Как сделать лэпбук по математике для детского сада своими руками пошагово

Обновлено: 08.07.2024

как сделать лэпбук: мастер-класс

Тема для лэпбука

Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но на своем опыте я могу сказать, что лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
С другой стороны, я делала обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук был призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.

План

После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Например, вот мой план для лэпбука к 1 сентября:
1. Познакомить ребенка со школьными понятиями: терминология, названия и имена.
2. Познакомить ребенка с правилами школьной жизни (дисциплина и т.п.).
3. Поговорить о безопасном пути от дома к школе.
4. Портфель школьника - что и для чего нужно, а что не нужно: сортировка.
5. Дать материал по празднованию 1 сентября и организации учебного процесса в других странах мира.
6. Дать понятие о том, что ждет на первых уроках в школе с помощью образцов учебников (для интереса - старинных, из детства пап и мам).
7. Для развития речи - пословицы.
8. Для поддержки интереса - календарь ожидания 1 сентября.

Макет

Следующий этап самый интересный :) Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

как сделать лэпбук
Эскиз лэпбука на листе А4

Элементы для лэпбука

Я здесь привожу фото элементов лэпбука, которые использую сама, по разному комбинируя их в разных папках.

элементы лэпбука - кармашки

Фигурные кармашки.

элементы лепбука - кармашки

Конвертики обычные.

элементы лэпбука - конвертики

Конвертики фигурные.

элементы лэпбука - конверты

Вращающиеся круги.

элементы лэпбука - подвижные круги

Книжки простые.

элементы лэпбука - мини-книжки

Книжка-гармошка.

элементы лепбука - книжка-гармошка

Блокнотик разрезной.

элементы лэпбука - блокнотик

Блокнотик со страницами разной длины.

Лист, сложенный в два раза.

элементы лэпбука

Лист, сложенный в четыре раза.

элементы лэпбука

Полоса, сложенная в несколько раз.

элементы лэпбука - свернутый лист

Создание шаблона


Теперь дело за малым - в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. Так как у меня есть опыт работы проектировщиком, то я делаю свои шаблоны на компьютере - там мне легче чертить всякие квадратики:)
Я работаю в специальной автоматизированной системе проектирования. В которой и создаю свои чертежи.
А иллюстрации рисую либо сама, либо мне помогает мой сын - он умеет рисовать на графическом планшете.

Подробнее об этом можно прочитать в посте: "Как я делаю лэпбуки".

Для успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Форма является важным свойством окружающих предметов, она получила свое обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильное и слуховое.



Уже сама обложка лэпбука представляет собой игровое поле с геометрическими фигурами (на липучках) разной формы и цвета.



Цель: развивать представления детей о геометрических фигурах (Какая фигура (название)? Какого цвета? Большая или маленькая? Есть ли углы и сколько их? На что похожа? Найди для фигуры домик и др.).


Цель: расширять и обогащать представления детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, овале, ромбе, трапеции, полукруге).







Цель: развивать представление о геометрических фигурах, их цвете (основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый).



Ход: педагог выбирает фигуру на круге, называет, дети накладывают такую же фигуру из кассы, если такая фигура есть на их карточке. Выигрывает тот, на карточке которого раньше других выпадут все фигуры.





Цель: развивать умение различать форму плоских геометрических фигур, развивать сенсомоторную координацию.

Материал: фигуры (из фоамирана) с вырубками, вкладыши на ленточных петельках.

Ход: педагог предлагает подобрать для каждой фигуры вкладыши в соответствии с цветом и формой, описать, что это за фигура, какого цвета.



Цель: учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать фигуры, развивать долговременную память.

Ход: предложить детям рассмотреть геометрические формы – круг, треугольник, квадрат и др. Педагог отсчитывает по 5 (либо отхлопывает) и предлагает детям отыскать среди фигур ту, которую назвал педагог.

Раз, два, три, четыре, пять,

Желтый треугольник идем искать!

(красный квадрат, синюю трапецию, крышу дома, вкусное яблоко и пр.) Ребенок должен показать фигуру, описать.

Упражнение можно варьировать либо называя фигуру, либо показывая такую же, либо называя предмет и предложить детям подобрать фигуру, подобную названному предмету.

Цель: развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер, цвет, форма).

Материал: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие, разных цветов.

Ход: педагог кладет на стол два круга. Детям раздается геометрические фигуры двух величин. Педагог предлагает разложить детям свои фигуры, учитывая размер (форму, цвет): около большого круга дети кладут большие фигуры, около маленького круга - маленькие.

Цель: развивать умение называть геометрические фигуры по признаку обобщающим словом.

Материал: геометрические фигуры (большие и маленькие; квадраты, треугольники и т.д.).

Ход: перед ребенком выкладываются четыре геометрических фигуры одного вида (квадраты (треугольники, круги и др.) разного цвета, либо только большие геометрические фигуры, либо разные фигуры, но одного цвета. Ребенок должен определить общий признак (одинаковые геометрические фигуры, либо одного размера, либо одного цвета).

Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Материал: геометрические фигуры из кассы фигур.

Ход: ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. Например,

1) ромб, квадрат, круг, треугольник; лишний круг, так как он без углов;

2) красный квадрат, синий круг, красный треугольник, красный овал; лишний круг, так как он синий;

3) квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник; лишний треугольник, так как у него три угла, а остальные четырехугольники и пр.


Цель: учить соотносить контур и цвет плоскостной фигуры с объемным предметом по признакам, уметь называть их.

Материалы: карточки (пазлы) с названием фигуры (буквенное обозначение), контуром фигуры, цветовой палитры, изображением объемного предмета для составления логического ряда.





Ход: педагог выкладывает большую карточку с буквенным обозначением фигуры, озвучивает, далее предлагает из деталей-пазлов составить логический ряд: контур – цвет – изображение объемного предмета.



Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, определять цвет, развивать внимание, мышление

Материалы: карточки с изображением последовательности геометрических фигур, фигуры из кассы фигур.

Ход: педагог предлагает детям рассмотреть карточку, назвать фигуры и цвет. Далее, используя фигуры из кассы повторить последовательность на свободном поле. Можно усложнить задание, предложить назвать соседей фигуры, предметы-аналоги вокруг.






Цель: формировать представление о целостном образе предмета, учить соотносить предмет с геометрической фигурой.

Материалы: разрезные картинки из 2-х частей (пирамидка, радуга, солнце, венок, мяч, печенье, подушка, воздушный змей, дорожный знак, долька арбуза, часы, сумка, яйцо, юбка, шарик), геометрические фигуры из кассы фигур.



Ход: перед детьми разложены разрезные картинки с изображением предметов, педагог предлагает сложить картинку, чтобы получился целый предмет, подобрать геометрическую фигуру, сходную с изображенным предметом, дать описание.



Цель: развивать мелкую моторику, восприятие, закреплять умение выделять фигуру по образцу, учитывая цвет.

Материал: карточки с изображением фигур, прищепки (разноцветные).

Ход: педагог предлагает ребенку выбрать на карточке фигуру, соответствующую образцу в центре, учитывая цвет, прикрепить прищепку по цвету.





Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал: сюжетные картинки с изображением различных предметов (разработаны при помощи Конструктора картинок – 2 Мерсибо), геометрические фигуры из кассы для образца.

Ход: дети рассматривают картинку, педагог предлагает найти предмет, сходный по форме с представленными образцами.


Графические упражнения



Ход: педагог предлагает ребенку рассмотреть карточку, рассказать, что изображено, а затем и повторить фигуру по точкам.



Ход: ребенку необходимо раскрасить указанные геометрические фигуры, создавая дорожку, чтобы помочь животному пройти к игрушке, еде.



Лэпбук (lapbook) — идеально подходит для развития исследовательского интереса у детей. Можно купить готовый набор в ближайшем магазине, а можно сделать самостоятельно с ребенком, используя подручные материалы, которые есть у каждого школьника или детсадовца. Ниже предстоит ознакомиться с пошаговой инструкцией изготовления лэпбука своими руками и основными нюансами.


Содержимое статьи

Выбор темы

Здесь все зависит от того, о чем ребенку нужно узнать. Стандартные варианты — времена года, изучение деревьев, числа, буквы, насекомые, животный мир и т.д. Небольшая книжка будет содержать в себе небольшую познавательную часть и тренировочную для закрепления знаний. Делая lapbook самостоятельно, можно сделать индивидуальное пособие, которое бы подошло для закрепления пробелов в знаниях.



Даже если на ум ничего не приходит, можно просто распечатать и собрать полноценную книжку в течение нескольких часов.













  • Знакомство со школьными понятиями — звонок, история, различная терминология.
  • Правила школьной жизни — что такое дисциплина и т.д.
  • Безопасное возвращение домой.
  • Что входит в портфель.
  • Развитие речи — пословицы.
  • Поддержание интереса — интерактивный календарь.


Эта тема идеально подойдет для тех, кто ожидает первого похода в школу. Это событие очень волнительно для малыша, насыщение знаниями даст ему уверенность в себе. Естественно, можно выбрать любую тему, после чего составить личный план. О том, как правильно сделать лэпбук своими руками, можно узнать в следующих разделах.


Создание макета

  • Книжка не должна быть слишком большой. Каждая часть должна быть органично размещена и быть удобной.
  • Чем больше будет тактильных деталей, тем интереснее. Кармашки, гармошки, выдвижная анкета — все это нужно включить.


На основе макета можно будет сделать любой лэпбук в будущем. Меняется только тема и наполнение.


Материал

  • Скотч.
  • Цветная бумага и картон.
  • Ножницы.
  • Наличие принтера приветствуется.
  • Маркеры.
  • Клей.
  • Степлер.


Это все, из чего можно сделать лэпбук своими руками за один день.


Делаем дополнительные элементы

И так, лэпбук это сборная солянка, состоящая из большого количества дополнительных деталей. Каждая из них несет полезную информацию и структурирует знания. Изучение темы происходит пошагово, что положительно сказывается на усвоении предмета.


Как сделать лэпбук из картона своими руками, используя минимальное количество материала предстоит разобрать в разделах.


Кармашки

Делаются по стандартной конвертной технике. Вырезается прямоугольник или квадрат, к основе приклеивается только три стороны. В кармашек можно поместить карточки с буквами, овощами, животными и т.д.


Их можно распечатать на обычной бумаге с помощью цветного принтера. Как сделать кармашки для лэпбука своими руками можно также найти в свободном доступе.







Фигурные кармашки

Идеально подходят для тематических композиций. Например, если речь идет об изучении съедобных грибов. Вместо обычного прямоугольного кармана делается корзинка.


Ребенку дается карточки с грибами, которые он должен самостоятельно отобрать и поместить в корзину. Быстрее всего распечатать ее на принтере и вырезать по периметру.


Вращающиеся круги

Обычная бумага не подойдет, необходимо использовать твердый картон. Идеально подходит для изучения времени или интерактивного календаря. Для этого вырезается основание (3-4 круга), далее насаживается посередине кнопка, которую с другой стороны обклеивают кусочком глины или просто загибают. Использовать также можно кусочек спички или зубочистки, главное чтобы острое основание было не доступно.


Разрезной блокнот

  • Закончи пословицу — первая часть содержит в себе 50% фразы, остальная часть находится внизу закрытой. В любой момент ребенок может перевернуть ее и убедиться, правильно ли ответил.
  • Загадка на сообразительность — тематические загадки с коротким ответом можно найти в сети.


Делать такой блокнот необходимо с использованием бумаги и картона. Где более твердая часть выделяется в качестве основания. Идей о том, как сделать лэпбук для детей своими руками, очень много. Родители постоянно выкладывают в сеть варианты, которые придумывают самостоятельно. Для вдохновения нужно обязательно их изучить.

Математические лэпбуки для детского сада

Для того чтобы помочь ребенку различать где находится правая/левая сторона, низ, вверх, центр и прочее, нужно приложить определенные усилия. Каждый родитель помогает своему чаду с освоением самых простейших представлений об этом. Для этого существуют специальные пособия, которые направлены на развитие умения конструировать предметы из счетных палочек по образцу.

Что такое лэпбук

Лэпбук — это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний, интересный вид совместной деятельности воспитателя и ребенка.


На первом этапе ребёнка учат правильно ориентироваться в пространстве, то есть реагировать на следующие моменты: слева, справа, вверху, внизу, по центру, над, под, между, по часовой стрелке. Со временем задания усложняются.

Обратите внимание! Уже на четвёртый год ребенок начинает решать задачи на сложение/вычитание, а также закрепляет представления числа из двух меньших.

Каким должен быть лэпбук по математике для дошкольников

Пространственная ориентировка представляет собой универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Этот термин включает различные стороны его взаимодействия с действительностью. От данного значения формируется человеческая психика.


Какой выбирается lapbook по математике для дошкольников

Обратите внимание! Коснувшись всех сфер взаимодействия дошкольника с любой действительностью, пространственная ориентировка благоприятно воздействует на детскую психику. Уже на четвертый или пятый год жизни у ребёнка формируется самосознание, а также личностные качества. Все эти явления относятся к составной части процесса социализации.

Лэпбук по математике старшая группа — это помощник в:

  • понимании и запоминании информации по изучаемой теме;
  • приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
  • повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление познавать этот мир. Необходимо уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого ребёнка.

Игра — основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Лэпбук ДОУ поможет педагогу создать условия для свободной детской игры. Данное пособие является наглядно-практическим методом обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  • повышение познавательного интереса у детей;
  • эффективное усвоение информации и закрепление воспитанниками изученного в интерактивной, занимательно-игровой форме;
  • развитие математических и коммуникативных способностей.

Обратите внимание! Новизна предлагаемого пособия — это использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Для старшей группы

Основная цель данной методики — это создать всевозможные условия, чтобы они были направлены на формирование пространственных представлений. В ходе выполнения работы у детей закрепляются и расширяются пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд,сзади, рядом), а также формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Каждый воспитатель детского сада должен учить дошкольников обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету.


Важно! Образовательная программа для старшей группы направлена на развитие зрительно-пространственной ориентировки у детей. Это приводит к развитию речи, мышления, сообразительности.

Для средней группы


Основная цель занятия на четвёртый год — это знакомство детей с образами цифр в стихах. Они учатся понимать, развивать память и мышление.

Для подготовительной группы


Основная цель — это повторить и закрепить пройденный материал по математике в игровой форме. Решая задачи по данной теме, совершенствуются знания дошкольников о геометрических фигурах, закрепляется счёт в пределах до 10. Для работы готовится специальный материал:

  • цветная бумага,
  • клей,
  • пластиковая папка,
  • атласная ленточка,
  • магнит,
  • фатин,
  • бусы,
  • фоамиран.

Как сделать лэпбук по математике своими руками


Формирование лэпбука своими руками

Материалы, которые помогут в оформлении лэпбук для старшей группы детей по математике:

  • прочный картон-основа (размер примерно А4);
  • ватман;
  • фотобумага самоклеящаяся;
  • степлер;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • скотч двухсторонний;
  • скотч обыкновенный;
  • линейка;
  • карандаш;
  • цветная бумага;
  • красивый цветной картон;
  • цветной принтер.

Теперь, нужно рассмотреть основные этапы изготовления лэпбука:

  • Определяется тема;
  • Подбирается дидактическая игра и упражнение;
  • Разрабатывается макет;
  • Создаётся шаблон.

Основу ватмана нужно обклеить клеем. Картон следует поместить под пресс. Надо определиться с фоном будущего пособия и распечатать его на самоклеящейся фото-бумаге. Изготавливаются кармашки.

Обратите внимание! На цветном принтере распечатывается материал для дидактических игр и упражнений, а так же вырезается необходимый материал из цветного картона.

Важно! Основная цель данной игры — это систематизация знаний детей чисел от 1 до 10; закрепление навыков счета; развитие памяти, внимания, логического мышления, речи, творческих способностей.

Для гармоничного развития дошкольника следует уделить особое внимание пространственной ориентировке. При изучении пространственных представлений специалисты сделали вывод, что несформированность этого важного явления к концу дошкольного может стать причиной затруднения при овладении детьми школьными навыками. Вот почему так важно проводить занятия с применением пособия для старшей группы.

Читайте также: