Каким видят общество штольц и обломов как каждый из них относится к ольге ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

- вырабатывать критерии для сравнения героев романа;

- показать учащимся сложность авторского мировосприятия;

- подвести учащихся к ответу на вопрос "Какова была Россия на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной?"

- составление сравнительной характеристики Обломова и Штольца;

- работа с высказываниями критиков А. Добролюбова, А.В.Дружинина

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся отбирают материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_v_10_klasse_po_literature.docx 31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 10 классе по литературе.

- составление сравнительной характеристики Обломова и Штольца;

- работа с высказываниями критиков А. Добролюбова, А.В.Дружинина

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся отбирают материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

- Добрый день, путешественники по огромной стране литературы! И вновь перед вами роман И.А. Гончарова, еще до конца не понятый, не осознанный, а значит, и не принятый.

Какие вопросы возникали у вас при записи темы?

- Что такое антитеза?

- Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов, понятий. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка).

1. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?

Учитель. Чтобы определить свое отношение к Облмову и Штольцу, давайте сравним их портреты, воспитание, отношение к учебе в пансионате, дальнейшее образование, образ жизни, жизненные стремления, взгляды на общество, отношение к Ольге, а также взаимоотношения и взаимовляние.

- обучение? (обучение обоих в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве);

- любовь? (любовь к Ольге Ильинской).

  1. Различные черты: (работа с текстом произведения).

1-я группа. Используя текст романа, сравните:

- кто были их родители?

- какое воспитание получил каждый из героев?

2-я группа. Используя текст произведения, сравните отношение к учебе в пансионате каждого из них, какое дальнейшее образование получил Обломов, а какое - Штольц;

- дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет);

3-я группа. Сравните образ жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца, их жизненные стремления, отношение к ведению хозяйства.

4-я группа. Каким видят общество Штольц и Обломов? Как каждый из них относится к Ольге?

- отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь); Штольц пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум).

Учитель. Как вы думаете, имел ли влияние Обломов на Штольца?

в) Обобщение учителя.

  1. Аналитическая работа с отрывками из литературно-критических статей (в группах)

…Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.

(Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?)

… Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающх.

…По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше. В последние годы его жизни супруги Штольц навестили Илью Ильича, Ольга осталась в карете, Андрей вошел в известный нам домик с цепной собакой у калитки. Выйдя от своего друга, он только сказал жене: все кончено, или что-то в этом роде, и уехал, и Ольга уехала, хотя, без сомнения, с горем и слезами. В чем же заключается смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все ее пределы. так ли бы поступил Обломов, если бы ему сказали, что Ольга сделала несчастную mesaillance (неравный брак), что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких? Тысячу раз и с полной уверенностью скажем, что это не так. И Андреева кухарка стала бы для него не чужой, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если бы тот стал издеваться над мужем Ольги.

4. Аналитическая беседа

- Сравните характеристику Обломова и Штольца, данную критиками Н.А.Добролюбовым, А.В.Дружининым, Кто из них, на ваш взгляд, был объективнее?

- Кто же нужнее России: Обломов или Штольц? (возможный ответ:

- Как соотносятся слова Д.С.Лихачева с целью сегодняшнего урока?

5. Домашнее задание.

Приготовить конспект статьи Н.А.Добролюбова. Что такое обломовщина?

Образец плана характеристики художественного образа-персонажа

  1. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа:

1) социальное и материальное положение;

2) внешний облик;

3) своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4) область чувств:

а) тип отношений к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний;

5) авторское отношение к персонажу;

6) какие черты личности героя выявляются в произведении с помощью:

б) авторской характеристики;

в) через характеристики от лица персонажей;

г) предыстории или биографии;

ж) речевой характеристики;

л) окружающей обстановки.

  1. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Образец плана характеристики художественного образа-персонажа

  1. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
  2. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа:

1) социальное и материальное положение;

2) внешний облик;

3) своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4) область чувств:

а) тип отношений к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний;

5) авторское отношение к персонажу;

6) какие черты личности героя выявляются в произведении с помощью:

б) авторской характеристики;

в) через характеристики от лица персонажей;

г) предыстории или биографии;

ж) речевой характеристики;

л) окружающей обстановки.

  1. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

…Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.

(Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?)

…Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающх.

…По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше. В последние годы его жизни супруги Штольц навестили Илью Ильича, Ольга осталась в карете, Андрей вошел в известный нам домик с цепной собакой у калитки. Выйдя от своего друга, он только сказал жене: все кончено, или что-то в этом роде, и уехал, и Ольга уехала, хотя, без сомнения, с горем и слезами. В чем же заключается смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все ее пределы! так ли бы поступил Обломов, если бы ему сказали, что Ольга сделала несчастную mesaillance (неравный брак), что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких? Тысячу раз и с полной уверенностью скажем, что это не так. И Андреева кухарка стала бы для него не чужой, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если бы тот стал издеваться над мужем Ольги.

Андрей – джентльмен, уважительно относящийся ко всем представительницам женского пола. Он из тех мужчин, которые решают проблемы, а не болтают лишнего. Главная его цель – радовать возлюбленную и делать её счастливой. Несмотря на воспитание в строгости и дисциплине, что не должно было оставить любовь в жизни Штольца, он – пример нежности. Своими усилиями, поставив целью завоевать возлюбленную, он добивается всего, чего хотел.

Илья же, в свою очередь, абсолютная противоположность Андрею. Он вял и ленив. Старание – не его конёк. Так же и в отношениях с женщинами. Несмотря на свои пылкие чувства, мягкость и любовь, он не в состоянии поднять себя с диванами и завоевать до конца возлюбленную. По этой причине он так и не смог жениться на той, кого хотел.

Тогда Ольга рассказывает Штольцу свою тайну - свою историю с Обломовым. Андрей не осуждает девушку и не ревнует ее:

". Вы взяли урок: теперь настала пора пользоваться им. Начинается жизнь: отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чем – я ручаюсь за все. "

". Самое живое опасение и вечную заботу рождали болезни детей; но лишь миновало опасение, возвращалось счастье. "". – А дети?– И дети здоровы…"

". два существования, ее и Андрея, слились в одно русло; разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина. "

Супруги Ольга и Андрей Штольц оказываются очень похожими друг на друга. Они оба деятельные, энергичные, решительные личности:

". Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру – точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить. "

". Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой. "

". Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок. "

". Только когда приезжал на зиму Штольц из деревни, она бежала к нему в дом и жадно глядела на Андрюшу, с нежной робостью ласкала его и потом хотела бы сказать что-нибудь Андрею Ивановичу, поблагодарить его. " (Агафья навещает сына у Штольцев)

Такова история любви Штольца и Ольги Ильинской в романе "Обломов" Гончарова: описание отношений героев в цитатах из произведения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок в 10 классе по литературе.

вырабатывать критерии для сравнения героев романа;

показать учащимся сложность авторского мировосприятия;

- составление сравнительной характеристики Обломова и Штольца;

- работа с высказываниями критиков А. Добролюбова, А.В.Дружинина

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся отбирают материал для сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей романа; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

- Добрый день, путешественники по огромной стране литературы! И вновь перед вами роман И.А. Гончарова, еще до конца не понятый, не осознанный, а значит, и не принятый.

Какие вопросы возникали у вас при записи темы?

- Что такое антитеза?

- Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов, понятий. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка).

Актуализация опорных знаний.

Работа над темой урока.

1. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?

Каков образ жизни Штольца?

Каковы его нравственные принципы?

Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Андрей?

Какую оценку своей прежней жизни дает Илья в своей беседе со Штольцем?

Учитель. Чтобы определить свое отношение к Обломову и Штольцу, давайте сравним их портреты, воспитание, отношение к учебе в пансионате, дальнейшее образование, образ жизни, жизненные стремления, взгляды на общество, отношение к Ольге, а также взаимоотношения и взаимовлияние.

- обучение? (обучение обоих в пансионате Ивана Штольца в Верхлёве);

- любовь? (любовь к Ольге Ильинской).

Различные черты: (работа с текстом произведения).

1-я группа. Используя текст романа, сравните:

- кто были их родители?

- какое воспитание получил каждый из героев?

Предполагаемый ответ

2-я группа. Используя текст произведения, сравните отношение к учебе в пансионате каждого из них, какое дальнейшее образование получил Обломов, а какое - Штольц;

Предполагаемый ответ

- дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет);

3-я группа. Сравните образ жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца, их жизненные стремления, отношение к ведению хозяйства.

Предполагаемый ответ

4-я группа. Каким видят общество Штольц и Обломов? Как каждый из них относится к Ольге?

Предполагаемый ответ

- отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь); Штольц пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум).

Учитель. Как вы думаете, имел ли влияние Обломов на Штольца?

Предполагаемый ответ

в) Обобщение учителя.

Аналитическая работа с отрывками из литературно-критических статей (в группах)

… Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу.

(Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина?)

… Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающх.

… По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше. В последние годы его жизни супруги Штольц навестили Илью Ильича, Ольга осталась в карете, Андрей вошел в известный нам домик с цепной собакой у калитки. Выйдя от своего друга, он только сказал жене: все кончено, или что-то в этом роде, и уехал, и Ольга уехала, хотя, без сомнения, с горем и слезами. В чем же заключается смысл этого безнадежного, отчаянного приговора? Илья Ильич женился на Пшеницыной и прижил с этой необразованной женщиной ребенка. И вот причина, по которой кровная связь расторгнута, обломовщина признана переступившей все ее пределы. так ли бы поступил Обломов, если бы ему сказали, что Ольга сделала несчастную mesaillance (неравный брак), что его Андрей женился на кухарке и что оба они, вследствие того, прячутся от людей, к ним близких? Тысячу раз и с полной уверенностью скажем, что это не так. И Андреева кухарка стала бы для него не чужой, и он дал бы новую пощечину Тарантьеву, если бы тот стал издеваться над мужем Ольги.

4. Аналитическая беседа

- Сравните характеристику Обломова и Штольца, данную критиками Н.А.Добролюбовым, А.В.Дружининым, Кто из них, на ваш взгляд, был объективнее?

Рефлексия. Подведение итогов.

- Кто же нужнее России: Обломов или Штольц? (возможный ответ:

- Как соотносятся слова Д.С.Лихачева с целью сегодняшнего урока?

5. Домашнее задание.

Читайте также: