В чем причины ухудшения сырьевой базы россии в 1990 е годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

МЕРЫ, КОМПЕНСИРУЮЩИЕ УХУДШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ
ВОСПРОИЗВОДСТВА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

Одной из важнейших проблем по праву считается резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение ее объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях. Одной из главных причин является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии ее эксплуатации. Оно уже достаточно явственно проявилось еще в 80-е годы, но в то время компенсировалось ростом затрат на геологоразведочные работы. Эффективность таких затрат устойчиво снижалась. В 90-е годы прогрессирующее истощение и падение эффективности вложений в ГРР столкнулись с резким сокращением инвестиций, в том числе и в геологоразведочные работы. Такое совпадение двух причин и привело к ситуации, которую сейчас можно наблюдать.

К технико-технологическим мероприятиям, компенсирующим ухудшение минерально-сырьевой базы, способным дать скорейшую отдачу, относятся те, которые в значительной степени используют уже созданные активы и инфраструктуру. Это перестрел простаивающих скважин, гидроразрыв пласта, вскрытие продуктивных пластов горизонтальными стволами, прогрессивные методы обработки призабойной зоны и т.д. Востребованность этих и других методов, а, следовательно, и время начала их широкого использования, будут определяться динамикой спроса на нефть и её ценой на внутреннем и мировом рынках, с одной стороны, и решением государства о применении методов экономического стимулирования указанных мероприятий, с другой.

Следующим по срочности отдачи мероприятием должна стать комплексная переинтерпретация имеющегося геолого-геофизического материала с использованием новых методов и достижений науки. Такая интерпретация и геологическое моделирование приводят к выявлению новых высокопродуктивных зон на имеющихся месторождениях и лицензионных блоках.

Вклад перечисленных выше мероприятий следует оценивать как расширение минерально-сырьевой базы (в части извлекаемых запасов), что позволит частично их финансировать из источников, предназначенных для этих целей (ставки ВМСБ), или, в случае привлечения заемного финансирования, под государственные гарантии, обеспеченные ожидаемым приростом запасов, полученным в результате проведения указанных мероприятий. Основанием для финансирования из средств ВМСБ могут быть более высокие экономические показатели перечисленных мероприятий по сравнению с предлагаемыми геологоразведочными работами, оцениваемые по единому критерию - увеличению извлекаемого потенциала недр.

Направлением действий, дающих более долгосрочную отдачу, является изменение стратегии геологоразведочных работ. При этом целесообразно:
- концентрировать в распоряжении нефтегазодобывающих компаний, обеспечивающих наибольшую долю приростов запасов нефти и газа в стране, соответственно большую часть отчислений на ВМСБ в целом по Российской Федерации, при условии выполнения этими компаниями геологоразведочных работ по подготовке высокодебитных и рентабельных в разработке запасов как в пределах России, так и на лицензионных участках, принадлежащих российским компаниям за рубежом (поскольку сегодня, в соответствии с законодательством, 70% отчислений на ВМСБ остается в распоряжении субъекта Федерации, на территории которого добыты углеводороды, соответствующие регионы разрешают тратить эти средства только в пределах своих административных границ);
- предоставить пользователям недр использовать отчисления на ВМСБ в соответствии с федеральными программами геологического изучения недр на всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком из субъектов Российской Федерации находится источник отчислений.

В целом нормы и правила использования средств ВМСБ следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала, за исключением фиксированной части средств для финансирования фундаментальной и прикладной геологической науки и региональных исследований. Предлагаемые меры позволят в среднесрочной перспективе выйти на устойчивый прирост запасов нефти и газа уже в ближайшие годы за счет концентрации средств (отчислений) на ВМСБ на наиболее важных направлениях, не допуская их распыления и нецелевого использования.

Действующая законодательная база в области недропользования не стимулирует выполнение геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователя, так как в случае открытия месторождения он на общих основаниях должен участвовать в конкурсе на приобретение права на добычу. Необходимо установить принцип преимущественного представления прав недропользования для целей разведки и разработки организациям, выявившим и оценившим месторождение полезного ископаемого в рамках поисковой лицензии за счет собственных средств. Также необходимо законодательно разрешить переход прав пользования недрами между дочерними и материнскими компаниями в рамках вертикально интегрированных структур и при создании совместных предприятий с инофирмами.

Для более точных оценок состояния сырьевой базы НГК необходимы экономические расчеты рентабельности разработки и поисков всей совокупности залежей в недрах России, что представляет сегодня сложную задачу из-за отсутствия единого Федерального Банка данных по структуре запасов и рентабельности их освоения. Создание такого банка данных (кадастра месторождений) позволит расширить применение международных классификаций категорий ресурсов и запасов углеводородов, базирующихся на экономических критериях их оценки, что, в свою очередь, является существенным фактором повышения инвестиционной привлекательности НГК.

Действующая законодательная база в области недропользования по многим своим параметрам не соответствует сложившейся в НГК структуре, в основном, истощенных запасов и действующей системе управления и регулирования через вертикально интегрированные компании. Для преодоления сложившейся ситуации с использованием пробуренного фонда скважин главным стратегическим направлением должна стать разработка единого пакета соподчиненных законодательных и нормативных актов, обеспечивающего гибкое (стимулирующее) налогообложение в части:
- эксплуатации истощенных запасов;
- ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов с помощью новых технологий;
- ввода в эксплуатацию бездействующих, законсервированных и контрольных скважин;
- применения методов повышения нефтеотдачи пластов.

Непринятие экстренных мер по изменению нормативно-правовой базы недропользования с целью коренного изменения ситуации с воспроизводством запасов нефти и газа через 5-7 лет может привести к снижению приростов запасов нефти и газа вдвое по сравнению с их сегодняшним уровнем.

Читайте также: