Кто такие казаки кратко и понятно для детей презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Казаки ( козаки ) - группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России, Казахстана и Украины." — Транскрипт:

2 Казаки ( козаки ) - группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России, Казахстана и Украины.

3 Т очное происхождение казаков неизвестно ; существует много теорий. Касоги, касахи, касаки - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в веках.

4 К концу 14 века образовались две крупные группы казаков, проживавших в низовьях Дона и Днепра.

5 К ним присоединилось заметное количество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. К началу 16 века обе группы выросли в крупные вольные войска.

6 Донские казаки в союзе с Русским царством заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.

7 Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь.

8 В Сибири казаки появились в конце 16 века в составе гарнизонов первых русских острогов Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута.

9 В первой половине 17 века казачьи партии вышли к Енисею и стали проводить разведку по его притокам, пробираясь на Чулым, Ангару, Абакан, Турухан.

10 На своем пути они закладывали новые укрепленные пункты, зимовья и остроги : Мангазею (1607 г.), Енисейск (1619 г.), Ачинск (1621 г.), Красноярск и Канск ( оба с 1628 г.).

11 В 17 веке казаки являлись главной и единственной силой в гарнизонах сибирских городов, крепостей и острогов ; были основным звеном, обеспечивающим государственное управление краем.

12 По роду своей службы казаки делились на городовых ( полковых ) и станичных казаков.

13 К городовым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу в местах, отдаленных от их постоянного места жительства.

15 Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентиро вался.

16 В 17 веке главными были военные функции захват новых сибирских земель, приведение в русское подданство местных племен и сбор с них ясака.

17 В первых периодах заселения новых территорий среди казаков преобладали одинокие и малосемейные. В условиях постоянной военной опасности развивалась только малая форма семьи, способная прокормить всех своих членов.

18 Особенности быта казаков - первопоселенцев и условия, в которых проходило заселение края, отражалось на форме их поселений.

19 На первых порах это были укрепленные поселения - станицы, окруженные частоколом, оборонительными валами и рвами, внутри которых располагались курени - землянки.

20 Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.

21 Часть доходов казаки получали из военной добычи, часть – жалование государственное. К хозяйственной жизни относились охота, рыболовство, земледелие и скотоводство.

22 Казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека и Приуралья.

23 В значительной мере это было сделано женскими руками. В экстремальных условиях приграничной жизни выковался особый тип женщины казачки.

24 Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек.

25 Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом, она не теряла черт, присущих слабому полу : женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.

26 Земля казаков являлась собственностью всей общины.

27 Общие вопросы жизни они обсуждали на общем круге ( собрании ). Там же выбирались атаманы и старшины.

28 Казаки строго соблюдали и сохраняли свои обычаи и порядки. Традиции и обычаи казачества дошли до наших дней.

29 Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначено для изучения регионпльного компонента (казачество).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА

Людмила Анатольевна Вербина

… Дон, земля Донская, донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-Батюшка, славные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Минаева и Краснощекова и Иловайских, Сухорукова и Крюкова, Шолохова и Чехова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия. Сколько почестей воздали им, сколько хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, время ушло, словно песок, но осталась память потомков, неугасимая и неистребимая, несмотря на старания недругов казачьих .

Дон, земля Донская, донские казаки…

Произнесешь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-Батюшка, славные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Минаева и Краснощекова и Иловайских, Сухорукова и Крюкова, Шолохова и Чехова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия.

Сколько почестей воздали им, сколько хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, время ушло, словно песок, но осталась память потомков, неугасимая и неистребимая, несмотря на старания недругов казачьих .

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня . Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.


Эти свободолюбивые люди называли себя казаками

Эти свободолюбивые люди называли себя казаками

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа

Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу – десять заповедей Христа

Казачьи символы

Герб Всевеликого Войска Донского

Флаг Всевеликого Войска Донского

Бунчук – символ казачьей власти

Булава – знак атаманской власти

В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. Дон – наш Батюшка

В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края.

Дон – наш Батюшка

Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям крупных рек, вдоль которых они обитали.

Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям крупных рек, вдоль которых они обитали.

Почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь.

Почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди?

Да потому, что, где вода – там и жизнь.

Характер казака Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.

Характер казака

Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества.

В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, доброта, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен. Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.

Во время исполнения гимна Войска донского или гимна России, казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Приветствовали казаки друг друга, при встрече, приподнятием головного убора и рукопожатием.

Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

Казачья нелёгкая доля,

Казак только Богу подсуден,

Сквозь годы проносится полем:

Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков.

Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков.

Атаман - это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

Атаман - это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать.

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать.

В казачьем курене

В казачьем курене


Казачья усадьба

Казачья усадьба

А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.

А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.

Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю и верховую лошадь .

Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на

коне с винтовкой

через плечо и

шашкой в руке.

Каждый казак

имел личное

оружие – саблю и

верховую лошадь .

Смелость, отвага, сила, ловкость - воспитывались в казаках с детства. Казаки – надёжная сила Родины во всем. времена

Смелость, отвага,

сила, ловкость -

воспитывались в

казаках с детства.

Казаки – надёжная сила

Родины во всем. времена

Мальчики в этих семьях росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Мальчики в этих семьях росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала.

Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями.

В современном обществе одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Необходимо развивать у детей чувство любви к своей малой Родине. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем, через игру, предметную и исследовательскую деятельность, общение, труд, обучение.

Дети, начиная с младшего возраста, должны знать, что они являются носителями культуры казаков, знать обычаи, быт, традиции своего народа, научиться понимать и любить свою малую родину.

Прикреплённые файлы:

Картотека пальчиковой гимнастики и физминуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада Картотека пальчиковой гимнастики и физ. минуток по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы детского сада с резинками.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы Цель: формирование правильного представления о семье, воспитание положительного взаимоотношения в семье, любовь ко всем членам семьи. Задачи.

Проект по патриотическому воспитанию детей в средней группе

Проект по патриотическому воспитанию детей в средней группе Проект по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Выполнение проекта: Краткосрочный, 1 месяц (14 января – 25 февраля 2019 год).

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое.

Вдоль реки Дон издавна живут люди, которые
называют себя донскими казаками. Сегодня мы
поближе познакомимся с традициями и обычаями
Донского казачества. Совершим увлекательное
путешествие в прошлое и посмотрим, как жили
казаки много лет назад.

3. В давние времена многие люди бежали на Дон от тяжёлой жизни. Здесь они селились на свободных землях и становились вольными

4. Свои поселения казаки располагали так, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими

городками. На
первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины
появлялись несколько позднее. Позже городки стали называться
станицами.

5. Казачья станица. Станицы состояли из деревянных или саманных (смесь глины с соломой) домов, крытых камышом. В каждой станице

Казачья станица. Станицы состояли из деревянных или саманных
(смесь глины с соломой) домов, крытых камышом. В каждой станице
обязательно были церковь и школа. Центром была базарная площадь
- майдан. Когда нужно было обсудить какой-нибудь вопрос, казаки
сходились на Майдане на общее собрание. При этом все становились
в большой круг. В середине круга стоял атаман (главный в
казачестве), за ним на скамеечках сидели старики, затем женатые
казаки, потом неженатые. На кругу решались все важные вопросы.

6. Казачий курень. Дом казака - курень, что означает круглый. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.

Позднее стали строить двухэтажные курени - это спасало
от разлива рек. Первый этаж в них - хозяйственный, второй жилой.

7. Так устроен казачий курень

8. Главная комната казачьего куреня - зало. Курень делился на левую - женскую половину и правую - мужскую. Женщины и дети никогда

Главная комната казачьего куреня - зало. Курень делился на левую женскую половину и правую - мужскую. Женщины и дети никогда не
входили на мужскую половину. Прямо за входом была самая большая
комната - зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и
лучшая посуда. В левом углу комнаты напротив входа всегда
располагалась божница - полка или шкафчик для икон.

9. Спальня в казачьем курене. В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка.

10. Кухня в казачьем курене. Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали

11. Казачья кухня раскрывает особенности быта донских казаков. Казаки, живя рядом с рекой, занимались приготовлением рыбных блюд.

12. Большую роль в казачьей жизни играли различные промыслы: кузнечное и гончарное дело, обработка дерева и металла, лозоплетение,

ткачество, вышивка. С момента рождения казаки
закаливали своих детей, оставляя их работать в поле и зимой и летом.
С малых лет приучали их к труду: носить воду, ходить за плугом,
сторожить в степи лошадей, овец, коров. С пятилетнего возраста
девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить,
вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это
в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

13. Казачьи семьи. Главой семьи был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: работами, связанными с землёй, с рабочим

14. Если в семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Но нередко матери роняли слёзы над колыбельками казачат, думая об их

15. Праздник первых штанов.

16. С 17 лет казак - малолетка. Со всех станиц казаки-малолетки собирались в одно место на смотр атаману. Устраивался лагерь, где

17. Костюм казаков. Служебная одежда казака - мундир из синего сукна, шаровары синего сукна с красными лампасами, фуражка или

папаха с
красным верхом, сапоги. Шапка или
фуражка означали принадлежность его
хозяина к казачеству. Шапка продолжение головы. Казак мог
продать все, но только не крест, шапку
и шашку. В домашнем быту казаки
носили полотняную вышитую рубаху,
шаровары на сапоги. Как у казаков
появились лампасы? Царь наградой
жаловал казаков донских Сукном синим
баловал воинов лихих. Дал в придачу
алого чуточку сукна Не хватило малого,
подвела казна. Пошили форму синюю
донские казаки, Из алой ткани сделали
лампасы на штаны. Остатками в
фуражках околыш обвели И сквозь
века легенду об этом пронесли.

18. Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука. Кофта была с оборкой, рукав длинный. Юбки шили пышными, украшали кружевами,

оборками. Нижняя юбка - обязательная принадлежность женского
костюма. Фартуки были праздничные или расхожие (на каждый день).
Праздничные украшались узорами. На голове шёлковые платки, на
ногах полусапожки. У девушек вместо платков - ленты в волосах.
Одежду казаки воспринимали как вторую кожу тела, содержали ее в
чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

19. Отношения в казачьей среде Уважение старших - один из главных обычаев казаков. В присутствии старшего не разрешалось сидеть,

вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова
старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет.
Среди казаков было принято приветствовать любого, даже незнакомого человека, появившегося в станице.
Особенностью казаков было проявление доброты и услуги, особенно постороннему: подать оброненное, помочь
поднять, поднести, уступить место для сидения. В застолье, казак всегда, прежде чем съесть самому, обязан был
предложить это тому, кто сидит рядом. Прежде чем самому утолить жажду в походе, казак должен был
предложить воду напарнику. Жадные люди были достойны презрения, и к ним никогда не обращались с
просьбой. Большим грехом считался обман. Человек, который не сдержал своего обещания или данного слова,
терял доверие окружающих. Если казак нашел потерянную кем-то вещь, то он относил ее в управу, её всегда
можно было вернуть хозяину, рассказав о пропаже. Предпочитали казаки обходиться тем, что есть, а не тем, чем
бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За
долг считали проявленную к тебе доброту, помощь. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Читайте также: