Статья тестопластика как метод арт терапии в работе воспитателя доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психолог: «Здравствуйте дорогие коллеги, я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс, который называется: « Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ:

Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:

- избавление от стресса,

- преодоление тяжелых переживаний,

- развитие творческих способностей,

- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

- негативные эмоциональные состояния,

- разностороннее развитие личности и др.

История арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов. Символы получали магические значения и использовались в ритуальных действиях. В древних шаманских традициях танцы и пение помогали шаману войти в измененное состояние сознания и привлечь целительную силу духов. Амулеты с изображением символов защищали их обладателей от негативного воздействия извне. В Тибете традиционно используются мандалы для медитативных практик. Так или иначе, художественные образы имели место во всех древних культурах и служили в целительных, магических или духовных целях.

В конце 19-го века французские психиатры пытались толковать рисунки душевнобольных и проводить взаимосвязь с внутренним состоянием пациентов. Этому примеру последовали другие психиатры. Затем Зигмунд Фрейд заметил, что многим пациентам легче передать свои ощущения не вербально, а посредством рисунков. Эту идею развил Карл Густав Юнг. Постепенно специалисты приходили к выводу, что художественный образ может служить ключом к пониманию внутреннего мира пациента.

В 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположники арт-терапии - американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России. Методы арт-терапии становятся частью современных оздоровительных систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.

Виды арт-терапии

Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии.

- лепка из глины, пластики, теста.

Тестопластика

Лепка из теста или тестопластика является, как мы уже выяснили одним из направлений арт-терапии.

Что же такое тестопластика? Искусство лепки из солёного теста называется тестопластикой. Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный.

Вот почему,когда-то давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды их обжигали на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Тестопластика выполняет следующие функции

Влияние занятий тестопластикой для детей:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Влияние занятий тестопластикой для педагогов:

• Профилактика эмоционального выгорания.

• Формирование положительной самооценки.

• Реализация творческого потенциала.

• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.

• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)

• Профессиональная самореализация педагога .

Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога-психолога.

*Участники создают своего героя.

После того, как все закончили создание своего сказочного героя, психолог предлагает представить по очереди своих сказочных героев.

Психолог: «Познакомьте по очереди нас со своим сказочным героем.

Это добрый герой или злой?

*Психологи представляют своего героя по очереди (по желанию).

Психолог предлагает взять тарелочки и поместить туда своего героя.

Участники начинают работу по созданию Сказочной страны, используя различный материал.

- Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Расскажите немного об этой сказочной стране, представьте ее. Какие события будут происходить в этой стране.

Рефлексия встречи – обмен мнениями, подведение итогов.

Педагог-психолог уточняет, резюмирует высказывания собравшихся, благодарит всех за внимание и участие в работе мастер-класса.

Наступило время информационной насыщенности, быстрого ритма жизни, в результате чего, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия.

Арт-терапия - направление в психотерапии, использующее художественное творчество, "лечение искусством".

Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений, они пригодны для различных сфер деятельности. Арт-терапия призвана работать со следующими проблемами:

- избавление от стресса,

- преодоление тяжелых переживаний,

- развитие творческих способностей,

- самопознание и раскрытие внутреннего потенциала,

- негативные эмоциональные состояния,

- разностороннее развитие личности и др.

История арт-терапии

Самые первые приемы арт-терапии появились в древности, когда люди обнаружили целительные свойства символов и художественных образов. Амулеты с изображением символов защищали их обладателей от негативного воздействия извне. В Тибете традиционно используются мандалы для медитативных практик. Так или иначе, художественные образы имели место во всех древних культурах и служили в целительных, магических или духовных целях.

В конце 19-го века французские психиатры пытались толковать рисунки душевнобольных и проводить взаимосвязь с внутренним состоянием пациентов. Этому примеру последовали другие психиатры. Затем Зигмунд Фрейд заметил, что многим пациентам легче передать свои ощущения не вербально, а посредством рисунков.

В 40-е годы арт-терапия начала формироваться как самостоятельное направление в психотерапии. Основоположники арт-терапии - американские психологи Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. М.Наумбург отметила в одной из своих работ, что в каждом человеке изначально заложена способность проецировать свои внутренние конфликты в художественные формы. Эдит Крамер дополнила эту мысль выводом о том, что в процессе творчества эти внутренние конфликты проживаются человеком и в конечном итоге растворяются.

В настоящее время арт-терапия практикуется по всему миру, в том числе и в России. Методы арт-терапии становятся частью современных оздоровительных систем, авторских методик по личностному и духовному развитию.

Виды арт-терапии

Арт-терапия имеет большое разнообразие методов. По сути, сколько существует видов искусств и способов творческого самовыражения, столько и разновидностей арт-терапии:

- лепка из глины, пластики, теста.

Тестопластика

Лепка из теста или тестопластика является, как мы уже выяснили одним из направлений арт-терапии.

Что же такое тестопластика? Искусство лепки из солёного теста называется тестопластикой. Лепка из солёного теста – это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль – природные, экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования – пластичный, лёгкий, безвредный и очень комфортный

Вот почему,когда-то давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды их обжигали на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста.В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.

Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Тестопластика выполняет следующие функции

Влияние занятий тестопластикой для детей:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Влияние занятий тестопластикой для педагогов:

• Профилактика эмоционального выгорания.

• Формирование положительной самооценки.

• Реализация творческого потенциала.

• Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

• Развитие мелкой моторики, создания целостного образа.

• Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых)

• Профессиональная самореализация педагога .

Цель:

Развивать творческие способности через использование технологии тестопластики.

Задачи:

- формировать предпосылки к учебной деятельности
– формировать качества творческой личности
– формировать художественный вкус
-воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру
-формировать уверенность в себе, в своих способностях
- развивать координацию движений и мелкую моторику.

Этот вид рукоделия доступен абсолютно всем, так как не требует каких – то художественных способностей и больших финансовых затрат.

Когда смотришь на конечный результат, то, кажется, что делать все это очень легко, но на самом деле этот процесс не так уж и прост. В нем так же, как и в любом другом виде рукоделия есть свои секреты и маленькие хитрости.

Виды лепки:

• Конструктивный - является наиболее простым и заключается

в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных

частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения,

когда у детей еще нет навыка лепки.

• Пластический - изделие выполняют из целого куска. Здесь

нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого

предмета, его формы и пропорции, пространственное

• Комбинированный - этот вид включает в себя как

конструктивный, так и пластический. Так выполняют

изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. В младших группах тесто мы готовили сами, в присутствии детей. А в подготовительной группе дети тесто размешивают сами – это один из любимых этапов работы детей с тестом. Понадобятся: тряпочка, кисточка, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто нужно держать в мешочках или в баночке.

Сушить готовые изделия лучше, конечно, в духвоке или просто на столе . Из опыта тоже пришли к выводу, что если изделие сушить на батарее, оно трескается и ломается. Хотя во многих источниках пишут , что можно сушить на батареях.

1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

-разрезание прочной нитью

-разрезание и надрезание стекой

2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

-раскатать в ладонях или на столе

3. Учимся соединять детали

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

-процарапывание различными инструментами

-оформление рельефом (оттиском)

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой).

- Какие чудесные герои у вас получилась! Каждый из вас внес в его создание частичку своего тепла, своей души. Молодцы!

ВложениеРазмер
Памятка для педагогов при работе с соленым тестом 99 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов при работе с соленым тестом.

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов солёного теста. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.

Для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
- 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
- крахмала ( столовую ложку)
- клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:
200 гр. муки, 200 гр. соли, 125 мл воды, 1ст.ложка подсолнечного масла.

Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст.л. глицерина
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Разработала: воспитатель МАДОУд/с № 32

Зайдуллина Э.М., Набиуллина Э.Г.

Методические рекомендации для педагогов при работе с соленым тестом.

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Существует много различных составов солёного теста. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.

Для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
- 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или
- крахмала ( столовую ложку)
- клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:
200 гр. муки, 400 гр. соли, 125 мл воды ,1 ст. ложка подсолнечного масла.

Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст.л. глицерина
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.
Разработали: воспитатель МАДОУ д/с № 32

Зайдуллина Э.М., НабиуллинаЭ.Г.

При изготовлении теста

НЕ рекомендуем использовать:

· Муку блинную (или с добавками) - фигурки при высыхании поднимутся и потрескаются.

· Соль йодированную - вкрапления не растворяются, в последствии тесто будет в крупинку.

· Теплую воду - лучше использовать ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ (в ней лучше растворяется соль).

· Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

· Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

· Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,
но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил: при сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки, т. е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на следующем этапе перевернули (если нужно вынули излишек теста) и сохнет уже обратной стороной.

· Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании; или раскрасить готовое высохшее изделие.

· Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

При изготовлении теста

НЕ рекомендуем использовать:

· Муку блинную (или с добавками) - фигурки при высыхании поднимутся и потрескаются.

· Соль йодированную - вкрапления не растворяются, в последствии тесто будет в крупинку.

· Теплую воду - лучше использовать ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ (в ней лучше растворяется соль).

· Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

· Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

· Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях,
но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил: при сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки, т. е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на следующем этапе перевернули (если нужно вынули излишек теста) и сохнет уже обратной стороной.

· Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании; или раскрасить готовое высохшее изделие.

· Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"

Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска".

Тестопластика как метод арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ


Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит.


Основные положения по работе с применением приемов песочной терапии по эмоционально-личностному развитию дошкольников (игры с песком, рекомендуемые родителям для применения в домашних условиях для сня.


Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии.


Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения.

Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Существуют разные виды арт-терапии : сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерпия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и т. д. Я, как воспитатель детского сада решила обратиться к арт-терапии, потому что педагогическая практика показывает, что часто в детский сад приходят агрессивные, неспокойные дети с неустойчивой психикой.

Арт-терапевтическая методика позволяет погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию.

Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности, детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители).

Почему я выбрала именно тестопластику? В первую очередь потому, что тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Работая по теме, поставила перед собой следующие цели:

- гармоничное развитие ребёнка с проблемами в развитии,

- расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства,

- участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Через использование арт-терапии решаю следующие педагогические задачи :

- учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку;

- корригировать психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества;

- прорабатывать мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять;

- способствовать формированию качеств позитивного общения

- развивать чувство внутреннего контроля;

- концентрировать внимание на ощущениях и чувствах;

- развивать художественные способности;

- формировать положительную самооценку дошкольников.

В самом начале кружковой работы я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми.

Составила рабочую программу кружка, разработала серию занятий по теме, которые служат творческим толчком для обучения детей лепке из соленого теста.

Составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.

На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте : твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Для раскатывания теста использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.

В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание возникающих негативных ситуаций (порицания, критика, неодобрение).

Особо хочется остановится на тех методах и приемах которые я использую в работе с детьми.

Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.

Включаю в свою педагогическую деятельность элементы моделирования - использую графические и предметно-схематические модели, где существенные признаки уложены в схему или изображены условно.

Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Поэтому широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

В своей деятельности использую различные приемы:

Все это позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых в педагогической деятельности, моя цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.

Под моим руководством дети участвуют в творческих интернет-конкурсах. И я думаю, что это не последние достижения. Я планирую и дальше выставлять детские работы на различные конкурсы.

Проведенная работа за год показала следующие результаты:

страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду стали для ребят менее стрессогенными;

дети способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей;

изменилась самооценка дошкольников на более позитивную;

в группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения.

А также результаты были в развитии мелкой моторики и развитии речи дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности.

Консультация для воспитателей

«Тестопластика как метод арт-терапии


Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.

Почему я выбрала именно тестопластику? В первую очередь потому, что я сама увлечена этим делом. И считаю, чтобы увлечь детей, надо только одно – быть примером, увлеченным самому и конечно, что-то уметь делать. Тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.А самое главное, при лепке развивается моторика рук, а это прямой путь к развитию речи. А развитие речи и тренировка пальцев-это как раз то, что необходимо детям дошкольного возраста. У маленьких детей развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики рук разминая в руках кусочек теста, дети помогают сами себе. Кристаллы соли раздражают нервные окончания пальцев, тем самым воздействуют на участки головного мозга обеспечивающие формирование речи. Вот и выходит, что лепка-это не только интересно,но и полезно

В самом начале своей работы я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми. Я составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.

Работая по теме, поставила перед собой цель:

развитие творческих способностей через использование технологии тестопластики.

Через использование арттерапии решаю следующие педагогические задачи:

-стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей,

-развивать изобразительные навыки и умения,

-развивать общую умелость, мелкую моторику, координацию рук,

-вырабатывать усидчивость, внимательность, опрятность, интерес к работе с тестом,

-воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.

содействовать формированию у детей интереса к лепке;

знакомить их со свойствами материала;

учить правильно пользоваться соленым тестом;

помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;

научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки).

Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек теста расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д. Они с большим интересом занимаются лепкой. Малышей увлекает возможность отрывать от теста куски, соединять их. Ребенок наблюдает изменение первичного кома теста, и это также производит на него впечатление (был шарик, сжал его между ладонями - получилась лепешка, раскатал комок - получился столбик или шарик).

На первых занятиях рассказала детям об истории тестопластики, знакомила с материалами: мука, соль, вода, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами раскатывание на определенную толщину, разминание, отщипывание, сплющивание, смачивание водой для склеивания частей, а так же декорирование теста мелкими деталями(пуговицами, фасолинками, горошинами, бусинками и т.д.).При соединении частей использую приемы: прижать-вдавить.

Тесто я всегда замешиваю в присутствии детей-это приводит детей в восторг.Детям даю возможность подействовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек.

Одна тема рассчитана на два занятия.На первом занятии дети лепят поделку, потом даем возможность высохнуть ей, а на втором занятии раскрашиваем её. Для раскрашивания используем краски(гуашь, акварель). Тесто делала цветным добавляла краски в воду для замешивания.

Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.

Особо хочется остановиться на тех методах и приемах, которые я использую в работе с детьми.

Для того чтобы приступить к лепке из теста какой – либо фигуры, нужно освоить несколько простых приемов и элементов лепки, таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др. Так, при скатывании нужно положить кусочек теста между ладонями и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шар. Все это я объясняю детям, вместе выполняем и при этом проговариваем пальчиковую игру.

Я надул воздушный шарик,

Укусил его комарик.

Шарик лопнул – не беда,

Новый шар надую я.

Чтобы получить блин, лепешку или диск, сначала скатываем шарик, потом его сильно сдавливаем, сплющиваем между ладонями. Лепим и проговариваем.

Тесто круто замесили,

Лады, лады ладушки.

Жгутик – необходимая часть большого числа игрушек. Для того чтобы выполнить этот элемент нужно положить кусок теста и раскатать его другой ладонью вперед – назад. Чем сильнее давить на жгут при раскатывании, тем тоньше он получится. Можно раскатывать жгут и проговаривать с детьми слова.

У меня живёт змея!

Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам

Может ползать тут и там.

Конус. Сначала нужно скатать шар, затем раскатать его между ладошками, нажимая на одну сторону. Конусы в дальнейшем пригодится для лепки колпака клоуна, крыши домика, капли и т. п. При лепки проговариваем слова.

Капельки-дождинки
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
На ладошки дети
Ловят капли эти.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.

Цилиндр. Для лепки цилиндра нужно взять кусок теста и указательным и большим пальцем, раскатать вперед – назад до формы толстого жгута продолжая держать заготовку, указательным и большим пальцем другой руки надавить на оба кольца жгута, чтобы выровнить. При лепке этого элемента можно проговаривать стихотворение.

Труба парохода- цилиндр,

Труба на нашей крыше - тоже,

Все трубы на цилиндр похожи.

Кубик. Кубик можно слепить двумя способами: простым и сложным. Легче сделать с помощью стеки, обрезать из куска теста все лишнее. Но все же для ребенка важнее ощутить форму, объем и создать кубик с помощью собственных пальчиков, не используя стеки. Нужно сначала слепить цилиндр и попеременно нажатием пальцев выравнивать поверхность элемента с четырех сторон: сверху, снизу и еще с двух сторон. Чтобы поверхность была более ровной, можно выровнять поверхность, прижав каждую из сторон к доске для лепки. Лепим и проговариваем и слова.

Познакомьтесь, это куб

Всего четыре стороны

У него всегда ровны.

Прямоугольник. Прямоугольник можно сделать на основе кубика, вытянув любые две стороны, надавив на них пальцами. Проговариваем слова.

И совсем почти квадрат,

Но немного длинноват.

И теперь он во стократ

Стал полезней, чем квадрат.

Это вам и шоколадка,

И учебник, и тетрадка,

Дверь, окно, кирпич, паркет…

И чего тут только нет.

Продолговатый шар. Нужно слепить шар и поменять движение кисти; одна ладонь остается неподвижной, вторая раскатывает шар вперед – назад два – три назад, легко надавливая, шар должен немного вытянуться.

Есть у шара младший брат-

Он слегка продолговат:

Рос он, рос-и длинный стал.

А зовут его овал.

Он-на дереве листок,

На него еще похожи,

Огурец и кабачок.

Полусфера. Чтобы слепить полусферу, нужно слепить шар и стекой разрезать пополам. При выполнении этих действий можно проговаривать вместе с ребенком.

Черепашка тащит дом,

Отдыхать ей можно в нем.

От дождя она укрыта –

Дом и крыша и защита.

Много дней она в пути,

Долго ей еще ползти.

Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.

На занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Все это позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, моя цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.


Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и помышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Ученые установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Что способствует процессу ускорения развития мелкой моторики?

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша?

Один из эффективных способов развития мелкой моторики - ТЕСТОПЛАСТИКА.

Тесто – это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому педагогу, дешев и легок в приготовлении и использовании. Так же изделия из теста имеют ряд преимуществ среди других материалов. Они не имеют запаха, прочны, долговечны, приятны на ощупь, а в случаях поломки не образуют острых углов. При необходимости педагог может сам приготовить нужное ему пособие.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок возник сравнительно недавно. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, обереги. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика.

Формирование ведущей идеи опыта.

На формирование опыта оказал влияние следующий фактор:

- Активное участие в кружковой деятельности.

Мой кружок дети начали посещать с младшей возрастной группы. На занятиях дети знакомятся с таким художественным материалом как солёное тесто и разными способами его обработки. Занятия направлены на развитие умения и навыков работы с пластичным материалом. Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Занятия будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

- Поиск средств для создания условий разностороннего развития детей в многочисленной группе.

Мне хотелось создать комфортные условия для разностороннего развития детей своей группы так, чтобы у них было любимое увлечение, реализующее потребности в общении, творчестве и развитии. Тестопластика отвечает всем этим факторам.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Начиная работать с детьми по данной теме была изучена учебная и методическая литература. Был составлен перспективный план занятий, который способствовал эффективному и систематическому усвоению знаний и умений детей, развитию мелкой моторики, восприятию форм, цвета, пропорции.

На первых этапах ребенок учиться контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учиться ловко управлять с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находиться в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

На первых занятиях дети знакомились со свойствами соленого теста (пластичностью, податливостью, нежностью), его составом (соль, вода, мука), инструментами, которые необходимы для работы с тестом (стеки для вырезания, валики для раскатывания теста, различные формочки для вырезания, шаблоны). Также дети обучались простейшим технологическим приемам лепки: раскатывание валиком до нужной толщины, вырезания формочками.

Позже дети учились работать с шаблоном, вырезая фигуру по контуру, правильно использовать стеку. Учились сглаживать края вылепленной фигурки пальцем, смоченными водой.

Освоив лепку простых фигурок перешли к следующему этапу - лепке полуобъемных форм. На этом этапе дети осваивали такие приемы лепки, как: раскатывание, сплющивание, отщипывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание. Основное содержание заданий носило предметный характер. Предметы для лепки были самые разнообразные: фигурки животных, посуда, декоративные пластинки и т.д. Такие занятия сочетались с занятиями по рисованию, они часто предшествовали занятиям лепкой по тестоплатстике.

На втором году обученя дети уже осваивали более сложную технику - лепку простых объемных фигур. Учились лепить конструктивным методом (лепка из отдельных частей). На этом этапе совершенствовалась техника лепки, применялись знакомые способы и приемы лепки, закреплялись. Дети учились соединять части вылепленных фигур между собой при помощи воды (мелкие детали), при помощи спичек или зубочисток (если крупные детали). Постепенно дети знакомились с понятием композиции. Из соленого теста лепились не просто отдельные фигуры и предметы, они включали в себя изображения предметов в определенном взаимодействии. Так появились сюжетные композиции.

Читайте также: