Какие виды внеурочной работы по естествознанию существуют в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

К внеурочным относят те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще - самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или иной форме, проверять на уроках. В этом заключается отличие внеурочных форм от программных экскурсий и внеклассной работы.

В обучении естествознанию к ним относят описанные выше наблюдения за погодой, фенологические наблюдения, опыты, требующие длительных наблюдений, например - по выращиванию кристаллов или проращиванию семян, чтение дополнительной, рекомендованной учителем, литературы и т.д.

К внеурочным формам относят и выполнение домашних заданий.

Домашняя работа учащихся тесно связана с классной и по своему содержанию дополняет урок. Дома учащиеся выполняют то, что не могут сделать на уроке. Прежде всего это повторение по учебнику материала, который был разобран на уроке, а также тех ранее полученных знаний, которые должны послужить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке.

Имея в виду эту задачу домашней работы, учитель, предлагая учащимся задание на дом, знакомит их с темой следующего урока и указывает, что им нужно знать из ранее пройденного, для того чтобы разобраться в новом материале. Часто учителя, давая задания по повторению ранее изученного материала, ограничиваются указанием страниц учебника, которые учащиеся должны прочесть. Опыт показывает, что такое задание не нацеливает уча. щихся на повторение определенных знаний, нужных для следующего урока. Правильнее давать задание по повторению в виде конкретных вопросов, на которые учащие* ся должны ответить. Это могут быть вопросы, взятые"из учебника, и тогда учитель указывает лишь их номера, но могут быть и вопросы, подготовленные самим учителем.

Вопросы обеспечивают целенаправленную работу учащихся с учебником и активизируют их мыслительную деятельность. На следующем уроке в ходе опроса или в процессе изложения нового материала перед учащимися ставятся вопросы в той формулировке, в какой они были заданы на прежнем уроке. И это является существенным фактором, стимулирующим домашнюю работу учащихся.

Вторая задача домашней работы - повторить по учебнику тот фактический материал, пройденный на уроке, который надо запомнить. Это касается определений понятий, номенклатуры, конкретных характеристик свойств предметов. Домашние задания, построенные на материале урока, должны приучать учащихся не только к правильному и последовательному изложению учебного материала, но и к умению оперировать полученными знаниями.

На первых этапах обучения дают задания по тексту учебника, приучающие учащихся работать с ним. Это пересказ статей учебника, систематизация изучаемого материала.

Домашняя работа значительно в большей мере, чем урок, может быть индивидуализирована.

Индивидуализация домашних заданий требует учета уровня подготовки учащихся, уровня их развития, интереса к предмету. В классе всегда есть ученики, которые имеют пробелы в знаниях. Для них нужны индивидуальные задания по повторению ключевых вопросов курса. С другой стороны, в классе имеются ученики, проявляющие повышенный интерес к предмету. Им также нужны индивидуальные задания, рассчитанные на расширение кругозора и углубление знаний.

Домашнее задание - весьма ответственная часть урока, поэтому необходимо выделять специальное время, достаточное для того, чтобы дать его в развернутом виде. Учитель должен добиться того, чтобы объяснения домашнего задания стало важным моментом урока. От того, насколько учащиеся усвоят задание, зависит успех его выполнения. Каждый учащийся должен знать не только то, что нужно сдеать, но и как это сделать, в каком виде. Учащиеся записывают домашнее задание в свои тетради.

В настоящее время ко многим учебникам природоведения и естествознания созданы рабочие тетради, которые заполняются как на уроке в процессе объяснения, так и дома при выполнении домашнего задания. Рабочие тетради позволяют систематизировать учебный материал, целенаправленно организуют детей на выполнение домашних заданий. Они могут включать также внеурочные задания, для выполнения которых требуется длительное время.

Одно из важнейших условий успеха домашней учебной работы - научить учащихся работать самостоятельно. Для этого необходимо нацеливать школьников не на заучивание учебного материала, а на установление связей между сведениями, которые дает преподаватель на уроке, и сведениями, которые учащиеся добывают самостоятельно при чтении учебника.

Много внимания учителю начальных классов приходится уделять работе учащихся дома с учебником. Задача учителя - так организовать эту работу, чтобы задания из учебника содействовали активизации мыслительной деятельности учащихся. Важным шагом на пути к этому является приучение детей к внеклассному чтению специальной литературы. При ознакомлении с растениями и животными, при наблюдениях в природе учащиеся должны приучиться руководствоваться книгой. Потребность узнать больше о неизведанных тайнах природы опять ведет к книге. Задача учителя - приучить школьника к самостоятельному чтению научно-популярной литературы. Это позволит им узнать много нового и интересного о различных явлениях, происходящих в окружающий природе.

Правильно организованная домашняя учебная работа значительно облегчает проведение учебных занятий на уроке.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего задания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Неправомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учитель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самостоятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучивать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполнение каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практические работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но нередко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена особенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближенных к природным или непосредственно в природе. В классе же создать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия пониженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсуждаются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Например, чтобы установить, что из черенков действительно можно вырастить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. Поэтому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являются внеурочной деятельностью учащихся.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учеб­ных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продол­жительность ее выполнения во многом определяется индивидуальны­ми особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в от­личие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выпол­нение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой дея­тельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего за­дания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Непра­вомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учи­тель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самосто-

ятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучи­вать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполне­ние каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практи­ческие работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но неред­ко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена осо­бенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближен­ных к природным или непосредственно в природе. В классе же со­здать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия по­ниженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсужда­ются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Напри­мер, чтобы установить, что из черенков действительно можно вы­растить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. По­этому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являют­ся внеурочной деятельностью учащихся.

В содержание домашнего задания включаются задания для на­блюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного уро­ка, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изу­ченного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и



Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружа­ющем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выпол­нения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюде­ний. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Отмеченная здесь специфика формулировки домашнего задания на уроках естествознания не только отвечает задачам этого учебного предмета, но и способствует решению проблемы преемственности. В самом деле, в старших классах преподаются основы наук, и от учащихся требуется, прежде всего, знание учебного материала. Раз­витие навыка чтения вообще не входит в задачу обучения на этом этапе. Учителя-предметники, давая домашнее задание, как прави­ло, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Если на уроках естествознания при формулировке домашнего задания не выделяется специфика задач этого предмета, дети привыкают к тем

целям, которые отражаются в домашних заданиях на уроках чтения. Поэтому в старших классах, записав в дневник страницы учебни­ка, они продолжают считать, что им надо научиться читать текст, и с этой целевой установкой работают дома. Естественно, что на сле­дующем уроке их ответы зачастую не удовлетворяют учителя. С нашей точки зрения, такова одна из причин традиционного сниже­ния успеваемости у учащихся в пятом классе.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен обра­зовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнитель­ные тексты в учебниках 3. А. Клепининой. Не случайно они выне­сены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблю­дений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно фор­мулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в не­которых вариативных учебниках, и учитель может на них ориенти­роваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять комму­никативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эф­фективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Методика ведения и фиксации наблюдений освещена на с. 135—140 данной книги. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о приро­де особенно, если это касается обязательного списка книг для вне­классного чтения.

Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учеб­ных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продол­жительность ее выполнения во многом определяется индивидуальны­ми особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в от­личие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выпол­нение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой дея­тельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего за­дания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Непра­вомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учи­тель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самосто-

ятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучи­вать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполне­ние каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практи­ческие работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но неред­ко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена осо­бенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближен­ных к природным или непосредственно в природе. В классе же со­здать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия по­ниженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсужда­ются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Напри­мер, чтобы установить, что из черенков действительно можно вы­растить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. По­этому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являют­ся внеурочной деятельностью учащихся.

В содержание домашнего задания включаются задания для на­блюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного уро­ка, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изу­ченного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и

Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружа­ющем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выпол­нения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюде­ний. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Отмеченная здесь специфика формулировки домашнего задания на уроках естествознания не только отвечает задачам этого учебного предмета, но и способствует решению проблемы преемственности. В самом деле, в старших классах преподаются основы наук, и от учащихся требуется, прежде всего, знание учебного материала. Раз­витие навыка чтения вообще не входит в задачу обучения на этом этапе. Учителя-предметники, давая домашнее задание, как прави­ло, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Если на уроках естествознания при формулировке домашнего задания не выделяется специфика задач этого предмета, дети привыкают к тем

целям, которые отражаются в домашних заданиях на уроках чтения. Поэтому в старших классах, записав в дневник страницы учебни­ка, они продолжают считать, что им надо научиться читать текст, и с этой целевой установкой работают дома. Естественно, что на сле­дующем уроке их ответы зачастую не удовлетворяют учителя. С нашей точки зрения, такова одна из причин традиционного сниже­ния успеваемости у учащихся в пятом классе.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен обра­зовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнитель­ные тексты в учебниках 3. А. Клепининой. Не случайно они выне­сены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблю­дений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно фор­мулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в не­которых вариативных учебниках, и учитель может на них ориенти­роваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять комму­никативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эф­фективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Методика ведения и фиксации наблюдений освещена на с. 135—140 данной книги. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о приро­де особенно, если это касается обязательного списка книг для вне­классного чтения.


Выполнение учителем начальных классов требований ФГОС НОО, приобучении детей младшего школьного возраста в условиях только урочной деятельности становится затруднительным, поэтому в помощь учителю приходит деятельность внеурочная.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с ООП образовательной организации решаются задачи воспитания, социализации и развития младших школьников.

С 2009 года внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС НОО в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности выбора занятий, а также самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Согласно требованиям ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

На формы используемой внеурочной деятельности влияют особенности самого предмета, в том числе процессуальные, связанные с применяемыми методами и приемами, и содержательные, определяемые характером изучаемого материала.

Читайте также: