Что такое космополитизм в истории 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Космополитизм - идеология, заключающаяся в том, что каждый человек - гражданин мира, гражданин Земли. Космополитизм отрицает национальные интересы, ставит приоритетом интересы человечества в целом.

Понятие космополитизма зародилось в Древней Греции. Первым космополитом провозгласил себя один из родоначальников школы киников - Диоген. Диоген считал себя не гражданином отдельного полиса, а гражданином космоса, то есть всего мира. Мощным импульсом к развитию идеи послужила Пелопонесская война, в ходе которой многие полисы утратили свою независимость, идеи местного патриотизма пришли в упадок. Позже в Древней Греции космополитизм развивался философскими школами киников а позже стоиков.

В Средние века идея космополитизма особого развития не получила. Несколько подобную идею развивала Церковь, концепция которой заключалась в создании всеобщего папского царства на Земле. Космополитизм в это темное время также в той или иной форме обитает в сообществах алхимиков и эзотериков.

Развитие идеи пацифизма в эпоху Просвещения привело к тому, что яркие философы (Монтескье, Вольтер) считали решением проблемы надоевших войн объединение Европы в единую республику с отдельными провинциями. Идеи "Вечного мира" Канта и Бентама предлагали создать в Европе единый конгресс с целью объединения всех государств мира.

В 20 веке на фоне сильных общественных потрясений и войн в Европе распространяется идея безнационализма. В 1921 году учреждается Всемирная Вненациональная организация (Sennacieca Asocio Tutmonda), именно та, которая создала и развивает язык эсперанто. 1942 год ознаменован появлением ООН , организации, представляющей стремление человечества к поддержанию общемировой безопасности и стабильности.

Важный этап в развитии космополитизма это создание в 1948 году Всеобщей декларации прав человека , которая закрепила в международном законодательстве права каждого землянина. В 1952 году была основано Всемирное правительство граждан мира, выдающее паспорт гражданина мира , который и по сей день принимают в нескольких странах.

На данный момент космпополитизм развивается благодаря все более растущей глобализации. На сегодняшний день одним из ярких представителей космополитических идей является Проект Венера, который призван создать единую гуманистическую цивилизацию на Земле, целью которой будет научное развитие, отсутствие армий и войн, и прочее в том же духе.

Очевидна и критика космополитического учения. Можно ли отрицать достижения отдельной нации, которые влияют на всеобщий прогресс? Возможно ли объединить все человечество, если так велики культурные и ментальные отличия? И прочее в том же духе.

Странник

У человека есть природная потребность отождествлять себя с некоторой общностью. Наши далёкие предки жили в племенах и общинах. С возникновением цивилизации были построены первые города. Города объединились в империи, а на обломках империй возникли современные страны. Сегодня каждый человек является гражданином какого-нибудь государства, но далеко не всех это устраивает.

Что такое космополитизм?

Космополитизм обычно противопоставляется патриотизму, поскольку отрицает культурную, национальную и историческую привязанность. В рамках данной идеологии считается, что мировая культура в одинаковой степени принадлежит всем людям мира. При этом степень отрицания государственной, национальной и иной принадлежности может варьироваться, но в конечном счёте всё сводится к полному отказу от национальности и гражданства одной страны.

В природе существует также биологический космополитизм – особенность некоторых видов животных и растений, позволяющая им жить по всему миру в разных климатических зонах. Космополитических животных не так много, и почти все они являются птицами или морскими обитателями. Также биологическими космополитами являются синантропные животные (живущие рядом с человеком), такие как мышь, таракан или плодовая мушка дрозофила.

Для большинства современных людей космополитизм выглядит как нечто весьма неестественное и нелогичное, поскольку всем нам при воспитании были привиты традиционные ценности. Однако мир меняется, а границы размываются всё сильнее. И сегодня космополитизм рассматривается как естественное следствие глобализации и важнейший из будущих столпов свободы человека.

Кто такой космополит?

Космополит – это человек, свободный от территориальной и партийной принадлежности, а также от расовых, национальных, политических и иных консервативных предрассудков. Высшими ценностями космополит считает свободу и равенство всех людей, поэтому избегает шовинизма в любых его проявлениях.

Несмотря на то, что космополитизм пока что не является общепринятой концепцией, в мире существует достаточно большое количество людей, считающих себя космополитами. Интересно, что космополитические взгляды обычно свойственны успешным людям, для которых прогрессивные ценности выше, чем традиционные.

Космополитами часто становятся ученые с мировым именем, артисты, меценаты, писатели и другие люди, понимающие, что высшая степень самореализации – это работа на благо всего человечества, а не отдельного народа.

Помимо свободы высшей ценностью космополит считает равенство. С его точки зрения, каждый человек обладает одинаковыми правами, независимо от пола, цвета кожи, интеллекта, физической формы, убеждений, заблуждений, пристрастий и слабостей (но только при условии, что своими действиями не причиняет неудобств другим).

История развития космополитизма

Появление и раннее развитие

Дальнейшим развитием идей космополитизма занимались киники. Очень мощным фактором стала Пелопоннесская война, после которой восприятие людьми патриотизма заметно ухудшилось. Позже концепцию мирового гражданства развивали римские стоики, после которых о ней практически забыли на несколько веков.

Новое понимание того, что такое космополитизм, возникло в Европе в средние века. Тогдашние сторонники хотели использовать его для создания католической теократии и придали ему значительный религиозный оттенок. Разумеется, это противоречило изначальной идеологии, основным принципом которой была свобода от предрассудков.

Дальнейшее развитие и уход от религии

Несмотря на освобождение от религии и наличие достаточно ярких сторонников, популярность космополитизма снова угасла. На длительное время носителями его идей стали представители масонского течения, а вот в публичном поле о нём говорили мало.

Космополитизм начала XX века

Очередное возрождение космополитических идей началось, как и следовало ожидать, после Первой мировой войны, ставшей самой массовой и самой кровопролитной в истории на тот момент. Европейцы, осознавшие последствия конфликта, живо воспринимали идеи всеобщего братства и мира.

Современный космополитизм

В современном мире на волне глобализации снова наблюдается повышенный интерес к космополитизму. Многие известные люди становятся сторонниками данной идеологии, но её развитие сдерживается противостоянием правительств большинства стран. В частности, все крупные страны отказываются признавать, что паспорт гражданина мира имеет хоть какую-то юридическую значимость.

Плюсы и минусы космополитизма

Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:

  • Отрицание национального шовинизма. Космополитические идеи исключают любые формы шовинизма и дискриминации по каким-либо признакам. Это важно, поскольку именно шовинизм послужил причиной (или поводом) большинства войн и геноцидов в человеческой истории.
  • Повышение интереса к чужой культуре. Космополитизм не отрицает народных традиций, истории, культурных и прочих ценностей. Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.
  • Свобода передвижения. Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.

При этом есть и отрицательные моменты:

  • многие языки, традиции, культурные и духовные ценности, исчезнут, несмотря на то, что представляют интерес для изучения;
  • идеи космополитизма звучат красиво в умах людей, но непонятно, как реализовывать их на практике;
  • эта концепция слишком сложна и неестественна для большинства людей (и не факт, что это поменяется в будущем).

Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии. При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно. И далеко не факт, что в обозримом будущем удастся искоренить религиозные, национальные, расовые и иные предрассудки, свойственные большинству людей.

Заключение

Космополитизм – это идеология, которую можно рассматривать как систему взглядов человека или перспективную концепцию для будущего устройства мира. В первом смысле она актуальна уже сегодня, и её приверженцами являются многие мировые знаменитости, спортсмены, артисты, писатели и другие успешные люди. А вот как модель существования мира космополитизм пока что очень далёк от воплощения в реальность, несмотря на глобализацию и на то, что международные границы становятся всё более прозрачными.

Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, (человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

Содержание

История

Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными интересами греческого рабовладельческого полиса.

Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии, было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

Космополитизм и патриотизм

Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей.

Высказывалось также и другое мнение, известным выразителем которого был Лев Николаевич Толстой. В соответствии с этой концепцией патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде:

ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма—войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся [1]

Космополитизм и интернационализм

Источники

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Космополитизм (от др.греч.κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) – это идеология, в основе которой лежит идея о мировом гражданстве, мировом сообществе. Космополитизм предполагает отказ от национальной самобытности, уникальности, от традиций, обычаев, культуры. Отечество - это весь мир, поэтому и культура должна быть уникальной. Необходимо осознавать каждому человеку себя гражданином мира. Интересы всего мира выше, чем интересы отдельного государства, народа, человека. Человек - это свободный индивид Земли.

В 21 веке космополитизм проявляется в глобализации - единении народов и стран во всех сферах общества.

Таким образом, в идее космополитизма есть и положительные , и отрицательные стороны. Несомненно, что сближение, диалог культур, единение народов для решения общих проблем - это объективная реальность нашего времени. Однако это должно соседствовать с уважением и любовью к собственной культуре, традициям, самобытности, развитию от поколения к поколению чувства гордости за свой народ, свою страну.

космополитизм в истории: идея, понятие, суть, идеология, примеры

В чём суть космополитизма? Почему люди против него?

Большинству людей нравится жить в обществе. Ощущать себя частицей целого народа. Скорее всего, что всё началось ещё в доисторические времена. Люди собирались в племена. Строили посёлки, а позднее города. Так им было легче противостоять противнику. Принимались законы, выбиралось правительство и т.д.

Что же это такое?

Космополитизмом называют идеологическую концепцию, согласно которой любой человек должен принадлежать общемировой культуре. Все люди братья. Никаких делений по национальному признаку. Государства и народы отменяются. Люди являются личностями, которые могут свободно перемещаться по всей планете.

Было бы только всем лучше

Велась особая борьба, доказывающая вредоносность подобного мышления для строителей коммунизма. Пострадало множество художников, писателей, артистов, скульпторов и пр.

В СССР он процветал везде

Плюсы и минусы

Несомненно, здесь, впрочем, как и везде, есть свои положительные и отрицательные характеристики. Пример создания ЕС и Шенгенская зона свободного перемещения показывает нам, что существует тенденция к размытию границ. Объективной реальностью нашего времени является также диалоги культур, сближение многих наций в единое целое.

Но без уважения и любви к своему народу стране, самобытности, культуре, гордости за достижения, исторические победы — тяжело прожить. Не очень понятно, как это можно воплотить на практике. Противники считают, что он является прямой противоположностью патриотизму.

Они уверены, что всё подобное неестественно и нелогично. Дело в том, что при воспитании, с детских лет в нас закладывают гордость за свой народ и страны. А всеобщая глобализация не даёт этих ощущений. Индивидууму всё равно где он живёт, на каком языке разговаривает, кто его предки.

От чего освобождает космополитизм? В первую очередь это:

  • территориальная принадлежность;
  • национальность, язык, культурные ценности;
  • политическая принадлежность;
  • раса.

Считая подобные чувства консервативными и устаревшими, космополиты пропагандируют равенство, братство, свободу всех и каждого.

История появления

Затем (в средние века) ему придали некий религиозный смысл. Уже в 16-ом веке француз Гийом Постель сформулировал основные идеи. Именно в них он провозгласил принципы, которые известны и в наши дни.

Среди известных почитателей можно назвать немца Иммануила Канта. В России самым ярым приверженцем по праву считают писателя Льва Толстого (род. 1828 г. — умер в 1910 году), который известен своими пацифистскими настроениями. Он считал патриотизм пережитком варварских времён. Именно его считал главной причиной появления войн и прочих форм враждебности.

В наши дни существует немало поклонников этой философии. Но и они прекрасно понимают, что всех людей нельзя стричь под одну гребёнку. Все мы разные. Людскую природу очень тяжело изменить. Неплохо жить в мире и согласии. Но увы, мы не в сказку попали. Коммунизм не смогли построить, а всеобщее равенство уж тем более не сможем.

Читайте также: