В чем заключались особенности развития науки в послевоенный период кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наука и культура в СССР в послевоенные годы (1945-1953)

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма, "достойно" увенчавший тридцатилетний период тоталитарного режима в СССР. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой тяжелой и кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военную пору огромные потери

Наука и образование.

В 1945-1953 гг. развитие отечественной науки в первую очередь было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры - на изоляцию от Запада. В то же время происходило ужесточение борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от задач социалистического строительства.
В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения в школах, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, создание системы вечернего обучения. Поставленная цель была достигнута к 1950 г. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений в СССР, активно вводилось вечернее и заочное обучение в вузах. О масштабах организации подготовки специалистов с высшим образованием в эти годы свидетельствует тот факт, что количество студентов, обучавшихся в советских вузах, тогда превысило число студентов, обучавшихся во всех странах Европы и Азии вместе взятых. Для развития системы образования требовались огромные финансовые затраты. Если в 1946 г. в государственном бюджете для этих целей было выделено 3,8 млрд руб., то в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд руб. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в структуре Центрального Комитета ВКП(б) был организован специальный Отдел науки и высших учебных заведений.
Во второй половине 40-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов, успехи которых вошли в золотой фонд отечественной науки. Приоритетными научными направлениями являлись исключительно те, которые имели значение для" укрепления обороны страны. Были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии. Институт ядерных проблем, Институт атомной энергии и др.
Особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии в военных целях. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 г. являлся крупнейший ученый-физик, академик И. В. Курчатов. 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в создании которого принимали участие выдающиеся физики И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953 г.
Академики С. И, Вавилов, И. Е. Тамм, Т. А. Черенков и И. М. Франк внесли большой вклад в развитие экспериментальной физики нейтронов и изучение люминесценции. Под руководством Франка был создан импульсный реактор на быстрых нейтронах. В 1947 г. под руководством С. П. Королева была успешно завершена работа по созданию первой советской баллистической ракеты-носителя. Это позволило уже в 1954 г. принять на вооружение Советской Армии новейшие образцы ракетно-ядерного оружия.
Важными достижениями отмечены исследования в области физики полупроводников, заложившие основы развития радиоэлектронной промышленности. Они проводились под руководством академика А. Ф. Иоффе, ставшего создателем и первым директором Физико-технического института в Москве.
В то же время естественные и гуманитарные отрасли фундаментальных и прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены лженауками, противоречащими законам материализма. Монопольное положение в биологической науке принадлежало академику Т. Д. Лысенко и его сторонникам, пользовавшимся личной поддержкой Сталина. Их "научная" деятельность на многие годы отбросила Советский Союз на обочину передовых достижений мировой науки в этой перспективной области.
В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. В ходе развернувшейся кампании около 3000 биологов были отстранены от работы, многие из них репрессированы.
В 1950 г. на сессии физиологов был нанесен удар по развитию отечественной физиологии, психологии и медицины.
Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата являлись тормозом для исследований, то в сфере гуманитарных наук они стали подлинной катастрофой. Тяжелое положение сложилось в области изучения экономики, где основные усилия были направлены на пропаганду труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". Ограничение информации, поступающей из-за рубежа, жесткое курирование партийными органами тематики исследований, утверждение незыблемости постулатов "Краткого курса историй ВКПб)" - все это обернулось пагубными последствиями для общественных наук. Непреложными истинами становились любые высказывания "вождя народов" И. В. Сталина, оформленные в виде статей, брошюр и книг, а малейшие сомнения в их непогрешимости жестоко карались. В итоге за первое послевоенное десятилетие в гуманитарных отраслях науки не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения.
Очень немногие ученые находили в себе мужество протестовать против диктата партийных аппаратчиков в науке. Среди них были такие авторитетные физики, как академики А. Ф. Иоффе и П. Л. Капица, которые отваживались отстаивать интересы науки и защищать своих талантливых коллег от произвола органов государственной безопасности.
Не менее отрицательно на развитии науки сказалась кампания по борьбе с космополитизмом, которая была развернута в СССР партийными идеологами в конце 40-х - начале 50-х гг. Основной ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское, поставив прочный барьер между нашим народом и его культурой и достижениями мировой цивилизации.

В основе политики в области культуры в СССР в этот период Лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Все деятели советской культуры должны были вносить свой вклад в создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после великой Победы возврат к довоенному курсу идеологического диктата невозможен, крушение этих иллюзий вызвало разочарование. Началом кампании по борьбе с "искажениями" линии партии в области культуры стали постановления ЦК ВКП(б): от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и "Ленинград" и от 4 сентября 1946 г. "О кинофильме "Большая жизнь", а также постановление "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению".
Эти партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной публичной травле многих выдающихся писателей и поэтов: А. Ахматовой, М. Зощенко, Э. Казакевича, Ю. Германа; в безыдейности и аполитичности обвинялись такие талантливые деятели советского кинематографа, как Л. Луков, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.
Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще - историко-революционных тем. Даже тема войны после выхода в свет романа А. Фадеева "Молодая гвардия", провозглашенного образцовым, считалась исчерпанной. И если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку, как, например повесть писателя-фронтовика В. Некрасова "В окопах Сталинграда", то по мере усиления идеологического диктата тема войны, лишений военных лет, нелегкого ратного труда, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов, поскольку она отвлекала советских людей от задач дня, вызывала трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось "праздничной", бесконфликтной и бесцветной литературе. Лучшие произведения тех лет "Русский лес" Л. Леонова, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К. Федина, "Времена года" В. Пановой, "Открытая книга" В. Каверина отражают общее состояние литературного процесса тех лет, в котором нет места новаторскому поиску, довлеет идеологическая схема, отсутствует жанровое и стилистическое многообразие.

Театр и музыка.

В искусстве доминировала парадность, образцом становились "высокие идеалы патриотизма", взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, с окружавшей их жизнью. Самыми яркими примерами таких "советских сказок" являются музыкальные комедии "Кубанские казаки" И. Пырьева (1950), "Весна" Г. Александрова (1947).Крайне тяжелое положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве После выхода в свет постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. "Об упаднических явлениях в советской музыке" началась кампания борьбы с "формализмом", жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, обвиненный в разжигании национальной розни в опере "Великая дружба", а также Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, А. Хачатурян, В. Шебалин.

Сталинская архитектура (советский монументальный классицизм) — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов . Подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления И. В. Сталина, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко.

Архитектура сталинского периода получила особенное распространение после Великой Отечественной войны в СССР, а также в странах Восточной Европы , Китая , КНДР . В настоящее время наблюдается интерес к сталинской архитектуре и попытки ее упрощенного копирования (новые сталинки) в новом строительстве , а также реконструкция сталинских зданий с различной степенью воссоздания первоначального декора.

О тличительные черты стиля:

комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистки;

ансамблевая застройка улиц и площадей;

разработка традиций русского классицизма;

барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти (фасцы, ликторские топорики, венки, копья и т. д.)

оптимистический настрой всего произведения;

использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное десятилетие ар-деко приобрёл ярко выраженные черты ретроспективизма, при этом сохраняя основные принципы стиля: современное конструктивное решение, закономерность и чёткость, национальные мотивы и роскошные (дорогие) отделочные материалы. Такими примерами стали почти все послевоенные станции Московского метрополитена, высотные здания, общее художественное решение реконструированной ВСХВ, ряд зданий в Москве, Минске и в других городах СССР. Последним крупным объектом, полностью совпадающим с основными принципами стиля, стала первая очередь Ленинградского метрополитена.

Театр Красной Армии, Москва

Частично восстановленный фрагмент павильона СССР на Парижской выставке

Высотное здание на Котельнической набережной в Москве

Неоклассицизм.

Павильон РСФСР на ВСХВ

Железнодорожный вокзал в Харькове

Здание Кабинета министров Украины, Киев

Главный вход в ЦПКиО им. Горького в Москве

Реконструированное здание Моссовета на Тверской улице в Москве

Главный павильон ВСХВ

(Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка в Москве )

Восемь сталинских высоток в Москве.

Главные памятники архитектуры.

Здание на Кудринской (Восстания) площади, Москва, XX в.

Архитекторы: М.В. Посохин, А.А. Мндоянц .

Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. Высотное здание было прозвано "Дом авиаторов", из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности. Квартиры так же получили известные актеры и многие известные личности. В наше время, помимо квартир, в сталинской высотке находится кинотеатр, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.

Главное здание Московского Государственного Университета, XX в.

Архитекоры: Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насонов . Главный корпус МГУ (Сталинская высотка) - строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ - самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо "Солнцево" и позже стало одним из районов Москвы.

Гостиница "Украина", Москва, XX в.

Архитектор: А.Г. Мордвинов.

Гостиница "Украина"(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. Благодаря такой высоте, гостиница состоит из 34-х этажей. Строилась она в 1953-1957 годах и получила своё название в честь родины генсека Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться Гостиничное здание в Драгомилове. Стоит отметить, что на данный момент гостиница "Украина" является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятиста номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница "Radisson Royal Hotel" начала свою работу.

Высотка на Котельнической набережной, Москва, XX в.

Здание МИД РФ на Смоленской-Сенной площади, Москва, XX в.

Архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус.

Гостиница "Ленинградская", Москва, XX в.

Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Красные ворота и называется Гостиница "Ленинградская". Строительство гостиницы длилось на протяжении 1949-1954 годов. Среди всех высоток гостиница отличается самой скромной высотой, которая составляет - 136 метров). Но не смотря, на довольно не большие размеры, по сравнению с другими высотками, здание гостиницы имеет утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. Рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, массивные люстры (одна из них освещает 7 этажей) делают гостиницу богатой и красиво оформленной. С 2008 года гостиница имеет название Хилтон Москва Ленинградская, в ней находится 275 номеров, а так же присущее любой современной пятизвездочной гостиницы удобства.

Высотка на площади Красных ворот, Москва XX в.


Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев.

На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. В сталинской высотке на площади Красных Ворот находятся 24 этажа, а крыша здания увенчана шатром ярусного типа. В корпусе располагались Министерство транспортного машиностроения. Помимо министерства в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Примечательно, что здание было построено в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская и не смотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками, выглядит довольно большой и визуально может сравняться с 36-ти этажным зданием МГУ.

Духовную жизнь послевоенной страны характеризуют следующие явления:

- репрессии, борьба с интеллигенцией против низкопоклонства перед буржуазной культурой

- борьба с космополитизмом (идеологическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций, не патриотов СССР)

- распространение шовинизма и ксенофобии

Борьбу с «космополитизмом можно объяснить следующим:

Кроме того, идеологическое противостояние двух систем – социализма (СССР) и капитализма (США, Западная Европа) вызвало необходимость обоснования научных и технических достижений советских ученых, доказательства их передовых позиций с целью демонстрации преимуществ социалистического строя.

Проявление любого инакомыслия, не укладывающегося в рамки официального идеологического курса коммунистической партии, не принималось.

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?

Гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени потому, что именно эти науки формировали духовность, идеологическую основу жизни человека.

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.

Послевоенные идеологические кампании

2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?

В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение.

Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться.

Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало, прежде всего, острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.

3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?

Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г превзошла довоенный уровень более чем на 60 %. Значительная их часть работала в вузах. Роль ведущего научного центра играла Академия наук СССР, президентами которой в послевоенный период были физик С.И. Вавилов и химик А.Н. Несмеянов. Вместе с тем всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой.

Быстрый рост научных кадров в определённой мере сказывался на их качестве. В 1950 г. в стране насчитывалось только 8 тыс. докторов наук и около 46 тыс. кандидатов наук, которые в целом составляли треть от общей численности научных работников.

В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками.

Отрицательное воздействие на развитие науки оказывала жёсткая цензура, идеологический диктат, репрессии против отдельных учёных.

4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

3. Ставились пьесы современных драматургов — К.М. Симонова, А.Е. Корнейчука, Б.А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна.

4. К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами.

1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.

Примеры того, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач:

- в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании;

- подготовка учителей для школ. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения;

- в 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение;

- распространение школ рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых.

2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.?

Причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.: борьба с космополитизмом, инакомыслием, необходимость сохранения коммунистической идеологии, необходимость минимизации или вовсе ликвидации влияния Запада, буржуазных идей на советского человека, формирование тоталитарного общества.

Отчасти со словами Сталина можно согласиться. Такое явление действительно наблюдалось и наблюдается. В Библии есть такое выражение – Нет пророка в своем Отечестве. Смысл выражения: люди не верят в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все истинно мудрое, правильное и т. п. может родиться не здесь, а где-то в прекрасном далеке. Этот синдром и наблюдается и сохраняется до сих пор: все хорошее может быть только на Западе и в Америке. Это с одной стороны.

С другой стороны, изоляция, противоборство, запрет не приводит к обогащению и развитию собственной национальной культуры.

Определяла научную политику в СССР воля вождей.

5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.

Фильм рассказывает о событиях 1942 года, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники создают подпольную организацию и начинают свою борьбу: распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные флаги.

В их действиях, как и в их детском бесстрашии, многое идет от игры: ведь еще вчера кое-кто был признанным хулиганом, кое-кто вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие акции.

Фильм производит сильное эмоциональное впечатление. За героев фильма переживаешь, хочется им помочь, предостеречь, поддержать. Некоторые сомнения есть по поводу образов фашистов: слишком глупые, ведут себя по-звериному очень гротескно.

Фильм прославил многих молодых в то время артистов: Нонну Мордюкову, Инну Макарову, Людмилу Шагалову, Григория Горина, Вячеслава Тихонова, Клару Лучко.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

В национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции потому, что интересы государства требовали единства и национального, и идеологического, и экономического. С другой стороны, войны вызвала рост национальной активности, национального самосознания, национальных движений. Большинство национальных движений, особенно в Прибалтике, в Западной Украине, отстаивали свое право на независимость.

Благодаря национальной политике государства в послевоенный период:

- рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР (в Казахстане, Киргизии, Арме¬нии, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии).

- усиление экономических связей между республиками СССР.

- рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней.

- активное перемещение населения, что усиливало этническое многообразие советских республик.

- развитие национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров.

- создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане.

- разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с РСФСР.

- государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим.

Репрессивные методы осуществления национальной политики:

- идеологические проработки и репрессии – кампания против историков из Казахстана, Дагестана, Азербайджана, Москвы

- необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.

- политика принудительного переселения народов

- усиление антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка, начиная со школьного возраста, в послевоенные годы уделялось большое внимание.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

Методы национальной политики в послевоенные годы

Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы

4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим:

- к 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%.

- увеличивалось количество мечетей.

- возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж).

- приобщение к религии всё большего количества молодёжи.

- религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.

- попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата.

5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн. человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину. Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

Особенности национальной политики в СССР (из текста Конституции СССР):

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

В этом ряду только для невнимательных наблюдателей стала неожиданностью переориентация в национальной политике в тексте новой советской конституции 1936 года. Интернационалистическая природа Советского Союза осталась в малоизмененном виде. Не произошло отказа ни от символики, ни от терминологии Советского времени. По прежнему учитывались интересы всех народов СССР. Но новое было именно в том, что учитывались интересы именно всех народов — т. е. и русского. И прежде всего, учитывался государственнический инстинкт народа-державостроителя. Конституция СССР 1936 — это, прежде всего, Конституция единого государства.

Изменялась структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права. Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами и могли отражать общенациональные интересы.

В то же время конституция 1936 г. не стала окончательным шагом в решении национального вопроса в Советском Союзе. Несомненно, новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР. Но порочная практика прошлого, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт крупнейшей республики — РСФСР, преодолена не была. Вновь геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа. В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же вопрос был решён и с Киргизией. Всего по разным подсчётам РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала. Впрочем, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Укрепляя и расширяя права входивших в состав СССР народов, правительство выбивало почву из-под ног различного рода сепаратистов и националистов, в том числе великодержавных шовинистов.

За годы войны советская наука потеряла много ученых и лишилась ряда научно-исследовательских учреждений. Помогая восстановлению народного хозяйства, советской науке пришлось одновременно восстанавливать и расширять сеть исследовательских учреждений, не только исходя из текущих нужд науки и производства, но и с учетом перспектив их развития. Научные учреждения необходимо было воссоздать на новой технической основе, оснастить их новейшей аппаратурой и разработать новые методы исследования. Предстояло восполнить потери в научных кадрах и значительно увеличить их численность.

Четвертый пятилетний план поставил перед наукой большие задачи. Наряду с оказанием научной помощи производству планировалось значительное увеличение фундаментальных научных исследований как в области естественных, так и общественных наук. Так, в области математики внимание ученых направлялось на развитие вычислительной техники, решение дифференциальных уравнений и других задач с помощью машин. В центре внимания физиков стояли проблемы изучения атомного ядра, космических лучей, использования энергии ядра и создания циклотронов. Перед химиками ставились задачи дальнейшего развития исследований в области органического синтеза, катализа, химии сплавов и др. В биологической и медицинской науке исследования направлялись на изучение основ жизненных процессов, вирусов, антибиотиков, проблем генетики. Технические науки были связаны с проблемами разработки реактивных двигателей, аэродинамики сверхзвуковых скоростей, передачи электроэнергии на дальние расстояния и т. д.

Важные задачи были призваны решить и общественные науки.

Советское государство оказало огромное, всемерное содействие развитию науки. В бюджете 1946 г. ассигнования на науку более чем в 2,5 раза превосходили подобные ассигнования 1945 г. В короткий срок были восстановлены институты, лаборатории, обсерватории и опытные станции, пострадавшие от войны. Развернуто было строительство новых исследовательских учреждений, налажено производство необходимого оборудования, реактивов и аппаратуры. Значительно расширились такие крупные ведомственные исследовательские объединения, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Государственный оптический институт (ГОИ) и другие, вырос объем их тематики, укрепилась связь с предприятиями.

В составе Академии наук СССР, президентом которой в 1945 г. был избран С. И. Вавилов (после смерти В. Л. Комарова), и отраслевых академий возникли новые институты и лаборатории, рождение которых было связано не только с конкретными потребностями страны. Немаловажным фактором явились внутренние процессы развития науки. Середина века была временем все большей дифференциации различных областей знания. От математики, физики, химии, биологии, а также на стыках этих и других наук отпочковывались и возникали новые направления, которые быстро превращались в самостоятельные отрасли науки. Наибольшее значение в те годы приобрели такие новые развивающиеся отрасли науки, как ядерная физика и физика полупроводников, биохимия и биофизика, радиационная биология и многие другие. Необходимость разработки средств вычислительной техники, автоматики, радиотехники привела к созданию таких институтов, как Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики и др. Расширение исследовательских работ в области химии, а также растущие потребности страны в разнообразном топливе, новых материалах и технологических разработках обусловили появление во второй половине 40-х годов новых институтов химического профиля: Института физической химии, Института нефти, Института химии силикатов, Института высокомолекулярных соединений и т. д.

Были восстановлены и неуклонно расширяли свою деятельность академии наук Украины, Белоруссии, Литвы. В 1946 г. были созданы академии наук в Казахской, Латвийской и Эстонской ССР. В составе республиканских академий появилось около 100 научно-исследовательских учреждений. В 1947 г. были созданы филиалы Академии наук СССР в Дагестане и Якутии, в 1949 г.— в Восточной Сибири, в 1951 г.— в Башкирии. В начале 50-х годов Академия наук СССР имела 16 филиалов. Деятельность академий наук республик и филиалов АН СССР способствовала изучению природных богатств, развитию экономики и культуры республик, краев и областей, решению общенаучных: вопросов. Ими были подготовлены ценные труды по истории, археологии и этнографии республик.

Для руководства республиканскими академиями наук и филиалами АН СССР и координации их деятельности в Академии наук СССР был создан в 1945 г. специальный орган — Совет по координации.

Общее число научно-исследовательских учреждений в стране-выросло с 2061 в 1946 г. до 2848 в 1950 г. Расширение сет научных учреждений сопровождалось значительным увеличением числа научных работников: в 1950 г. их было 162,5 тыс.— в 1,7 раза больше, чем в 1940 г. Во многих союзных республиках темп роста научных кадров был еще более высоким. Например, в Киргизии в 1950 г. было в 2,6 раза больше научных работников, чем в 1940 г., в Литовской ССР — в 2,2, в Молдавской ССР — более чем в 4 раза и т. д. Особенно быстро пополнялись кадры научных работников ведущих направлений: различных разделов техники, математики, физики, химии.

В послевоенные годы значительно увеличилось число аспирантов при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Институты и лаборатории ежегодно пополнялись молодыми учеными. Однако размах научных работ был настолько велик, что в некоторых учреждениях, главным образом технического профиля, ощущался недостаток кадров.

Активно включались в научно-исследовательскую работу высшие учебные заведения. Коллективы профессоров и преподавателей вузов оказывали предприятиям действенную помощь, разрабатывая проблемы, связанные с улучшением производства. Многие университеты и учебные институты вели теоретические исследования в области математики, физики, химии, обществоведения, развивали новые, перспективные направления науки.

После Великой Отечественной войны важное значение Советское государство и его глава Иосиф Виссарионович Сталин придавали развитию науки, её связи с производством, с задачами технического прогресса.

В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на науку.
Они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года.
В короткий срок были не только восстановлены институты, лаборатории и опытные станции, пострадавшие от войны, но и развёрнуто строительство новых исследовательских центров.
В 1946 году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы.
Тогда же были созданы Академии наук Казахской ССР, Латвийской и Эстонской ССР.
Позже - в Таджикской, Туркменской и Киргизской союзных республиках.

Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую в ноябре 1946 года возглавлял биолог с мировым именем А. Палладин.

2-я половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки.
Среди них были такие, как:

• Институт точной механики и вычислительной техники,
• Институт радиотехники и электроники,
• Институт прикладной физики,
• Институт атомной энергии и многие другие.

В послевоенные годы возобновили работу научно-исследовательские учреждения Украины.
Был внесён ряд изменений в организацию научных исследований.
В 1950 году количество научно-исследовательских учреждений в республике составило 462 (в 1945 году их насчитывалось 267).
Укреплялась, хотя и медленно, материально-техническая база, возрастал их кадровый потенциал.

Резко возросла зарплата научных работников.
Значительно увеличилась численность научных работников: в 1950 году их было в 1,7 раза больше, чем в 1940 году.
А в 1955 году их было уже 192 тысячи (в 1940 году – 98 тысяч).

В Украине численность учёных в 1950 году достигла 22,3 тысячи человек.

В первые послевоенные годы заметно расширился фронт исследовательских работ в самых различных отраслях науки.
По ряду направлений творческие достижения советских учёных позволили выйти на самые передовые рубежи в мировой науке.
Особое внимание уделялось развитию фундаментальных исследований в тех областях знаний, которые во многом обеспечивали ускоренные темпы роста народного хозяйства, укрепляли обороноспособность страны.

Мало кто сегодня у нас в Украине знает, что уже спустя три месяца после окончания конференции глав стран-победительниц в Потсдаме, где вовсю звучали тосты о дружбе и поддержании мира на земле, в Пентагоне был разработан план атомной бомбардировки 20 советских городов, включая Москву…

Дальше всё покатилось как снежный ком с горы.
Один план нападения на СССР за другим.

Вот только некоторые из них:

Сталин оказался намного умнее американцев.
Если они сделали ставку на дальние тяжёлые бомбардировщики и авианосные флоты, Иосиф Виссарионович выбрал другой приоритет – дальнобойные, мощные межконтинентальные баллистические ракеты.
Это было гораздо дешевле, но очень действенно.

• Историческим свершением явилось овладение энергией атома.

После успешного испытания атомной бомбы на семипалатинском полигоне Сталин пригласил к себе группу её создателей и невероятно щедро, по-царски, одарил их.
Разработчики проекта получили личные автомобили, особняки, почётные звания, Государственные премии, персональные счета в Сбербанке, где они могли брать для своих нужд любые сумы денег – безотчётные.
Трижды Героями Социалистического Труда стали Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров, Анатолий Петрович Александров, Юлий Борисович Харитонов, Яков Борисович Зельдович.
Ленинскую и 5 Госпремий получил Исаак Константинович Кикоин, Ленинскую и 3 Госпремии – Георгий Николаевич Флёров.
Не были обойдены академическими званиями, орденами, престижными премиями десятки других учёных, причастных к советскому атомному проекту (Александр Павлович Виноградов, Василий Семёнович Емельянов, Абрам Исаакович Алиханов).

Сталин готов был носить на руках этих людей – они положили конец атомной монополии США и Англии, создав собственный ядерный щит.

По приказу Сталина была создана лаборатория № 2 во главе с Курчатовым.
Игорь Васильевич собрал вокруг себя талантливую молодёжь.
Совершенно секретная лаборатория № 2 в составе Академии наук СССР и стала главным центром подготовки к созданию отечественного атомного оружия.
В 1949 году раздалось громом поразившее Америку известие: СССР взорвал первую атомную бомбу.
Это произошло 29 августа на Семипалатинском полигоне.

• А 12 октября 1953 года была испытана первая в мире, наша водородная бомба мощью в 300 тысяч тонн тротила, весившая около тонны.

• Были начаты исследования в области мирного использования атомной энергии.

Эти работы велись в основном во вновь созданном Институте атомной энергии под общим руководством выдающегося советского учёного И. В. Курчатова.

• Больших успехов советские учёные добились в таких важнейших отраслях науки, как физика, математика, точная механика, астрономия, химия.

• В то же время начались гонения на генетику и кибернетику.

Они были объявлены науками, противоречащими законам материализма.
Разгром генетики и кибернетики породил отставание Советского Союза в этих отраслях в последующие годы.

• Украинские учёные достигли значительных успехов в исследовании фундаментальных наук, использовании научных открытий для потребностей народного хозяйства.

Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Лысенко на августовской (1948 год) сессии ВАСХНИЛ одержал победу над своими научными оппонентами – генетиками.
Генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР.

В Украине преследованиям подверглись учёные – биологи и генетики Д. Третьяков, М. Гришко, И. Шмальгаузен, И. Поляков, С. Делоне, С. Гершензон.

Но чтобы там не было, наука при Сталине развивалась поразительными темпами.
Именно при нём был сделан был тот задел, благодаря которому запустили первый в мире спутник, а потом и корабль с Гагариным на борту…

Читайте также: