От чего зависит наличие различных органов у растений и животных биология 5 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 4 Разнообразие живой природы

ВСПОМНИТЕ

1. Чем растения отличаются от животных?

Основное отличие растений от животных - в строении клетки. Растительные клетки способны получать питательные вещества для своего роста из солнечного света в процессе фотосинтеза.

2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живой организм состоит из клеток. Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой. Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие, то есть в процессе жизни организмы увеличивают свои размеры и массу. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

1. Рассмотрите несколько растений одного вида (живые растения или гербарные материалы). Выявите у них сходные черты. Объясните, почему эти растения относят к одному виду.

Зависит от растений, которые вам выдал учитель.

2. Рассмотрите несколько растений двух видов (живые растения или гербарные материалы): клевер красный и клевер ползучий; редьку дикую и редьку посевную. Найдите у них черты сходства и различия. По каким признакам эти растения относят к разным видам?

Клевер красный и клевер ползучий
Различия: Клевер ползучий обитает в более влажных условиях. Виды отличаются морфологически (по форме листовой пластинки, виду стебля, содержанию и распределению пигмента в цветках). Виды отличаются по числу хромосом. Клевер ползучий не так высок, как клевер луговой и головка у него поменьше. Покороче и трубочки цветов. Клевер ползучий - растение многолетнее. Он лучше клевера лугового переносит холода.
Сходства: Многолетнее травянистое растение. Ареалы распространения видов клевера совпадают. Условия обитания частично совпадают. Цветёт с весны до глубокой осени. Цветки красные, розовые.

Редька дикая и редька посевная
Различия: Огородная редька вырастает вплоть до 90 см. Ее крупные корнеплоды имеют черный, фиолетовый, зеленый, желтый либо белый окрас. В первый год жизни растения образуется крупный корень, переходящий в листву. На второй год разрастается прочный стебель, увенчанный множеством некрупных цветков.
Дикая редька внешне отличается от выведенной человеком. На ее высоком прочном стебле разрастаются желтые цветоносы. Прочный и мясистый корень насыщен токсичными веществами и наиболее ядовит. Стебель и листья представляют угрозу только в период цветения. Употребление дикой редьки в пищу вызывает острое отравление.
Сходства: относятся к одному семейству - крестоцветные или капустные и к одному роду - редька, поэтому имеют одинаковые соцветия (кисть), одинаково устроенные цветки на прямостоячем стебле; похожие простые листья, лировидно-надрезанные; плоды - стручки.

1. Для чего классифицируют организмы?

Для того чтобы было удобно изучать живую природу. Классификация позволяет разобраться в огромном многообразии видов, распределить их в строгом порядке. При классификации учитывается сходство внешнего и внутреннего строения, происхождение видов и родство между ними. Классификация позволяет разобраться в огромном многообразии видов, распределить их в строгом порядке.

2. Что такое вид? Приведите примеры видовых названий.

Вид — это группа организмов (особей), сходных между собой по происхождению, строению и жизнедеятельности. Название каждого вида состоит из двух слов, например берёза бородавчатая и берёза пушистая, заяц русак и заяц беляк.

3. Какие царства живых организмов вы знаете?

Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

4. Чем отличаются живые организмы от неживых объектов?

Каждый живой организм состоит из клеток или одной клетки (кроме вирусов). Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют.
Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений. Всем организмам для жизни необходимо поступление энергии извне. Питание и дыхание являются характерной особенностью всех живых организмов, поскольку обеспечивают их необходимыми веществами и энергией. В свою очередь, организмы выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности. Таким образом, необходимое условие существования живых организмов — обмен веществ с окружающей средой. Живые организмы способны воспринимать воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагировать. Это явление называют раздражимостью. Для всех живых организмов характерны рост и развитие, то есть в процессе жизни организмы увеличивают свои размеры и массу. Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Совокупность всех этих свойств характерна только для живых организмов.

5. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению? Используя памятку на с. 9, составьте план параграфа.

Способность воспроизводить себе подобных — важнейшее свойство живых организмов. Это явление называют размножением. Благодаря этому свойству живых организмов они заселили всю планету и продолжают существовать по настоящее время.

ПОДУМАЙТЕ! Почему живые организмы составляют единое целое с неживой природой?

Для обеспечения жизнедеятельности живому организму необходимы минеральные вещества, вода и солнечный свет, которые являются частью неживой природы. Растения используют в своей жизнедеятельности почву и воду. Без неживой природы живые организмы не могли бы существовать. Неживая природа является средой обитания для живых организмов.

В разных группах растений и животных число систем органов может отличаться. Например, у губок есть только три аппарата: скелетный, покровный и мерцательно-движущий. У кишечнополостных различают покровную, нервную, пищеварительную и мышечную системы и половой аппарат. У плоских червей – те же аппараты, но добавляется еще и выделительная система. Таким образом, это позволяет сделать вывод, что наличие различных органов у разных растений и животных зависит от образа их жизни, типов питания, размножения.

Энергия в организме не запасается, поэтому для ее получения необходимо постоянно питаться.

2. Поясните, какие животные чем питаются, вписав недостающие слова:

3. Докажите, что в природе все взаимосвязано через цепи питания. Составьте цепь питания, укажите на ней связи одних организмов с другими.

Органические вещества создаются растениями. Получить их в готовом виде могут растительноядные животные, поедая растения; хищники, поедая растительноядных животных; паразиты, используя в пищу другие живые организмы. То есть органическое вещество используется звеньями цепи, передаваясь от одного звена другому.

Например, капуста > гусеница > птица > червь - паразит

4. Ученые считают, что питаясь разной пищей, хищники, паразиты, растительноядные животные способствуют сохранению разнообразия жизни на Земле. Как вы считаете, почему?

Если бы все питались одной и той же пищей, это могло бы привести к выпадению какого то звена цепи питания. Цепочка могла разорваться и последующие звенья цепи погибнуть. Этого не происходит, так как организмы питаются разнообразной пищей, и при выпадении одного звена питания происходит быстрая смена пищевого объекта на другой, и пищевая цепь не разрывается.

5. Назовите известные вам живые организмы, которые питаются готовыми органическими веществами, созданными другими живыми организмами.

Это животные, грибы, бактерии.

6. Назовите процесс, представленный следующей схемой. Объясните, в каких организмах он происходит.

2. В какой части клетки они располагаются?

Хлоропласты располагаются в цитоплазме клетки.

Вопросы в конце параграфа

1. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

Движение цитоплазмы можно наблюдать с помощью микроскопа по перемещению пластид. Зеленые пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки.

2. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

3. Из чего состоят все органы растения?

Все органы растения состоят из клеток.

4. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество, которое “держит” клетки. К тому же нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках

5. Как поступают вещества в живую клетку?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников.

6. Как происходит деление клеток?

Делению клетки начинается с деления её ядра. Ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (хромосомы). В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. Затем части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое клетки также равномерно распределяется между двумя новыми клетками, образуется перегородка, а затем 2 новые клетки.

7. Чем объясняется рост органов растения?

Рост органов растения объясняется способностью клеток расти и размножаться. Количество клеток увеличивается, размеры самих клеток увеличиваются, и за счет этого происходит рост органов растений.

8. В какой части клетки находятся хромосомы?

Хромосомы находятся в ядре клетки.

9. Какую роль играют хромосомы?

Хромосомы передают наследственные признаки от клетки к клетке.

10. Чем отличается молодая клетка от старой?

Ядро молодой клетки располагается в центре, а ядро старой клетки — прилегает к клеточной оболочке вместе с цитоплазмой. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки способны делиться, в отличие от старых.

Подумайте

Почему клетки имеют постоянное число хромосом?

Во время деления клетки хромосомы копируют себя, и получается такой же набор хромосом. Один набор достается одной клетке, другой — другой клетке. Появляются две клетки с совершенно одинаковым набором хромосом.

Задания для любознательных

Изучите влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре 37 °С, но уже при температуре выше 40—42 °С оно прекращается.

Нормальная температура для живой клетки 36-37 °С, скорость движения цитоплазмы составляет 1-2 мм/сек. Если аккуратно повышать температуру, то скорость движения цитоплазмы увеличивается. После достижения 40 °С начинается обратный процесс — движение цитоплазмы резко замедляется. При снижении температуры ниже 36 °С происходит постепенное замедление движения цитоплазмы.

При сильном замораживании или нагревании цитоплазма разрушается. Поэтому при охлаждении до низких температур либо при нагревании свыше 40—42 °С движение цитоплазмы останавливается.

Читайте также: