Какие технические средства обучения используются в московской электронной школе

Обновлено: 04.07.2024

Технические и электронные средства
обучения
ТСО - технические устройства и носители
информации, применяемые для повышения
эффективности учебного процесса и облегчения
учебной деятельности педагога и обучающихся.
ЭСО - программные средства, в которых
реализуется технология изучения предметной
области средствами ИКТ, обеспечиваются условия
для осуществления различных видов учебной
деятельности.

Технические и электронные средства
обучения
Основные ТСО:
•компьютер, в т.ч. планшет, смартфон;
•визуальные ТСО (проектор, телевизор, документкамера, графический планшет, веб-камера);
•интерактивные системы (интерактивная доска,
приставка);
•аудио-ТСО (акустическая система, лингафонный
кабинет)
•манипуляторы, в т.ч. интерактивные (презентер,
система голосования).

Технические и электронные средства
обучения
Вспомогательные ТСО:
•принтер;
•сканер;
•устройства автоматизации
управления.
и
дистанционного

Технические и электронные средства
обучения
Проекторы
DLP - Digital Light
Processing
LCD - Liquid
Crystal Display

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики проекторов:
•технология (DLP, LCD, LED);
•размер и вес;
•разрешение и соотношение сторон;
•световой поток (Лм);
•контрастность;
•объектив (стандартный, короткофокусный и
ультракороткофокусный);
•разъемы;
•дополнительные функциональные возможности.

Технические и электронные средства
обучения
Достоинства LCD-проекторов:
•более высокая яркость;
•выше насыщенность цветов;
•меньше потребление энергии и шум.
Недостатки LCD-проекторов:
•размер и вес;
•более заметная пикселизация;
•недостаточная глубина черного цвета;
•выше стоимость, в т.ч. обслуживания.

Технические и электронные средства
обучения
Интерактивный проектор - устройство для
проецирования изображения на экране, а также
параллельной работы с материалом.

Технические и электронные средства
обучения
Документ-камера - устройство для формирования
изображения реальных объектов и вывода его в
увеличенном виде на экран.

Технические и электронные средства
обучения
Графический планшет – устройство для ручного
ввода и редактирования изображений на
компьютере. Состоит обычно из чувствительной
поверхности и пера.

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики графических планшетов:
•чувствительность к нажатию пера (от 2 до нескольких
сотен градаций)
•размер рабочей поверхности
•разрешение (lpi, lines per inch – линий на дюйм)
•способ подключения пера к планшету (проводной
или беспроводной)

Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная доска - сенсорный экран,
использующийся совместно с компьютером и
проектором.

Технические и электронные средства
обучения
Подключение:
•активная
доска
-
требует
подключения
электропитания и к компьютеру, датчики - в доске;
•пассивная доска - не требует подключения
электропитания, распознавание движения/касания
- стилус.

Технические и электронные средства
обучения
Технологии:
•резистивная;
•инфракрасная (DViT);
•электромагнитная;
•микроточечная;
•емкостная.

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики интерактивных досок:
•проекция (прямая или обратная);
•технология;
•размер и соотношение сторон (доска + проектор);
•подключение к электросети и др. устройствам
(активная, пассивная);
•мобильность (передвижная, стационарная);
•количество пользователей одновременно;
•программное обеспечение;
•дополнительные устройства и возможности.

Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная приставка и сенсорная накладка интерактивные устройства, крепящиеся на
рабочей поверхности, на которую выводится
изображение.

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики интерактивных приставок:
•технология
(инфракрасная
(приставка
к
проектору) или инфракрасная и ультразвуковая);
•рабочая область (Ш х В, м);
•разрешение;
•дополнительные устройства и возможности.
Плюс по сравнению с ИД - мобильность.

Технические и электронные средства
обучения
Презентер - это устройство для управления
показом презентации (компьютером).

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики презентеров:
•функционал (управление презентацией, режим
мыши (кнопки, тачпад));
•наличие/отсутствие лазерной указки;
•наличие/отсутствие дисплея;
•питание (батарейки, аккумулятор).

Технические и электронные средства
обучения
Интерактивная система голосования - комплекс
устройств
для
организации
электронного
тестирования и голосования с большим
количеством
участников
с
моментальной
обработкой результатов.
Состав:
•пульты;
•ресивер (приемник);
•программное обеспечение.

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики
интерактивных
систем
голосования:
•технология
(инфракрасная
(дешевле)
или
радиоканал (с обратной связью);
•количество пультов;
•функционал
пультов
(набор
управляющих
элементов, дисплей и т.д.);
•программное обеспечение.

Технические и электронные средства
обучения
Сканер
(scanner)

устройство
для
преобразования изображений и текста с
материальных носителей в цифровую форму.

Технические и электронные средства
обучения
Принтер – устройство для перевода текста или
графики на материальный носитель (бумага,
пленка и т.д.). Переводит только статическую
информацию.

Технические и электронные средства
обучения
По количеству воспроизводимых цветов:
монохромные (черно-белые)
цветные
По способу печати:
термографические
матричные
струйные
лазерные
специальные

Технические и электронные средства
обучения
Термографический
принтер:
передача
изображения на бумагу осуществляется с
помощью нагрева

Технические и электронные средства
обучения
Матричный принтер: печатающая головка движется
вдоль печатаемой строки, а стержни-иголки,
расположенные на головке, ударяют через красящую
ленту по бумаге, оставляя следы в виде точек; затем
бумага смещается и операция повторяется.

Технические и электронные средства
обучения
Струйный принтер: через сопла ПГ при движении
разбрызгиваются микроскопические капли жидких
чернил, формируя горизонтальный участок
изображения; затем бумага смещается и операция
повторяется.

Технические и электронные средства
обучения
Лазерный принтер: изображение формируется на
фотобарабане с помощью луча лазера.

Технические и электронные средства
обучения
Характеристики принтеров:
тип принтера;
количество выводимых цветов;
разрешение (dpi, dots per inch, например 1200 dpi);
максимальная скорость печати (стр./мин.);
время выхода первой страницы (секунды);
минимальный и максимальный формат,
минимальная и максимальная плотность носителя;
максимальная месячная нагрузка и общий
ресурс.

Технические и электронные средства
обучения
ЭСО:
Учебные программные средства;
Программные средства (системы) - тренажеры;
Контрольные программные средства;
Информационно-поисковые
программные
системы,
информационно-справочные
программные средства;
Моделирующие программные средства;
Демонстрационные программные средства.

Технические и электронные средства
обучения
ЭСО:
- Учебные программные средства - обеспечивают
необходимый
уровень
усвоения
учебного
материала (электронные учебники, экспертные
обучающие системы);

Технические и электронные средства
обучения
- Программные средства (системы) - тренажеры обеспечивают отработку умений учащихся,
помогают
осуществлять
самоподготовку
и
используются при повторении или закреплении
учебного материала;

Технические и электронные средства
обучения
- Контрольные программные средства (MyTest) предназначены для контроля (самоконтроля)
уровня овладения учебным материалом;

Технические и электронные средства
обучения
- Информационно-поисковые
программные
системы,
информационно-справочные
программные средства (электронная библиотека
Юрайт, Консультант+) - позволяют осуществить
выбор и вывод необходимой информации. Их
методическое назначение - формирование умений
учащихся
по
поиску
и
систематизации
информации;

Технические и электронные средства
обучения
-Моделирующие
программные
средства
(MathCAD, AutoCAD, 3DS Max) - предоставляют
учащимся основные элементы и типы функций для
моделирования определенной реальности. Они
предназначены для создания модели объекта,
явления, процесса или ситуации (как реальных, так
и виртуальных) с целью их изучения,
исследования;

Технические и электронные средства
обучения
- Демонстрационные программные средства
(PowerPoint, ПО интерактивных досок) обеспечивают наглядное представление учебного
материала, визуализацию изучаемых явлений,
процессов и взаимосвязей между объектами;


Технические средства обучения существенно упрощают задачу современного педагога. С их помощью осуществляется отбор, передача, преобразование, отображение информации.

Использование технических средств обучения в современной школе позволяет автоматизировать многие интеллектуальные процессы.

Значение и актуальность

После введения в отечественные школы новых федеральных образовательных стандартов существенно усложнились объекты обучения. Технические средства обучения дают возможность учителю выходить за рамки учебного класса, объяснять и демонстрировать ребятам те процессы и явления, которые невозможно увидеть невооруженным глазом.

При рациональном их применении педагог трансформирует учебное время, моделирует пространство, что позитивно отражается на повышении познавательного интереса к разным учебным дисциплинам у подрастающего поколения.

Технические средства обучения позволяют демонстрировать сложные технологические процессы, которые трудно понять с помощью мела и доски.

ИКТ дают возможность расширять иллюстративный материал, создавать проблемные ситуации, осуществлять поисковую деятельность со школьниками не только на учебных занятиях, но и во внеурочной работе.

контролер технического состояния автотранспортных средств обучение

Инклюзивное обучение

Технические средства обучения разработаны не только для талантливых школьников, но и для детей, которые имеют ограничения по физическому здоровью. Такие ребята не могут посещать школу вместе со здоровыми ребятами, но они имеют право на получение знаний и умений. В настоящее время для них созданы оригинальные технические средства обучения.

Программа составляется индивидуально для каждого ребенка, учитывает его физическое состояние, интересы и интеллектуальные возможности. Среди сурдотехнических средств выделяют звукоусиливающую аппаратуру индивидуального и коллективного использования, благодаря которой можно вести работу по совершенствованию нарушенного слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.

Такие технические средства обучения в школе – приспособления, передающие информацию о звуковых явлениях, преобразуемых в световые, тактильно-вибрационные сигналы, которые ощущаются поверхностью тела.

технические средства обучения в школе

Основные аспекты ТСО

Эффективность их применения характеризуется тремя взаимосвязанными аспектами: методическим, техническим, организационным.

Технические средства в процессе обучения предполагают адаптацию, совершенствование, разработку, что используется для обратной связи между преподавателем и учащимися. Они помогают обрабатывать, документировать информацию, организовывать самостоятельные занятия.

В том случае, когда наглядные и технические средства обучения применяются неумело, они не дадут желаемого эффекта. Среди воспитателей и педагогов подавляющее большинство – женщины, которые не разбираются в технике.

наглядные и технические средства обучения

Варианты применения

Все современные технические средства обучения по степени применения, уровню подготовленности учащихся подразделяют на три уровня применения:

  • эпизодический;
  • синхронный;
  • систематический.

В первом случае педагог лишь иногда пользуется ТСО. Синхронное применение связано с их постоянным включением в воспитательный и образовательный процесс.

Систематическое использование техники позволяет педагогу расширять объем преподаваемой учебной дисциплины.

Современные ТСО

На стадии становления личности в ребенке закладываются основы представлений, понятий, знаний и умений. Увеличивающийся объем информации, усваиваемой школьниками осмысленно, предполагает применение технических средств обучения, совершенствование приемов воспитания и обучения.

ТСО дают учителю возможность улучшать учебный и воспитательный процессы, совершенствовать навыки и умения своих воспитанников.

Технические устройства с дидактическим обеспечением используются для обработки и оптимизации информации. Они объединяют в себе два понятия:

Классификация

Специальные технические средства обучения внедряются в учебный процесс для повышения его качества и эффективности.

К визуальным видам относятся диапозитивы, диафильмы, разнообразная диапроекционная аппаратура.

Аудиальными ТСО считают звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, фонограммы.

К манипуляционным вариантам причисляют разнообразные тренажеры.

Автоматическими средствами обучения называют разнообразную компьютерную технику и расходные материалы.

В настоящее время сложно найти в России школу, в которой бы не было компьютерного класса. Данный вид ТСО является наиболее перспективным вариантом обеспечения качества учебного процесса.

Выделяют несколько вариантов компьютерной техники, подходящей для детских садов, школ, гимназий, лицеев:

  • по характеру предоставления информации (звуковые, экранные, экранно-звуковые);
  • по функциональному назначению (мультимедийная аппаратура, вспомогательное оборудование, технические аудиторные комплексы).

специальные технические средства обучения

Направления использования

В настоящее время используется три маршрута:

  • модернизация воспитательной и образовательной работы, направленная на углубление, эмоциональное восприятие школьниками программных знаний, получение полного представления о культуре и традициях родного края, сведений об окружающей среде;
  • научная организация педагогического труда в образовательных учреждениях, повышение профессионализма, обмен опытом, совершенствование приемов и методов работы;
  • просвещение общественности.

Варианты ТСО

Существуют специальные тренажеры, позволяющие оценивать уровень УУН. Например, для оценки состояния компьютерного оборудования в автомобиле используется контролер технического состояния автотранспортных средств.

Обучение предполагает отработку навыков, выявление и устранение проблем в теоретических и практических знаниях.

Компьютеры, используемые в современных школах, оснащены специальными программами, позволяющими педагогам управлять познавательной деятельностью школьников в сфере формирования арифметических расчетных навыков, физических и химических задач.

Специальные редакторы дают возможность на уроках черчения и рисования создавать графики.

Все программы, применяемые в отечественных гимназиях, школах, лицеях, адаптированы к индивидуальным возрастным особенностям детей и подростков.

В зависимости от специфики преподаваемой учебной дисциплины учитель может систематически или периодически использовать в образовательном и воспитательном процессе разнообразные виды технических средств обучения.

применение технических средств обучения

Особенности ТСО

Современные ПК создаются с жидкокристаллическим экраном, могут быть запитаны от электрических батареек, от сети, аккумуляторов (до 5 В). Они потребляют небольшую мощность, могут устанавливаться в любом учебном кабинете.

Такое ПК оснащается множеством дополнительных устройств, поэтому можно сочетать тексты с мультипликацией, речевым, музыкальным сопровождением. Мультимедиа – отличный помощник педагогам дошкольных образовательных учреждений. На занятиях, направленных на развитие речевых навыков, формирование эстетического восприятия окружающего мира, малыши с помощью ТСО учатся узнавать животных по звукам, внешнему виду, повадкам.

Если в дошкольных образовательных учреждениях технические средства обучения используются периодически, то в школах, лицеях, гимназиях они незаменимы на каждом уроке. Для каждого учебного предмета разработаны свои обучающие программы. Например, интерактивный курс по физике позволяет рассматривать те явления и процессы, которые учитель не может продемонстрировать.

Огромный объем информации можно размещать на небольших съемных носителях, используя диски (дискеты) по мере надобности.

Среди инноваций, которые вошли в российские школы, введение электронных дневников и журналов. Без ТСО заполнение такой документации было бы невозможно. Мультимедиа позволяет педагогу составлять сравнительные таблицы, анализировать индивидуальные достижения каждого ребенка, выстраивать траектории развития для каждого воспитанника.

современные технические средства обучения

Важные факты

Что такое контролер технического состояния автотранспортных средств? Обучение ПДД предполагает не только правила дорожного движения, но и рассмотрение устройства автомобиля. Автошколы приобретают ТСО, оснащенные специальными тренажерами. Обучение выстраивается таким образом, чтобы будущие водители отработали теоретические знания, получаемые на лекционных занятиях. Это существенно упрощает подготовку к сдаче экзаменов, является гарантией выпуска из автошкол квалифицированных водителей.

Для того чтобы ТСО были в максимальной степени эффективными, необходимо сначала научиться пользоваться такими гаджетами.

Сначала педагог проводит инструктаж, объясняет специфику оборудования, правила работы с ним. Только после этого учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Эффективность использования

Она напрямую связана с этапами занятия. К примеру, если ТСО используется на уроке больше 20 минут, это приводит к тому, что школьники перестают понимать, перерабатывать, осмыслять информацию, теряют интерес к уроку.

Психологи убеждены в том, что оптимальным вариантом будет применение технических средств в начале урока. Достаточно 5-10 минут для того, чтобы сконцентрировать внимание класса на проблеме, которая будет рассматриваться в ходе учебного занятия.

Можно воспользоваться ТСО в середине урока, чтобы поддержать устойчивое внимание класса. Монотонное применение одного и того же способа обучения приводит к существенному торможению центральной нервной системы, потере возможности восприятия преподносимой информации.

Как избежать подобной проблемы? Психологи рекомендуют школьным учителям чередовать эмоциональную нагрузку с разгрузкой, например, теоретический материал сопровождается просмотром фрагмента, слайдами, мультфильмами.

использование технических средств обучения

Заключение

Технические средства обучения, к которым относятся персональные компьютеры, мультимедиа, стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Учитывая функциональность и значимость ТСО, в настоящее время они классифицируются по разным признакам.

С учетом функционального предназначения они подразделяются на средства, позволяющие передавать учебную информацию, контролировать универсальные учебные навыки, осуществлять самообучение. Есть и такие устройства, которые совмещают в себе сразу несколько функциональных возможностей.

Отличительной чертой магнитофонов, эпипроекторов, графопроекторов, видеомагнитофонов является способность преобразовывать информацию в ту форму, которая удобная для восприятия.

В настоящее время в образовательных организациях используются разнообразные технические комплексы и устройства, которые позволяют по необходимым критериям и программам оценивать вариант усвоения учебного материала. Они различаются по типу обучающих программ, методам ввода ответа обучающихся.

Сложно представить себе образовательное учреждение в РФ, где бы не применялись какие-либо технические средства обучения. И в детских садах, и в школах, и в высших учебных заведениях ТСО позволяют внедрять в учебно-воспитательный процесс инновационные достижения современной науки и техники.

Год от года всё многообразнее и сложнее становится комплекс технических средств, используемых в процессе обучения. Результаты восприятия и усвоения новой информации учениками во многом зависит от умения педагога грамотно и эффективно использовать эти средства.

Технические средства обучения – это набор технических устройств и аппаратуры с дидактическим обеспечением, который используется в самообразовании и учебно-воспитательном процессе с целью их оптимизации, для передачи учебной информации и ее хранения, для контроля за усвоением материала, формирования и закрепления знаний, умений, навыков.

Традиционно все технические средства обучения подразделяют на виды: звукотехнические (лингафонное оборудование, аппаратура для звуковоспроизведения, магнитофоны и радиоприемники нового поколения); светотехнические (кодоскопы, эпипроекторы); вукосветотехнические (телевизоры, кинопроекторы, видеомагнитофоны).

В последнее время эту группу дополнили интерактивные средства обучения, средства программного обеспечения, лингафонные кабинеты и лаборатории.

Технические средства обучения можно разделить на две группы: экранно-звуковые и аппаратуру, воспроизводящую необходимый материал и информацию. В свою очередь, экранно-звуковые средства включают следующие средства: аудитивные, или звуковые (аудиозаписи, магнитные записи, радиопередачи); визуальные, или экранные (немые кинокольцовки и кинофильмы, серии диапозитивов, наборы и изобразительные материалы для эпипроекции, транспаранты для графопроектора; аудиовизуальные (звуковые телепередачи, кинофильмы, серии диапозитивов и транспарантов и т.д.).

Аппаратура, воспроизводящая необходимый материал и информацию: диа-, графо-, кинопроекторы; радиоприёмники и телеприёмники; электропроигрыватели и магнитофоны; видеопроигрыватели и видеомагнитофоны.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди современных средств обучения можно выделить (В.В. Петрусинский):

  1. Пассивные технические средства, включающие: линейные обучающие программы на физическом носителе (магнитной ленте, киноплёнке), информационные материалы и средства предоставления информации, зашифрованные на физическом носителе.
  2. Активные технические средства - обучающие аудиовизуальные программы и программы электронных вычислительных машин разветвлённого типа, технические средства, отвечающие за предоставление информации и обратную связь с обучаемым. К данной группе относятся: аудиовизуальные обучающие программы, тренажёры, программы и алгоритмы ЭВМ, средства статической проекции (кадропроекторы, слайдопроекторы, диапроекторы), установки стереопроекции, установки полиэкранных фильмов, крупноформатные слайды, голограммы, микрофоты и микрофиши; звукотехнические устройства (микшеры, магнитофоны, эквалайзеры, стереоусилители, акустические системы, системы светомузыки, диктофоны, лингафонные классы.
  3. Интерактивные средства - обучающие программы, позволяющие формировать и изменять в процессе обучения его содержание, имеют адаптивную методику взаимодействия с обучаемым через компьютеры и Интернет. Эту группу составляют автоматизированные обучающие системы, комплексы, информационные системы, диалоговые системы речевого общения, интерактивные доски, планшеты, столы и т.д.

Благодаря активным и интерактивным средствам обучения процесс усвоения учебного материала становится более эффективным и быстрым. Эти средства обучения стимулируют и организуют индивидуальные и коллективные формы образовательного процесса, проводят контроль за учебной деятельностью, ускоряют процесс усвоения знаний, значительно улучшают качество обучения.

Интерактивные средства обучения

Интерактивная доска, одно из новейших средств обучения, представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру, изображение с которого проектор передает на доску. Для того, чтобы начать работу на компьютере, достаточно просто коснуться поверхности доски. Специальное программное обеспечение позволяет работать с различными текстами, объектами, видеоматериалами и Интернет-ресурсами. Интерактивные доски позволяют делать записи от руки поверх документов и сохранять информацию.

Интерактивный экран обладает гибкой обратной связью, имеет значительную память, осуществляет функции компьютера, он является его продолжением, модификацией. Обучающие в зависимости от целей и задач учебного процесса могут использовать как тактильную коммуникацию, так и воспользоваться дистанционным управлением.

Интерактивная доска имеет ряд преимуществ:

  • запоминает все акты взаимодействия и может их воспроизвести, то есть сохраняет обратную связь;
  • позволяет наблюдать весь процесс обучения и анализировать материал и полученные результаты;
  • позволяет получать промежуточные результаты, важные для анализа динамики изменений, значимых точек выбора и влияний;
  • позволяет отображать полученные результаты.

Одним из лучших интерактивных комплексов считается программно-технический комплекс ACTIVboard. Интерактивная доска имеет диагональ 1,88 м, может как фиксироваться на стене, так и передвигаться внутри помещения, что позволяет всем участникам мероприятия видеть информацию, поступающую от VGA-порта компьютера. Каждый имеет возможность работать с экраном в интерактивном режиме. Специальный беспроводной карандаш позволяет управлять компьютером, запустить любое приложение, просмотреть содержимое Web-узла, CD-ROM, сохранить необходимую информацию на жестком диске ПК, вывести ее на интерактивную доску. Карандашом можно делать надписи, специальные видеоэффекты и символы обращают внимание на наиболее значимые блоки информации.

Значение мультимедийных технологий

Использование мультимедийных технологий в системе образования осуществляется по следующим направлениям:

  • интерактивные путеводители;
  • видеоэнциклопедии;
  • электронные лектории;
  • тренажеры;
  • системы самотестирования и самоанализа обучения;
  • персональные интеллектуальные гиды по разным дисциплинам;
  • моделирование ситуаций и т.д.

Благодаря внедрению мультимедийных технологий появляется новая педагогика, разрабатываются новые обучающие методики, новый инструментарий. Интегрированное в учебные предметы медиаобразование обогащает процесс обучения новыми методами, формами и приемами работы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.

Объектами медиаобразования являются: учебная информация по дисциплине; информация, передаваемая по коммуникативным каналам; технические средства создания, накопления, преобразования, передачи и дальнейшего использования информации.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”


Обзор документа

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”

перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исход я из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение № 1);

критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, и требования к функциональному оснащению (приложение № 2).

2. Определить норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ в соответствии с уровнем общего образования, соответствующими современным условиям обучения, в размере 198 тыс. рублей.

Министр О.Ю. Васильева

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 г. № 465

Перечень
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 г. № 465

Критерии
формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и требований к функциональному оснащению

2. Критериями являются:

возможность формирования средств обучения и воспитания в функциональносвязанные системы (модули) под конкретные виды деятельности обучающихся, соответствующие реализуемым образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования;

возможность использования средств обучения и воспитания для выполнения различных функций обучения и воспитания;

доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

безопасность использования средств обучения и воспитания.

3. На основании Критериев, указанных в пункте 2 настоящего приложения, должен быть сформирован перечень средств обучения и воспитания.

4. В зависимости от реализуемых общеобразовательных программ функциональное оснащение предполагает наличие в общеобразовательной организации следующих комплексов:

комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций;

комплекс оснащения классов образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, и предметных кабинетов;

комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности.

5. Комплекс оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций включает в себя не монтируемые при строительстве общеобразовательной организации средства обучения и воспитания общих помещений для всей общеобразовательной организации: входной зоны и гардероба, библиотеки, актового зала, столовой, спортивного комплекса, кабинетов руководящих и педагогических работников.

Дополнительно к оснащению общих и административных помещений общеобразовательных организаций могут комплектоваться кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, коридоры и рекреации, игровые (в качестве отдельного помещения или рекреации), серверная.

Функциональное назначение указанного комплекса предполагает обеспечение безопасного содержания и ухода за детьми (питание, первичное медицинское обслуживание, информационное обеспечение, хранение личных вещей), проведение общешкольных мероприятий, реализацию образовательных проектов, создание единой информационной сети, управление и обеспечение безопасности общеобразовательной организации.

6. Комплекс оснащения кабинетов образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования, и предметных кабинетов формируется образовательными организациями в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой и может включать комплектацию отдельных кабинетов по каждому предмету или интегрированных кабинетов по нескольким предметам или предметным областям.

Дополнительно к оснащению кабинетов для реализации образовательных программ начального общего образования могут комплектоваться вариативные модули, включая мобильный компьютерный класс, проектную лабораторию образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего образования.

Комплекс оснащения предметных кабинетов является вариативным (выбирается в соответствии с профильным образованием), дополнительным (комплектуется при наличии возможностей), модульным (состоит из комплексных модулей, позволяющих полностью обеспечить одну или несколько образовательных функций).

Основное функциональное назначение данного комплекса - обеспечение успешного освоения обучающимися общеобразовательных программ, формирование компетентностей применения современных технологий и работы с техникой, ознакомление с профильной средой, помощь в выборе будущей профессии (классы естествознания, инженерно-технологический, медикобиологический, другие по выбору общеобразовательной организации).

6.1. Оснащение кабинетов гуманитарного цикла с возможностью интеграции кабинетов может включать:

а) оснащение кабинета русского языка, кабинета литературы; кабинета родного языка, кабинета родной литературы; кабинета иностранного языка, кабинета второго иностранного языка; лингафонного класса; мобильного лингафонного класса;

или кабинета русского языка и литературы; кабинета родного языка и родной литературы; кабинета иностранного языка (лингафонный кабинет), кабинет иностранного языка с мобильным лингафонным кабинетом;

иные варианты интеграции кабинетов;

б) оснащение кабинета истории, кабинета обществознания; кабинета географии; кабинета изобразительного искусства и мировой художественной культуры; кабинета музыки;

или кабинета истории и обществознания; кабинета географии и экономики; кабинета изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения; кабинета музыки;

иные варианты интеграции кабинетов.

6.2. Комплекс оснащения кабинетов естественно-научного цикла с возможностью интеграции кабинетов может включать:

кабинет физики (включая оснащение кабинета физики, лаборантской, лаборатории); кабинет химии (включая оснащение кабинета химии, лаборантской, лаборатории); кабинет биологии (включая оснащение кабинета биологии, лаборантской, лаборатории); кабинет математики; кабинет информатики; кабинет технологии (кройка и шитье); кабинет технологии (домоводство); кабинет технологии (слесарная мастерская); кабинет технологии (столярная мастерская); кабинет технологии (робототехника); кабинет основ безопасности жизнедеятельности; мобильный компьютерный класс;

или кабинет естествознания (включая кабинет естествознания, естественно-научную лабораторию, лаборантскую); кабинет математики и информатики на базе стационарного или мобильного компьютерного класса; кабинет технологии для мальчиков (по выбору общеобразовательной организации); кабинет технологии для девочек (по выбору общеобразовательной организации); кабинет основ безопасности жизнедеятельности;

или иные варианты комплектации кабинетов и лабораторий.

7. Комплекс оснащения помещений внеурочной деятельности является вариативным (осуществляется по выбору общеобразовательной организации), дополнительным (комплектуется при наличии возможностей), модульным (включает оснащение одной или нескольких лабораторий и студий, в том числе естественно-научной и инженерной лаборатории, оснащение студии дизайна, издательского центра, фото- и (или) телестудии).

Основное функциональное назначение данного комплекса - стимулирование интереса обучающихся к творчеству, их профориентация.

Обзор документа

Минпросвещения составило новый перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации программ начального, основного и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении школ в целях реализации мероприятий по содействию созданию в регионах новых мест. Пересмотрены критерии формирования перечня.

Норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания повышен до 198 тыс. руб.

Ранее изданный приказ по этим вопросам утратил силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: