Одиночный замер анализ кратко

Обновлено: 08.07.2024

После прочтения рассказа остается ощущение безысходности и беспомощности, становится понятно, что во времена существования ГУЛага человек был существом, полностью ограниченным в своих действиях. Автор ведет повествование о последнем дне жизни заключенного Дугаева. Молодой человек обессилен, истощен, его больше ничего не пугает, а иногда только удивляет; он привык к постоянному чувству голода и уже не замечает его. В таком месте и в такой ситуации нет места надежде, и потому, когда Дугаев понимает, что его ведут на смерть, он не боится, а только сокрушается, что напрасно отдал так много сил сегодняшней работе.

В "Колымских рассказах" Варлаам Шаламов изобразил зловещий мир сталинских лагерей- мир за колючей проволокой, где умирают , страдая от голода и издевательств, люди, отбывающие срок по 58 статье . Ни один рассказ не написан холодно, ни в одной строке автор не солгал, выступив в качестве выжившего свидетеля тех страшных лет.
"Одиночный замер" начинается без предыстории героя, потому что у всех, попавших в лагерь, нет уже ни прошлого, ни будущего. Мы лишь знаем , что "Дугаеву было двадцать три года, и все, что он здесь видел и слышал, больше удивляло , чем пугало".
Вечером , после работы, смотритель сообщил, что " Дугаев получит на следующий день одиночный замер". Автор делает акцент на слове "одиночный", потому что человек, живущий по правилам зоны ( "не верь, не бойся, не проси"), обостренно чувствует свое одиночество. Однако лагерный новичок Дугаев еще не разбирается в смысле слов "одиночный замер" и не замечает странного поведения своего напарника Баранова, который вдруг начинает "подчищать давно вычищенный забой", пряча глаза. А потом , после скудного ужина, нарушая лагерные "правила" , делится с Дугаевым "папироской", говоря : "Кури, мне оставишь".
Это удивляет героя, ведь они не друзья. Во внутреннем монологе бывшего студента звучит мысль автора о невозможности дружбы в лагере, потому что там в человеке уже не остается ничего человеческого, " есть только недоверие, злоба и ложь."
В описании трудового дня , длившегося 16 часов, автор использует ряд повторяющихся глаголов: " возил, кайлил, сыпал, опять возил и опять кайлил и сыпал", чтобы подчеркнуть монотонность действий . Такой бездумный труд постепенно превращает человека в животное. Дугаев не может работать так же споро, как бывшие хлеборобы , привыкшие к тяжелому физическому труду. Он сразу после школы поступил в университет, "а университетскую скамью променял на этот забой".
Герой даже не догадывается, что получает свой смертный приговор именно тогда, когда смотритель замеряет выполненную без напарника работу - "двадцать пять процентов" от нормы. На следующий день он снова работает с Барановым. Но, когда бывшего студента "в ночь на послезавтра " солдаты поведут "за конбазу", до притупленного тяжким трудом сознания дойдет, что его ожидает. Страха Дугаев совсем не испытывает, а лишь жалеет, что "напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день".
В этом небольшом произведении автор проследил путь человека к смерти, сумев в немногих словах раскрыть бесчеловечные "законы" замкнутого лагерного мира. "Колымские рассказы"- это дань памяти всем жертвам сталинских репрессий. Читая "Одиночный замер" , мы понимаем, сколько тысяч "врагов народа" , подобных Дугаеву, так и не вернулись к своим матерям, женам, детям.

У меня есть книга В. Шаламова "Колымские рассказы" и, естественно я ее прочитал. Страшное, жуткое было время. Сейчас, где я проживаю, глядя на весь этот районный истеблишмент и не только. Как оно (они) себя ведут, поступают, я бы с превеликим удовольствие некоторых отправил туда, где побывал Шаламов. Скажу больше, я обращался к В. Жириновскому, что бы он поднял вопрос о возрождении, но, уже в наше время Каторгу, описанную В. Пикулем в своих книгах В. Пикуля "Каторга" и "Колымских рассказах" В. Шаламова. На что Жириновский ответил, он бы с удовольствием это сделал, но на него "давят" более многочисленные партии, а жаль. С большим уважением к Вам Борис.

Уважаемый Борис, благодарю за внимательное прочтение. Хорошо понимаю Ваши чувства.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+



Он попал в одиночную камеру Бутырской тюрьмы, а затем на 3 года в Вишерский исправительно-трудовой лагерь на Северный Урал.

Однако в январе 1937 года Шаламова снова арестовали. Особое совещание НКВД СССР приговорило его к 5 годам заключения в лагерях с использованием на тяжелых физических работах. Формулировка обвинения была та же: за контрреволюционную троцкистскую деятельность. В 1943 году, будучи в лагере, Шаламов получил третий срок – 10 лет, теперь – за антисоветскую агитацию.


В 1956 году в печати появились стихотворения В.Шаламова – пять тоненьких сборников было издано при жизни автора. Однако публикации своей прозы на родине Шаламов так и не дождался.


"Багрецов негромко выругался. Он оцарапал палец, текла кровь. Он присыпал рану песком, вырвал клочок ваты из телогрейки, прижал - кровь не останавливалась.


Если мы попробуем точнее подобрать слово для характеристики лагерной жизни, то мы скажем, что человек здесь не живет, а выживает.

"Градусника рабочим не показывали, да это было и не нужно - выходить на работу приходилось в любые градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусника: если стоит морозный туман, значит, на улице сорок градусов ниже нуля; если воздух при дыхании выходит с шумом, но дышать еще не трудно - значит, сорок пять градусов; если дыхание шумно и заметна одышка - пятьдесят градусов. Свыше пятидесяти пяти градусов - плевок замерзает на лету. Плевки замерзали на лету уже две недели". ("Плотники", 1954").

Такой самоанализ одновременно оказывается и способом сохранения собственного интеллекта, а нередко и основой философского осмысления законов человеческого существования; он позволяет открыть в человеке такое, о чем можно говорить только в патетическом стиле. К своему удивлению, читатель, уже привыкший к лаконизму прозы Шаламова, находит в ней и такой стиль патетический стиль.

Скупость повествования и насыщенность размышлениями заставляют воспринимать прозу Шаламова не как художественную, а как документальную или мемуарную. И все же перед нами изысканная художественная проза.


"Одиночный замер" - короткий рассказ об одном дне жизни арестанта Дугаева – последнем дне его жизни. Вернее, рассказ начинается с описания того, что произошло накануне этого последнего дня: "Вечером, сматывая рулетку, смотритель сказал, что Дугаев получит на следующий день одиночный замер". Эта фраза заключает в себе экспозицию, своеобразный пролог к рассказу. Она уже содержит сюжет всего рассказа в свернутом виде, предсказывает ход развития этого сюжета.

Лаконизм рассказа, с одной стороны, обусловлен краткостью жестко отмеренного пути героя. С другой – это тот художественный приём, который создаёт эффект недоговоренности. В результате читатель испытывает чувство недоумения; всё происходящее кажется ему таким же странным, как и Дугаеву. Неотвратимость исхода читатель начинает понимать не сразу, почти вместе с героем. И это делает рассказ особенно пронзительным.

Несмотря на нарочитую замкнутость рассказа, который оканчивается гибелью героя, его оборванность и недоговоренность создают эффект открытого финала. Поняв, что его ведут на расстрел, герой романа жалеет, что проработал, промучился этот последний и потому особенно дорогой день своей жизни. А значит, он признает невероятную ценность этой жизни, понимает, что существует другая свободная жизнь, и она возможна даже в лагере. Заканчивая рассказ таким образом, писатель заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами человеческого бытия, и на первом месте оказывается вопрос о возможности человека ощущать внутреннюю свободу вне зависимости от внешних обстоятельств.


Герой рассказа "Шерри-бренди” отличается от большинства героев "Колымских рассказов". Это поэт. Поэт, находящийся на краю жизни, и мыслит он философски. Словно со стороны наблюдает он происходящее, в том числе и то, что происходит с ним самим: "…он не спеша думал о великом однообразии предсмертных движений, о том, что поняли и описали врачи раньше, чем художники и поэты”. Как и любой поэт, о себе он говорит, как об одном из многих, как о человеке вообще. В его сознании всплывают стихотворные строки и образы: Пушкин, Тютчев, Блок… Он размышляет о жизни и о поэзии. Мир сравнивается в его воображении со стихами; стихи оказываются жизнью.

Кто этот герой? Быть может, сам Шаламов, всю жизнь считавший себя скорее поэтом, чем прозаиком? Спустя годы Шаламов напишет стихи, которые по своему настроению заставляют вспомнить этот рассказ:

Оценить 17766 0

преподаватель русского языка и литературы

Азарова Светлана Васильевна

1.Чем объяснить, что Дугаев получил одиночный замер?

2.Как доказать, что бригадир и Баранов поняли, какая участь ожидает Дугаева?

3.Когда Дугаев получил одиночный замер?

4.В каком случае между людьми завязывается настоящая дружба?

5.Каким образом Дугаев работал после получения одиночного замера?

6.Вследствие чего Дугаев не мог выполнить норму?

1.Дугаев систематически не выполняет установленную норму выработки, от таких заключённых лагерное начальство избавляется. Для установления точной нормы выработки заключённый получает одиночный замер.

3.Дугаев получил одиночный замер после рабочего дня, вечером, по распоряжению смотрителя, определившего, что Дугаев в очередной раз не выполнил норму.

Список использованной литературы

1.Шаламов В.Т. Колымские рассказы: Кн.1.-М.: Русская книга (Сов. Россия), 1992.-592с.

Читайте также: