Построение в шеренгу в детском саду старшая группа что говорить

Обновлено: 05.07.2024

Строевые упражнения - совместные действия занимающихся в том или ином строю. Строй - это размещение занимающихся для совместных действий.
К строевым упражнениям относятся построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения. Эти упражнения главным образом используются для совместного организованного и быстрого размещения занимающихся в физкультурном зале, на площадке перед выполнением физических упражнений и после их окончания. Вместе с тем они способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, воспитанию дисциплинированности, организованности, подтянутости.

Оценить 6012 0

Строевые упражнения для дошкольников


Строевые упражнения - совместные действия занимающихся в том или ином строю. Строй - это размещение занимающихся для совместных действий.

К строевым упражнениям относятся построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения. Эти упражнения главным образом используются для совместного организованного и быстрого размещения занимающихся в физкультурном зале, на площадке перед выполнением физических упражнений и после их окончания. Вместе с тем они способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, воспитанию дисциплинированности, организованности, подтянутости.

Дети усваивают понятия о колоннах, шеренгах, круге, поворотах (налево, направо, кругом), смыкании и размыкании. Музыкальное сопровождение при выполнении строевых упражнений создает у ребят бодрое настроение.

Для удобства проведения строевых упражнений в физкультурном зале (на площадке), определяются условные точки: центр, середина (верхняя, нижняя, левая, правая), углы (верхний левый, правый, нижний левый, правый).

Эти условные обозначения определяются по правой границе зала, одной из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий.
Построения - это действия детей для размещения в том или ином строю. К ним относятся построения в колонну по одному, парами, в одну шеренгу, в круг, несколько кругов, полукругом, врассыпную.

Построение в колонну по одному. Колонна-строй, в которой дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки. Такой строй называется сомкнутым. Во главе колонны находится направляющий, а в конце ее - замыкающий.

В младших группах обучают построению в колонну по одному, кто за кем хочет, а с четвертого года жизни уже по росту.

В начале обучения построению в колонну по одному широко используются зрительные ориентиры: детям предлагают стать около предметов (кубиков), расположенных на одной линии (на расстоянии 40-45 см), или между двумя шнурами; либо около одного шнура (на шнурах завязываются ленточки), около которых должны строиться дети. Когда все дети встанут около кубиков (ленточек), воспитатель поясняет, что они встали друг за другом и, чтобы проверить правильность построения, нужно поднять руки вперед до уровня плеч впереди стоящего ребенка и смотреть ему в затылок. Затем предлагается детям разойтись и походить, а по распоряжению воспитателя снова построиться, подравняться в затылок, соблюдая дистанцию. Это задание повторяется несколько раз. Дети постепенно приучаются к равнению в затылок, к проверке дистанции сначала с помощью двух, одной руки, а затем на глаз, строятся без помощи зрительных ориентиров.

В старших группах построение в пары (в колонну по два) проводится путем перестроения из колонны по одному (как на месте, так и во время ходьбы).
Построение в одну шеренгу. Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону. Интервал (расстояние) между детьми (от локтя до локтя) равен ширине ладони. Такой строй называется сомкнутым. Разомкнутый строй, когда интервал между детьми равен одному и более шагам. В шеренге различают начало и конец строя (фланг): правый и левый. Стоящего - первым, на правом фланге называют правофланговым, а на левом фланге - левофланговым. Сторона строя, в которую дети обращены лицом, имея правый фланг с правой стороны, и левый с левой, называется фронтом. Сторона строя, противоположная фронту, называется тыльной.

В одну шеренгу группа строится спиной к окнам на расстоянии не менее одного шага от стены, а при двустороннем освещении - спиной к южным окнам, чтобы свет не мешал занимающимся наблюдать за действиями воспитателя.

При обучении детей построению в одну шеренгу пользуются зрительными ориентирами ? предметами (кубиками, шнурами с лентами), расстояние между которыми должно быть такое, чтобы дети могли разместиться, сохраняя интервал между локтями. Детям предлагается стать в основную стойку около кубика лицом к воспитателю, слегка касаясь носками предмета. Вместо кубиков можно использовать шнур, на котором завязаны ленточки на расстоянии 40?45 см. Кубики, ленты помогают уточнить детям представление об интервале между локтями и умение сохранять его при построении.

В дальнейшем построение в одну шеренгу проводится около шнура без ленточек (для сохранения интервала дети слегка касаются друг друга локтями полусогнутых рук), а потом и без зрительных ориентиров.

Сначала при обучении построению в круг используются зрительные ориентиры: по кругу ставятся предметы (кубики и др.) пли кладется шнур с завязанными ленточками (на определенном расстоянии), в центр круга ставится предмет (кубик, кегля и др.). Воспитатель предлагает детям стать около кубиков, ленточек, вдоль шнура лицом к центру (кубику). Он разъясняет, что расстояние от каждого ребенка до центра (предмета) одинаковое; предлагает измерить глазом, запомнить это расстояние и выровнять круг. В дальнейшем шнур убирают. Дети становятся вокруг лежащего в центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг на глаз (в середину круга можно вместо предмета поставить ребенка или стать самому воспитателю). Затем дети приучаются определять расстояние от одного ребенка до другого, стоящего напротив по кругу, и строятся в круг, ориентируясь на него, при этом сначала держась за руки, а затем без помощи рук.

При построении полукруг занимающиеся стоят на половине круга один возле другого на интервал между локтями.

Построение врассыпную - это размещение занимающихся в разных местах зала без точно установленного между ними интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук.

Обучение построению врассыпную проводится с помощью зрительных ориентиров. Для этого предметы (кубики, кегли и др.) ставятся в разных местах зала на таком расстоянии (вытянутых вперед, в стороны рук), чтобы дети при выполнении упражнений не задевали друг друга.

Из колонны по одному в колонну по два дети переслаиваются на месте и в ходьбе.

Перестроения из колонны по одному в колонну по три, четыре в младших группах проводятся с использованием зрительных ориентиров. На пол кладут кубики, около которых должны встать направляющие колонн. Для каждого ребенка первой колонны справа ставятся предметы на расстоянии вытянутых рук, чтобы соблюдалась дистанция.

Когда дети научатся соблюдать дистанцию и интервал, предмет ставится только для направляющего первой колонны. В дальнейшем и этот предмет убирается, а направляющий первой колонны ориентируется на воспитателя, который показывает ему место, где он должен остановиться; направляющие всех остальных колонн равняются по направляющему первой колонны.

Перестроиться из колонны по одному в колонну по четыре можно и в ходьбе. Воспитатель назначает направляющих перед ходьбой или во время ходьбы и дает распоряжение для перестроения. Занимающиеся, не прекращая ходьбы, направляются к своим местам. При этом равняются по первой колонне, соблюдая дистанцию и интервал на глаз.

Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному называется разведением и слиянием.

Воспитатель (или ребенок) берет своей левой рукой правую руку правофлангового и, двигаясь по кругу к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и замыкает круг. В дальнейшем воспитатель становится против середины шеренги (на расстоянии 3-4 м от нее), предлагает всем детям взяться за руки, а правофланговому и левофланговому направляться в сторону воспитателя, чтобы образовать круг. После этого детей учат перестраиваться самостоятельно без помощи воспитателя: дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг.

Из колонны по одному в круг можно перестроиться в ходьбе, воспитатель, став впереди колонны, ведет ее по кругу. Когда он приблизится к замыкающему, то подает ему руку и все дети одновременно берутся за руки и продолжают идти, выравнивая круг, в дальнейшем роль направляющего выполняют дети, назначаемые воспитателем.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, а также чувства ритма и темпа. Этот вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также формированию правильной осанки.

Строевые упражнения включают в себя строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания. Для организации детей во время праздников используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения. В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания: построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу (площадке), а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п.

Построение в шеренгу, колонну по одному

В шеренгу и колонну детей приучают становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга.

Детей приучают становиться друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии. Дети должны знать название строя и свое место в строю. Для быстрого и качественного построения целесообразно использовать естественные ориентиры – архитектурные детали помещения (окно, дверь), разметку спортивного зала, растения на игровом участке и др. Ориентирами могут быть и сами дети – направляющий, средний, замыкающий. Значимость самого маленького по росту ребенка надо подчеркнуть тем, что после него никто не должен становиться.

При построении в колонну воспитатель становится лицом к детям в голове колонны, на один шаг справа от направляющего. Таким образом все дети, от направляющего до замыкающего, находятся в поле зрения воспитателя. Воспитатель должен стоять перед строем в основной стойке, служить примером для детей.

Обучение детей построению в шеренгу ведется аналогично построению в колонну. В помещении и на открытой площадке дети строятся в шеренгу спиной к источнику света, чтобы он не мешал им наблюдать за действиями воспитателя, который стоит напротив, лицом к детям.

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сторону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться - носки ставить на линию; проверять интервал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место в шеренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.

Дети строятся в шеренгу. По сигналу педагога (свисток) дети бегут к мячам на противоположную сторону зала и становятся друг возле друга за мячами, ждут нового сигнала. По сигналу педагога - один хлопок - руки на пояс, по сигналу - два хлопка - опускают руки вниз, по сигналу - свисток педагога - перебегают к исходному месту построения, строятся в одну шеренгу друг возле друга, равняются по начерченной линии. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Построение в круг

Сначала ориентиры используются для каждого ребенка, в последующем – один для всех. Ориентир обозначает центр, вокруг которого надо построиться. Объемные ориентиры постепенно заменяются плоскостными, а потом и вовсе убираются за ненадобностью.

При построении в круг воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети видели лицо воспитателя, он должен время от времени перемещаться по кругу.

Построение врассыпную

Построение врассыпную - это размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров. Главный критерий: вытянув руки вперед и в сторону, никому не мешать. При обучении размещение врассыпную предшествует четкому построению. В последующем оно используется в разных ситуациях – при выполнении общеразвивающих упражнений, в подвижных играх и др.

Место воспитателя во всех случаях – на краю площадки, спиной к короткой стене, чтобы все дети были в поле зрения.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну.

Перестроение в пары

При перестроении в пары дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и обратно, из пар в колонну, вначале на месте, по мере обучения – во время ходьбы.

Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу — во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено.

Строй – определенное установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Сомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.

Разомкнутый строй – строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или более.

Шеренга – строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставленную к бедру.

Фланги – правая и левая оконечности строя.

Интервал – расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна – строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.

Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).

Направляющий – занимающийся, идущий первым в колонне.

Замыкающий – занимающийся, идущий в колонне последним

Размыкание – способы увеличения интервала или дистанции строя.

Дети старшей группы должны уметь строиться бы­стро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объем, и содержание требований к старшим детям значительно возрастает. Однако нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: "Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: "Внимание! В колонну стройся. Раз, два . три!" Или: "Будем учиться останавливаться по команде: "Стой. Раз - два!" как настоящие физкультурники. Давайте попробуем. Затем обязательно следует оценка действий детей, но она должна быть только доброжелательной даже в отношении тех, кто не сумел, к примеру, приставить вовремя ногу.

Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа "Построй, как хочешь".

Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как "Чье звено быстрее построится", "Ищи вожа­того", в которых воспитателю следует оценивать не толь­ко быстроту выполнения задания, но и качество постро­ения - равнение в строю, дистанцию.

В интересной форме можно предложить дошкольни­кам становиться в колонну строго на свое место. В игре "Репка" (аналог игры "Чье звено быстрее построится") каждая колонна состоит из семи человек — репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Критерием пра­вильности построения послужат маски - шапочки и де­тали костюмов. Такая игра украсит любой праздник. Используя интерес детей к игре, можно совершенство­вать конкретные навыки строя, отдавая следующие ко­манды: стоять в основной стойке, ноги в коленях выпря­мить, плечи развернуть, подтянуть живот, смотреть пе­ред собой, руки повернуть ладошками к бедру, расстоя­ние до стоящего впереди определить на глаз и т.д. В ос­нове всех этих требований лежат игровые задания типа "Кто лучше построится".

Во всех других ситуациях вполне убедительными сред­ствами корректировки строя являются распоряжения ("Подравняйтесь!", "Проверьте расстояние на глаз, руки не поднимайте!") и указания ("Не опускайте голову!", 'Поднимайте ногу выше!") и др.

Построение в шеренгу

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сто­рону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться — носки ставить на линию; проверять интер­вал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место л ше­ренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.

Обратное перестроение называется разведением и сли­янием.

Упражнения на перестроение во время ходьбы пре­следуют разные цели. Зачастую меняется не только строй, но и способ движения, и направление, стимулируется проявление разных физических и интеллектуальных ка­честв, например, старшие дети идут в колонне обычным шагом, а по сигналу разворачиваются в шеренгу (у длин­ной стены) и идут поперек зала на носках или гимнасти­ческим шагом, или подскоками, затем снова, повернув­шись налево, идут колонной. Таким образом, дети вы­полняют задания, приучающие их контролировать свои действия. Не случайно такие упражнения обязательно имеют место во вводной части физкультурных занятий, которая по педагогической направленности является организационной.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строят­ся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту - в старших группах или просто строиться - в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.

Интересно перестроение из колонны или шеренги в несколько кругов (старшая группа). Воспитатель назна­чает звеньевых (3-4) в момент построения в колонну. Во время ходьбы в обход по залу по сигналу, который подается, когда колонна находится в положении вдоль пло­щадки, каждый звеньевой ведет свое звено влево, и оно продолжает движение по автономному кругу. Обратное перестроение совершается естественно: каждый звенье­вой выводит звено на край площадки, вливаясь в общую колонну.

Поворот кругом на месте выполняется в левую сторону (через левое плечо).

В работе с дошкольниками используются самые про­стые способы размыкания и смыкания и для их вы­полнения чаще прибегают к распоряжениям, реже - к командам.

Во время всех перемещений воспитатель должен на­ходиться на краю площадки, чтобы видеть всех детей и совершенствовать навыки строя.

Построение в колонну

Дети старшей группы должны уметь строиться бы­стро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений. Словом, объем, и содержание требований к старшим детям значительно возрастает. Однако нельзя забывать об особенностях возраста, игнорировать специфику дошкольного обучения категорично требовать от дошколят выполнения всех традиционных для строя действий. Даже команда, как прием обучения, требующий одновременных и четких действий, не должна быть лишена игровых оттенков, особенно на первом этапе. Приведем пример: "Ребята, вы должны успеть построиться в колонну, пока я считаю до трех: "Внимание! В колонну стройся. Раз, два . три!" Или: "Будем учиться останавливаться по команде: "Стой. Раз - два!" как настоящие физкультурники. Давайте попробуем. Затем обязательно следует оценка действий детей, но она должна быть только доброжелательной даже в отношении тех, кто не сумел, к примеру, приставить вовремя ногу.

Вместе с тем старшие дети должны быть достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа "Построй, как хочешь".

Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как "Чье звено быстрее построится", "Ищи вожа­того", в которых воспитателю следует оценивать не толь­ко быстроту выполнения задания, но и качество постро­ения - равнение в строю, дистанцию.

В интересной форме можно предложить дошкольни­кам становиться в колонну строго на свое место. В игре "Репка" (аналог игры "Чье звено быстрее построится") каждая колонна состоит из семи человек — репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Критерием пра­вильности построения послужат маски - шапочки и де­тали костюмов. Такая игра украсит любой праздник. Используя интерес детей к игре, можно совершенство­вать конкретные навыки строя, отдавая следующие ко­манды: стоять в основной стойке, ноги в коленях выпря­мить, плечи развернуть, подтянуть живот, смотреть пе­ред собой, руки повернуть ладошками к бедру, расстоя­ние до стоящего впереди определить на глаз и т.д. В ос­нове всех этих требований лежат игровые задания типа "Кто лучше построится".

Во всех других ситуациях вполне убедительными сред­ствами корректировки строя являются распоряжения ("Подравняйтесь!", "Проверьте расстояние на глаз, руки не поднимайте!") и указания ("Не опускайте голову!", 'Поднимайте ногу выше!") и др.

Построение в шеренгу

По мере накопления опыта задания усложняются для того, чтобы дети учились воспринимать смысловую сто­рону упражнений и контролировать свое поведение: уметь равняться — носки ставить на линию; проверять интер­вал, приставляя ладонь к бедру; знать свое место л ше­ренге; строиться быстро, в разных местах площадки; без помощи ориентиров.

Обратное перестроение называется разведением и сли­янием.

Упражнения на перестроение во время ходьбы пре­следуют разные цели. Зачастую меняется не только строй, но и способ движения, и направление, стимулируется проявление разных физических и интеллектуальных ка­честв, например, старшие дети идут в колонне обычным шагом, а по сигналу разворачиваются в шеренгу (у длин­ной стены) и идут поперек зала на носках или гимнасти­ческим шагом, или подскоками, затем снова, повернув­шись налево, идут колонной. Таким образом, дети вы­полняют задания, приучающие их контролировать свои действия. Не случайно такие упражнения обязательно имеют место во вводной части физкультурных занятий, которая по педагогической направленности является организационной.

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строят­ся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту - в старших группах или просто строиться - в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.

Интересно перестроение из колонны или шеренги в несколько кругов (старшая группа). Воспитатель назна­чает звеньевых (3-4) в момент построения в колонну. Во время ходьбы в обход по залу по сигналу, который подается, когда колонна находится в положении вдоль пло­щадки, каждый звеньевой ведет свое звено влево, и оно продолжает движение по автономному кругу. Обратное перестроение совершается естественно: каждый звенье­вой выводит звено на край площадки, вливаясь в общую колонну.

Поворот кругом на месте выполняется в левую сторону (через левое плечо).

В работе с дошкольниками используются самые про­стые способы размыкания и смыкания и для их вы­полнения чаще прибегают к распоряжениям, реже - к командам.

Во время всех перемещений воспитатель должен на­ходиться на краю площадки, чтобы видеть всех детей и совершенствовать навыки строя.

Строевые упражнения считаются одним из средств физиологического воспитания и разностороннего развития дошкольников.

Актуальность строевых упражнений в том, что они обеспечивают организацию детей в любом виде упражнений, во всех формах работы по физическому воспитанию. Строевые упражнения способствуют формированию у детей правильной осанки, воспитанию их подтянутости, дисциплинированности, готовность выполнят распоряжения педагога, организованности и согласованности при совместных действиях.

Цель работы: изучение строевых упражнений в детском саду в старшей и подготовительной группе.

Первое значение – это подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера, вызывающие достаточно высокую физическую нагрузку [4, с. 168]. Иначе говоря, здесь идет постепенное и умеренное разогревание мышц.

Второе значение – эти упражнения содействуют развитию внимания, чувству ритма, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий, повышения дисциплины [хухлаева, с.107]. То есть, строевые упражнения несут организационную функцию: дают возможность воспитателю управлять группой детей с большим разнообразием их физической подготовленности, уровнем интеллектуального развития, собранности, воспитанности и многих других индивидуальных особенностей [8, с. 61].

Третье значение – это содействие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия. У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навыки правильной осанки, т. е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех органов и систем организма, она во многом зависит от развития костно- мышечной системы. Но правильная осанка — это навык, который необходимо своевременно формировать [4, с. 40]. Вместе с этим строевые упражнения способствуют развитию глазомера, равновесия, быстроты, ловкости, подтянутости – то есть, формируют некоторые физические качества.

Четвертое значение – дошкольники усваивают такие понятия, как: колонны, шеренги, круг, повороты, смыкания и размыкания. Дети участвуют в различных построениях и перестроениях, демонстрируя доступные им плавность, координированность, четкость коллективных действий, особенно когда вводится музыкальное сопровождение. Все это вызывает у детей эстетические эмоции, развивает вкус, любовь к движению и эмоционально-эстетическое удовлетворение [4, с. 180].

Вывод. Строевые упражнения являются средством воспитания организованности, дисциплинированности, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, ориентировке в пространстве, формирования правильной красивой осанки и походки, развития эстетических чувств и эмоций.


  1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд, повороты на месте и расчет.

  2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

  3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

  4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

Для удобства проведения строевых упражнений в физкультурном зале (на площадке) определяются условные точки: центр, середина (верхняя, нижняя, левая, правая), углы (верхний левый, правый, нижний левый правый).Эти условные обозначения определяются по правой границе зала-одной из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий.(Рисунок1) [2, с. 195].


Рис.1. Схема зала и название его частей.

С переходом в старшую группу, дети уже должны знать основные понятия о строе, такие, как:

● Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

● Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

● Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

● Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым.

● Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним.

● Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

● Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

● Сомкнутый строй — расположение занимающихся в шеренге один от другого на расстоянии равном ширине ладони между локтями.

● Разомкнутый строй – расположение занимающихся в шеренге на расстоянии одного шага один от другого. [2, с. 196].


Способы перестроения. Самостоятельное, быстрое и организованное построение и перестроение во время движения. Перестроение четверками [3, с. 182].

3. Методика обучения детей в старшей и подготовительной группах разным видам строевых упражнений.

В старшей группе дети уже довольно самостоятельны - при перестроениях в колонну, круг; они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья как на месте, так и при передвижении. Они должны уметь строиться бы­стро, четко, знать, как стоять в строю, как равняться, как проверять свое положение в строю, понимать смысл и значение команд и распоряжений [6, с. 191].

Новым в старшей группе является построение в несколько кругов у пособий (у больших обручей), построение в шахматном порядке. Так же появляется усложнение в виде: разнообразные построения, требования к точности и быстроте выполнения каждого построения, меньше предметных ориентиров, возрастает роль слова – больше команд, распоряжений, указаний [5, с. 85]. Также дети осваивают ходьбу змейкой, расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары, построение из колонн по 2 и 3 в несколько кругов, осваивают некоторые способы размыкания [6, с. 192].

Обучение строевым упражнениям принято разделять на три этапа:

Первый этап (ознакомление) - направлен на создание предварительного представления о строевом упражнении. При обучении строевым упражнениям применяются словесный метод и метод наглядной демонстрации. На практике чаще всего метод наглядной демонстрации сочетается со словесным методом.

Второй этап (разучивание) - сконцентрирован на разучивание строевого упражнения. На данном этапе используется метод упражнения. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения двигательного действия. При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений.

Третий этап (совершенствование техники исполнения) - направлен на формирование навыка выполнения строевого упражнения. На данном этапе используются методы стандартного упражнения, игровой, соревновательный [1, с. 86].

Только при соблюдении этих этапов достигается результативное обучение.

Построения в старшей и подготовительной группах проводятся таким методом:

Методика обучения строевым упражнениям детей старшей и подготовительной групп [5, с. 85].

Из колонны по одному в колонну по два на месте. (Рисунок 2).


Рис. 2. Из колонны по одному в колонну по два на месте.

Из колонны по одному в колонну по три, четыре. (Рисунок 3).

Рис. 3. Из колонны по одному в колонну по три, четыре.

Из колонны по одному в колонну по два, четыре в движении способом дробления и сведения. (Рисунок 4).


Рис. 4. Из колонны по одному в колонну по два, четыре в движении способом дробления и сведения.

Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному разведением и слиянием. (Рисунок 5).


Рис. 5. Обратное перестроение из колонны по четыре в колонну по одному разведением и слиянием.

Из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении. (Рисунок 6, а).

Обратное перестроение. (Рисунок 6, б).


Рис. 6. Из колонны по одному в колонну по четыре (два, три) поворотом в движении (а) и обратное перестроение(б).

Из одной шеренги в две не месте. (рисунок 7).


Рис. 7. Из одной шеренги в две не месте.

Обратное перестроение из двух шеренг в одну.

Из шеренги в два, три, четыре круга. (Рисунок 8).

Сначала надо поделить группу на две, три, четыре подгруппы. Затем по распоряжению воспитателя дети в подгруппах берутся за руки, правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и выравнивают круг [5, с. 88].























Рис. 8. Из шеренги в два, три, четыре круга.

Из одного круга в два. (Рисунок 9).

Рис. 9. Из одного круга в два.

Из колонны по одному в круг в движении. (Рисунок 10).

Воспитатель, став впереди колонны, ведет ее по кругу. Когда он приблизится к замыкающему, то подает ему руку и все дети одновременно берутся за руки и продолжают идти, выравнивая круг [5, с. 88].


Рис. 10. Из колонны по одному в круг в движении.


Построение в шахматном порядке. (рисунок 12).

Рис. 12. Построение в шахматном порядке.

Команды для смыкания и размыкания.

К поворотам направо, налево, кругом и переступанием на месте добавляются повороты прыжком, направо (налево) по разделениям, вполоборота, кругом по разделениям, кругом в движении.

Поворот кругом во время бега производится в сторону левой руки на одном месте в четыре счета в такт бега [5, с. 90].

Вывод. В старшей и подготовительной группах строевые упражнения становятся более разнообразными, усложненными, появляются новые виды строевых упражнений. Обучение строевым упражнениям происходит в три этапа: ознакомление, разучивание, совершенствование техники исполнения. При выполнении строевых упражнений используются команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по команде требует от детей точности и быстроты выполнения каждого построения.

Строевые упражнения – это совместные действия занимающихся в том или ином строю. К строевым упражнениям относятся: построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания, передвижения строем.

Строевые упражнения являются средством воспитания организованности, дисциплинированности, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, ориентировке в пространстве, формирования правильной красивой осанки и походки, развития эстетических чувств и эмоций.

В старшей и подготовительной группах строевые упражнения становятся более разнообразными, усложненными, появляются новые виды строевых упражнений. Обучение строевым упражнениям происходит в три этапа: ознакомление, разучивание, совершенствование техники исполнения. При выполнении строевых упражнений используются команды и распоряжения. Выполнение строевых упражнений по команде требует от детей точности и быстроты выполнения каждого построения.

Читайте также: