Отличники в школе неудачники в жизни почему

Обновлено: 28.06.2024

Размышляет доцент Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат психологических наук Герман Марасанов.

Пленник чужих ожиданий

Так человек становится пленником чужих ожиданий. Все ждут от него успеха, и он старается изо всех сил. Он уже не может позволить себе быть неуспешным.

Но в жизни не бывает так, чтобы успех сопутствовал нам всегда. Когда-то случаются и неудачи. Они никому не приятны, но все-таки неудача – не повод, чтобы впадать в депрессию или сломаться. Однако именно это может случиться с отличником, у которого нет опыта переживания маленьких проигрышей и больших поражений.

Отличник во взрослой жизни становится излишне осторожным, он не рискует взвалить на себя ношу лидера, ему больше нравится быть помощником лидера, экспертом, аналитиком. Он может стать опытным референтом, уважаемым профессором, глубоким специалистом, но не руководителем. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки информации, переизбытка информации или искажения ее, что приходится делать лидеру, руководителю, начальнику. Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он делает то, чему его учили в школе, в институте, он доигрывает ожидания окружающих, он трамвайчик, который едет по проложенному пути, но не может самостоятельно повернуть в ту или иную сторону.

Преобразователь сонного царства

Иное дело – троечник. Он с детства знает, что такое неудачи. Да, он частенько не мог в школе решить какую-то задачу, но он учился выкручиваться, ходил с повинной головой, справлялся с унижением в проигрыше и радовался не всегда заслуженным победам. Это сделало его гибким в общении и психологически более устойчивым.

Троечники выходят за границы собственной компетентности – и выигрывают, а отличник следует канонам, он выйти за границы своей компетентности боится, а раз не рискует, значит, и не пить ему шампанского.

Еще одна особенность любого социально успешного человека, будь то предприниматель или политической деятель, – он независим от общественного мнения. Он, как сказочный Иван, кидается в котлы с кипящей водой: занимается то дискотеками, то рекламой, то птицефабриками, потому что не боится действовать в условиях неопределенности, чего боится отличник. Наш троечник не стремится обогнать всех, что как раз делает пятерочник. Отличник хочет быть лучше всех в той области, где он знаток, на той дистанции, где бегут все. А наш Иван лезет туда, где никто еще не был, куда никто не догадался побежать. Он новатор, преобразователь сонного царства.

Вот три основных качества, которые могут сделать троечника человеком успешным, – внутренняя независимость от мнения окружающих, большая гибкость и наличие цели.

Пример Барона Мюнхгаузена

А может ли отличник пересесть из трамвайчика, который движется по проторенному пути, в мощный вездеход, который не забуксует ни на какой дороге? Или, если прибегнуть к другой аллегории, может ли он, как Мюнхгаузен, вытащить себя за волосы из болота социальных ожиданий общества?

Может, хотя сделать это ему будет нелегко. Но у него есть помощник – его светлая голова, его интеллект.

● Первое, что должен сделать наш отличник, – посмотреть на себя со стороны, но только не глазами окружающих, а глазами. Бога или хотя бы своими собственными. Поговорить с самим собой. Этот диалог с самим собой был в культуре русских интеллигентов, когда каждый человек, мало-мальски озабоченный своим развитием, вел дневник. Дневник позволяет посмотреть на себя со стороны – перечитать свои старые записи как записи чужого человека. И, отстранившись, понять, какой же ты и каким ты хочешь стать. В психологии такое отстранение от самого себя называется рефлексией.

Более примитивный вариант рефлексии – рассматривание старых фотографий. Вот какой я был когда-то – не такой, как сейчас. Что я тогда хотел, о чем мечтал? Почему у меня это не получилось?

● Второй путь – диалоги с кем-то о себе. Совместные размышления, почему ты не можешь себя реализовать. Лучше, конечно, если эти беседы будут проходить с профессионалом – практикующим психологом.

● И третий путь – задать самому себе главные вопросы: что в моей жизни не так? Что мешает мне делать то, что я никогда не делал? И, наконец, что я сам для себя хочу, что хочу сделать в этой жизни?



Мы любим, когда наши дети хорошо учатся. Мы считаем, что это их святая обязанность. И искренне негодуем, когда ребенок отказывается делать домашнее задание по математике, или не пошел на урок физкультуры, потому что поссорился с учителем. Нам кажется, что это испортит его жизнь и сделает неудачником. Но нужны ли ему эти отличные оценки? Хочет ли ваш ребенок постоянно учиться?

Быть отличником в школе - не значит быть успешным в жизни. Есть несколько причин, почему комплекс отличника в школе может привести к очень печальным последствиям.

Проблемы со здоровьем


Если ребенок успевает учиться, заниматься спортом и проводит время со сверстниками, все в порядке. Но многие дети испытывают сильный стресс в погоне за хорошими оценками. Редко деятельность ребенка ограничивается только школой. Часто это уроки музыки, английского и другие занятия в дополнение к тому, что нужно подготовить поделки в школу.

В попытке сделать своего наследника гением, родители не учитывают возможности его организма. Зачастую они игнорируют его жалобы на плохое самочувствие. Мало кто уделяет внимание физической активности ребенка, потому многие дети страдают от избыточного веса и проводят свободное время перед компьютером, чтобы отключиться от реальности.

Запомните, что физическое и психическое здоровье вашего ребенка так же важно, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить гармоничного человека.

Выбор приоритетов


Что важнее: получить пятерку по всем дисциплинам за квартал или не быть отличником, но готовиться к важной конференции, которая поможет поступить в университет? Ответ кажется очевидным. Но не для тех, кто привык к тому, что его хвалят за высокую успеваемость. В старшей школе для этих детей гораздо важнее получить одобрение родителей и учителей, чем выбрать то, что поможет им преуспеть во взрослой жизни.

Быть способным учеником — это хорошо. Но важнее научить мальчика ориентироваться в реальной жизни и определять свои жизненные приоритеты.

Выбор мотивации


Может показаться, что отличники — это самые мотивированные дети. Но это не так. Многие из них ощущают на себе давление со стороны родителей, которые требуют от них хороших оценок и выполнения домашних заданий. В старших классах эти дети продолжают учиться хорошо, но всячески противятся любому контролю над ними.

Другие дети боятся наказания или огорчить родителей, и это толкает их много учиться. Но важно понять, что взрослому человеку нужное его личное уважение к себе и своим потребностям. Те, кто в детстве не привыкли делать что-либо без внешнего давления, рискуют не добиться самостоятельно успеха в жизни и остаться в неудачниках.

Умение общаться


Вы, скорее всего, не раз видели фильмы, где обычный подросток становится объектом для насмешек со стороны одноклассников. И хорошая учеба в школе не спасает его от унижений. Умение постоять за себя, как и другие навыки общения, — это то, что приобретается за счет практики. А если ваш ребенок все время проводит за учебниками, не общается со сверстниками и даже понятия не имеет о том, что значит свое мнение, то о какой ценности личности мы говорим?

Сравнение с другими


Что еще важно — это научиться принимать свои неудачи. Если вы оцениваете себя только по собственным достижениям, то любая неудача обернется для вас катастрофой. Важно, чтобы ребенок понимал безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что ни оценки, ни кубки, ни медали не определяют ни его личность, ни личности окружающих его людей.

Боязнь провала


Каждый рано или поздно сталкивается с трудностями в своей жизни. Хорошо, если ребенок научится заранее справляться со своими неудачами. Когда он найдет свой способ справляться с неприятными эмоциями, он будет двигаться дальше. В этом случае риск возникновения зависимости от алкоголя или наркотиков сводится к минимуму.

Для людей, которые привыкли оценивать свои способности как врожденные, неудача является признаком того, что они не такие умные или талантливые. Те, кто понимает, что навыки развиваются, считают неудачу уроком и неизбежными ошибками на пути к улучшению. Другими словами, для ребенка более полезно получить плохую отметку, проработать свой негатив и извлечь урок из этой ситуации, чем все время бояться не оправдать надежд своих родителей.

Мыслить творчески

Хорошие оценки в значительной степени являются результатом хорошей памяти и упорства. Но взрослая жизнь не предлагает готовых решений и не ставит за них оценку. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими проблемами, часто принимая решения в ситуациях, когда нет единого и правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.

Воображение, мысль и логика гораздо полезнее в жизни, чем способность запоминать два абзаца в течение ночи. На этом и стоит сосредоточиться.

Иметь свою точку зрения


Если ваш ребенок много учится, ответственно выполняет задания и прислушивается к вам, то вам переживать не стоит. Дети могут играть в футбол весь день, читать учебники по истории или фантастические романы. И это нормально: отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего не хочется делать.

Но если ребенка не интересует больше ничего, кроме его хороших оценок, он боится возразить взрослым, что хочет заняться чем-то другим, то что-то идет не так. Послушание и уступчивость - не лучшие качества для взрослой жизни. Лучше дать ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность принимать решения даже в сфере образования. Это разовьет независимость и облегчит его жизнь. Но все хорошо в меру, о чем стоит помнить.


Любого родителя радуют достижения ребенка. Приятно, когда сын или дочь прекрасно справляется с заданиями в школе и регулярно получает одобрение учителей. Некоторые родители к этому привыкают. А другим кажется, что быть отличником - прямая обязанность ребенка. Они продолжают давить, даже когда он теряет интерес к какому-то предмету.

Но так ли хорошо получать одни пятерки и прилежно зубрить уроки?

1. Испортит здоровье

Если ребенок успевает хорошо учиться, заниматься спортом и общаться со сверстниками, значит, все отлично. Но в реальном мире многие дети испытывают большие нагрузки. Довольно редко работа ребенка ограничивается одной школой. Часто родители добавляют к этому уроки музыки, английского и другие дополнительные кружки. Плюс обязанности по дому.

В попытке вырастить из наследника гения родители не учитывают возможностей его организма. Часто равнодушно относятся к физическим нагрузкам, если только ребенок сам не проявляет к ним интереса. Видимо, поэтому все больше детей в мире страдает лишним весом, а свободное время проводит за компьютером, чтобы отключиться от реальности. Однако физическое и психическое здоровье ребенка важны так же, как и интеллект: их необходимо развивать и защищать, чтобы вырастить полноценную личность.

2. Не научится правильно расставлять приоритеты

Что важнее: получить пятерки по всем предметам в четверти или разбавить оценки четверками, но подготовиться к важной конференции, которая поможет поступить в вуз? Ответ, казалось бы, очевиден. Но только не для тех, кто привык учиться на отлично. В старшей школе таким детям по-прежнему важнее получать одобрение учителей и родителей, чем выбирать то, что поможет им состояться во взрослой жизни.

Хорошие оценки - это хорошо. Но важнее научить ребенка не механически зубрить материал, а ориентироваться в реальной жизни и определять, что на самом деле будет для него полезно.

3. Не научится самостоятельно мотивировать себя

Может показаться, что отличники - это самые мотивированные дети. Но это не всегда так. У многих с ранних лет, из-за давления родителей, закрепился навык хорошо учиться и вовремя выполнять домашнюю работу. В старшей школе такие дети продолжают прилежно учиться, но избегают других занятий, где нужно самостоятельно себя контролировать. Других мотивирует страх перед наказанием или разочарованием родителей, и именно это заставляет их усердно учиться.

Взрослому человеку приходится самостоятельно себя хвалить, подбадривать и заставлять. У тех, кто в детстве не привык делать что-либо без внешнего давления, есть риск довольно быстро превратиться из отличника в неудачника.

4. Не разовьет социальные навыки

В подростковых фильмах отличников избегают и дразнят, а они не могут постоять за себя. И этот стереотип, к сожалению, не всегда далек от истины. Знания не заменят общения. Можно сколько угодно говорить себе, что ваш ребенок особенный и не ровня невоспитанным одноклассникам. Или думать, что он пойдет в вуз - и все изменится. Но социальные навыки не появляются из ниоткуда. Их, как и другие, надо развивать. Иначе в конце концов умный ребенок будет завидовать обаятельному однокласснику-троечнику, который легко общается с девочками и нравится учителям так, что они завышают ему оценки.

Ко взрослому возрасту человеку важно научиться заводить связи и легко общаться с другими. Не стоит изолировать ребенка от сверстников ради хороших оценок.

5. Привыкнет оценивать себя и других по внешним достижениям

Дети недолюбливают отличников еще и потому, что они считают себя лучше других. Но упрекать в этом ребенка сложно: с ранних лет он привыкает думать, что хорошие оценки делают хорошим и его, а плохие - наоборот.

Такая логика не только помешает завести друзей, но и может испортить взрослую жизнь. Ведь если оценивать себя только по достижениям, любая неудача будет превращать из победителя в лузера. Важно воспитать в ребенке безусловную ценность себя и других, чтобы он понимал, что оценки, да и другие внешние достижения тоже, не определяют ни его личность, ни личность окружающих.

6. Будет избегать неудач

Всем рано или поздно приходится столкнуться с провалом. И лучше, если это произойдет рано. Тогда ребенок научится справляться с неприятными эмоциями и двигаться дальше. Если же он привыкнет к мысли, что все должно даваться легко, во взрослой жизни, скорее всего, неудач он будет избегать и бояться.

7. Не научится мыслить креативно

Высокие оценки - во многом результат хорошей памяти и усидчивости. Но взрослая жизнь не дает готовых решений и не выставляет баллы за результаты теста. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими вопросами, регулярно делать выбор в ситуациях, где нет однозначно правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.

Фантазия, мышление и логика гораздо полезнее в жизни, чем умение вызубрить за вечер два параграфа. Стоит сосредоточиться на развитии у ребенка этих навыков, а не на получении идеальных оценок.

8. Не научится отстаивать свою точку зрения

Если сын или дочка усердно зубрит, ответственно выполняет задания и покорно следует всем вашим указаниям, не стоит радоваться покладистости и послушанию.

Дети готовы днями играть в футбол, запоем читать книги по истории или фантастику. И это нормально - отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего делать не хочется. Если ребенка не интересует ничего, кроме хороших оценок, он старается выполнять все требования взрослых и боится возражать - дело плохо. Покорность и слабый характер - не лучшие черты для взрослой жизни. Лучше предоставить ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность в принятии решений, в том числе и в учебе. Это разовьет самостоятельность и облегчит дальнейшую жизнь.

Учиться на отлично, конечно, неплохо. Но нет ничего страшного и в том, чтобы иметь средние оценки. В конце концов, успех в жизни определяет не школьный аттестат. А как оценки в школе повлияли на вашу дальнейшую жизнь?

Потому что страдают перфкекционизмом. Долго и нудно все взвешивают и просчитывают, потому как не привыкли проигрывать, а привыкли только побеждать. А в бизнесе решения надо уметь принимать в условиях дефицита времени и информации, что вводит отличника в ступор.. Отличник предпочтет отказатсья от дела, если сочтет, что не сможет сразу сделать его на 5. Троечнику в этом плане бояться нечего. Он привык к тому, что не все идеально. Он, не стремясь исключительно к пятеркам, более легко принимает решения, более мобильный, он готов к рискам и неудачам. И тогда, когда отличник бездействует-троечник наоборот развивает бурную деятельность, он просто идет и делает и решает проблемы по мере из поступления. И в результате выигрывает. Троечник устойчив к неудачам, они его не ломают, а вот отличник-нет.

потому что у них завышенная самооценка. и они не готовы как правило к тому что не все считают их умными, особенными.. .

ya dumayu vopros postavlen ne vero, ya bi ego pereformulirovala tak : Pochemu neudachnikam po jizni v shkole stavyat horoshie ocenki, a svobodnih i neordinarih gnobyat.

Мне не интересно, как кто-то переформулировал бы мой вопрос. Мне интересен ответ на него, для тех, кто его понял. (((((

Foma Профи (560) Da vsyo ya ponyala,i to chto eta gipoteticheskaya shkol'nica otlichnica-neudachnica, eto vi skoree vsego o sebe lyubimoi. A neudachnik eto ne sledstvie horoshih ocenok , askoree prichina , lyubyat uchitelya teh kto bolee chem otlichno vizubrennim urokom , nichem ne otlichaetsya, poslushnie i pokladistie ovoschi .Takie mnogogo v jizni ne dobivayutsya, a tol'ko ves' eyo ostatok plachutsya o gorestyah svoei sud'bi, schitaya sebya ne priznannimi geniyami. Staro kak mir i smeshno. Imenno eti kachestva i ne sposobnost' mislit' global'no ne dali vam ponyat' moi otvet.

Потому, что . Ждут оценочку 12 за все свои действия наверное, но всегда ее получают. Вот и заниженная самооценка.

Не всегда. У меня одноклассник был отличник-сейчас ген директор. А я был раздолбай-и сейчас массажист.

нет я думаю всё таки отличники чаще добиваются успеха в жизни, потому что привыкают работать с раннего возраста, серди двоичников лузеров гораздо больше.

Потому, что с ранних лет только и знают, что за учебниками сидеть. . А их же никто не научит как реальные бабки делать надо. . и не знают они, что в пятак надо быть, если что не так, и доказывать всем свою правоту, если за тобой действительно правда.. . А выпусти уже взрослыми на улицу, так они за голову начнут хвататься, что так много чего не понимают в этой жизни.. .
Но это не со всеми, есть такие, что и там всё путём, и там всё отлично!! ! тут уже индивидуально у кого какая судьба.

Нет, это не так. Возможно просто не хватает жизненного опыта, который приобретался на улице и в компании. Тут скорее дело в отсутствии внутреннего стержня, но эта проблема не зависит от оценок в школе))))

это не доказано. Единственное что отличники, привыкли исполнять задания и в жизни потом хорошие исполнители (читай подчиненные) . Троешник привык принимать решение, не боятся наказания, привык фактически к самостоятельности. Поэтому есть индивидумы которые действительно кое чего достигли. Но среди и тех и тех полно алкашей и безпутных которые вообще ничего не достигли.

Группа ученых из Школы экономики при Университете Санс-Сериф (Миннесота, США) опубликовала неожиданные результаты длительного исследования, которое перевернет с ног на голову наше представление об истинной природе богатства.

Уверены, большинство россиян считают, что пятерки в школе и институте, медали, красные дипломы и всевозможные грамоты — залог успешной жизни. Очень жаль вас разочаровывать, но это все неправда.

Комментирует Максвелл Флеминг, руководитель исследовательской группы:

«Люди, которые стремятся к отличной учебе, часто переоценивают значимость посторонней оценки своей деятельности. Такая оценка отлично показывает себя в рамках существующей системы координат — например, в школе и вузе. Но за стенами учебных заведений этот принцип уже не работает.

Так что теперь нам есть над чем подумать. Может, нужно быть не самым-самым, а просто всегда оставаться самим собой — живым, изобретательным и разумным? Пора перестать гнаться за чужими оценками и корочками и наконец-то заняться тем образованием, которое действительно пригодится в жизни.

Кстати, если вам интересна тема личных финансов, прочитайте вот эти статьи. По мнению ученых, именно чтение подобных материалов поможет развить финансовый интеллект:

Читайте также: