)

Вывод. Луке свойственны и положительные качества и отрицательные, нельзя утверждать, что этот герой приверженец какой-то одной стороны.

С какой целью Лука рассказывает эти истории? Чего он хочет этим добиться?

Вывод. Лука самый старший из героев пьесы, ему 60 лет, по тем временам древний старик – значит, мудрый. Опять же странник, а странники всегда рассказывали истории, вспомните Феклушу из пьесы Н.Островского “Гроза”. Лука старается морально поддержать ночлежников, говоря им то, что они хотят услышать.

Лука ответ дает сам: “Надо кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос – он всех жалел и нам так велел”. (Слайд 13)

Вывод. Лука добрый от природы, именно поэтому он старается поддержать морально обитателей ночлежки, так как ничего больше не может им предложить. Но и в хитрости ему не откажешь: оказавшись в незнакомом обществе людей, которым нечего терять, он вынужден вести себя так, чтобы его приняли и не обидели.

  1. Помог ли Лука реально кому- либо из обитателей ночлежки?
  2. Как Лука повел себя с умирающей Анной? Актером? Васькой Пеплом? Наташей?
  3. Случайно ли старик не называет город, в котором лечат от алкоголизма?
  4. Виноват ли Лука в смерти Актёра?
  5. Хоть что-нибудь изменилось в ночлежке? (Слайд 15). Сатин: “Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету”.
  6. Что происходит после ухода Луки? (Слайд 16).
  7. Почему же всё-таки Лука не остался с теми, кого смог пожалеть? Можно его поступок назвать бегством? (Видимо, понимал, что помочь этим людям нельзя, был слишком мягким человеком или пошёл туда, где его ждали такие же обитатели дна, не умел решать проблемы, учил только сглаживать их, был проповедником утешительной лжи. Да, это бегство, нельзя бросать людей в самый трудный момент. Раз взялся им помочь- помогай до конца).
  8. Как бы могли развиваться события, если бы Лука не исчез? (В группах: положительный и отрицательный сценарий событий).
  9. Сатин. Почему он защищает Луку? (Слайд 17).
  10. “Между Лукой и Сатиным существенной разницы нет”, – писал А.В.Луначарский. Что дает основания А.В.Луночарскому так утверждать? Почему он ставит Луку и Сатина в один ряд?
  11. Как вы считаете, нужен ли человеку Лука (не персонаж), а человек, который хотя бы на короткое время может подарить надежду?
  12. Так что же тогда правда? Что понимают под правдой герои пьесы, и какая правда нужна им? (Настя уверяет прежде всего себя в существовании светлой любви (Акт 3, стр. 611-612), Барон – в существование своего благополучного прошлого (Акт 3, стр. 613); Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным после смерти жены (Акт 3, стр. 615-616). Другой уровень правды – мировоззренческий. (Лука) “Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…” (Акт 2, стр. 603).
  13. Куда приводит ночлежников правда Луки? (Васька Пепел пойдет на каторгу в Сибирь, осужденный за убийство Костылева; Актер, потеряв веру в себя, повторит судьбу героя притчи, рассказанной Лукой).

Вывод. Значит, ложная надежда очень опасна? Но ведь Лука и не обещал вывести со дна жизни, он просто поддержал их веру в то, что выход есть.

Может, дело не в Луке и его “лжи”, а в слабости ночлежников, в их неспособности противостоять обстоятельствам?

(Слайд 18). Подтверждено документально, что в то время в России существовали 3 лечебницы для алкоголиков и, по крайней мере, в 2 из них были бесплатные места.

Малоосвоенная Сибирь в то время для сильного человека, а Пепел именно таков, предоставляет довольно богатые возможности устроить свою жизнь. А главное ведь в том, что Пепел, как он сам говорил, начал воровать потому прежде сего, что за всю жизнь никто его иными именем, кроме как “вор”, “воров сын” не называл. Поэтому Сибирь – место, где его никто не знает и вором не назовет, идеальное для Пепла.

15. Вернемся к эпиграфу нашего занятия. Чего не поняли современники Горького в этой пьесе?

Д. Гранин писал: “На фронте повидал я всяких смертей. И то, что люди умирают в больницах, вещь неизбежная. Но эта смерть поразила меня. Чужого, неважно кого, позвала эта женщина, томясь от одиночества перед лицом смерти. Невыносимое, должно быть чувство. Наказание страшное, за что – неизвестно. Хоть к кому-то прислониться. Заботу о человеке, бесплатную медицину, гуманизм, коллективность жизни – как это соединить с тем, что вот человек, отработав весь свой век, умирает в такой заброшенности? Не стыд ли это, не позор и вина наша всеобщая?

Статья Д. Гранина, пробудившая нравственные силы общества, называлась “О милосердии”.

- Можно ли утверждать, что именно этого не поняли современники М.Горького?

Работа “экспертов”.

А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а подведем итоги нашей беседы.

Вопросы для обсуждения:

1. Современна ли пьеса? Можно ли сказать, что она не только о людях “дна”, а вообще о человеке, о каждом из нас?

(Одни студенты говорят о том, что иногда ложь “во спасение” может помочь человеку, он хоть какое-то время будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.

Другие – об опасности жить иллюзиями, о том, что нельзя жить вслепую, надо обязательно попытаться разобраться в себе для того, чтобы жить осмысленно.)

2. Удалось ли нам ответить на основной вопрос пьесы? Что важнее для человека: истина или сострадание? (Слайд 20)

Вывод. (Слайд 21). У автора свое мнение, но пьеса – особый жанр, который подразумевает, что зритель или читатель самостоятельно сложит свое мнение о предмете рассуждения героев, самостоятельно сделает вывод.

Основной вопрос пьесы так и остается неразрешенным. Каждый сам решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку в трудную минуту жизни нужны и сочувствие, и поддержка, но жить одними иллюзиями бессмысленно.

3. А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии (Слайд 22). Приложение.

Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?

6. Подведение итогов.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

7. Задание на дом. (Слайд 23)

1. Выполнить проблемное задание: “Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актера. Как его встретят “бывшие” люди”?

2. Написать эссе на тему: “Что лучше: истина или сострадание”? (По пьесе М.Горького “На дне”).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: комплексное применение знаний и умений учащихся в работе с драматическим произведением.

Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

Выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин).

Создать проблемную ситуацию, пробудить обучающихся к высказыванию собственного мнения о жизненных принципах Луки, Бубнова, Сатина.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать навыки работы с информацией.

Развивать навыки публичного выступления.

Развивать умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

Воспитывать чувство толерантности.

Формировать нормы взаимоотношений между учащимися, основанные на уважении друг к другу.

Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности на уроке.

Планируемые результаты:

Знать / понимать

учащиеся должны знать содержание литературного произведения, основные факты жизни и творчества писателя, понимать основные закономерности историко-литературного процесса, основные теоретико-литературные понятия.

учащиеся должны уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по теории и истории литературы, анализировать сцены изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения, определять жанр произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Содержание урока

I.Организационный этап урока.

II.Литературная разминка (тест) на знание текста пьесы. (Приложение №1)

III.Слово учителя.

- Итак, какой философский вопрос волнует героев пьесы? Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли человеку правда.

- Как вы считаете, какие вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы: что такое правда? Кто из героев задумывается над этим вопросом? Какие мысли о правде высказывают герои?)

- Как вы думаете, а услышим ли мы авторскую позицию?

- Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь, в качестве эпиграфа предлагаю записать слова Сюзанны Броун.

4.Слайд № 5. Русские народные пословицы.

- Как вы понимаете народную мудрость, заключенную в пословицах? Какая общая мысль объединяет их?

Слайд № 6. Великие о правде.

- Чье высказывание вам показалось близким? Почему? С кем не могли бы согласиться ? Почему?

IV. Слово учителя.

V. Проверка домашнего задания. Работа групп. Выступление учащихся по предлагаемому плану-вопроснику.

1 группа . Представление Бубнова.

Б) Как он ведет себя? Как обращается с окружающими людьми? ( предполагаемый ответ: недоволен всем, презрительно обращается со всеми, смотрит угрюмо, говорит сонным голосом, ни во что святое не верит. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.)

2 группа . Представление Луки.

А) В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит. Обратитесь к истокам имени Лука. Какие значения оно может иметь?

- умирающей Анне он рисует ласковую смерть – утешительную, спокойную загробную жизнь;

- в Насте поддерживает веру в существование возлюбленного;

- вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну – Сибирь;

- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма).

- В чем же правда Луки? Запись в тетради. ( предполагаемый ответ: правда Луки утешительная, он обращается к остаткам человеческого в душах ночлежников, дает им надежду)

VI. Работа с классам по вопросам.

- Как вы думаете, врал ли ночлежникам Лука?

- Что же зритель видит на самом деле? Проследите судьбу героев в пьесе? Прослеживается ли авторская позиция в развитии сюжета?

- от снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счеты с жизнью;

- попадет за убийство Костылева на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел;

- исчезает из ночлежки Наташа;

- кончает жизнь самоубийством Актер. Каждый из последних актов заканчивается в финале чьей-нибудь смертью).

- Как вы считаете, в чем значение влияния Луки на ночлежников?

( предполагаемый ответ: все герои сходятся на том, что старик вселил в них надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь все зависит от них самих)

- Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой в обитателях ночлежки?

- В чем причина быстрого угасания веры?

(предполагаемый ответ: может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность)

3 группа. Представление Сатина.

Б) Что мы узнали об этом человеке? Как он оказался в ночлежке? Как относится к труду?

- В чем же заключается понятие правды у этого героя? Запишите в тетрадь.

( предполагаемый ответ: у Сатина правда построена на уважении человека, с его точки жалость унижает человека).

VIII. Создание проблемной ситуации.

Итак, Лука считает, что человека надо жалеть, а Сатин считает, что человека надо уважать. Обратимся к словарю и посмотрим, какие значения несут эти слова.

- Как вы считаете, есть ли общее в значении этих слов, в чем разница?

Слайд № 14. Две точки зрения на образ Сатина.

IX. Обращение к эпиграфу урока.

- Сможете ли вы, основываясь на наши наблюдения и рассуждения на уроке, прокомментировать горьковское представление о правде?

X. Обобщение учителя.

XII. Рефлексия.

XIII. Домашнее задание.

Подготовиться к написанию сочинения в классе по творчеству М.Горькому.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

формировать навыки работы в группе.

"Каждый, кто любит правду, приходит к свету; он не боится обнаружить дела свои".

I . Организ. этап

II . Проверка д/з.

III . Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек

– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная , житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней.

На предыдущем уроке вы получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова:

Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.

Как оказался в ночлежке?

Как относится к окружающим?

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

2. Актуализация опорных знаний

1) Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Но это не значит, что вы придерживаетесь точки зрения этих героев. В течение урока вы можете передумать.

2) Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам маленькую разминку . Выберите руководителя вашей творческой группы. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из персонажей пьесы она принадлежит.

(Учитель комментирует уровень знания текста: Вы продемонстрировали хорошее знание текста, значит, читали дома и на уроках внимательно.)

3. Выступление учащихся

Все выступления проходят по одной схеме : защиту жизненных принципов героя организуют два ученика . Первый представляет героя, опираясь на план, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста пьесы.

(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.) Руководители творческих групп производят подсчёт голосов, оглашают результаты голосования.

Ролевая игра

(Это задание-ловушка , ведь Сатин и Бубнов утешать людей не могут и не хотят, ученики должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию своих героев ).

IV . Подведение итогов урока

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы еще не решили, каких жизненных принципов будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята, а что есть ПРАВДА?

(Работа со словарем…)

Вопрос о правде в русских народных пословицах.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правде нигде нет места.

За правду стой горой.

Правда глаза колет, уши режет…

Философы о правде и истине.

Мало говорящих правду, но еще меньше способных ее слушать. (М. Аврелий, римский император)

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. (О. Уальд, ирландский философ, поэт, писатель)

Правда подчас рождает только ненависть. (А. Пушкин)

Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка. (А. Блок)

Урок литературы

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: нестандартный урок. Урок-диспут.

1. Создание проблемной ситуации и определение основных философских вопросов, волнующих автора пьесы. Выявление позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

2. Активизация монологической речи учащихся, навыков выразительного чтения.

3. Воспитание активной жизненной позиции, гуманного отношения к людям, непримиримости к пассивности, равнодушию.

1. Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.

3. формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно.

-А-а! Не терпишь … (Квашня)

-Враньё-то приятнее … (Наташка)

-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)

-Человек – вот …! (Сатин)

Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?

Давайте запишем тему в тетрадь.

Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Господа! Если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет, -

Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Как вы думаете, какой смысл писатель вложил в название драмы? Давайте откроем фразеологический словарь.

Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;

2. Опускаться нравственно.

Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?

(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)

О сценической судьбе пьесы нам расскажет…

Ребята, а что есть ПРАВДА?

(Работа со словарем…)

Вопрос о правде в русских народных пословицах.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правде нигде нет места.

За правду стой горой.

Правда глаза колет, уши режет…

Философы о правде и истине.

Мало говорящих правду, но еще меньше способных ее слушать. (М. Аврелий, римский император)

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. (О. Уальд, ирландский философ, поэт, писатель)

Правда подчас рождает только ненависть. (А. Пушкин)

Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка. (А. Блок)

Можно выделить три уровня правды.

( Шум – смерти не помеха.

На что совесть? Я – не богатый.

И я помру… и ты… Чего жалеть…

Вспомните, когда Лука появляется в ночлежке ( во время разговора о совести; среди раздраженных голосов, брани зазвучало ласковое, доброе слово).

Найдите его реплики. Проанализируйте. Дайте речевую характеристику Луке.

(Мне все равно! Я и жуликов уважаю.

Где тут, милая, приспособиться мне?

Спасибо, девушка! Старику - где тепло, там и родина…)

Какую роль выполняет Лука? (утешителя, катализатора?)

(Анну он успокаивал разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольно и свободной жизни в Сибири. Несчастному Актеру - пьянице он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков, он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи.)

Чтение притчи о праведной земле (действие третье). Для чего Лука рассказывает эту притчу?

(Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий учёный доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь, и как не нужна и опасна для них бывает правда. (?))

Что говорит Лука: что хотят от него услышать или то, что думает?

Что мы знаем о Луке?

(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли

Каким образом Лука действует на ночлежников?

( В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.

- Умирающей Анне он рисует ласковую смерть - утешительную, спокойную загробную жизнь;

- В Насте поддерживает веру в существование возлюбленного ;

- Вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну ­Сибирь;

- Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма. )

Давайте еще раз прочтем эпиграф нашего урока.

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который нaвeeт Человечеству сон золотой!

- От снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счёты с жизнью.

- Попадет за убийство Костылёва на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел.

- Исчезает из ночлежки Наташа.

- Кончает жизнь самоубийством Актёр.

Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей- нибудь смертью.

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

В чём значение влияния Луки на ночлежников?

(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих).

Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

( Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и не жизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)

В чём причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность).

Предлагаю небольшую творческую работу.

Перед вами два мнения о герое нашего урока.

1. Лука – вечный, неуёмный странник, искатель истины. (Трактовка МХАТа)

2. Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец. ( И.Анненский)

Вы можете быть сторонником любой точки зрения. Надо уметь ее отстоять.

Вернемся к философскому вопросу, который поставил сам Горький: что лучше ­истина или сострадание? Герои Горького отражают двойственность, противоречивость самого автора. Эту позицию писатель вкладывает в уста Сатина.

После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он старая дрожжа, проквасил нам сожителей . Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда . Старик? Он - умница! Он . подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. (Читает ученик)

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором ОН говорит о необходимости уважать человека : «Не жалеть. не унижать его жалостью . уважать надо! - утверждает иную жизненную позицию.

Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

( Ложь Луки не устраивает Сатина: Ложь - религия рабов и хозяев! Правда - бог свободного века!

Человек - вот правда!

Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень – то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира. Сатин говорит о лучшем, а сам? Изменит ли герой свою судьбу?

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос, есть ли у героев пьесы шанс вырваться из ночлежки, начать новую жизнь?

Обратимся к цели нашего урока. Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Давайте запишем задание на дом: выписать самые яркие крылатые выражения из пьесы, знать, кому они принадлежат; выучить монолог Сатина.

К старому отцу пришел сын-подросток и спросил:

- Отец, что есть правда?

- Вот путник шел по висячему тонкому мосту над рекой, поскользнулся и упал в реку. В молодости я смеялся над таким человеком, в зрелости печалился, а в старости – плачу.

Читайте также: