Кто такие филистимляне кратко

Обновлено: 03.07.2024

( פְּלִישְׁתִּים , плиштим, буквально: `вторгшиеся`), народ эгейского происхождения, населявший южную часть Средиземноморского побережья Эрец-Исраэль, называемую в Библии Плешет.

Отброшенные от египетской границы Рамсесом III, филистимляне овладели четырьмя ханаанскими (см. Ханаан) городами — Ашкелоном, Ашдодом, Гатом и Газой; пятый филистимский город, Экрон, был, по-видимому, основан ими. Занимаемая филистим­лянами часть прибрежной равнины простиралась от Тель-Касилы (ныне северная часть Тель-Авива) до вади Газа (в 10 км к югу от Газы). Греки, лучше знакомые со средиземноморским побережьем Эрец-Исраэль, нежели с ее внутренними районами, распространили название Филистия (в греческом произношении того периода — Палайстина) на всю страну (после восстания Бар-Кохбы в 132–135 гг. римская провинция Иудея была переименована в Палестину).

Экспансия филистимлян в прилегающие к Филистии районы Негева и Шфелы привела их к столкновению с коленами Иехуды и Дана (см. также колена Израилевы), что нашло отражение в рассказах о подвигах Шимшона (см. Самсон) в Судей Израилевых книге (Суд. 13–16). К середине 11 в. до н. э. филистим­лянам удалось установить контроль над внутренними горными районами Эрец-Исраэль, разрушить Шило и захватить Ковчег завета; они опустошили часть западных областей страны, овладели Гив‘ой в уделе колена Биньямина, Мегиддо и Бет-Шеаном. В начальный период царствования Саула (около 1120 г. до н. э.) контроль филистимлян над внутренними областями страны ослабел; об этом же свидетельствует свобода действий молодого Давида, которому правитель города Гата не только дал убежище, но и поставил начальником крепости. Однако после победы над Саулом в битве у горы Гилбоа филистим­лянам удалось восстановить свой контроль над территориями, простиравшимися вплоть до Бет-Шеана. После того, как Давид был помазан на царство над всем Израилем, он нанес поражение филистим­лянам и не только освободил страну от их ига, но и сделал Гат своим вассалом (II Сам. 15:17–25; I Хр. 18:1). Начиная с этого времени история филистимлян превращается из истории народа в историю отдельных городов. Победа Давида над филистим­лянами подорвала их контроль над морским побережьем и открыла путь финикийской морской экспансии (см. Финикия). С этого времени все известные правители филистим­ских городов носят семитские имена, что указывает на далеко зашедший процесс культурной ассимиляции филистимлян в ханаанской среде.

После победы Давида над филистим­лянами к его личному войску были присоединены наемные отряды крети и плети, которые оставались в составе его гвардии после того, как он обосновался в Иерусалиме. По всей очевидности, плети — это филистимляне; относительно того, кто такие крети, мнения исследователей расходятся. Начальник отрядов крети и плети Бенайа, сын Иехойады, числился в составе администрации Давида. Одним из преданных слуг и военачальников Давида был Иттай из Гата (II Сам. 15:18–22; 18:2). Крети и плети продемонстрировали свою преданность Давиду, поддержав его в выборе Соломона царем (I Ц. 1:38–44).

Гат продолжал оставаться в вассальной зависимости от Израиль­ского царства в правление Соломона (I Ц. 2:39–40). С распадом Объединенного царства египетское влияние в Филистии усилилось, о чем, в частности, свидетельствует вторжение фараона Шешонка в Эрец-Исраэль (около 917 г. до н. э.) через филистимскую Газу. На протяжении последующих 50 лет близ Гезера происходили частые столкновения между значительными филистим­скими и иудейскими силами (I Ц. 15:27; 16:15–17). В царствование Иехошафата филистимляне платили дань Иудейскому царству (II Хр. 17:11), однако в царствование его сына Иорама (851–883 до н. э.) они, согласно II Хр. 21:16–17, произвели опустошительный набег на территорию Иудеи и разграбили царский дом в Иерусалиме. В ходе вторжения в Иудею около 815 г. до н. э. арамейский царь Хазаэль овладел Гатом (II Ц. 12:18).

После падения Ассирии филистимские города, в особенности Ашдод, стали испытывать сильное египетское давление. Археологические раскопки позволяют предположить, что в этот период северная часть Филистии перешла под контроль Иудеи. В 608–609 гг. до н. э. фараон Нехо завоевал Газу. Филистимляне вступили в союз с Египтом против вавилонского царя Навуходоносора II. В 604 г. до н. э. Навуходоносор разрушил Ашкелон и полностью уничтожил остатки независимости филистимских городов. Как правители, так и население этих городов было депортировано (ср. Иер. 25:20; 447:2–7; Цфан. 2:44–7; Зхар. 9:5–6). Дальнейшая история Ашдода, Ашкелона и Газы — история персидских, а затем эллинистических городов со смешанным населением.

Когда в 1-2-х веках нашей эры римляне запарились терпеть еврейские восстания, они ликвидировали свою буйную провинцию и изгнали оттуда коренное население. Регион с тех пор стал называться Палестиной в честь древних жителей этих мест, от которых к тому времени давно и кости истлели.

Однако, в момент возникновения Израильского царства филистимляне, от чьего имени было образовано это название, были очень сильны и претендовали на господство над соседними народами. Наряду с хеттами, это был второй народ на Ближнем Востоке, которому был знаком секрет выделки железа. Остальные тогда воевали мечами из бронзы.

Об этом племени очень мало известно, но вышеуказанный факт позволяет отнести их к индоевропейцам – группе древних народов, которые первыми освоили искусство литья стали. Это дало им серьезное военное преимущество перед своими соседями. Предки филистимлян сумели отбить для себя весомый кусок побережья и защитить его силой оружия. После этого они не создали единого царства, а жили независимыми полисами, которые лишь изредка объединялись во время войны.

Библия приводит разные сведения о происхождении филистимлян. В одном месте они именуются потомками народа каслухим, который ранее обитал в Египте. Другой отрывок относит их к кафторитам, этносу, чьей древней родиной являлся Крит. Генетический анализ гробниц той эпохи говорит, что население региона в раннем железном веке было ничуть не родственно своим соседям.

В библейскую эпоху филистимлянами правили пять царей, а их самым известным городом была Газа. Изначально им принадлежала лишь прибрежная территория, но пользуясь своим военным могуществом, они начали экспансию в сторону от побережья. И были в этом деле весьма успешны.

Ветхий завет упоминает о восьми крупных битвах между еврейскими кланами и филистимлянами, в которых удача была то на одной, то на другой стороне. Именно такой сильный враг способствовал тому, что древние израильтяне объединились в единое царство. Библейский рассказ о силаче Самсоне, который побеждал всех противников своего народа, но был обманут коварной красавицей, повествует именно об этом противостоянии. Лукавая Далила, обманувшая героя, была филистимлянкой.

Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями

Филисти́мляне (др.-евр. ‏ פלישתים ‏‎ плишти́м, греч. φιλισταίοι ) — древний народ, населявший приморскую часть Ханаана (от современного Тель-Авива [1] до Газы) начиная с XII века до н. э.. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках. На Ближнем Востоке только филистимляне и хетты владели технологией выплавки железа (около XII—XI веков до н. э. в Восточном Средиземноморье — на Кипре или в Палестине — был изобретён способ науглероживания и закаливания железа, в результате чего железо стало конкурировать здесь с бронзой [2] ), ознаменовав начало железного века. Предполагается, что царство Палистин, существовавшее в XII—IX вв. до н. э. в Сирии (долина Амук), также могло быть связано с филистимлянами [ источник не указан 887 дней ] .

Филистимляне (плиштим) — название древнего народа, который проживал вдоль морского побережья, в юго-западной части земли Кнаан. На протяжении большого отрезка истории плиштим являлись постоянными соседями народа Израиля. Борьбе между филистимлянами и евреями посвящены многие эпизоды ТаНаХа, например, история еврейского богатыря Шимшона (Самсона) или бой Давида с Голиафом, воином филистимлян.

Оглавление

Раши поясняет, что Патрусим и Каслухим имели обычай обмениваться своими женами. От этих связей и появились на свет плиштим.

Филистимляне проживали в юго-западной части земли Израиля, вдоль морского побережья, куда они пришли из Египта. В Торе упоминается ручей Грар, который существует и сегодня.

Некоторые исследователи считают, что древний поток Грар соответствует современному потоку эль-Ариш, на севере Синайского полуострова. На это указывают названия некоторых русел эль-Ариша, которые местное население называет сегодня вади эль-Грор — пересыхающий поток Грор.

За тридцать лет до Исхода из Египта тридцать тысяч евреев из колена Эфраима совершили побег из империи фараона. Причиной побега была ошибка в расчетах предсказанного в пророчестве прихода в Святую землю.

Они пошли короткой дорогой вдоль моря, но на их пути лежали земли филистимлян, и почти все тридцать тысяч евреев были перебиты плиштим.

В эпоху еврейского заселения Эрец Исраэль такие города, как Аза (Газа), Ашдод, Ашкелон, Экрон и Гат все еще оставались в руках плиштим.

Как и все народы древнего мира, филистимляне являлись идолопоклонниками.

Плиштим не брезговали и другими идолами, распространенными на Ближнем Востоке того времени — Аштерот (Шмуэль 1, 31:9,10), и Бааль Звув (Книга Царей 2, 1:2).

Из вышеприведенного комментария Раши видно, что филистимляне были не самого благородного происхождения. Как известно, нечистота не терпит святость, и, возможно, именно поэтому отношения евреев с плиштим имели напряженный характер. Противостояние было не только физическим, но и духовным.

Впервые в контакт с филистимлянами вступает Авраам. В период голода он переселяется на территории, подконтрольные царю Авимелеху, в район ручья Грар.

Авраам опасается, что местное население, в среде которого не было страха перед Небесами, заинтересуется его женой Сарой: чтобы жениться на ней, они просто убьют его. Поэтому он говорит, что Сара является его сестрой. Царь Авимелех берет Сару в свой дом, за что сразу получает наказание от Всевышнего.

Царь Грара возвращает Сару Аврааму, и тот уходит из земли плиштим.

После того, как Авраам победил армии могущественных царей, и после того, как у них с Сарой в преклонном возрасте родился сын, Авимелех понимает, что Всевышний покровительствует Аврааму.

Рассказывает мидраш, что той же ночью Всевышний открывается Аврааму. Творец говорит, что Авраам поступил слишком опрометчиво. Очевидно, что если бы он спросил Всевышнего, то разрешения на заключение союза не последовало бы.

Всевышний объясняет, что, дав Авимелеху семь баранов, Авраам наделил плиштим силами, благодаря которым они смогут противостоять народу Израиля.

Теперь было предопределено, что прекратят существование семь святилищ: Мишкан в пустыне; Мишкан в Гильгале; Мишкан в Шило (был разрушен непосредственно филистимлянами); Город коэнов Нов; Гивон; Первый и Второй Храмы. Семь праведников падут от рук филистимлян: Шимшон, два сына первосвященника Эли — Хофни и Пинхас; царь Шауль и три его сына (все семь от рук филистимлян).

А поклявшись, что его потомки не будут притеснять три поколения потомков Авимелеха, Авраам связал руки евреям. Последний внук Авимелеха умер лишь во времена царя Давида, и время действия клятвы растянулось более чем на восемьсот лет. Все это время евреи не могли нападать на филистимлян из-за опасения нарушить клятву Авраама.

Однако, сами плиштим многократно нарушали договор, причиняя евреям множество бед. По той же причине (чтобы это не выглядело, как нарушение клятвы), Всевышний побудил Шимшона на личные действия против филистимлян. Ведь в такой ситуации нельзя было обвинить народ Израиля в проявлении враждебных действий на государственном уровне.

Но как только умер последний внук Авимелеха, царь Давид разгромил войска плиштим.

Ицхак, подобно своему отцу Аврааму, также проживал в землях плиштим.

Остальные жили в областях, которые контролировались пятью князьями (сарней плиштим) центральных филистимских городов: Аза, Ашдод, Ашкелон, Гат и Экрон. Если во времена Авраама и Ицхака филистимлянами правил царь (Авимелех царь Грара), то в период вхождения евреев в Святую Землю они уже не имели единого государства.

Три первых города — Аза, Ашкелон и Ашдод — находились на побережье, два других — в глубине областей Гат (вероятно, в районе современного израильского города Кирьят-Гата) и Экрон (предположительно, район города Лод).

Филистимляне неоднократно завоевывали израильтян, нарушая союз с Авраамом (Шофтим, 10:7; 12:1). Трехсотлетняя эпоха Судей завершилась историей борьбы судьи Шимшона с плиштим (там же, гл.14-16).

Лишь когда умер последний внук Авимелеха, царь Давид покорил плиштим и сделал их своими вассалами.

Авимелех. Первый, известный нам филистимский царь Грара.

Две жены Шимшона. Поскольку филистимляне не являлись кнаанейскими народами, то они могли войти в народ Израиля после прохождения гиюра. По мнению большинства комментаторов, обе жены Шимшона прошли гиюр, хотя по поводу Далилы существует спор.

Голиат (Голиаф) из Гата. Широко известен по его поединку с Давидом. Правда, Голиат и его три брата пусть и были гражданами города Гата, однако, не являлись этническими филистимлянами. Их матерью была Рафа (она же Орпа, старшая сестра Рут-моавитянки). После того, как Орпа отказалась сопровождать свою свекровь Наоми в Землю Израиля и отправилась в родной Моав, жизнь ее не сложилась. Она попала в землю плиштим и вынуждена была зарабатывать на жизнь блудом. Пишет Хатам Софер, что, пленив Шимшона и посадив его на цепь, филистимляне отдали ему Орпу в наложницы. От их связи и появились на свет четыре брата-богатыря.

В конце книги Шмуэля Урия Хетиец перечисляется среди тридцати семи богатырей Давида, причем имеется в виду не только воинская доблесть, но и обладание мудростью (Шмуэль 2, 23:39).

Ахиш, князь города Гата. Был достойным человеком. Когда Давид скрывался от преследования царя Шауля, Ахиш оказал ему гостеприимство. Позже Ахиш позволил Давиду и его людям основать города Циклаг в своих владениях (Шмуэль 1, 27:6).

Итай Гетиянин. По-видимому, Итай успел проникнутся глубоким уважением к Давиду еще во время первого его пребывания в Гате. Когда Давид стал царствовать над всем Израилем, и филистимляне с огромной армией поднялись на войну к Иерусалиму, то Итай перешел на сторону Давида вместе с большим отрядом своих соотечественников (Авотда зара 44а).

Ассирийский царь Санхерив, захватив большую часть земли Израиля и земли окрестных народов, насильно переселил их (Брахот 28а).

Ушедшие в изгнание народы быстро ассимилировались, и с тех пор никто не может утверждать, что он является этническим аммонитянином, моавитянином, или филистимлянином.

Правда, в пророчествах Иешаяу (Исайя), Ирмияу (Иеремия) и Ехезкеля (Иезекииль) эти народы еще не раз упоминаются. Это объясняется тем, что вплоть до завоевания Невуходнецара еще существовали небольшие остатки этих народов, постепенно растворившихся в волнах ассимиляции.

Более поздние упоминания о филистимлянах или плиштим уже относятся к представителям других народов, заселивших опустевшие земли плиштим и получивших имя по названию территории их проживания.

Спустя пятьдесят лет после разрушения Второго Храма, во времена римлян, в Иудее вспыхнул бунт Бар Кохбы. Римский император Андрианус жестоко подавил восстание и, чтобы стереть даже упоминание о еврейской принадлежности этих земель, приказал переименовать Иерусалим в Элия Капитолина, а Землю Израиля в Филистию. Так и появилось название Палестина.

Рамбан (Берешит 26:20).

В свое время крестоносцы, захватившие землю Израиля, ошибочно посчитали, что город Ако, на севере страны, и является Экроном. Поэтому в их летописях Ако звалось Акрой, то есть — филистимским Экроном.

Читайте также: