Беседа с детьми что такое робототехника в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Ознакомление обучающихся с конструированием и программированием роботов.

Познакомить обучающихся с историей робототехники, ее видами и видами роботов.

Развить логическое мышление, память

Познакомить обучающихся с программированием роботов на работу датчиков.

Воспитать трудолюбие, усидчивость, интерес к техническому творчеству.

Материальное обеспечение:

Две электронные карточки с ребусами

Электронные схемы для программирования робота на работу датчиков

Дети : ответы

Педагог : Существуют виды робототехники, например, такие как: промышленная, строительная, бытовая, космическая, военная. В каждой области робототехнике есть свои роботы, которые облегчают жизнь и работу людей. Я предлагаю вам ознакомиться с ними поближе.

(демонстрация презентации о видах робототехники и роботах, используемых в них)

Вот мы с вами ознакомились с видами робототехника и с тем, каких роботов сейчас используют. А знаете ли вы, какие бывают роботы?

Дети: ответы

Педагог : Давай познакомимся с историей робототехники и с тем, как она развивалась.

(демонстрация презентации. Приложение 1)

Дети : выполняют упражнение

Дети : выполняют упражнение

Педагог : Отлично! У каждого из вас получилась интересная башня! Теперь мы переходим к конструированию робота. На этом занятии я вам предлагаю сконструировать своего собственного робота, так как важно не только уметь копировать с инструкции, но и создавать свои разработки. Вам необходимо сконструировать робота, который мог бы помогать людям, например, в строительстве, быту. При этом учтите, что вам необходимо построить робота, который сможет поворачивать.

Дети: конструируют робота

Педагог : У всех получились интересные роботы! Теперь пришло время их запрограммировать, чтобы ваши роботы могли выполнять различные движения и команды. Давайте возьмем датчик звука, и запрограммируем робота на звук. Воспользуйтесь схемой, которую видите на экране.

Дети : программируют

Педагог : Теперь хлопните в ладоши. Как видите, с помощью этого датчик ваш робот услышал звук и совершил соответствующее действие. Теперь давайте испробуем датчик расстояния.

Дети : программируют робота на датчик расстояния

Педагог : Отлично! Ваш робот видит препятствие и реагирует на него, рывками отъезжая назад. У нас есть датчик касания. Если на него нажать, то робот поедет в противоположную сторону. Запрограммируйте робота на датчик касания.

Дети : программируют робота

Педагог : замечательно! Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и разгадать небольшие ребусы. Внимательно посмотрите на экран. У каждого из вас на столе есть ручка и бумага, при необходимости воспользуйтесь ими. (Приложение 2)

Я надеюсь, что вы сегодня на занятии узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать.

Коммуникативная: Культура приветствия.

IIэтап . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.

- Ребята, что такое алгоритм? (последовательность действий)

- Скажите, пожалуйста, кто разрабатывает алгоритм?
(человек)

- А кто его исполняет? (люди, животные, технические устройства)

- Сегодня мы будем знакомиться с теми, кто исполняет алгоритмы, т. е. с исполнителями.

Слайд 2. Основными понятиями, с которыми мы сегодня будем работать, являются: робот, исполнитель и СКИ

- Итак, кто же такой исполнитель?

Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

- Всякий ли исполнитель может выполнить любую команду? ( нет)

- Исполнитель может выполнить только команды которые входят в его набор команд, т.е. каждый исполнитель имеет собственную систему команд. -А кто может выполнять заданные алгоритмы?

- Во многих случаях и сам человек является исполнителем алгоритмов.

- Назовите эти случаи.

- Прошу минуточку внимания! Все смотрим на экран (показываю фрагмент видеофильма о роботе). Это что или кто?

- Является ли он исполнителем? Почему?

Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы

- Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает?

(можно дополнить нижеследующей информацией)

Существует несколько разновидностей роботов и для каждого из них имеется своё определение:

В аптеках Шанхая работают роботы-фармацевты . Надо просто нажать на сенсорный экран с описанием симптомов, и робот поставит диагноз и даст необходимые рекомендации. Дальше остается только предложить автомату купюру, и лекарство можно забирать.

Роботы-санитары .Работают в некоторых британских больницах. Роботы производит сухую и влажную уборку, сами выбрасывают мусор, заправляются чистящими средствами и подзаряжаются. В отличие от живых уборщиц, роботы никогда не бубнят под нос и отличаются доброжелательным отношением к окружающим. Встретив кого-то на своем пути, они извиняются и докладывают, чем они сейчас заняты.

В Южной Корее сконструировали сторожевого робопса для охраны частных усадеб. Пес весит 40 кг, в его нос встроена фотокамера, а в корпусе имеется сотовый телефон, который немедленно посылает сигнал хозяину в случае обнаружения опасности. В критических случаях робот способен сам вызвать полицию.

Японский семейный робот . Он запоминает до 7 членов семьи и распознает их по лицам или голосу. Словарный запас – 65 тыс. фраз и 1000 отдельных слов. Он держит в памяти привычки каждого члена семьи и пытается находить к каждому подход. Он краснеет в ответ на шутку и бледнеет в замешательстве.

И еще одно изобретения японцев - Рободансер . Робот-танцор способен попеременно выдавать диско, панк, фанк, рок, хипхоп, брэйк и т.д.

- Да, роботы очень актуальны в наше время. С каждым годом жизнь становится автоматизированной. А на вопросы, способны ли роботы заменить людей, со временем ответит каждый человек сам для себя.

- Как называются специалисты, создающие роботов?

- А раньше из вас кто-нибудь занимался конструированием и программированием роботов?

- А вы сами хотите управлять роботами?

- С помощью чего мы их заставляем двигаться?

- Сегодня мы с вами своими руками спроектируем роботов.

И побудем в роли специалистов по созданию роботов.

- Работаем в группах. Каждая группа – это Конструкторское бюро.

Посмотрите перед вами лежат бейджики. На них написаны роли, которые вы распределите между собой.

Руководитель – организует работу своих подчинённых.

ПРОГРАММИСТ – отвечает за создание и тестирование программы управляющей моделью.

СБОРЩИК – отвечает за создание модели из деталей конструктора. По окончании работы отвечает за сохранность материалов и конструкций, за чистоту рабочих мест.

ИСПЫТАТЕЛЬ – отвечает за тестирование созданной модели, дает рекомендации по изменению конструкции и программы.

Но чтобы группа во время справилась с заданием, все помогаем друг другу.

Познавательная: Знакомство с профессией инженера-робототехника.

Привитие культуры общения посредством участия в учебном диалоге.

Принимать учебную задачу, ее конечную цель.

Формирование мировоззренческого взгляда на науку и жизнь. Расширение технического кругозора.

Воспитание спортивного духа.

Ваша задача, следуя этой инструкции, собрать из механизмов конструкцию робота.

Приступаем к работе.

Испытатель покажет гостям и другой команде робота.

.2.Посмотрите на свою конструкцию. Что ещё нужно с ней сделать, чтобы робот двигался?

Включаем робота, программируем и запускаем.

Создание собственного робота, умение программировать с помощью LEGO WE DО.

Развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.

Включаться в коллективное обсуждение проблем.

Соблюдать правила безопасной работы.

Планировать ход выполнения задания.

Научиться программировать роботов с помощью программы NXT2.0 Programming LEGO WE DО

Корректировать программу при необходимости.

Развитие памяти и мышления, информационной культуры,мотивация к изучению робототехники на старших классах. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль).

IVэтап. Практическая работа: разработка алгоритма для робота – 15мин.

- Справились со своим заданием? Молодцы!

- Перед вами система команд, который только что выполнил робот. Какие действия он совершил? (на слайде)

На слайде значки, которые показывают действия робота. Каждая команда приготовит рассказ по этим значкам. Вам даётся 3 мин. Руководитель выбирает из группы того, кто будет отвечать.(значки разделены на 2 части.)

-А сейчас усложним алгоритм. Каждая группа самостоятельно пишет программу на листочках, потом программируем робота.

Подведение итогов урока (

- – С какими основными понятиями вы познакомились на этом занятии? Что они обозначают?

Ну а сейчас посмотрите на экран и попробуйте дополнить предложения:

сегодня я узнал…

было трудно…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…

Нажмите, чтобы узнать подробности

- программирование собранных роботов через задание внутренних команд.

Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7 мин)

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с миром роботов.

2. Теоретическая часть. (Слайд 2)

Но для начала, ответьте на несколько вопросов:

Как вы считаете, что такое робот? (автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе).

Где мы встречаемся с роботами? (в быту, на производстве, в медицине и т.д.)

Для чего нужны роботы? (для облегчения труда людей, выполнения опасных работ, работ, требующих особой точности).

Робот – автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе.

(Слайд 5) Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем.

Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, кибернетика, телемеханика, мехатроника, информатика, а также радиотехника и электротехника.

Выделяют строительную, промышленную, бытовую, медицинскую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.

Какие же бывают роботы?

Манипуляционный робот — автоматическая машина (стационарная или передвижная).

Такие роботы производятся в напольном, подвесном и портальном исполнениях. Получили наибольшее распространение в машиностроительных и приборостроительных отраслях.

Мобильный робот — автоматическая машина, в которой имеется движущееся шасси с автоматически управляемыми приводами.

Такие роботы могут быть колёсными, шагающими и гусеничными (существуют также ползающие, плавающие и летающие мобильные робототехнические системы, см. ниже)

К настоящему времени роботы внедрены во многие сферы деятельности человека и продолжают дополнять и иногда заменять людской труд как в опасных видах деятельности, так и в повседневной жизни.

3. Практическая работа: сборка и программирование робота.

Сборка робота

Учитель: Теперь перейдем от теории к практике и попробуем самостоятельно собрать и запрограммировать робота (дети объединяются в пары).

Но вначале я хочу напомнить вам о соблюдении правил техники безопасности.

Работай с деталями только по назначению.

Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши.

Перед вами лежат необходимые детали.

элемент 1 – руки; элемент 2 – изгибы в форме L; элемент 3 – большие зубчатые передачи; элемент 4 – колеса; элемент 5 – NXT блок; элемент 6 – маленькие черные сцепки; элемент 7 – большие черные сцепки; элемент 8 – маленькие черные сцепки; элемент 9 – небольшие светло-серые сцепки; элемент 10 – большие светло-серые сцепки; элемент 11 – голубые сцепки; элемент 12 – темно-серые сцепки; элемент 13 – колпачки; элемент 14 – шасси

Мы будем использовать конструктор LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

Теперь пошагово выполняем сборку робота. У вас на столах лежат технологические карты, в которых отображены этапы конструирования нашего робота.

(ученики смотрят в технологические карты (на слайды презентации с 10 по 22) и собирают простейшего робота)

Учитель: Наш робот сконструирован. Теперь вспомним, что же такое робот?

Робот – автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе.

Сейчас мы и займемся программированием нашего робота при помощи задания внутренних команд.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Из каких деталей мы собирал наших роботов?

- Что такое робот? (автоматическое устройство, предназначенное для осуществления различного рода механических операций, которое действует по заранее заложенной программе).

- Где мы встречаемся с роботами? (в быту, на производстве, в медицине и т.д.)

- Для чего нужны роботы? (для облегчения труда людей, выполнения опасных работ, работ, требующих особой точности).

-Понравилось вам наше занятие?

- Приходите к нам в Центр технического творчества.

Самоанализ занятия

Дата проведения: 18.02.2019 г.

Изучение данной темы позволит ознакомить обучающихся с робототехникой через практическую деятельность посредством Легоконструирования и программирования и сформирует у обучающихся интерес и желание заниматься робототехникой.

Занятие построено в традиционной форме обучения. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

обучающие: познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства, с видами и названиями деталей конструктора, азами программирования;

развивающие: побудить интерес к занятиям робототехникой, развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты, развивать конструкторско-технологические способности, пространственные представления;

воспитательные: воспитывать аккуратность, терпение при работе с конструкторами, бережное отношение к материально-технической базе лаборатории робототехники; культуру общения;

здоровьесберегающие: соблюдение правил техники безопасности.

Тип занятия – комбинированное.

Вид занятия – практическая работа.

Мною сохранена структура занятия, которая отражает логическую последовательность этапов. Каждый этап включает в себя следующие структурные элементы:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Теоретическая часть. (7-10 мин)

3. Практическая работа (23-25 мин)

- знакомство с деталями конструктора и их названиями;

- сборка робота по технологической карте;

- программирование собранных роботов через задание внутренних команд.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия (5-7 мин).

На теоретической части занятия обучающиеся отвечали на вопросы о видах роботов и их практическом применении в быту и промышленности, узнали, что такое робот, наука робототехника и какие бывают роботы.

На практической части занятия обучающиеся разбивались на пары и совместно собирали и программировали робота. Перед началом работы ребята предупреждены о возможном травматизме и мерах его предупреждения. При объяснении технологической последовательности выполнения операций я использовал мультимедийную презентацию, которая демонстрировалась на экране, что способствовало восприятию и запоминанию.

На этапе показа и объяснения основных приемов мною показывались основные операции и приемы работы, акцентировалось внимание на выполнение сложных этапов, возможных ошибок и способов их предотвращения.

Самостоятельная работа учащихся состояла из сборки робота и его программирования при помощи задания внутренних команд. Ребятам были предложены инструкционные карты с последовательностью выполнения работ, для предотвращения возможных ошибок и при возникающих затруднениях.

Во время практической работы мною проводились обходы, в ходе которых предоставлялись дополнительные консультации.

На этапе подведения итогов обобщили типичные ошибки, сделанные обучающимися, анализируя совместно с ними причины их возникновения. Был повторен материал теоретической части занятия.

Выбранные мной методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа, инструктаж, объяснение, презентация, технологические карты, готовая модель робота); репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу); частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога; программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ, - соответствуют цели занятия и в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей.

На занятии обучающиеся были активны, своевременно выполняли задания. Чувствовался интерес ребят к выполнению заданий. Знания и умения усвоены.

По результатам выполненных работ считаю, что поставленная цель достигнута, обучающие, развивающие и воспитательные задачи решены, всё запланированное мною выполнено в полном объеме.

Цель занятия: сконструировать робота из картона.

Задачи:

Образовательные:

учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию и пропорции. Учить анализировать конструкцию, определять форму, размеры, расположение деталей, находить ошибки в схеме конструкций,

Развивающие:

развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество.

Воспитывающие:

воспитывать собранность, организованность, аккуратность, любознательность, интерес к

познанию окружающего мира.

Оборудование и материалы:

Модель готового робота, бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш.

Методы:

Словесные – фронтальная беседа.

Наглядные – демонстрация образцов, технического рисунка.

Практические – изготовление модели по образцу

Ход занятия:

1. Организационная часть

Добрый день, ребята. Я очень рада встречи с вами! Все ли готовы к занятию?

2. Знакомство с новым материалом.

Нет руля и нету шин,

Но я - родственник машин.

Хоть с квадратной головой,

Я почти как вы, живой,

Я стою и я хожу,

Кто захочет, с тем дружу.

Пусть немного твердолобый,

Но я очень добрый …робот

Ребята, а знаете ли вы что такое робот? (Ответы детей)

Робот — это машина с человекоподобным поведением, которая выполняет функции человека при взаимодействии с окружающим миром.

Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает (Ответы детей)

Роботы нужны, для того что помогать людям, они могут выполнять работу, которую человек не может или не в силах сделать.

Правильно ребята, молодцы!

- А теперь давайте познакомимся с типами роботов:

Это чей там слышен топот?

На работу вышел робот.

Робот лампой помигал,

Робот лапой помахал:

Робот в шахте уголь рубит,

Робот уголь очень любит,

Никаких других пород

Кроме угля не берёт.

Робот в кратере вулкана,

Как в кастрюльке великана:

«Если не расплавлюсь,

Робот рыбок наблюдает,

Дно морское изучает.

«Выручай меня, матрос!

На другой планете робот

Пробы взял, поставил опыт:

«Воздух есть, и есть вода.

Это маленькая Таня,

А у Тани робот — няня.

«Слушайся, Танюша, мамы,

Робот шёл из дома в дом,

«Из него хочу, ребята,

Из этого стихотворения можно понять, что роботы выполняют различные функции, вот некоторые виды роботов которых используют в современной жизни:

• Андроид (человекообразный робот)

• Биоробот - человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор, всё остальное тело - органическое.

Роботы очень актуальны в наше время. А на вопрос, способны ли роботы заменить людей, со временем каждый человек ответит сам для себя.

Ребята, а как называются люди (специалисты, создающие роботов? (инженер-робототехник)

А вы хотели бы стать инженерами-робототехниками и создать своего робота? (если да, то вам надо хорошо учиться, а именно знать такие предметы: как математика и физика) и ваша мечта исполнится.

А вот посмотрите, какого робота, придумала я. Его зовут Фикс. Он, любит спорт. По утрам он бегает, а после пробежки делает гимнастику. Давайте вместе с Фиксом сделаем зарядку.

Физкультминутка "Робот"

Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

3. Практическая часть

Педагог: А теперь займемся конструированием наших роботов.

Посмотрите на моего робота Фикса. Из каких геометрических фигур построен этот робот?

Ответы детей. Ноги - из прямоугольника, туловище- из большого прямоугольника, руки- из длинного прямоугольника, голова- из квадрата.

Педагог: Молодцы ребята!

Повторим правила работы с ножницами и клеем.

-- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.

– Нельзя ножницы близко подносить к лицу.

– Ножницы передавать друг другу кольцами вперед.

– При работе с клеем нужно пользоваться кисточкой.

Приступаем к работе, используем схему изготовления робота.


Во время изготовления изделия учитель следит за правильностью выполнения операций, соблюдения правил безопасного труда, уделяет внимание экономным и рациональным приемам работы при использовании материала, оказывает детям индивидуальную помощь.

4. Рефлексия

Молодцы, ребята, вы удачно справились с заданием.

Получили ли вы удовольствие от работы на занятии?

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Довольны ли вы результатом вашей работы?

Оцените свои работы.

- над изделием нужно ещё потрудиться

- изделие сделано хорошо

- изделие сделано отлично

5. Анализ готовых работ


Чья работа вам нравится больше всего, почему?

Чья работа самая аккуратная?

У кого получились самые красивые роботы?

6. Итог урока.

1. Что вы сегодня интересное узнали на уроке?

2. В какой технике мы сегодня работали?

3. Что такое робот?

4. Из каких частей состоит робот?

5. Какие функции выполняют роботы?

Молодцы ребята! На этом наше занятие закончилось.

Спасибо всем за активную работу! До свидание!

Благодарю за внимание!

Конспект литературной викторины по книгам Н. Носова для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста Литературная викторина «Путешествие по книгам Н. Носова" Цели: В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве.

Конспект занятия с гиперактивными детьми младшего школьного возраста Структура занятия: 1. Игра-разминка. (5 мин.) 2. Дыхательное упражнение (3-5 мин.) 3. Кинезиологическое упражнения (5 мин.) 4 Развивающие.

Планирование индивидуальной логопедической работы для детей дошкольного и младшего школьного возраста Планирование индивидуальной логопедической работы (фамилия,имя ребёнка,возраст). 1. Формирование правильного звукопроизношения. • Логопедический.

1. Организационный этап
1.1. Приветственное слово педагога.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас!

1.2 Проверка готовности учащихся к занятию.
- Посмотрите, всё ли готово для проведения нашего занятия?
- У каждого на столе должны быть схемы для сборки моделей, конверты и конструкторы Lego.

Эмоциональный настрой.
Сегодня у нас необычное занятие. У нас присутствуют гости, поприветствуйте их, пожалуйста.

2. Подготовка учащихся к активной учебно – практической деятельности на основном этапе занятия
2.1 Активизация знаний учащихся.
Определить тему нашего занятия вам поможет загадку.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
(Зоопарк)
- Какова тема нашего занятия? Какие поставим перед собой цели?

Мудрая черепаха предлагает нам сегодня посетить этот зоопарк.
- А что у нас должно быть, чтобы нас пропустили на территорию зоопарка? (Билеты).
- А как себя нужно вести в зоопарке? (правила поведения в зоопарке).

Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по Московскому зоопарку.

Демонстрация интерактивной презентации.
Мы познакомились с представителями Московского зоопарка. Теперь постараемся создать свой мини-зоопарк, используя лего-кострукторы.

Итак, 1 пара – аллигатор, 2 – обезьяна, 3 - танцующие птицы, 4 – лев.
При работе с конструкторами мы должны помнить о правилах техники безопасности. Какие правила вы знаете?

3. Выполнение творческой работы.
Открываем наши конструкторы, находим на схеме нужный этап.
Звучит спокойная музыка во время работы детей.
Модель "Голодный алигатор" - задание 1 группы





После завершения поднимите сигнальные карточки.

Физминутка.
- Мы все славно потрудились, пора немножко отдохнуть.
- А теперь проверим, всё ли мы сделали правильно. Оживут ли наши животные?

4. Подведение итогов.
- Какова была тема нашего занятия?
- О чем мы сегодня говорили? Чем занимались? Мы создавали свой зоопарк. Наш зоопарк получился интересным?

Теперь предлагаю посмотреть видеоролик Московского зоопарка.
В начале нашего занятия мы получили билеты. Поверните их, пожалуйста, отметьте на шкале свою работу А – ваша активность на уроке, И – интересно ли вам было на уроке.

Рефлексия
Поднимите сигнальные карточки, кто может сегодня похвалить себя за активную работу? Кому было интересно?
Я очень довольна вашими результатами, каждый из вас хорошо потрудился.
Спасибо вам за работу!

Читайте также: