Как ведет себя шабашкин в начале и в конце сцены дубровский кратко

Обновлено: 04.07.2024

Шабашкин – второстепенный персонаж в романе А. С. Пушкина “Дубровский”, подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, который был обязан следить за соблюдением законов. Однако он охотно сам нарушал их, подлизываясь в Кириле Петровичу Троекурову и ожидая от него новых указов.

Так, например, когда Троекуров попросил его найти возможность на законных правах отобрать Кистеневку у Дубровских, тот ринулся выполнять данное указание, всячески подкупая и стращая

судей. Вскоре дело было передано в суд и рассмотрено, как и полагалось, в пользу Троекурова. У этого персонажа, несомненно, “продажная совесть”.

Когда этот жалкий подхалим приехал в имение отбирать Кистеневку, то вовсю старался казаться более важным и вел себя как полноправный хозяин. Шабашкин признавал только деньги. Если перед Троекуровым он только и делал, что пресмыкался, то общаясь с Дубровским, он себя не утруждал уважительным отношением, так как тот был в его глазах бедняком. По натуре этот персонаж отличается не только подхалимством, но и трусостью.

Когда крепостные Дубровских двинулись на приказных, он одним из первых убежал в дом. Шабашкин, без сомнения, один из худших персонажей в романе.

Шабашкин - дворянский заседатель в уезде, где живут главные героя романа, Кирила Троекуров и Андрей Дубровский:

". Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний. "

". заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу. "

Подлый Шабашкин помогает Троекурову выиграть суд против Андрея Дубровского, подкупая чиновников и т.д. В результате Троекуров с помощью Шабашкина отбирает у Дубровских их имение:

". Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкрив и впрям всевозможные указы. "

Шабашкин старается угодить богатым и влиятельным людям, таким как Троекуров. При этом он ведет себя дерзко со слабыми, беззащитными людьми:

". исправник, заседатель земского суда, стряпчий и писарь [. ] пропали неизвестно куда. Все дворовые показали, что приказные сгорели в то время, как повалилась кровля; обгорелые кости их были отрыты. "

Это была цитатная характеристика заседателя Шабашкина в романе "Дубровский" Пушкина.

Реакция Дубровского
Как ведёт себя Владимир Дубровский? Как его это характеризует?
Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян,
вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский
по существу спасает чиновников от расправы, поступает
благородно. Он с презрением наблюдает за униженно
благодарящим его Шабашкиным.

Рисунок Кустодиева
Необыкновенно
динамично
изображён пожар в
Кистенёвке на
рисунке Б.Кустодиева.
Сноп пламени рвётся
в ночное небо,
выхватывая фигуры
бегущих крестьян,
мечущиеся силуэты
приказных в окнах.
Рисунок передаёт
ощущение тревоги и
напряжения.

Рисунок Шмаринова
Б.Шмаринов изображает
картину пожара иначе. Его
манера строго
реалистическая. На переднем
плане он изобразил
неподвижные фигуры
Владимира Дубровского, няни
Егоровны, Архипа-кузнеца,
крестьян. Они стоят в
отблесках огня. Их лица
напряжены, гневны, печальны.
Пожар остаётся где-то
в стороне.

Домашнее задание
1. Прочитайте главы 9, 10, 11, 12
2. Письменно в тетради ответьте на вопросы:
1. Почему кузнец Архип так жестоко поступил с
приказными, но спас кошку? Осуждаете вы его поступки или
оправдываете и почему?
2. Правильным ли было решение Дубровского сжечь дом?
Оцените этот поступок.
3. Почему Дубровский стал разбойником и какие слухи о
нём стали распространяться?
4. Что вы узнали о Маше Троекуровой?
5. Кто такой Дефорж и для чего он был нанят?
6. Как развлекался Троекуров? (перечислите его забавы)
7. После какого случая и Маша, и Кирила Петрович вдруг
взглянули на Дефоржа иначе? Как они стали к нему
относиться?

Этот человек был ответственным за соблюдение законов. Выглядел он вполне обычно, был маленького роста, всегда носил фризовую шинель и кожаный картуз.

Человеком он был нечетным и подлым. Он очень часто нарушал закон, хотя должен был следить за его исполнением и соблюдением. Шабашкин был настоящим подхалимом, к Кириле Петровичу Троекурову он всегда подлизывался, чтобы получить то, что он хочет и то, что он, как ему кажется, заслуживает.

Хорошо иллюстрирует его характер следующий поступок. Когда Троекуров обратился к Шабашкину для того, чтобы тот помог ему отобрать у Дубровских Кистеневку – он охотно согласился. Для этого ему пришлось подкупать и обманывать судей. Он был готов на все, чтобы получить то, что ему нужно. Конечно, это дело было успешно закончено в пользу Троекурова, благодаря деятельности Шабашкина.

Для него на первом месте были деньги: ни человеческие взаимоотношения, ни чувства, ничего не трогало этого человека. Лишь только деньги делали его по-настоящему счастливым.

Шабашкин общался с людьми в зависимости от их социального статуса, положения в обществе. Например, при общении с Дубровским ведет себя слишком нагло и некрасиво, потому что тот не обладает большим богатством, соответственно, не представляет особенного интереса для него.

Также этот персонаж довольно труслив. Он не готов отвечать по справедливости за свои поступки, за совершенные им деяния. Здесь мы можем вспомнить и привести в пример следующее: когда крепостные Дубровских хотели разобраться с приказными, Шабашкин побежал в первую очередь.

Такие люди, готовые на все ради денег существуют и сейчас. Им не чуждо ничто человеческое, для него важно удовлетворение своих потребностей и прихотей. Они не задумываются о том, что они подрывают систему правосудия, что из-за них страдают ни в чем не повинные люди. Следует избегать встреч с подобным типом людей, а если такая встреча произошла, нужно быть предельно осторожными и внимательными. Таким людям не страшно ничего, они готовы на все.

Сочинение Шабашкин в романе Дубровский

Главные герои обычно несут основную смысловую нагрузку. Второстепенные персонажи дополняют произведение каким-то скрытым подтекстом. Автор вводит их для глубокого и полного раскрытия замысла.

Достаточно вспомнить эпизод, когда Троекуров просит Шабашкина помочь отобрать Кистеневку у Дубровских. Шабашкин без промедлений соглашается, так как это для него самое излюбленное занятие: унижать и оскорблять людей. Но здесь проявляется еще один порок этого никчемного и мерзопакостного человека – это трусость. Когда крепостные поднимают мелкий бунт в Кистеневке, Шабашкин первым как крыса бежит из имения, опасаясь за свою шкуру.

Как говорилось выше, второстепенные персонажи несут какую-то дополнительную смысловую нагрузку. Вот и данный образ Шабашкина введен Пушкиным в произведение, чтобы полнее раскрыть суть низкой мести Троекурова. Ведь главный герой Троекуров не хочет сам мараться в этом грязном деле, а подкупает для этого Шабашкина. А последний рад выслужиться.

Этот продажный тип готов мать родную продать за деньги. Всю жизнь только и делает, что подхалимничает и прислуживается перед господами. Боится морально сильных людей.

Самое страшное, что таких Шабашкиных полно и в наше время. Такое понятие, как человеколюбие и гуманизм для них неприемлемо. Если они попадают во власть, то могут нарушить весь правопорядок ради своей выгоды.

В заключение хочется сказать о том, что образы и темы в произведениях Александра Сергеевича Пушкина актуальны и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Шабашкина в романе Дубровский

Популярные сегодня темы

Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Обычно семью описывают как маленькую социальную группу, члены в которой связаны кровным родством или браком, ведут общий быт, имеют общий бюджет и несут ответственность друг за друга.

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.

Читайте также: