Решение педсовета по внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности учащегося. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, Интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Признавая социализацию в качестве одной из задач образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Государственным образовательным стандартом (ГОС) нового поколения. Согласно ГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Согласно государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

 внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию;

 она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

 происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Принципы организации внеурочной деятельности:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Выбор модели организации внеурочной деятельности в конкретных условиях реализации образовательного процесса целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

I этап- определение целей, принципов внеурочной деятельности, их отражение в основной образовательной программе ;

II этап – анализ предлагаемых моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением;

III этап – анализ ресурсного обеспечения реализации различных моделей организации внеурочной деятельности;

IV этап – выбор модели организации внеурочной деятельности, её содержательное наполнение и описание в соответствии с целями, принципами внеурочной деятельности, ресурсными условиями её реализации.

Следование алгоритму позволит наиболее эффективно реализовать ту часть основной образовательной программы, которая в общей степени определяется социальным заказом школе и обеспечивает оптимальное использование внутренних и внешних ресурсов ОУ для создания необходимых условий успешного введения ГОС.

Существует несколько классификаций моделей организации внеурочной деятельности общеобразовательным учреждением.

Модели внеурочной деятельности, основание выбора которых соответствует условиям организации образовательного процесса в ОУ:

Внутришкольная модель реализуется в ОУ самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов.

Внешняя модель реализуется при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров.

Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие ОУ, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации внеурочной деятельности, а с другой - заинтересованы в сохранении и развитии традиционных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ГОС.

Иная классификация организационных моделей внеурочной деятельности это:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной системы дополнительного образования). Связующим звеном являются такие формы её реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества этой модели заключается в привлечении специалистов дополнительного образования, а также в организации образовательного процесса на практико-ориентированной и деятельностной основе, присущей дополнительному образованию.

Данную модель характеризует:

-создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;

-содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

-создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

-создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

-построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

-опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая дополнительное образование, здоровьесберегающие условия.

- оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

- инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки .

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации.

Внеурочная деятельность является одним из основных организационных механизмов реализации программы МОУ, это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Она определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём для каждого обучающегося или группы обучающихся.

Фиксация участия ребенка осуществляется классным руководителем и воспитателем в карте занятости учащегося, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Вначале учебного года нами была проведена большая подготовительная работа. В конце учебного года и вначале сентября учителями классов внедряющих ГОС было проведено анкетирование родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, клубы, олимпиады, соревнования и т.д .

В этом учебном году в нашем МОУ направления развития личности реализуются следующими кружками и клубами:

ВОТ тут вставить кружки

Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность— это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Результаты реализации Программы Школы по патриотическому воспитанию

Основным результатом реализации Программы - формирование системы патриотического воспитания в МОУ, отвечающей современным вызовам и задачам развития Республики.

Предусматривается повышение уровня организационного обеспечения и научно-методического сопровождения системы патриотического воспитания обучающихся, включая:

-увеличение количества исследовательских работ и новых методических разработок в сфере патриотического воспитания;

-развитие и обобщение опыта патриотического воспитания с целью его практического использования;

-совершенствование системы показателей оценки уровня и эффективности патриотического воспитания;

-развитие нормативно-правовой базы патриотического воспитания граждан в системе образования;

-внедрение новых эффективных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию;

-формирование сообщества специалистов и наставников, ведущих работу в сфере патриотического воспитания, экспертов в этой сфере, производящих профессиональную оценку состояния этой сферы и проектов патриотической направленности.

Укрепление и повышение эффективности системы межведомственного, межотраслевого взаимодействия в решении задач патриотического воспитания, обеспечивающей условия для:

-активизации и повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

-развития у молодого поколения чувства гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества;

-увеличения числа граждан, имеющих углубленные знания о событиях, ставших основой государственных праздников ДНР;

-повышения качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе, к работе в различных отраслях промышленности и сфере услуг, а также в системе образования, науки, культуры, спорта и иной деятельности.

Результат включает в себя:

- активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов) и ветеранских организаций в целях повышения эффективности формирования у молодежи готовности к защите Отечества и военной службе.

Значительное улучшение условий для развития волонтерского движения как важного элемента гражданско- патриотического воспитания.

Результат включает в себя: достижение высокой вовлеченности школьников в организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию на школьном и муниципальном уровнях; создание единой системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти. Увеличение численности информированных граждан о мероприятиях Программы и повышение уровня информационного обеспечения патриотического воспитания на региональном и муниципальном уровнях.

Мероприятия Программы объединены в следующие разделы:

-научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;

-совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;

-военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

-развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педсовет на тему

«Реализация внеурочной деятельности в условиях введения

Живём в эпоху нанотехнологий,

И каждый год даёт нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш – образовательный стандарт.

Цель педсовета: определить проблемы, пути и способы развития образовательного процесса по созданию комплементарной модели внеурочной деятельности , которая способна обеспечить качество образования.

Задачи педсовета: способствовать формированию теоретических представлений педагогов школы об условиях и возможностях практической реализации внеурочной деятельности ; объединить усилия педагогов для поддержания творческой среды школы, обеспечивающей возможность самореализации учащихся во внеурочной деятельности .

Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат. Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия. И каждый из нас понимает, что задача школы заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению подготовиться к самостоятельной взрослой жизни. Поэтому важно – уже сейчас, научить ребенка ориентироваться в потоке информации, ставить собственные поисковые задачи в разных областях знаний, находить осмысленные основания для решения и оценивания своих возможностей. Как и раньше, мы - педагоги занимаемся внеклассной внеурочной работой.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО. Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является , одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах.

Задачи внеурочной деятельности: в ыявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретённых знаний, умений, навыков.

Внеурочная деятельность помогает: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся).

Новый стандарт предусматривает работу по различным направлениям. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное направление направлено на формирование ЗОЖ школьников.

Духовно-нравственное (патриотическое) направление направлено на становление и развитие высоконравственного, ответственного гражданина России.

Социальное направление направлено на формирование толерантного сознания учащихся, обогащения детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения.

Общекультурное направление направлено на формирование основ художественно культуры, потребности в художественном детском творчестве.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности направлено на формирование исследовательских, познавательных и коммуникативных умений школьников в процессе групповой и коллективной деятельности.

Реализуется внеурочная деятельность посредством различных форм организации , таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, социальное проектирование и т. д.

Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Таким образом, ребенок, вовлеченный в разные виды деятельности, приобретает необходимый социальный опыт, развивают качества, помогающие успешному личностному развитию. Когда ученик делает, он осваивает нечто новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты ,которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу. приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия, которые его утверждают в социуме.

Принципы внеурочной деятельности: с вободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются : запросы родителей, законных представителей обучающихся; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; внутришкольная система дополнительного образования. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние ( последствие ) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

1.Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например , в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

2 . Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 . Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Например , неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в общественной жизни класса) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Есть мнение, что эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться . Этому способствует: недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана; нехватка площадей для нашей школы (здание построено по типовому проекту, которое на данном этапе в основном не соответствует требованиям СанПин, федеральным требованиям к организации образовательного процесса - согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся); перегрузка детей, что негативно влияет на здоровье .

Возможности внеурочной деятельности (положительное влияние внешних факторов): формирование у всех участников образовательного процесса базовых знаний и умений в области изучения концептуальных основ ФГОС; организация занятости детей во внеурочное время, что позволяет развиваться талантам; сближение школы и общественности (участие в социально-значимых проектах, встречи с интересными людьми, людьми разных профессий).

В школе ведётся определённая работа по организации внеурочной деятельности, которая формирует и развивает локальные среды и позволяет решать задачи физического развития, нравственного и духовного воспитания детей. Учителя школы включены в работу по формированию комфортной здоровьесберегающей атмосферы, мотивирующей учащихся к познавательной деятельности в процессе внеурочной работы, расширяющей продуктивность освоения материала и, констатируя перспективность аудиторной и внеаудиторной деятельности, готовы обмениваться опытом в рамках предметных недель, заседаний методических объединений, педсоветов, семинаров и т.д. Вместе с тем, ресурсы организации внеурочной деятельности не исчерпаны в полной мере. Исходя из этого следует обратить внимание на создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка; воспитание.

Программа курса внеурочной деятельности может иметь следующую структуру: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики направления и вида внеурочной деятельности; 2) общую характеристику курса внеурочной деятельности; 3) описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности (из описания так же должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов направлена данная программа); 5) содержание курса внеурочной деятельности; 6) тематическое планирование с определением основных видов образовательной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса; инструментов и оборудования;

Титульный лист должен содержать информацию: название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. Название программы. Возраст детей, на который рассчитана программа. Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). Название города. Год создания программы.

Пояснительная записка раскрывает : цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по конкретному направлению внеурочной деятельности; актуальность изучаемой деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемой программы; психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы; обоснование содержание и методов деятельности; информацию о продолжительности каждого занятия; информацию о том, для детей какого возраста предназначена программа; информацию об особенностях места проведения занятий; информацию об ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности: в этом разделе конкретизируются планируемые результаты освоения программы включающие, в том числе, личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия; из описания так же должно быть видно, на достижение какого уровня воспитательных результатов направлена данная программа; -сроки реализации программы (распределение часов по годам обучения); - формы подведения итогов работы (формы контроля) - выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.

Тематическое планирование. В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов (модулей) и тем программы, показывается распределение часов по разделам и темам из расчёта общего количества часов по курсу, с указанием количества часов на теоретические и практические занятия (аудиторные и внеаудиторные). Тематический план составляется на весь срок реализации программы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение . В разделе указывается: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература (в библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя); перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия; экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (компьютерная поддержка программы); учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (коллекции различных предметов по направлениям деятельности данного объединения).

Проект решения педсовета.

1. Продолжить использование эффективных форм и методов работы внеурочной деятельности в школе согласно требованиям ФГОС.

2.Расширить систему внеурочной деятельности с целью предоставления учащимся свободы выбора.

3. Обеспечить обмен и открытость информации о результатах внеурочной деятельности (сайт, семинары, заседания МО и т. д.).

4.Использовать потенциал родительской общественности и внешкольных специалистов для развития разнообразных форм внеурочной деятельности .

5. Пропагандировать и популяризировать успехи учащихся во внеурочной деятельности . Продолжить работу с мотивированными детьми и работу по учету их индивидуальных достижений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для проведения педагогического совета.

Тема: Внеурочная деятельность

составляющая воспитательно-образовательного процесса

в условиях ФГОС

Цель педсовета: знакомство с особенностями внеурочной деятельности в рамках ФГОС, осознание важной роли педагога

в успехе реализации нового образовательного стандарта

«Только та школа становится очагом духовной жизни,

где помимо интересных уроков имеются и успешно

Василий Александрович Сухомлинский.

Организация внеурочной деятельности как системообразующий компонент конструкции стандартов.

1. Современная школа – это:
основное образование представлено сложившейся классно-урочной системой;
дополнительное образование – это система творческих объединений по интересам;

внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).

Наша задача создать пространство детства в школе, дать возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые порой не являются их учителями и, следовательно, не знает об учебных успехах и неудачах.

Внеурочная внеклассная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагогов. Собственно, точное сочетание этих сфер придает образовательному учреждению устойчивость

Воспитательная система школы имеет следующую структуру:
-раскрытие личности (1-4 классы);
-развитие личности (5-8 классы);
-становление и самоактуализация личности (9 класс)

Внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

Сегодня по данной теме основным докладчиком являюсь я, но также, по некоторым важным вопросам, мне будут помогать мои коллеги-содокладчики Никитюк Е. А., Лыга Е. А., Гузева А. Е.

Чтобы наш педсовет прошел интересно, продуктивно и лаконично предлагаю определится с регламентом: основной докладчик – выступление до 15 минут, содокладчики - до 10 минут. Давайте проголосуем.

Секретарём данного педсовета назначена Калюжная А. В. (учитель филолог, которая будет записывать основные моменты под протокол.

Желаю всем продуктивной работы и отличного настроения.

И традиционно, начать педсовет мне бы хотелось с минутки психологического настроя и замечательной притчи, которую я использую в разных классах в качестве эмоционального настроя учащихся на урок.

(в руках выступающего мягкая подушка в виде сердца)

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это и научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней.

Сейчас мы будем передавать это сердце (мягкая игрушка) и называть качества характера человека, которые на ваш взгляд необходимы в жизни каждого.

Личность не воспитывается по частям, не воспитывается сразу, а постепенно создается всей суммой влияний, которым она подвергается.

А. С. Макаренко (слайд 2)

Конвенция о правах ребенка гласит:

И помочь в решении данных задач и социализации учащихся, может только такая форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов учебно-воспитательного процесса, как внеурочная деятельность. (слайд 4)

Образование становится более эффективным при интеграции урочной и внеурочной деятельности.

В данном педсовете нами определены следующие цель и задачи. (слайд 6)

Цель педсовета – создание благоприятной воспитательной среды, обеспечивающей активизацию образовательных, социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность и реализацию жизненных потребностей.

Нами определены и следующие задачи: (слайд 7)

1) Выявлять эффективные методы вовлечения учащихся в разностороннюю деятельность учебно-воспитательного процесса;

2) обогащать педагогический опыт грамотными приемами интеграции основного и дополнительного образования;

3) побуждать участников образовательного процесса к самостоятельной организации собственной учебно-воспитательной деятельности;

4) выявлять и развивать индивидуальные творческие способности каждого учащегося с последующим применением их в

5) стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ.

Современный этап развития нашего общества требует качественно нового подхода к организации образования подрастающего поколения, а, следовательно, возрастает и ответственность образования за подготовку человека, способного жить в современных условиях. (слайд 8)

Современными требованиями школы определены новые результаты образования в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Совершенно логично, что для их достижения должны быть предложены и новые ресурсы. Вот одним из таких ресурсов, по замыслам разработчиков стандартов, и должна стать интеграция урочной деятельности с дополнительным образованием.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или же с одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. (слайд 9)

Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения данных ресурсов. (слайд 10)

В Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР сформулирована высшая цель образования, а именно – высоконравственный, всесторонне развитый, творческий, компетентный гражданин Республики, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в социальных, духовных и культурных традициях своего многонационального народа. (слайд 11)

Современному обществу необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящему в мире, к пониманию себя и своего места в обществе, активные и способные к прогнозированию возможных последствий своих действий. В связи с этим возрастает значимость воспитательного компонента системы образования.

Рассматривая дополнительное образование как важнейшее средство гармоничного развития личности на всех этапах обучения, я считаю, что оно должно обогащать основное (базовое) образование и компенсировать его недостатки. Являясь элементом общего образования, содержание дополнительного образования предполагает целостное развитие личности каждого школьника: психологическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и физическое.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять при интеграции с внеурочной. (слайд 12)

Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и формирование духовно-нравственного потенциала, высокого уровня самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В условиях современной школы нет, и не может быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Небольшая численность нашей школы позволяет подходить более гибко к построению урочной и внеурочной деятельности. Урок вполне может логично переходить в воспитательные мероприятия или в занятие внеурочной деятельностью и наоборот. (слайд 13)

Поэтому в нашей школе идеи интеграции урочной и внеурочной деятельности воплощаются достаточно полно. Анализ посещения занятий внеурочной деятельностью показывает, что они зачастую построены на углублении знаний основного образования (дополняя друг друга) просматривается расширение программного материала на занятиях внеурочной деятельностью. Каждый учитель использует свою форму интеграции, которая имеет определенной уровень результативности. (слайд 14)

Сегодня будут приведены примеры интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, где-то отличающиеся от привычной для нас формы ведения занятий, которые обогащают интеллектуальное развитие ребенка.

Интеграцию внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя – взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами дополнительного образования. В своей работе мы объединяем 2 этих уровня, которые рассматриваем как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств.

Интеграция ведет к рождению новых педагогических средств и может осуществляться в следующих направлениях: (слайд 15)

• расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

• усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

• использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

При реализации данного процесса порой педагогический коллектив сталкивается с рядом трудностей, которые влияют на эффективность его организации:

• недостаточная оснащенность кабинетов средствами ИКТ (наличие мультимедийного оборудования в достаточном количестве);

• отсутствие актового зала;

• отсутствие свободного доступа к сети Интернет;

• слабая взаимная заинтересованность семьи в сотрудничестве с образовательной организацией, в том числе в вопросах осуществления совместных проектов.

Высокий уровень интеграции урочной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование.

В настоящее время в школе существует 2 основные модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется выбором специальных кружков и секций, работа которых сочетается с образовательными дисциплинами. Вся внеурочная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. Но даже и такой вариант организации внеурочной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их интересов в свободное время.

Вторая модель отличается организацией внеурочной деятельности, которая построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеурочной деятельности и дополняют основную работу школы.

Уже на протяжении нескольких лет школой осуществляется тесное сотрудничество и партнерские взаимоотношения с институтами дополнительного образования действующих в поселке: Новоамвросиевский Дом Культуры и Новоамвросиевская школа искусств.

В следствии интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует динамичному развитию и расцвету современного общества.

Хотелось бы отметить, что на определенных уроках, таких как трудовое обучение и изобразительное искусство обучающимися изготавливаются некоторые творческие работы, которые можно использовать и в общественной жизни школы.

На уроках Смоляковой А. И. (учитель рисования и трудового обучения) воспитанниками школы создаются декорации для общешкольных мероприятий, открытых уроков. Работы учащихся посещающих кружки Симатова В. Н. (учитель трудового обучения и руководитель кружков декоративно-прикладного направления) занимают призовые места на районном и Республиканском уровне и их можно использовать как на уроках, так и в быту. (слайд 16)

Обеспечение преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования «Обеспечение преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования.

Программа внеурочной деятельности по бисероплетению для учащихся начальных классов 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Читайте также: