Что проверяет логопед перед школой

Обновлено: 30.06.2024

Логопедическое обследование первоклассников

Всех детей поступивших в 1 класс обследует школьный логопед. Это не тестирование! Перед поступлением в школу ребёнок проходит медицинское обследование для составления полной картины состояния здоровья и своевременного выявления тех или иных нарушений. Логопедическое обследование также необходимо для своевременного выявления нарушений в развитии речи.

Родители часто интересуются: зачем обследоваться у школьного логопеда, если ребёнок занимается с логопедом в детском саду? В детском саду логопед занимается коррекцией устной речи (в основном коррекцией звукопроизношения). А если звук был поставлен, но в речи ребенок его не использует? Тогда звук необходимо автоматизировать. Школьный логопед корректирует и устную, и письменную речь. При логопедическом обследовании выявляются предпосылки к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Родителям сразу же даются практические рекомендации по устранению нарушений. В случае необходимости ребёнок зачисляется на логопедические занятия.

При обследовании ребёнка логопед проверяет не одно только звукопроизношение, а ВСЕ стороны речи :

  • пространственно – временные представления;
  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове);
  • слоговую структуру слов;
  • лексический (словарный) запас;
  • грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
  • связную речь (составление рассказа по картинке или серии картинок);
  • уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).

Примерные виды заданий логопедического обследования

  • Обследование умения ориентирования в пространстве.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится впереди, сзади, посередине, справа и лева?

  • Проверка правильности звукопроизношения

Для выявления отклонений в речевом развитии подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.

  • Обследование фонематической стороны речи.

1.Назовите слово, в котором есть звук р (л, ч, м, и т.п.).

Какой звук слышишь в начале слова? в конце слова? (определить место звука в слове).

3. Составь слово (на слух): К,О,Т, М,А,К, Д,О,М, М,А,Р,Ш.

4. Ребенку предлагается распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука Ф, в другой – со звука З, в третьей – со звука Ш .

5. Повтори за мной звуки (различение оппозиционных звуков):

та-да-да па-ба-па ва-ва-фа

за-за-са ка-га-ка ша-жа-ша

ра-ра-ла ша-cа-ша ча-тя-ча

  • Обследование слоговой структуры слова.

Повтори за логопедом сложные слова, словосочетания:

Сковорода, футболист, кинотеатр, баскетбол, аквалангист, термометр. Рыбки плавают в аквариуме; милиционер остановил велосипедиста; фотограф фотографирует детей; медведь убежал в лесную чащу; Соня сушила мокрое белье на веревочке;

1. Назвать обобщающие слова (картинки).

Юбка, кофта, брюки, носки, платье – одежда и т.п.

добро - хороший - сладкая -

горе - большой - длинный -

друг - высокий - много –

3. Назвать малознакомые предметы (картинки).

4. Покажи и назови части предмета ( картинки).

  • Обследование грамматического строя речи.

1.Словоизменение (умение употреблять имена существительные в ед. и мн. числах).

Стол – Дерево - Воробей -

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Гриб- лиса - лист - воробей -

одеяло - чашка – яблоко – стул –

Образование прилагательных от существительных

Из чего сделаны предметы?

Кастрюля из металла - Шарик из резины -

Матрешка из дерева – Шапка из меха -

Какое варенье варят из яблок? – Какой сок делают из винограда? –

Из клубники – Из апельсина –

Из слив – Из моркови –

Некоторое представление о состояния связной речи детей логопед уже получил в ходе первичного обследования. Во время вторичного, углубленного обследования логопед предлагает детям одну сюжетную картинку или серии сюжетных картинок, просит внимательно рассмотреть их, разложить в нужной последовательности и составить рассказ.

Если до школы остается полгода, целесообразно отвести ребенка на комплексную диагностику к логопеду и психологу (или нейропсихологу). И лучше сделать это не в детском саду, куда ходит ребенок, а найти сторонних специалистов. Это позволит беспристрастно оценить психическую, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.

При обследовании логопед должен обратить внимание не только на звукопроизношение, но и на структуру речи, понять, присутствуют ли элементы общего недоразвития речи или незрелость фонематического слуха.

Психолог или нейропсихолог помогут определить функциональную зрелость ребенка и выявить возможные трудности в обучении или адаптации будущего первоклассника.

Грамотный диагност оценит объем затруднений, испытываемых ребенком, и сориентирует родителей — есть ли у них время на исправление каких-то незначительных проблем или объем затруднений таков, что родителям стоит задуматься, отдавать ли ребенка в школу сейчас или пропустить год.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Логопедическое обследование готовности ребёнка к обучению в школе.

Автор: Л.А. Аникина

В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению является актуальной.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь. Таким образом, мышление и речь тесно связаны. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна речевая готовность , так как она является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. При помощи речи ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Речевая готовность к школе — ряд необходимых для успешного обучения в школе предпосылок, сформированных у ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Поэтому, я разработала в системе комплексную диагностику речевой готовности детей к школе, в которой при подборе диагностического материала для определения речевой готовности дошкольников к обучению в школе, сделала акцент на исследовании фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, звуко - слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Я изучила диагностические материалы многих авторов (Г.В. Чиркина, М.Ю. Гаврикова, Г.А. Волкова, Л.В. Пасечник, А.В. Ястребова, Л.В. Спирова), выделила ряд значимых направлений диагностики, полностью адаптировала для дошкольников весь речевой материал, его объём и уровень сложности и много лет использую при обследовании детей, поступающих в первый класс.

Для определения уровня готовности ребёнка к школе я использую следующие направления диагностики, которые немаловажны для дальнейшего анализа:

-темп работы и работоспособность;

-особенности внимания и памяти;

-сформированность пространственных и временных представлений;

-способность к обобщению;

-развитие логического мышления;

-состояние словарного запаса;

-состояние грамматического строя речи;

-понимание сложных речевых конструкций, переносных фраз;

Представляю вашему вниманию:

Логопедическое обследование готовности ребёнка к обучению в школе.

Обследование строения артикуляционного аппарата (оральный праксис и моторика). Выполнить ряд артикуляционных упражнений.

Ориентировка в пространстве, различение сторон, ведущая рука.

Временные представления (части суток, времена года (по картинкам)).

Сформированность звуко – слоговой структуры слова:

Повторить: вентилятор, телевизор, велосипед, отвёртка, фотоаппарат, сковородка, плоскогубцы, мотоцикл, парашютист.

Сформированность грамматического строя речи.

- повторить предложения:

В лесу было много белых грибов.

На зелёном лугу паслись лошади.

На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Мама сказала, что не сможет вернуться раньше, потому что у неё много работы.

Собака вышла в будку.

Труба идёт из дыма.

Бабочка поймала Петю.

Сено возит дедушку.

- закончить предложения.

Маша не пошла в кино, потому что…..

Серёжа промок, хотя….

Мы опоздали в школу из-за….. .

Повторить: би-ба-бо тя-ча ба-па-ба ра-ла-ра

па-ба жа-ща да-та-да ва-фа-ва

ша-са ша-жа-ша га-ка-га ца-ча-ца

Словообразование и словоизменение.

- назвать детёнышей животных.

У козы - . у волка -. у собаки -. у кошки -. у белки -. у коровы -. у лошади -. у поросёнка - .. .

- назвать уменьшительно – ласковые слова.

Кольцо -, подушка -, дом -, коляска -, стул -, лист -.

- образование качественных прилагательных

по образцу (за храбрость называют – храбрым):

за хитрость -…, за трусость -…, за верность - ….

Если днём холодно, то день (какой?) -…

Если идёт дождь, то погода (какая?) - …

- образование относительных прилагательных:

Варенье из малины -…

Варенье из вишни - …

Перчатки из кожи -…

- образование притяжательных прилагательных:

Продолжить фразу по образцу: у собаки лапа собачья.

Сформированность словарного запаса.

- назвать одним словом:

Капуста, картофель, морковь, лук.

Яблоко, груша, апельсин.

Белка, заяц, волк, медведь.

Диван, кровать, стул, стол.

Вилка, ложка, тарелка, кружка.

-назвать изображённые предметы (картинки)

- д ать лексическое объяснение предмету.

Сковорода, скрипка, утюг, кузнечик.

Четвёртый лишний (картинки).

Понимание переносных фраз.

Золотые руки. Золотая голова.

Пробежал мороз по коже.

Уехал за тридевять земель.

Сформированность связной речи.

Разложить картинки по порядку и составить рассказ (серии картин из 4 шт, 6 шт, 8 шт) по уровню сложности.

Контактность, поведение во время беседы, индивидуальные особенности, темп, продолжительность работы, эмоциональный фон.

Темп речи, умение отвечать на вопросы.

Протокол логопедического обследования готовности ребёнка к обучению в школе

Ф. И. О. ребёнка ______________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________

Детский сад _________________________________________________________________

Внешний вид и поведение в ситуации обследования, индивидуальные особенности _____________________________________________________________________________

Темп работы и работоспособность _______________________________________________

Характеристика внимания ______________________________________________________

Особенности запоминания ______________________________________________________

Сформированность пространственных, временных представлений ____________________

Способности к обобщению______________________________________________________

Развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей _____________________________________________________________________________

Слоговая структура ____________________________________________________________

Состояние словаря _____________________________________________________________

Грамматический строй речи ____________________________________________________

Связная речь ______________________________________________________________

Навыки чтения_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Характеристика моторики___________________________________________________ __________________________________________________________________________

Понимание сложных речевых конструкций, переносных фраз

Дата обследования _______________________ Подпись логопеда _________________

Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо. Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечает­ся нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые замет­ны только специалисту, В дальнейшем эти нарушения приведут к появ­лению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед — специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).

  1. Все ли звуки правильно произноси т ваш ребенок?
  2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
  3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
  4. Насколько богат его словарный запас?
  5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
  6. Хорошо ли владеет связной речью?

Как маме проверить своего ребенка до школы?

Подберите картинки с похожими звуками (можно найти их в ин­тернете и показывать ребенку с экрана компьютера). Дочка - Точка, Сажа — Саша, Крыса - Крыша, Бочка Почка, Горка - Корка, Сайка -- Зайка, Ямка — Лямка, Ложки - Рожки, Коза - Коса, Челка — Щелка, Цвет — Свет и т. п.

Мама должна называть картинки, а ребенок молча показывать пальцем. Картинки называются строго в единственном числе, в имени­тельном падеже, в разной последовательности. Чтобы оценить резуль­тат, внимательно понаблюдайте за поведением ребенка: сразу ли он на­ходит нужную картинку или затрудняется в нахождении правильной; смотрит на губы матери; требуется ли повторять для него каждое слово?

Если малыш хорошо различает звуки, он будет уверенно и пра­вильно показывать все картинки. Такую проверку фонематического слу­ха можно проводить уже с 3-летнего возраста. Если малыш не различает некоторые звуки речи на слух, он заменяет их и в устной речи, а в даль­нейшем будет ошибаться и в письме.

Обнаружив любые нарушения в речи своего ребенка, как можно скорее обратитесь к логопеду. Не стесняйтесь рассказать о своих волне­ниях. Специалист осмотрит малыша и даст вам необходимые рекомен­дации, возможно, будет необходимо посещать логопедические занятия.

ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:

  • сформированность звукопроизношения;
  • готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • сформированность связной речи.

Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

  • умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА - в середине слова, в слове ДОМ - в конце слова;
  • умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У]. [О]. [И], [Ы], [Э]);
  • умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М]. второй - [А], третий - [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К'], [И]. [Т] — КИТ.
  • у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], |3], [3’], [Ц];
  • шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [1_Ц];
  • сонорных [JI], [JT], [Р], [Р’].

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными

  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА - ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
  • умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ - СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА - ЛИСИЙ) от существительных;
  • умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ - УЕХАТЬ - ПЕРЕЕХАТЬ - ОБЪЕХАТЬ .

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными

Читайте также: