Описание объективных ограничений и возможностей реализации стратегических планов школы

Обновлено: 04.07.2024

Целью данной работы является:
во-первых, изучить основные школы стратегического планирования, сделав особый упор на школу дизайна и школу планирования;
во-вторых, исследовать концепцию стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года и стратегию развития Уральского федерального округа до 2020 года и сопоставить их.

Содержимое работы - 1 файл

Стратегическое планирование.docx

Стратегическое планирование - это процесс, посредством которого руководящие лица как государства в целом, так и отдельных организаций представляют будущее государства (организации) и разрабатывают необходимые процедуры и операции, чтобы достичь этого будущего. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении. Успешное стратегическое планирование характеризуется самоанализом государства (организации), сопоставлением сложных альтернатив и расстановкой приоритетов.

Существует множество моделей, используемых для стратегического планирования, но нужно заметить, что основные элементы этих моделей очень схожи по своей сути, но между тем есть между ними и различия.

В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ), которые были систематизированы Генри Минтцбергом. Профессор Университета Макгилла (Канада) и школы бизнеса INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии. Его работа предлагает хорошую иллюстрацию разрозненности мышления при рассмотрении объекта стратегии.

Г. Минтцберг выделил следующие школы: школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования, школа предпринимательства, когнитивная школа, школа обучения, школа власти, школа культуры, школа окружающей среды и школа конфигурации.

Целью данной работы является:

во-первых, изучить основные школы стратегического планирования, сделав особый упор на школу дизайна и школу планирования;

во-вторых, исследовать концепцию стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года и стратегию развития Уральского федерального округа до 2020 года и сопоставить их.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

1 Рассмотреть основные научные школы стратегического планирования;

2 Раскрыть основные характеристики, сильные и слабые стороны школы дизайна и школы планирования;

  1. Провести сравнительный анализ школы дизайна и школы планирования;
  2. Провести сравнительный анализ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и стратегии развития Уральского федерального округа до 2020 года по основным параметрам;

5 Сделайте аналитические выводы.

1 ШКОЛЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Перечислим научные школы и определения, наилучшим образом описывающие видение их сторонниками стратегического процесса:

1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления

2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс

3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения

5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс

6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс

7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров

8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс

9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации

Десять школ в свою очередь можно подразделить на три группы. Первые три школы имеют предписывающий характер - их приверженцев, скорее, интересует то, как должны формироваться стратегии, нежели то, как они в действительности разрабатываются.

Внимание сторонников первой из школ, на базе которой в 1960-х гг. образовались две другие, концентрируется на построении стратегии как на процессе неформального дизайна (в смысле конструирования, проектирования, моделирования), а по сути - процессе осмысления и проработки.

Вторая школа, расцвет которой (в виде волны публикаций и обращения к ней практиков) пришелся на 1970-е гг., формализовала первые теоретические "побеги". В ней создание стратегии рассматривается как относительно изолированный систематический процесс формального планирования.

Сторонники третьей, примкнувшей к первым двум в 1980-х гг., перспективной школы заняты не столько процессом формирования стратегий, сколько актуальным их содержанием. Школа получила название школы позиционирования, так как внимание ее учителей и учеников концентрируется на выборе стратегических рыночных позиций фирмы.

Следующие шесть школ рассматривают специфические аспекты процесса формулирования стратегии. Их сторонников интересуют не столько предписания идеального стратегического поведения, сколько описание реальных процессов разработки стратегий.

Стремясь связать стратегию с предпринимательством, некоторые известные авторы рассматривали процесс ее построения как попытку проникновения в будущее, озарение, посетившее выдающегося менеджера, и принятие им риска. Но если стратегию представляют как индивидуализированное видение, то ее формирование также следует рассматривать как происходящий в голове человека процесс постижения идей и принципов. Соответственно возникла хотя и не самая крупная, но весьма важная когнитивная школа, которая, опираясь на логику когнитивной психологии, пытается проникнуть в сознание стратега.

Четыре следующие школы в объяснении принципов построения стратегии попытались приподняться над индивидуальным уровнем, они обращаются к другим силам и действующим лицам. По мнению сторонников школы обучения, мир слишком сложен, поэтому выстраивание стратегии от первого шага до конца - бессмысленно в отличие, например, от планов. Стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как организация развивается, "обучается".

В том же ключе, но под другим углом зрения рассматривает формирование стратегии школа власти. Ее представители рассматривают стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и противостоящим ей окружением.

Согласно еще одной научной школе, принципы формирования стратегии определяются культурой организации и, следовательно, стратегический процесс является процесс коллективным.

И наконец, теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс, инициируемый не изнутри организации, а под влиянием внешних обстоятельств. Соответственно они пытаются осмыслить испытываемое организацией давление извне.

В последней группе всего одна школа, но она фактически вбирает в себя все остальные подходы. Эту школу мы называем школой конфигурации. Ее представители стремятся объединить разрозненные элементы - процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и ее окружение - в отдельные последовательно составляющие жизненный цикл организации стадии, например роста или стабильной зрелости. Но если организация вступает, к примеру, в состояние стабильности, то разработка стратегии предполагает анализ перехода из одного состояния в другое. Значит, с другой стороны, эта школа, опираясь на богатую литературу и практику "стратегических изменений", описывает формирование стратегии как процесс трансформации.

1 Школа дизайна: формирование стратегии как конструирование и проработка, а также как сознательное моделирование. 1

Школа дизайна (проектирования, конструирования, моделирования) рассматривает стратегию в качестве модели соответствия внутренних и внешних возможностей организации. Отправной точкой данной школы является разработка стратегии на основе результатов изучения сил, слабостей, возможностей, угроз или оценки деятельности компании и условий окружающей среды посредством проведения широко известного SWOT-анализа, являющегося основным методом, применяемым при формировании стратегии в рамках этой школы 2 . При этом учитываются такие понятия, как отличительные компетенции компании, ключевые факторы успеха, ценность менеджмента и социальная ответственность стратегии, а процесс создания стратегии школа дизайна рассматривает как достижение оптимального баланса между внутренними силами и слабостями организации и внешними угрозами и возможностями для нее, то есть путем нахождения соответствия между характеристиками фирмы и теми возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде.

Иными словами школа дизайна исходит из того, что ключевой точкой в формировании стратегии является нахождение ситуации, в которой возможности внешней среды подкрепляются внутренними возможностями организации, и все вместе обеспечивают достижение поставленных целей. Образ действий, сопутствующий этому, и представляет собой стратегию.

Особенностью методологического подхода при этом является концентрация усилий компании на процессе индивидуального моделирования (осмысления ситуации), индивидуальной ответственности за процесс реализации стратегии и за формирование организационной структуры на основе стратегического осмысления сложившейся ситуации. 3

При создании и реализации стратегии параллельно осуществляется внешняя и внутренняя оценка. В результате внешней оценки при проведении SWOT-анализа путем изучения таких внешних факторов как социальные, государственные, экономические, конкурентные изменения, а также изменения в сфере поставок на основе оценки конкурентов выявляются и анализируются угрозы (риски) и возможности внешней среды, что дает возможность разработать ключевые факторы успеха. Внутренняя оценка, проводимая путем анализа таких факторов как маркетинг, исследования и разработки, управленческая информационная система, управленческая команда, технологические операции, финансы, человеческие ресурсы, позволяет определить по отношению к материальным и нематериальным ресурсам компании и основным заинтересованным группам сильные и слабые стороны самой организации, те характеристики организации, которые отличают ее от конкурентов. Выявленные в результате SWOT-анализа сильные стороны и возможности внешней среды представляют движущие силы организации, в то время как слабые стороны и внешние угрозы являются сигналом о возможных рисках и потерях.

Ключевые факторы успеха и отличительные компетенции используются при разработке стратегии. На создание стратегии существенное влияние оказывают также социальная ответственность менеджеров и основополагающие ценности менеджмента. На заключительном этапе проводится оценка нескольких возможных альтернативных вариантов стратегии и осуществляется окончательный выбор стратегии, наиболее приемлемой в данной ситуации для организации.

За выбором стратегии следует ее внедрение и претворение в жизнь. Причем реализация стратегии в случае необходимости предполагает доработку организационной структуры и управленческих процедур.

1) формирование стратегии должно быть продуманным процессом сознательного мышления, то есть хорошие стратегии создаются в ходе мыслительного процесса;

2) ответственность за контроль над процессом разработки и реализации стратегии, а также за сознательный характер этого процесса возлагается на руководителя, который является стратегом по определению;

3) модель построения стратегии должна изначально быть и оставаться достаточно простой (а значит, четко определенной) и неформальной;

4) стратегия, разработанная для конкретной организации, должна быть единственной в своем роде: лучшей, уникальной, полученной в результате индивидуального моделирования и сформированной вне всяких шаблонов и стандартов;

5) процесс моделирования может считаться и считается завершенным, когда стратегия сформулирована как перспектива;

6) чтобы оставаться простой, стратегия должна быть точно сформулирована;

7) только после выполнения всех вышеизложенных требований стратегия может подлежать внедрению, то есть только после того, как уникальная, созревшая, ясная и простая стратегия окончательно сформулирована, начинается процесс ее реализации.

Школа дизайна предложила весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий:

Стратегия программы - это обобщенный замысел перехода к инновационной системе работы школы, определяющий его этапы, приоритетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределение ресурсов между ними. Как и концепция, стратегия - это общая идея, но если концепция представляет собой замысел желаемого будущего школы, то стратегия - замысел перехода к нему. Этот замысел преобразуется в стратегический план, который, определяет в общем виде задачи построения новой педагогической и управленческой систем школы и последовательность их решения.

Таким образом, в выборе стратегии изменений не используется каких-то жестких алгоритмов. Общая же последовательность шагов такова:

1. Оценка приоритетности направлений изменений системы функционирования школы и их группировка по степени приоритетности.

2. Оценка продолжительности реализации каждого направления изменений.

3. Построение обобщенного плана графика реализации изменений по направлениям.

4. Определение сроков реализации этапов программы и их содержания.

Итак, на первом шаге разработки стратегии нужно определить приоритеты направлений изменений.

Под направлением изменений понимается движение в определенном направлении, например переход к профильному обучению, информатизации системы обучения школьников, расширение самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности, развитие общественной составляющей в управлении школой, развитие демократических начал в реализации образовательного процесса школы и др.

По приоритетности все направления изменений делятся на три группы:

Чтобы установить приоритеты в изменениях, нужно проанализировать, насколько для школы важны те задачи, которые с их помощью решаются и имеются ли у школы ресурсы для проведения направления изменений.

Осуществление изменений в управленческой системе школы осуществляется с целью улучшения ее результатов - это задачи программы.

У каждого направления изменений есть своя задача. Сформулировать задачу - значит указать тот конкретный промежуточный и итоговый результат, который будет получен при реализации того или иного направления действий. То есть под задачей понимается то, за счет чего реализуется направление изменений и то, к какому результату оно приводит.

Так, если направлением изменений является переход к ГОУ, то задачами его реализации может служить повышение мотивации родителей и учителей в реализации стратегических целей школы, повышение инвестиционной привлекательности школы для родителей и социальных партнеров, а также создание Управляющего и Попечительского советов и др.

Понятия "направление изменений" и "задача" соотносятся между собой так же, как движение в определенном направлении и движение к заданному пункту, в который нужно попасть к фиксированному моменту времени. В стратегическом плане выделяются крупные направления изменений и ставятся крупные задачи. В отличие от других уровней, стратегическое планирование отличается значительной обобщенностью и большой временной протяженностью. Стратегический план обычно рассчитан не менее чем на 3 года.

Приоритетность направлений изменений определяется в зависимости от актуальности для школы задач, которые будут решены в результате проведения изменений. В результате группировки изменений по степени их приоритетности создается общий замысел перехода к будущей школе, то есть сама стратегия.

После того, как определены приоритетные направления изменений, нужно оценить продолжительность реализации каждого направления изменений. В оценке необходимо учесть время, которое потребуется для создания недостающих ресурсов и устранения возможных сбоев при реализации самого изменения, то есть нужно запланировать резерв времени.

Исходя из полученных оценок времени проведения изменений, а также возможностей школы определяются ориентировочные сроки начала и окончания работ по каждому направлению.

Очевидно, что направления изменений и решаемые в их рамках задачи в реальной жизни будут выполняться не последовательно, а параллельно.

При определении времени реализации различных направлений изменений следует обратить внимание на зависимость действий между собой по содержанию. Одно направление содержательно может зависеть от другого и проводиться только последовательно. Независимые друг от друга направления изменений могут проходить параллельно. Эти зависимости определяют их распределение по срокам.

После того, как план-график реализации основных направлений изменений построен и определена ориентировочная продолжительность создания новой педагогической и управленческой системы, весь этот временной отрезок разбивается на части протяженностью 1 - 3 или более лет, в зависимости от общей продолжительности реализации плана. Тем самым выделяются этапы реализации программы развития управления школой. В результате всей этой работы формируется стратегический план перехода от существующей управленческой системе школы к новой, то есть желаемой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет педагогики и психологии

Загурская Светлана Александровна

по программе профессиональной переподготовки

Глава 1. Теоретические направления стратегии развития образовательных учреждении.

1.1. Особенности управления образовательным учреждением 5

1.2. Понятие стратегии и развития 8

1.3.Стратегия информатизации образовательного учреждения 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . 39

Главная черта современного мира — стремительные перемены, большой поток информации. Изменения в экономике, политической и общественной жизни страны влечет за собой перемены во всех остальных институтах общества.

Изменение функции человека в обновляющейся системе диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых условиях.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих направление развития современного общества. Человечество неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играет информация.

Поэтому особую значимость приобретают задачи, направленные на подготовку обучающихся к жизни в условиях современного информационного общества:

формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;

формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств информационно-коммуникационных технологий;

развитие умения находить и объяснять связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нестандартные задачи, используя приобретенные знания, УУД;

развитие общительности, контактности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение сотрудничать и работать в команде.

Одним из наиболее перспективных вариантов решения этих задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы.

Актуальность исследования . Педагогическое пространство школы должно стать развивающей образовательной средой. Наступило время больших объемов и потоков информации, поэтому школа должна учить обучающихся ориентироваться в этих потоках, находить необходимые данные с наименьшими затратами времени.
Однако остаётся много нерешённых проблем, связанных с недостаточной разработанностью, с различными точками зрения на технологии стратегического планирования информатизации в школе. Это и обусловило выбор темы исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике современной общеобразовательной школы в направлении информатизации.

Глава 1. Теоретические направления стратегии развития образовательных учреждений.

Особенности управления образовательным учреждением

Развитие управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность группы людей для достижения определенных результатов. Так как школа - социальная организация, и она представляет собой совокупность способов совместной деятельности педагогов, специалистов, обучающихся, родителей, то возможно говорить об управлении ею. Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. [1]. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, Департамента образования города.[2] Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, уроки, система воспитательной работы школы, система профориентационной работы и т.д.

Ряд исследователей в определении единой категории "управление" включили и некоторые признаки: управление, по их мнению, это определенные структуры, наличие порядка среди элементов этих структур. В понятие определения категории "управление " авторы включают ожидаемые от него результаты: упорядочение системы, обеспечение единства, взаимосвязь элементов организационных систем, называют условия, касающиеся качества субъекта управления: опыт, сознание, способности, образование, компетентность.

П.В. Худоминский определяет научное управление системой образования как систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное воздействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья в целях обеспечения воспитания подрастающего поколения. Конкретизируя данное определение, Ю.А. Конаржевский отмечает, что управление представляет собой целесообразную деятельность, направленную на упорядочение учебно-воспитательного процесса и его совершенствование.

Несколько по-другому рассматривают управление В.Д. Белиловский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров. Они отмечают, что управление - непрерывный, целенаправленный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью ее развития (сохранения, изменения).

Н.Д. Хмель в своих трудах отмечает, что управление есть совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой систем по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.

Ряд положений общей теории управления образовательного учреждения:

1. Управление обеспечивает целенаправленную и интегрированную деятельность субъектов педагогического процесса.

2. Управление направлено на создание, становление, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.

3. Управление осуществляется с помощью управленческих действий анализа, планирования, организации, контроля, регулирования.

4. Управление эффективно, когда оно обладает такими свойствами, как целенаправленность, системность, цикличность, демократичность.

5. Управление достигает цели, если: его механизм соответствует сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений; используются критерии конечного результата; имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор.

Несомненно, что центральным объектом управления в школе является учебный и воспитательный процесс. Любая школа должна меняться в современных условиях. В связи с этим, одним из важнейших объектов управления в школе является процесс ее развития и изменения.

Школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенном социуме. Поэтому нужно изучать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.

1.2. Понятие стратегии и развития

план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

принципы поведения или модель поведения;

прием, маневр с целью перехитрить соперника.

Стратегия любой организации - это основной план действий, определяющий первостепенность стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

В современных условиях, а также учитывая, что в режиме стратегического управления стратегия состоит из двух частей:

1) из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по адаптации к внешней среде;

2) из активных действий на непредвиденные события во внешней среде, можно считать, что стратегия - это система установок и мер, направленных на долгосрочное укрепление конкурентной позиции организации в рамках установленного назначения.

Исходя из этого, стратегия - это более общая система действий, чем запланированная стратегия, которая может быть выражена в стратегическом плане.

В связи с внутренней структурой системы стратегия может быть общей для всей организации в целом и частной.

Анализ различных документов показывает, что стратегия не является неприкосновенной. Она меняется в зависимости от состояния, в котором находится образовательная система, от условий образовательного пространства, от состояния социума, от политических установок в обществе и от многих других условий [4].

Стратегия определяет направления развития образовательных систем.

Понятие стратегии встречается и в литературе по теории управления образованием. В этой области оказались тесно переплетенными между собой такие понятия, как концепция – идея, замысел развития, стратегия – направление движения по воплощению идей и программа – как форма выражения двух предшествующих понятий в форме последовательности шагов, средств. Таким образом, стратегия, концепция, программа – понятия не тождественные, но взаимосвязанные.

Выработка стратегии понимается как определение сроков, установление промежутков реализации концепции и постановка основных направлений деятельности.

На основании анализа практики образования выведено три основные стратегии развития школ:

стратегия локальных изменений. Данный вид стратегии предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни школы;

стратегия модульных изменений предусматривает осуществление нескольких комплексных нововведений, не связанных между собой;

стратегия системных изменений предполагает полную реконструкцию школы как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. [5]

Под развитием обычно понимают:

увеличение сложности системы;

улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

Развитие школы - это процесс комплексных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых школа приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прошлыми результатами образования.

1.3.Стратегия информатизации образовательного учреждения .

Образовательное пространство – это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование обучающегося. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него ученика. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.

Информационное пространство - совокупность результатов смысловой деятельности человечества. Также под информационным пространством понимается совокупность банка и баз данных, технологий их сопровождения и применения, информационных телекоммуникационных систем, позволяющих взаимодействовать гражданам и организациям, удовлетворение информационных потребностей пользователей. Таким образом, информационное пространство не может быть определено точно.

Можно выделить следующие составляющие единого информационного пространства образовательного учреждения:

физическая составляющая. Это кабинеты информатики, библиотека, актовый зал, предметные и специализированные кабинеты, информационный центр и прочее;

информационная составляющая. Это методическая поддержка, программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, Интернет;

психологическая составляющая. Это психологическая готовность преподавательского состава учебного учреждения к изменению подхода к образованию, переход к системно-деятельностному подходу в образовании, желание и стремление участников образовательного процесса к применению новых образовательных технологий в учебном процессе;

интеллектуальная составляющая. Это профессиональный уровень педагогического коллектива, желание совершенствоваться, стремление к новому.

Требования к информационному пространству школы являются составной частью ФГОС. Информационное пространство школы должно обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через информационное пространство образовательного учреждения учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны иметь возможность видеть в информационном пространстве качественные изменения в результатах обучения своих детей и оценку учителя.

Основные этапы информатизации общеобразовательной школы:

1. Постановка целей и задач информатизации.

2. Разработка стратегии информатизации школы.

3. Разработка методик и способов решения задач информатизации школы.

4. Подготовка всех участников учебного процесса (и учителей, и учеников, и родителей, и администрации школы) к работе в среде информационных технологий.

5. Выбор и оснащение школы техническими (персональные компьютеры, Интернет, мультимедийное оборудование, интерактивные доски, мимио-устройства, графические планшеты и т.п.) и программными средствами (системным и прикладным приложениями).

6. Создание и поддержка школьного сайта, насыщение его постоянной и актуальной информацией.

7. Внедрение ИКТ в управление общеобразовательным учреждением.

8. Внедрение средств, позволяющих вовлечь родителей в активную жизнь школы (сайт образовательного учреждения, электронные школьные дневники, сайты и блоги учителей-предметников и др.).

9. Внедрение и развитие систем дистанционного обучения.

10. Внедрение в учебный процесс разнообразных услуг, предоставляемых в электронном виде.

13. Разработка и оформление приказов, положений и инструкций, на основании которых происходит взаимодействие всех участников процесса информатизации школы.

Результаты информатизации школы.

Результатом информатизации образовательного учреждения станет прозрачность образовательного процесса, доступность к информации всех участников образовательного процесса, совершенствование способов, методов и технологий преподавания предметов учебного плана. Инициаторами процесса информатизации должны стать педагогические коллективы, ученики школ и их родители.

Процесс информатизации школы должен идти по единой государственной программе для всех участников процесса.

В 2001 году школе присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки.

На сегодняшний день в школе обучается 716 человека, 29 класс – комплект.

Из года в год улучшается материально-техническая база. Оснащены в соответствии с требованием времени кабинеты химии, физики, географии, технологии, оборудованы 2 компьютерных класса с выходом в Интернет, работают 4 мобильных компьютерных класса. Библиотека школы предлагает обучающимся богатейший выбор справочной и художественной литературы, а также ее новинок, имеет доступ к сети Интернет. В школе имеются 34 проектора, 33интерактивных доски, 33 документ-камеры, 99 персональных компьютеров, задействованных в учебном процессе. 100% компьютеров имеют выход в Интернет и объединены в локальную сеть. В 100% учебных кабинетах рабочее место учителя обеспечено персональным компьютером, принтером. Школа представляет себя посредством хорошо организованного сайта.

Кадровый состав школы имеет достаточно высокий образовательный и квалификационный уровень:

1. Аналитический этап разработки стратегического плана школы

2. Исход крупных дел часто зависит от анализа мелочей. Овидий

Краткая аннотация: основное внимание в теме
сосредоточится на особенностях внешней и
внутренней
среды
образовательного
учреждения. В теме представлены некоторые
аналитические методики, которые позволяют
выявить проблемы внешней и внутренней
среды
образовательной
организации
и
проанализировать их.
28.08.2017
2

3. Анализ внешней и внутренней среды образовательной организации

4. Внешняя среда

5. Это можно проиллюстрировать следующей схемой:

Политика
в области
образования
Экономическая
политика
правительства
Развитие
школы
Общество
Видение
желаемого
состояния
школы
28.08.2017
5

6. Факторы внешней среды

Как видно из схемы, развитие каждой школы
ориентируется на определенное видение ее будущего,
которое, в свою очередь, взаимосвязано и сопряжено с
тремя важнейшими факторами внешней среды:
• окружающей средой, т.е. социальным окружением
школы, заинтересованным в получении определенных
образовательных результатов;
• политикой в сфере образования как области
согласования интересов прямых и косвенных участников
образовательного процесса;
• экономической политикой правительства, от которой
во многом зависит ресурсная поддержка систем
образования.
28.08.2017
6

7. Однако у администрации школы не очень много возможностей повлиять на изменения и воздействия внешней среды на свою школу.

С
целью
определения
принципиальных
направлений
развития
образовательного
учреждения необходимо, прежде всего,
проанализировать и оценить позицию
Вашей школы во внешнем окружении
вчера
и
сегодня
и
попытаться
спрогнозировать,
какие
возможности,
ограничения и риски для школы могут
возникнуть в связи с изменением внешней
среды.
28.08.2017
7

8. Неожиданные изменения во внешней среде, требующие быстрой и адекватной реакции организации для поддержания и усиления своей конкурентосп

9. PEST-анализ

Попробуем определить, что из потенциальных
возможностей можно использовать для того, чтобы
сделать школу более привлекательной для учащихся и
их родителей.
Для изучения внешней среды можно использовать
достаточно простую методику (PEST-анализ), которая
предполагает прохождение нескольких шагов (Моисеев
А.М., Моисеева О.М. Концептуальные основы и методы
анализа образовательных систем. – М., 2004. – с. 185 –
191).
28.08.2017
9

10. Пять шагов по составлению PEST-анализа

На первом шаге участники анализа (например, директор и
группа ведущих учителей-аналитиков) определяют и
указывают на бумаге временной отрезок, на который
рассчитан анализ (например, предстоящий учебный год),
выделяют и записывают на доске или большом листе
бумаги наиболее крупные факторы внешней среды.
Обычно говорят о четырех таких блоках: социальном,
управленческом (технологическом), экономическом и
политическом (политико-правовом).
28.08.2017
10

11. Пять шагов по составлению PEST-анализа

На втором шаге по каждому из выделенных
крупных
факторов
определяются
и
записываются те явления и события, которые
особенно сильно могут воздействовать в
будущем на конкретную школу, в которой
проводится этот анализ. Важно, чтобы в
результате работы в списках оказалось
максимальное количество факторов, реально
влияющих на школу.
28.08.2017
11

12. Пять шагов по составлению PEST-анализа

На следующем шаге эти влияния следует
разделить на положительные для школы и
отрицательные, создающие для нее новые
ограничения и угрозы.
28.08.2017
12

13. Пять шагов по составлению PEST-анализа

На четвертом шаге рекомендуется задать ряд вопросов
по каждому из выявленных положительных факторов,
сформулировать и затем зафиксировать письменно
ответы на них:
1) какие полезные для нашей школы последствия
может дать этот фактор?
2) как мы сможем использовать новые возможности?
3) можно ли увеличить полезное влияние этого
фактора на нашу школу?
4) если да, что именно и как мы должны для этого
сделать?
28.08.2017
13

14. Пять шагов по составлению PEST-анализа

На пятом шаге задаются аналогичные вопросы по каждому из
факторов, которые могут оказать отрицательное влияние:
) какие неприятности, угрозы, ограничения для школы
несет с собой данный фактор (явление, событие)?
2) можем ли мы своими силами (или с внешней помощью)
противодействовать этому событию, уменьшить его
влияние на школу или компенсировать его отрицательное
воздействие другими, позитивными действиями?
) если - да, что для этого надо сделать?
4) если - нет, как подготовить школу, учителей,
школьников, родителей к предстоящим неприятностям,
чтобы они оказались менее неожиданными?
28.08.2017
14

15. Исходя из полученных результатов, вносятся необходимые поправки в работу школы.

Экономика
+
Оживление промышленного
сектора экономики.
Строительная индустрия
Чувашии имеет один из самых
высоких уровней в России.
Рост производства.
Дотационный регион.
В бюджете сельских районов доля
трансфертов доходит до 94%.
Отсутствие условий, стимулирующих
денежные вложения в
образование.
Наметилась тенденция к
увеличению среднегодового
дохода.
28.08.2017
17

Социум
+
Нет межнациональной розни.
Проведение реформы
образования поддерживает
большинство родителей и
учащихся.
28.08.2017
Наименее урбанизированный регион
России.
Увеличилась численность
безработных.
Сократилась рождаемость.
Увеличилась смертность.
Увеличилась преступность.
18

Управленческие технологии
+
-
Развиваются
программно-целевые
методы
управления.
Ограничен доступ к
Интернету.
Отсутствует единая
телекоммуникационная
сеть.
28.08.2017
19

20. Анализ внутренней среды образовательной организации

Руководитель
любого
уровня
должен
представлять себе школу в целом как модель и
понимать
ее
внутреннее
строение
и
особенности
функционирования
всех
ее
компонентов.
Таким образом, внутренняя среда – это
совокупность компонентов, их функциональных
взаимосвязей и участников образовательного
процесса, в деятельности которых реализуются
цели образовательной организации.
28.08.2017
20

21. SWOT-анализ

22. Матрица первичного стратегического SWOT – анализа.

23. На практике число SWOT-факторов по каждой оси матрицы может быть значительным и существуют специальные процедуры их ранжирования и свертыва

24. Содержание и масштаб анализа в данном случае очень сильно зависит от масштаба задачи, по отношению к которой он проводится.

Предположим, что эта задача достаточно
крупная и абстрактная - общая оценка
возможностей системных изменений в
школе.
Например, представители Самарской области
представили следующие результаты такого
анализа.
28.08.2017
24

Возможности
Сильные стороны
есть возможность получить
квалифицированную научнометодическую помощь, благодаря
близости к областному центру;
высокий уровень мотивации
коллектива к переменам в школе;
имеется научная литература, в
которой даны рекомендации по
осуществлению развития школы;
сплоченность и работоспособность
коллектива; наличие группы
творчески работающих учителей;
идею необходимости изменений в
школе поддерживает большое
количество семей учащихся;
высокий авторитет директора школы
в коллективе;
в результатах изменений в школе
заинтересованы местные
предприятия, которые поэтому готовы
оказать школе необходимую помощь;
28.08.2017
25

Угрозы
Слабые стороны
мотивация инновационной деятельности
может быть существенно снижена при
продолжении задержек с выплатами
заработной платы;
отсутствие необходимого опыта
инновационной деятельности;
разница в оплате и условиях труда может
привести к оттоку части наиболее
квалифицированных учителей в школы
областного центра;
несогласованность образов желаемого
будущего школы у разных педагогов;
формальные требования районного комитета
образования, форсирующего внедрение
некоторых модных нововведений без учета
потребностей и реальных возможностей
конкретной школы;
преобладание в коллективе
традиционных и устаревших подходов к
образовательному процессу;
возможные препятствия или отсутствие
поддержки со стороны местной
администрации из-за несложившихся
отношений с директором школы по
субъективным причинам
низкая мотивация учебной деятельности
школьников и слабая сформированность
ключевых умений и навыков учебного труда
28.08.2017
26

27. После того, как получены первые итоги анализа, с ними можно провести дальнейшую работу, стремясь определить:

какие имеющиеся у школы сильные стороны могут
быть усилены еще больше, и что для этого
необходимо сделать?
какие слабые стороны можно преодолеть, не
допустить в дальнейшем, компенсировать,
уменьшить их влияние и как именно?
что нужно сделать для усиления благоприятных
возможностей внешнего влияния на школу и как
научиться вовремя распознавать и использовать их
в интересах школы?
как противостоять внешним опасностям, угрозам и
рискам?
28.08.2017
27

28. Как известно, смысл любого изменения заключается в получении нового результата, который существенно отличается от уже имеющегося.

Поэтому необходимо сопоставить результаты, полученные в
ходе анализа внешней и внутренней среды, с теми
результатами, которые хотим получить после планируемых
изменений. Это позволит в ходе стратегического
планирования определить приоритетные направления в
развитии школы.
В ходе сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть в
будущем, необходимо зафиксировать обнаруженные разрывы
между реальным и ожидаемым. Эти разрывы принято
называть проблемами. Именно поэтому метод, нацеленный
на выявление разрывов между желаемым и реальным
результатами, называют методом проблемного или
проблемно-ориентированного анализа.
28.08.2017
28

29. Задание 1.

31. Задание 2.

Обращаясь к актуальной ситуации своей образовательной
организации, определите его сильные и слабые стороны
и выпишите их в предложенные ниже графы таблицы.
Далее, используя положительные стороны всех факторов
анализа внешней среды школы, выберите из них те,
которые можно отнести к возможностям,
способствующим устранению слабых сторон в развитии
школы.
Аналогичным образом поработайте с отрицательными
сторонами всех факторов внешней среды, определите
угрозы, препятствующие развитию сильных сторон
школы. Заполните соответствующие графы таблицы.
28.08.2017
31

32. Задание 2.

33. Pest-анализ и swot-анализ – основа для разработки программы развития ОО

Представленный алгоритм анализа внешней и внутренней
среды школы (анализ факторов сильные стороны –
угрозы слабые стороны – возможности) Вы можете
использовать для следующего шага - разработки
программы развития образовательной организации после
определения видения и формулировки миссии.
Для этого проводится административное совещание, по
результатам которого составляется аналитическая
справка к программе развития школы. Содержание и
логика текста справки соответствуют алгоритму анализа
внешней и внутренней среды школы.
28.08.2017
33

34. Задание 3.

Теперь, когда Вы тщательно проанализировали
ситуацию во внешней и внутренней среде своей
школы, Вы можете уточнить, конкретизировать
ее миссию. Выполнение данного задания
необходимо для более четкого выделения
проблемного поля на основании анализа
внешней и внутренней среды.
28.08.2017
34

Читайте также: