Краткосрочный план урока по биологии 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Умеет классифицировать птиц в зависимости от характера жизнедеятельности и от мест обитания.

Умеет рассуждать о вопросах охраны птиц.

Интерактивная доска, карточки с рисунками птиц,

Вводная часть (3-5 мин)

Организационный момент: 1-2 мин. учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).

Настраиваются на урок.

Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания

Презентация (10-15 мин)

Проверка знаний и умений. Логическая цепочка(утверждения верные и неверные) Слайд с вопросами . В этом задании необходимо найти правильные утверждения. Выписать цифры с правильным ответом

1.Кожа у птиц сухая и тонкая (ДА)

2. Артериальная и венозная кровь смешиваются (НЕТ)

3. Легкий роговой клюв облегчает вес птицы (ДА)

4. Вокруг глаз имеются веки (ДА)

5.Прямая кишка заканчивается клоакой (ДА)

6. Продукты распада из почек по двум мочеточникам сразу попадают в клоаку (ДА)

7. Птицы - гермафродиты (НЕТ)

8. Головной мозг не развит (НЕТ)

Правильные утверждения: 1,3,4,5,6 Слайд с ответом

II. Актуализация знаний.

Флипчарт 1. (Включить голоса птиц)

В чем главная особенность птиц?

Главная особенность птиц- способность летать

А все ли птицы летают?

Делит класс на группы для игры Проводится плавный вход в изучение нового материала урока.

Ребята должны определить место обитания данных птиц .Перегруппировка.

В зависимости от мест обитания ,строения,характера жизнедеятельности птиц учащиеся группируется на 4 группы.

Записывают в тетради и осуществляют взаимопроверку (работа в парах)

Прослушивают голоса птиц

Ребята отвечают на вопросы

Ученики отвечает и тем самым переходит класс к изучению новой темы.

Класс делятся по названию птиц в зависимости от среды обитания

Перегруппировка проводится по рисункам птиц.

Основная часть (20 мин)

1 гр.Бескилевые птицы

2 гр.Летающие птицы(водно-болотных угодий)

3 гр.Лесные птицы

4 гр.Птицы открытых пространств

Вопросы к каждой группе по таксономии Блума

1.Что развита у водоплавающих птиц?2. Какие основные черты сходства птиц леса?3.Почему на лапах гусей и уток имеются плавательные перепонки ,а на лапах аистов и цапель их нет?4.Почему ласточки в пасмурную погоду держатся ближе к земле? и др.

Распределите птиц по группам

Составляют флипчарты , защищают, отвечают на вопросы. Работа в группе - чтение(5-7 мин), 5 мин- обсуждение в группе.

Оценивают флипчарты групп друг у друга на стикерах по критериям.

Ученики отвечают на вопросы.

Просматривают слайдовую презентацию о птицах

Выполняют на интерактивной доске.

Подведение итогов (5 мин)

Понравился вам урок и чем?Что вы узнали?

Заполняют рефлексивный лист

Целью урока второго урока серии последовательных уроков было систематизировать знания о многообразии птиц. Ожидаемыми результатами урока является знание группы птиц и их характерных особенностей ,умение классифицировать птиц в зависимости от характера жизнедеятельности и от мест обитания. В начале урока я провела тренинг"Доброе слово", Учащиеся говорят, встав в круг по часовой стрелке добрые слова пожелания ,чтобы создать атмосферу сотрудничества в классе и это получилось, но заняло больше времени , чем я запланировала.После тренинга в целях проверки степени понимания темы домашнего задания я провела один из приемов критического мышления " логическую цепочку",где дети должны определить верные и неверные утверждения, а затем провести взаимопроверку в паре. Получилась актуализация знаний учащихся ,потому что дети смогли ответить на наводящие вопросы в начале урока и тем самым определили тему урока. Дети проявили большой интерес к учебному материалу. С целью вовлечения учащихся в работу я организовала работу в группах ,но сначала провела перегруппировку.Учащиеся работали в группах с увлечением, обсуждали, задания работали сообща, групповая работа способствует развитию дружеских отношений между учениками . Каждой группе предложила выполнить групповую работу на флипчарте по группам птиц в зависимости от строения ,характера жизнедеятельностиот мест обитания, Для сильных учеников дала опережающее задание о редких и исчезающих птицах ,дети даже подготовили слайдовую презентацию и тем самым ученики добывали дополнительные знания самостоятельно и показали свои способности.С целью вовлечения в работу слабоуспевающих учеников им даны были карточки с заданиями . Слабоуспевающие ученики справились со своими заданиями ,задания подобраны по уровню их знания. Для развития критического мышления я задавала вопросы высокого и низкого порядка , чтобы дети не затруднялись при ответе на вопросы высокого уровня ,я им задавала наводящие вопросы. Для закрепления полученных знаний на интерактивной доске ребята заполнили таблицу ,где нужно было распределить птиц по группам,так как это задание не сложное я вызывала к доске слабоуспевающих учеников. В конце урока дети заполняют рефлексивный лист ,отвечают на вопросы Понравился ли тебе сегодняшний урок?Что я почувствовал в конце сегодняшнего урока ? ,где дети оценили урок не трудным и чувствовали себя в конце урока уверенно.Это очень радует. Проведя рефлексию можно узнать эмоциональное состояние детей ,на которое раньше я не обращала внимание.Эти изменения помогают при планировании урока.

Изменения по уроку

Чтобы ликвидировать ошибки, которые были допущены на этом уроке, постараюсь разнообразить задания по этапам урока.

Урок биологии в 7 классе по теме "Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные".

ВложениеРазмер
urok.docx 26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы программы: В.М. Констатинов., В.С. Кучменко., И.Н. Пономарева. 7 класс. Животные. М.: Вентана – Граф, 2009 год

Учебник: «Биология: 7 класса учебник для учащихся общеобразовательной школы.

Авторы учебника: В.М. Константинов. В.Г Бабенко. В.С.Кучменко– М.: Вентана- Граф, 2011 год

Учитель: Табакаева Нина Леонидовна

Технология развивающего обучения, взаимообучения

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Расширить знания о многообразии млекопитающих, показать их биологические особенности, образ жизни и значение в природе и жизни человека.

Образовательная : создание условия для ознакомления учащихся с особенностями отрядов насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны и хищные, дать представление об отдельных представителях данных отрядов, роли животных изучаемых групп в природе и жизни человека.

Развивать логическое мышление, память, внимательность, умения обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное из всего объема информации, познавательный интерес.

Формирование чувства любви к природе, понимание ее хрупкости и необходимости защиты.

Средства обучения :1. Актуализация внимания учащихся с применением игровой формы урока (урок путешествие).

2. Опорная схема, таблицы.

3. Компьютер с мультимедийным проектором на экран для презентации знаний по теме урока.

Оборудование : таблицы, рисунки, презентация слайдов, дидактический материал.

Тип урока : урок путешествие, изучения нового материала.

I. Мотивационно–ориентировочный этап

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы уже хорошо знакомы, а об остальных вам предстоит узнать !

Что же это за страна, вы должны догадаться, отгадав загадку.

Как - то раз пришли зайчата

На прием к царю зверей.

Все дрожат, трясутся лапы

Жмутся около дверей.

Грозный, сильный, горделивый

Встретил их могучий царь

Был он мудрым, справедливым

Шла молва о нем как встарь!

О каком животном идет речь? (Лев)

II. Операционно – исполнительский этап

Путешествие в мир млекопитающих.

Но почему вдруг среди большого многообразия видов, я вспомнила об этом животном?

К какому классу позвоночных животных он относится?

Вокруг насколько хватит глаз

Венец творенья – высший класс

И действительно страна, в которую мы отправляемся, называется страной высших млекопитающих или зверей, где царем является лев!

Для знакомства я выбрала 5 важнейших отрядов плацентарных млекопитающих (схема на доске). С остальными отрядами вы познакомите на последующих уроках.

А почему они названы плацентарными?

(Плацентарные животные – животные, имеющие специальный орган плаценту, для вынашивания детенышей в период внутриутробного развития).

И тема нашего урока «Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные (1 слайд)

Что вы знаете о высших плацентарных млекопитающих. О данных отрядах .(работа с таблицей)

В ходе урока вы познакомитесь с многообразием высших плацентарных животных, их особенностями, ролью в природе и жизни человека, охраны видов.

Итак, мы отправляемся в путь.

В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить задания и ответить на вопросы. Успехов вам ребята!

Путешествие начинается и первая станция……

Один из самых лучших землероев (сл. 2 )

Очень интересная шерсть этого животного.

Она очень короткая, густая, разглаживается в любую сторону . ( КРОТ)

Крот один из представителей отряда Насекомоядных .

А каких еще представителей включает отряд Насекомоядные? (сл. 3 Крот)

Насекомоядные самая древняя группа млекопитающих в нашей стране.. Это сравнительно примитивная группа животных.

Ребята, какие примитивные черты в строении характерны для этих животных? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник стр. 263 (Зубы мелкие, недифференцированные, очень короткие, головной мозг небольшой без извилин).

На заболоченных участках Центральной России обитает небольшой , полуводный зверек-русская выхухоль. Размером она 20 см, такова же длина хвоста. Выхухоль обладает густым буровато-коричневым серебристым мехом. Стала очень редкой из-за нарушения среды обитания. Питается моллюсками, червями, насекомыми.

Насекомоядные играют важную роль в природе и жизни человека. Они роют и рыхлят почву, способствуют ее улучшению, регулируют численность насекомых в лесной подстилке, но среди них встречаются и носители инфекционных заболеваний.

Самая маленькая из насекомоядных карликовая белозубка, а самый крупный европейский крот.

И следующая станция…

Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации. Они способны пролетать 100 км. Ребята, о каких животных идет речь?

И следующая станция отряд Рукокрылые.

Про этих маленьких зверьков существует множество легенд.

Эти животные как и птицы способны к полету.

Какие приспособления у летучих мышей имеются к полету?

Чтобы уверенно летать в темноте и мраке пещер, летучие мыши в ходе эволюции выработали сложный механизм эхолокации.

Что такое эхолокация ?(обратимся к учебнику стр. 264)

Летучие мыши испускают серию узконаправленных ультразвуковых писков и по отражению звука от различных предметов мгновенно определяют их местонахождение .

Роль в природе. Летучие мыши нашей страны питаются насекомыми. Они уничтожают с/х вредителей, комаров. В тропиках встречаются вампиры, питающиеся кровью. Обычно образуют колонии и к сожалению из - за вырубки лесов, применения ядохимикатов численность этих животных резко сокращается. Многие виды занесены в Красную книгу России и нашего района .

Следующая станция Грызуны.

Это самый многочисленный отряд.

Ребята, а знаете ли вы, у каких животных в течение всей жизни растут зубы?

Действительно у грызунов.

По 2 резца в верхней и нижней челюсти растут в течение всей жизни. Мощные резцы при питании грубой пищи стачиваются сами и всегда острые.

Грызуны отличаются большой плодовитостью, быстрым ростом, ранним половым созреванием, поэтому имеют большое многообразие видов

Среди грызунов есть и лесные строители – бобры ( видеофрагмент бобры )

Из собственных наблюдений назовите роль грызунов.

Грызуны наносят вред с/х культурам, распространяют инфекционные заболевания, но встречаются и пушные звери, имеющие ценный мех (белка, ондатра, нутрия, шиншилла).

Среди грызунов встречаются как самые мелкие – мышовки длиной около 5см, так и очень крупные животные - южноамериканская капибара, или водосвинка, достигающая 130 см длины.(сл 17)

Следующая станция – зайцеобразные . Представители очень сильно напоминает грызунов, но имеют незначительное отличие в строении зубов. На стр. 265 найдите отличительные признаки зайцеобразных и грызунов. (В верхней челюсти 2 пары резцов, более длинные снаружи, короткие за ними с внутренней стороны.)

Мы приближаемся к станции самых смелых и отважных – отряд хищные.

Главные признаки отряда( сл .23-24)

Имеются хищные зубы, пальцы заканчиваются когтями, мозг с извилинами, легко поддаются дрессировке.

Хорошо развито цветовое зрение. Многие имеют ценный мех. Хищники играют важную роль в природе, они названы санитарами. Как вы понимаете роль санитаров?

Хищники различны по размерам и образу жизни.

В отряде 7 семейств, в школьном курсе мы познакомимся с представителями 4 семейств.

Семейство Волчьи (сл.25-27)

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный

Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь

Семейство Медвежьи (сл. 33-35)

Кто в лесу глухом живет

Летом ест малину, мед

А зимой сосет он лапу?

Семейство Куньи ( сл.36-39)

Назовите это животное?

(куница – представитель семейства куньи)

Работаем в парах сменного состава. 1 вариант – семейство Волчьи.

2 вариант –семейство Кошачьи, 3 вариант- семейство Медвежьи, 4 вариант- семейство Куньи (ребята читают текст на стр.267).

Ребята мы познакомились только с небольшим количеством видов плацентарных млекопитающих, на самом деле в живой природе их намного больше. Плацентарные играют важную роль в природе. Поэтому нужно бережно относиться к природе, охранять животных, любить их. Ведь численность многих резко сокращается они требуют к себе особого внимания. Такие виды занесены в Красную книгу России и нашего района. На перемене вы можете посмотреть страницы Красной книги.

Отгадайте загадку, укажите название животного, отряд к которому оно относится.( сл.40-41 )

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот)

Это что за зверь лесной,

Встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы - уши больше головы? (заяц)

Есть в лесу работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину - хоть пиши картину. (бобры)

Кто по елкам ловко скачет, и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы.

Бобр, Крот, Выхухоль, Еж.

Заяц, Белка, Мышь, Сурок.

Землеройка, Вампиры, Листонос, Крыланы .

Вы прекрасно справились с заданием и звери вам очень благодарны

III. Рефлексивно–оценочный этап

Вот и подошла к концу наша встреча, но это наша встреча, а встреча с млекопитающими будет продолжаться всю жизнь.

Где бы вы ни были, в лесу, степи, на берегу реки или моря, везде встретите млекопитающих.

Краткосрочный план урока по биологии 7 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тема урока: Органические вещества: белки, жиры, углеводы в продуктах питания. 7.4.1.3 - доказывать наличие углеводов, белков, жиров в продуктах питания.Урок начинается с психологического настроя.Для создания коллаборативной среды Учитель раздает учащимся карточки с рисунками продуктов питания. Предлагает учащимся распределить картинки по определенным группам (белки, жиры, углеводы).


- используя полученные знания, решать новые учебные задачи, проявлять творчество, инициативу.

- развить биологическое мышление, устную речь, навыки общения при групповой работе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Определение темы, цели и задач урока (проблемные ситуации).

Учитель задает наводящие вопросы, для того, чтобы учащиеся поняли тему урока.

- К какому классу животных относится сверчок?

- Что вы можете про него сказать?

- Вы многое узнали из прошлых уроков про насекомых?

- Так вот сегодня вам предстоит использовать ваши имеющиеся знания при решении различных заданий.

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Тело насекомых подразделено на.

2. Наука, изучающая насекомых.

3. Вши являются переносчиком.

Краткосрочный план урока по биологии Насекомые

4. Ротовой аппарат мухи.

5. Схема прямого развития насекомых.

Учитель предлагает оценить ответы учащихся и выбрать самого лучшего ученика, который более всего ответил на вопросы.

4. Обобщение изученного материала.

Учитель предлагает учащимся поработать в группах.

Учитель помогает детям распределить роли в команде (таймспикер, докладчик, секретарь, организатор идей)

2. Учитель предлагает группе защитить свой кластер, помогая ребятам состить связный рассказ о строении насекомых.

3. Учитель предлагает учащимся оценить кластеры.

Группам предлагаются листочки с напечатанными названиями отрядов насекомых и отдельные листочки с названием представителей насекомых.

Затем учитель предлагает проверить работу групп.

2. На интерактивной доске высвечиваются отряд и представители в правильном порядке.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Читайте также: