Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление – это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма; с другой – утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей, и при тренировке та же самая нагрузка будет постепенно все менее утомительной. Количественно оценить утомление довольно сложно. Ну, например, усталость может наступить при интенсивной и очень интересной работе значительно позже, чем при неинтересной работе.

О развитии утомления у школьника свидетельствуют:

1.Снижение качества работы.

2.Ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным.

3.Ухудшается регуляция физиологических функций

4.Ребенок жалуется на усталость.

Учитель может обратить внимание на нетерпеливость, ерзанье ученика на стуле в ожидании звонка, изменение почерка, динамизма телодвижений. У многих детей проявляются вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса. Они могут пожаловаться на головную боль, неприятные ощущения в животе. Об утомлении учащихся свидетельствует и шум в классе.

Общими для разных видов утомления являются характерные симптомы физиологического дискомфорта: появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела, отрицательных эмоций типа раздражительности, нервозности, чувства бессилия, иногда – агрессивности. Типично и ухудшение внимания, от которого зависит качественное выполнение практически любого вида работы. Меняется отношение к работе – она становится неприятной, появляется желание отдохнуть.

Накапливание утомления в результате несоответствия между утомлением и отдыхом приводит к качественно новому состоянию человека – переутомлению. Основным фактором утомления и переутомления является деятельность, однако утомление может быть значительно осложнено дополнительными факторами, например, неправильной организацией урока.

Переутомление может быть разной степени: легкое, выраженное ( в случае нарушения психогигиенических правил), тяжелое переутомление является болезнью – неврозом истощения. Признаки переутомления:

1.резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;

2.расстройства невротического характера (нарушение сна: очень характерный симптом утомления и перехода его в переутомление – сонливость днем и расстройство сна ночью, чувство страха , плаксивость, раздражительность и т.п.)

3.стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);

Систематическое утомление и переутомление относится к патологическому состоянию и ведет не только к снижению качества усвоения учебного материала, но и к ухудшению здоровья. Поэтому раннее выявление признаков утомления и своевременная их коррекция является важным условием сохранения здоровья школьников.

На степень умственной работоспособности влияют экзогенные и эндогенные факторы. Эти факторы в естественных условиях действуют на организм одновременно.

Анализ динамики умственной работоспособности показал, что к факторам утомления, в первую очередь, относятся порядок, номер урока, т.к. показатели умственной работоспособности у учащихся подвержены изменению в течение учебного дня, недели, года. У большинство здоровых детей отмечается два выраженных подъема работоспособности: первый – с 8 до 11 часов, второй – в 16-17 часов.

К концу недели работоспособность снижается. Максимальные её значения отмечаются во вторник и в среду, в пятницу – снижение. Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отводя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы, совпадающие с оптимальным функциональным состоянием.

На развитие утомления может оказывать влияние трудность урока, которая зависит от ряда факторов, в том числе, от объема информации, подлежащей усвоению. Учеными была разработана таблица, отображающая трудность того или иного предмета, согласно которой наиболее трудными уроками (приводящими к упадку сил, развитию утомления) являются математика, затем (по убывающей) иностранный язык, физика, химия, история, русский язык, литература и т.д.

К факторам утомления можно отнести ритм, в котором производится работа, величина нагрузки. не интенсивная работа быстрее вызывает наступление утомления. Учащиеся утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.

Шум, недостаточная освещенность, повышенная температура и духота помещения также оказывают неблагоприятное воздействие на работоспособность и способствуют развитию утомления. Также немаловажным фактором школьных перегрузок и утомления является стресс, сопровождающий процесс обучения: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. это мешает сосредоточиться на учебе и истощает нервную систему, отражаясь не лучшим образом на самочувствии ребенка.

Рассмотренные выше факторы являются экзогенными, т.е. действуют на организм из внешней среды. Это действие оказывают одинаковый эффект на всех учащихся, значит их можно считать объективными.

К эндогенными факторам утомления можно отнести состояние здоровья, резервные возможности организма школьника, степень подготовленности и заинтересованности ученика, индивидуальные особенности школьников.

Утомление можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной точки зрения.

Объективное проявление утомления связано с особенностью протекания психических и физиологических процессов, которые одинаковы для всех учащихся и не зависит от их сознания.

Раньше всего под влиянием учебных занятий у учащихся наступают физиологические сдвиги в речевой функции коры больших полушарий головного мозга. Примерно с третьего урока учащихся расхождения между речевым и двигательным рефлексами. Нарастает общедвигательная возбудимость.

Продолжительная работа, так же, как и очень трудная может быть выполнена только в том случае, если она регулярно сменятся отдыхом. Причем лучший отдых заключается не в полном покое, а в перемене характера деятельности, во время которой участвуют другие, не утомленные органы, возбуждаются новые участки коры головного мозга.

Для школьников лучший отдых – это прогулка, спорт, который, по возможности, должен быть на свежем воздухе. К сожалению, плотный график расписаний и большой объем домашних заданий не всегда оставляет на это время, что отрицательно сказывается на здоровье и успеваемости школьников, так как способствует развитию хронического утомления или переутомления.

Кроме объективных показателей утомления, каждый самостоятельно может дать оценку своему утомлению, которая будет зависеть от психического состояния человека на данный момент. Такое понятие утомления будет субъективным. Состояние здоровья, самочувствие, настроение, отношение со сверстниками, поощрение или порицание сказываются на психическом состоянии человека, а значит – и на степени субъективного утомления. Отношение к предмету, заинтересованность в нём тоже влияют на развитие утомления. Эмоциональное реагирование выступает как один из наиболее существенных аспектов биологической адаптации к любым, в том числе и учебным нагрузкам. Под влиянием эмоционального напряжения, происходят сложные психофизиологические перестройки нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Отсутствие выраженного эмоционального отношения к событию отрицательно сказывается на результатах умственной деятельности. Интерес к предмету облегчает восприятие информации, а значит – уменьшает утомительность урока. Часть предметов в некторых классах вызывает значительное ухудшение состояния работоспособности, в других классах такого не наблюдается. Интерес, сознательное отношение к делу помогает компенсировать утомление, которое вызывается учебной нагрузкой. Объективное и субъективное утомление могут не совпадать.

Утомление (как субъективное, так и объективное) отрицательно сказывается на процессе обучения и успеваемости. Однако нельзя забывать, что утомление – это охранительная, защитная реакция от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время – стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-познавательной деятельности направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление, оградить организм от отрицательного воздействия чрезмерного утомления.

Причины, вызывающие усталость у школьников.

КлассКоличество уроков %Письменные работы %Объём домашнего задания %Объём информации %
762316723
866366432
969356828
1073417136

Вывод: из таблицы видно, что главными причинами усталости учеников является количество уроков и большой объём домашнего задания.

Затраты времени на подготовку домашнего задания.

Время:7 класс %8 класс %9 класс %10 класс %
Менее 1 часа23%31%22%26%
От 1-2 часов34%34%36%29%
От 2-3 часов43%35%42%45%

Вывод: на подготовку домашнего задания у большинства старшеклассников уходит около 3-х часов.

По результатам анкетирования детей, видно, что большинство детей устают в школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Цели: 1.Получить информацию о формировании гигиенических навыков у учащихся класса.

2. Дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.

Участники : классный руководитель, медсестра.

Ход собрания

Хочешь быть сильным-бегай,

Хочешь быть красивым-бегай,

Хочешь быть умным-бегай.

I .Организационная часть

Родители располагаются в классной аудитории, учитель приветствует их и желает полезной и плодотворной работы. Тема собрания.

II .Вызов ассоциаций

Родители называют ассоциации, а классный руководитель записывает их в столбик на доске.

-Что формирует гигиенические навыки?

На эти вопросы мы будем вместе искать и находить ответы.

II I . Составление класте ра

-Соблюдение режима дня;

- Профилактика вредных привычек.

!)Соблюдать режим дня.

Это сочетание слов вызывает у многих школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Школьникам кажется, что легче жить, не соблюдая его. На это неверно. На самом деле как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. А режим лишь на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие ученики ограничиваются только стаканом чая. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал.

2)Рациональное питание- это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных школьников в 5 раз больше питающихся 1-2 раза в день, а не 3-4, как положено; в 1,5раза больше нерегулярно питающихся, чем среди школьников с нормальным весом. Среди ребят, больных ожирением, физкультурой и спортом занимались всего 2-3 процента. Питаться регулярно-это значит есть не менее 3-4раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19ч. Перед сном можно выпить стакан кефира, съесть яблоко. Всё это помогает предупредить ожирение.

3)Полноценный сон. Чтобы сон был полноценным нужно выполнять правила:

-перед сном совершать прогулку, принять теплый душ;

-ложиться спать и вставать в одно и тоже время,

-спать нужно в хорошо проветренном помещении ;

-- спать лучше на спине на маленькой подушке.

5) Формируем правильную осанку. Многие школьники не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. Неправильное положение тела, нарушения в осанке являются причиной того, что движения девушек и юношей становятся не уклюжими, теряют свою привлекательность.

Осанка-это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое

внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило , сопровождаются и нарушениями осанки.

Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече. Такая преимущественная активность одной руки способствует выработке однобокости, значительной асимметрии в физическом развитии. Врачи констатируют, что более 60% школьников, которым необходима специальная корригирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезней, а в результате асимметрии привычных положений и движений.

В числе многих факторов, способствующих формированию правильной осанки, важную роль играют дневной отдых лёжа в течение 30-40 минут, а также физические упражнения.

6)Профилактика близорукости. Ученые утверждают, что 70% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз.

В настоящее время близорукость чрезвычайно распространена.

Рекомендации, выполнение которых позволит предупредить развитие близорукости:

1.Правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятную обстановку.

2.Почаще давать отдых глазам, поработали 20-25 минут, посмотрите в течение нескольких секунд на потолок комнаты, в окно. Через 45 минут устраивайте перемену на 5-10 минут.

3.Настольную лампу включайте вместе с верхним освещением.

4.Не читай на ходу, в движущемся транспорте.

5.Сидеть перед экраном на расстоянии не ближе чем за 2-2,2 м; следить, чтобы изображение было четким.

Упражнения для глаз:

-Сделайте метку на окне(приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняется в течение 3-5 минут через каждый час.

-При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемненном помещении.

1.Продолжить воспитание гигиенических навыков детей.

2.Контролировать соблюдение режима дня своими детьми.

3.Использовать рекомендации по формированию осанки, профилактике близорукости.


Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе и ухудшается здоровье. Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: близорукость, простудные заболевания, нарушение осанки и др.

Содержимое разработки

Секция: 8 – 11 классы

Влияние учебной нагрузки

на здоровье школьников

Работу выполнили:

Урянская Валерия Андреевна,

учащаяся 10-Б класса,

Мендыбай Зухра Хасановна,

учащаяся 9-Б класса

Руководитель:

Потапова Елена Мечиславовна,

СОДЕРЖАНИЕ

1. Проблема здоровья человека………………………..6

2. Здоровье и анализ общей заболеваемости

школьников в нашей школе……………………..8

3.Учебная нагрузка и здоровье школьников

3.1. Исследование тревожности учащихся…………9

3.2. Анализ расписания по шкале сложности………9

4. Экспериментальная часть работы

4.1. Выявление причин вызывающих

4.2. Затраты времени на подготовку

4.3. Объем домашнего задания по предметам…. 12

Отзыв руководителя об исследовательской работе

Урянской Валерии и Мендыбай Зухры на тему:

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал страны. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения.

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях.

Валерия и Зухра решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы. Над темой они работали в течение двух месяцев.

Работа включает в себя введение, основную часть из четырех глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.

В первой главе ведется обзор литературы по данной теме. В последующих главах описывается исследование, а результаты оформлены в виде таблиц и диаграмм. Каждый этап работы завершается выводами. В заключении работы описаны указаны причины, влияющие на здоровье школьников, и изложены рекомендации администрации школы и учителям по сохранению здоровья учеников.

При выполнении работы учащиеся проявили: самостоятельность, творчество, инициативу, спо­собность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполняли все рекомендации руководителя, и вовремя устраняли замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Руководитель работы Потапова Е.М.

"Здоровье – утверждал академик И.П.Павлов – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек".
В приведенном выше определении речь о здоровье отдельного индивидуума, которое формируется на основе его наследственности, образа жизни, определенных социально-экономических условий.

Основной фактор здоровья – образ жизни включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.
Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе и ухудшается здоровье. Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: близорукость, простудные заболевания, нарушение осанки и др.

Поэтому мы решили изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, а также их отношение к учебе.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:
1. По литературным источникам описать влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся.

3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.

4. Изучить отношение учащихся к выполнению домашнего задания по предметам.

5. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:

Теоретические: работа с литературными источниками (книгами, журналами, Интернет - ресурсами).

Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.

Творческие: выработка рекомендаций

Теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что администрация школы и учителя, возможно обратят внимание на наше исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.

Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций администрации и учителям по сохранению здоровья учеников.

Проблема здоровья человека

Понятие здоровья человека многогранно. Полностью здоровым можно считать человека, который не имеет заболеваний внутренних органов и физических дефектов, не страдает психическими заболеваниями, имеет хороший интеллектуальный и нравственный потенциал. Как правило, такие люди успешны, но их количество на планете не так велико, как хотелось бы. Основными факторами, влияющими на здоровье человека, являются: генетические, экологические, социальные, психологические, медицинские и культурные. Их соотношение отражено в диаграмме 1. (Приложение 1)

Обучающимся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе совершается с учетом возрастных возможностей детей и подростков. Содержание, методы и темпы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге - нарушений состояния их здоровья.

За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, а, следовательно, увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся, укрепление их здоровья.

Умственная деятельность детей, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. В режиме дня школьника соотношение между динамическими и статистическими нагрузками резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статистического напряжения. При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления также и отношение к учебе, мотивация волевых усилий.


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

При этом, образовательный процесс – явление многогранное и исключительность роли школы не только в формировании определенной базы знаний, но и в воспитании основополагающих человеческих качеств и обучении основам социального поведения.

В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность.

Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

К сожалению, человеческий фактор в общении с учителями, атмосфера в школе и классе влияют на обучение не всегда положительно. В качестве минуса я отметила бы и то, что школа всё больше снимает с себя воспитательную функцию, перекладывая её на плечи родителей. Туда же сползают и требования к качеству обучения. Сейчас принято считать, что хорошее образование дети получают тогда, когда в учебном процессе активно участвуют родители. Как результат, объём опеки с их стороны вынужденно растет. Им становится сложнее быть друзьями и советчиками для своих детей. Надзирающие и карающие функции более актуальны. Итог – с одной стороны, углубление извечного конфликта отцов и детей, усугубление трудностей переходного возраста, с другой – избалованность и инфантильность подростков. Находясь под неусыпным родительским контролем, они не учатся принимать серьезные решения, им более привычны потребительские функции.

Влияние школы на развитие ребенка

Ребенок, подобно губке, впитывает элементы как доброжелательной, так и негативной атмосферы. Его социальное положение, кругозор, материальное состояние, условия жизни и способности к обучению – все это в той или иной степени формирует основу для дальнейшего развития. Учебное учреждение влияет на все стороны личности. Важно, чтобы это влияние было позитивным.

Ведь школа – это социальное пространство, в котором контактируют люди разных темпераментов, характеров, возрастов. Важно, чтобы в этой среде создавалась возможность для реализации себя в общении, учебе, физическом развитии и играх. Ребенку необходимо постигать культуру межличностного общения, учиться относиться к людям с уважением и толерантностью, понимать важность сотрудничества. И эти задачи актуальны во все времена и для любого поколения.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Задачи педагога в работе с учениками

Влияние школы на развитие ребенка во многом определяется подходом педагогов к образовательному процессу. Интерес к занятиям у школьников напрямую связан с качеством преподавания, поэтому в число первостепенных задач учителя входят:

  • грамотная и интересная подача материала;
  • мотивация к обучению;
  • понятные и доходчивые объяснения;
  • развитие способностей учеников;
  • контроль усвоения новых знаний.

Педагоги также играют важную роль в формировании личности учеников. При выборе форм организации учебной и внеучебной деятельности учитель выступает в качестве воспитателя.

Комментарий психолога:

Хочется напомнить, что школа школе рознь и для того, чтобы позитивного влияния было больше, чем негативного, стоит уделить внимание её выбору. Изучите педагогический состав и отзывы тех, кто уже имеет опыт обучения там. И уж точно не стоит пытаться сберечь на этом время или средства. Потому что важность основ, которые закладывает школа, сложно переоценить, а потери образовательных возможностей в этом возрасте невосполнимы.

Кроме того, все мы знаем, что каждый ребёнок уникален и обладает способностями, присущими только ему. Однако чрезмерное подчёркивание этого не всегда идёт ему на пользу. Возвеличивание собственной значимости очень мешает общению. Ребёнок перестает прислушиваться к другим и предъявляет социуму слишком завышенные требования в плане отношения к своей персоне. Важно помнить, что общих черт в людях больше, чем отличий. Во всём должен быть баланс.

Почему школьные учителя не справляются

Влияние школы на развитие личности ребенка

В процессе получения базовых знаний, у каждого ученика формируются свои приоритеты и специальные интересы. С возрастом школьники начинают осознавать собственные возможности и жизненные перспективы, а так же области будущей профессиональной деятельности. Важная задача учителя, в этот момент, поддержать подростка, помочь определить свое назначение и, возможно, сформировать алгоритм действий, с учетом правильных идеалов и ценностей.

Известно, что мотивация к обучению существенно повышается, когда человек понимает практическую значимость определенных знаний. Поэтому задача педагога не сводится к сухой подаче теории и контроле усвоения школьного курса. В идеале, учитель прививает или не прививает общий интерес к обучению, как к таковому. Осознание смысла и назначения получаемых знаний, их значимости стимулирует учащихся и обогащает их интеллект.

Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики.

При всем осознании российским педагогическим сообществом необходимых шагов для получения качественного школьного образования, предпринимаются они, к сожалению, далеко не везде и не так быстро как хотелось бы. В итоге, множество родителей и учеников недовольны уровнем практических знаний, которые даются в школе. Упускается множество аспектов, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни и помогают сформировать всесторонне развитую личность. Поэтому сейчас все больше родителей задумываются о преимуществах новых форматов обучения. В частности все популярностью пользуется дистанционное образования.

Получение школьного образования с использованием современных технологий, привлекает все большее внимание родителей и учеников. Кроме прочего, далеко не все папы и мамы довольны тем, как школа влияет на ребенка, а также качеством учебных программ при очной форме обучения.

  • возможность выбрать любую образовательную программу;
  • возможность составить собственный график занятий и распределять тем самым нагрузку;
  • подробная обратная связь по выполненным заданиям;
  • профессиональные педагоги;
  • полный контроль учебного процесса и пр.

Подход к обучению и методики досконально отработаны и подтверждены опытом тысяч учащихся.

Какое позитивное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

В статье справедливо отмечена социализация как важный элемент или навык, даваемый школой. По сути, это первый общественный институт, где параллельно с освоением общеобразовательных дисциплин ребёнок общается со сверстниками, определяет своё место среди них, проявляет толерантность и сопереживание. Общаясь с учителями, он учится уважать старших, дружить с ними и находить контакт, получает понимание ранжирования, справедливости и объективности. Школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для многих учащихся коллектив сам по себе является мотивирующим к учёбе фактором, а примеры увлечений сверстников наводят на мысль попробовать и себя в новом деле. Расширяется мировосприятие ученика.

Но все мы понимаем, что эти преимущества – палка о двух концах. Насильственная социализация полезна далеко не каждому школьнику. А коллектив может как мотивировать, так и отбить интерес к учёбе.

Поэтому как позитивные я отметила бы и другие моменты. Редко встречаются ученики, которым интересны и легко даются абсолютно все изучаемые предметы. При освоении некоторых приходится прилагать усилия. И это ценно, так как воспитывает упорство в достижении цели, усидчивость, внимательность, терпение и дисциплину. Эти качества необходимы для того, чтобы достичь успеха. Без них не бывает ни великих открытий, ни действительно значимых дел. Получаемые оценки мотивируют на развитие волевых качеств.

Каждая школьная дисциплина, помимо конкретных знаний и навыков, вырабатывает различные способности. Математика учит думать, структурировать информацию и развивает логическое мышление. Русский язык и литература – это творчество и логика в более жизненном и прикладном аспекте. Ребёнок учится улавливать суть в большом количестве данных, определяет приоритеты. Химия прививает интерес к экспериментированию. Полный комплекс школьных предметов в идеале должен давать человеку возможность разобраться в себе, в потребностях общества и выбрать то будущее, в котором он сможет достичь максимальных успехов.

Кроме того, полученные знания, даже не будучи востребованными в каждодневной жизни, позволяют чувствовать себя полноправной единицей общества и претендовать на повышение своей роли и значимости в нём.

Читайте также: