Сравните два определения выявите что их объединяет и что разделяет гуманизм кратко 6

Обновлено: 02.07.2024

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей [1] .

Содержание

Классификация

  • гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
  • древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
  • классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
  • теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;
  • атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
  • коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
  • натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности [2] .

Определения

По определению древнеримского политика и философа Цицерона, гуманизм — высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.) [5]

Идеи гуманизма в человеческой истории

    , , , , , , , (папаПий II), , Пьетро Бембо,
  • Вивес (Испания),
  • Роберт Эствен (Франция), ,
  • Карл Бовиль, , , (Англия),
  • Джон Коле, , ,
  • кембриджская школа, , , , ,
  • Муциан Руф, , .

Неогуманизм (интерес к античности, вновь пробудившийся в конце XVIII — начале XIX века):

Марксистский (социалистический) гуманизм

Отличительные черты марксистского гуманизма:

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального порабощения, уничтожение нужды и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения. [6]

Гуманизм в наши дни

  • возникновение (середина XIX в. — начало 1930-х гг.);
  • становление и развитие организованного гуманистического движения (начало 1930-х гг. — начало 1980-х гг.);
  • выделение светского (секулярного) гуманизма в качестве самостоятельного идейного движения, его окончательное размежевание с религиозным гуманизмом (начало 1980-х гг. — настоящее время). [7]

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов — деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

    (1933), (1973), (1980),
  • Гуманистический манифест 2000 (1999),
  • Амстердамская декларация 2002, (2003),

Видные теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), Великобритания (Paul Kurtz, род. в 1925), США (Corliss Lamont, 1902—1995), США
  • Сидни Хук (1902—1989), США (1901—1985), США (1910—1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965—1970 (1863—1952), США (1910—1997), Османская империя

Критика гуманизма в русской философии

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874 - 1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном - к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Гуманизм имеет новозаветные истоки, и его правда - в отрицании бесчеловечного бога, каковым оказался христианский Бог из-за преобладания ветхозаветных элементов в христианстве. Но "после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолен". [8] Вобрать в себя опыт гуманизма и придти ему на смену должно обновлённое, очищенное атеизмом и просветлённое религиозное сознание:

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, т. е. в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность. [9] [10]

Гуманизм средневековый базировался на антропоцентризме. Человек был в центре изучения. Являлся объектом изучения любой науки. Причём в добром понимании. Человек принимался учёными со всеми его изьянами и недостатками, и исследователи не гнались за усовершенствованиями и миллиардными прибылями.
Теперешний гуманизм - это скорее опыты на человеке, попытки создать "сверхлюдей", человекороботов, машины для убийств. Такой "гуманизм" деструктивен. Он рушит всё - от разума до мировой системы и самой планеты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сходство понятий состоит в том, что все они проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно- исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности — это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

Различие понятий в том, что гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, гуманность — это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, а гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса.

На современном этапе развития общества все эти понятия приобретают значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности — гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.

Какова роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности?

Роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности заключается в ориентации на личность ребенка:

-создание условий для саморазвития;

-организация активной жизнедеятельности детей;

-обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

В чём заключается сходство и различие традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания?

Сходство традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания, заключается в том, что воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей

Различие же состоит в том, что в центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) подход с позиции ценностей в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.

Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.

Назовите не менее трёх наиболее значимых сущностных характеристик нравственного воспитания.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков

2. Подберите не менее трёх высказываний известных педагогов о сущности и значении гуманистического воспитания детей.

Гуманизм — это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,— книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям..

В.А.Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес. его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности.

Мысль, выраженная в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов, автор глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

- название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;

- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности- человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.




- название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли;

- название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

- характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;

- обозначение нравственных качеств личности- человечности, доброты, уважения;

- определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;

- выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;

- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.

Мир в наших руках

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности. Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живёт для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
  • не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
  • каждый человек прекрасен внешне и внутренне.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

  • Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
  • Становление (1930-е – 1980-е годы).
  • Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

  • гуманизм – это философская концепция или система взглядов, ориентированная на достижение счастья каждого человека.
  • а гуманность – это свойство личности, доброта и уважение по отношению к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Читайте также: