Кто из ученых считал что в начальной школе должны быть только оценки а не отметки

Обновлено: 05.07.2024

О едином государственном экзамене

ЕГЭ сегодня, к счастью, норма, привычный регламент. Я сторонник этого экзамена, более того, в самом начале был яростным его пропагандистом. Ведь одна из причин, почему он появился – недоверие к школам и вузам. На ЕГЭ невозможно списать. Если меня кто-то убеждает, что в какой-то деревне это все-таки можно сделать, я считаю, что это маловероятно.

Наверное, лет через 5, а может и раньше, я буду предлагать от него отказываться. Почему? Есть дети, которые по тем или иным причинам ЕГЭ успешно сдать не смогли, например, из-за жесткого временного регламента на экзамене − ученик гениально знает математику, но очень медлительный. Есть дети, которые принимают совершенно неординарные решения, но не вписываются в формат ЕГЭ.

О необходимости оценок в школе

Вы были когда-нибудь в тире? Пострелял и видишь мишень, попал или не попал. Без оценки действий очень сложно понять, где человек ошибся, а где нет. Без отметок и оценок в школе невозможно.

Второй грех – недифференцированное оценивание. Например, ученик предложил хорошую идею по решению задачи по физике, но математически решил ее неграмотно. Можно поставить две оценки, тогда ребенок будет знать, что у него проблема не в физике, а в математике. К сожалению, не все учителя умеют ставить такие оценки.

Третий – четверти, полугодия, триместры. Оценку выводят не за навыки, умения, знания и самостоятельность, а как общий балл за временной период. Нет оценки за успешность, например, в освоении периодической системы химических элементов Менделеева, но есть оценка за четверть, а там про Менделеева ничего не сказано.

О гаджетах в школе

О дистанционном обучении

На очной форме обучения ребенок посещает школу. На очно-заочной ученик часть каких-то дисциплин изучает самостоятельно без школы, а часть - вместе со своими одноклассниками. На заочной семья берет на себя обучение, предполагается регулярность рубежной аттестации после второго класса. На семейном – семья тоже берет на себя обучение, при этом необязательно каждый год получать какие-то отметки, а только по завершению определенного образовательного уровня.

Надо различать семейное и домашнее обучение . На домашнем к больным детям приходит педагог, и школа эту услугу оплачивает. Семейное – когда семья решила забрать ребенка из школы и учить его самостоятельно, с определенной периодичностью сдавать государственную итоговую аттестацию за 9-й и 11-й. Дистанционное обучение – это не более чем технология.

В нашей школе мало детей, находящихся на семейном обучении: из 3,5 тысяч учеников их где-то человек 12. Ассоциация семейного образования провела исследование в Санкт-Петербурге: сопоставили навыки по математике среди ребят седьмого класса, которые посещают школу, и ребят, которые учатся на семейном. У тех, кто учится на семейном, результативность оказалась выше процентов на 20-30.

Нельзя быть сторонником или противником какой-либо формы обучения, потому что каждая ситуация конкретна и требует конкретного решения.

Об ошибках родителей и детях будущего

Родители не формируют диалог с ребенком, мало с ним разговаривают. Мы знаем немалое количество мам или пап, которые спрашивают пришедшего из школы ребенка не о том, что ему на физике рассказали о гравитации, а какую оценку он получил. Если пять – это счастье. Кроме того, они требуют от детей успешности во что бы то ни стало. Победа любой ценой, цель оправдывает средства.

Сегодняшние первоклассники школу закончат в 2032 году. Значит мы должны знать, что будет в 2032 году, иначе мы плохо сработаем. Я не люблю лозунги, но то, что будущее уже сегодня прокрадывается в нашу жизнь с помощью первоклассника, – это совершенно точно.

Полная версия выступления доступна по ссылке

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколения способность к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для этого необходимо изменение педагогического сознания учителей и родителей

ВложениеРазмер
otsenka_bez_otmetki.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка без отметки – основное условие

успешности младших школьников

Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколения способность к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для этого необходимо изменение педагогического сознания учителей и родителей.

Выступая против отметок, С.П. Шацкий обращал внимание на то, что контроль и оценка должны составлять основу успешности обучения. Передовые педагоги на разных этапах развития российского образования (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) рекомендовали изменить условия обучения так, чтобы большинство школьников учились на основе все усиливающихся познавательных интересов.

Новое время требует от нас других выпускников. Сегодня не достаточно быть дисциплинированным исполнителем. Наша задача – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Значит, и педагог должен менять себя, искать другие формы и методы воздействия на ребенка.

Учение Л.С. Выготского о возрастной периодизации, о теории деятельности коренным образом изменило отношение к процессу обучения и оценочным действиям в нем. Так, опираясь на структуру учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте, учителю необходимо осознавать, что внешней оценке действий ученика должна предшествовать его самооценка. Тогда такие учебные действия, как самоконтроль и самооценка, смогут благополучно формироваться. При условии решения этой задачи в начальной школе можно и далее смело работать над формированием субъекта учебной деятельности.

Сегодня такая работа распространена в практике развивающего обучения, где все громче заявляют о необходимости переориентации контроля, направленного не на результат, а на процесс познания, ориентированного на отслеживание и коррекцию общего способа действия ребенка. Вот почему так важно не заменять отметки другими формами внешней оценки детских действий.

Перед обновляющейся школой стоит совершенно четкая задача: организовать процесс обучения так, чтобы он стал для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялся бы внутренним мотивом ученика. В связи с этим место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в двух направлениях:

- в направлении постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся;

- в направлении перехода от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному.

Ныне действуют две системы развивающего обучения, выросшие на теории детства, разработанной Л.С. Выготским и его последователями (А.Н. Леонтьевым, А.В. Лурией и др.). В отличие от традиционной системы, у учащихся в развивающем обучении создается активное, психологически сообразное проживание каждого возрастного периода, включение в ведущую в данном возрасте деятельность, а не простое накопление знаний, умений и навыков. При таком подходе учебные действия самоконтроля и самооценки имеют системообразующее значение. Сформированность этих действий у школьников в первые годы обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить перед собой не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.

Некоторые учителя считают, что теория далека от практики. Да, есть и такие, но большинство уверены, что для совершенствования практической деятельности необходимо обращаться к теоретическим наработкам. Я отношу себя к их числу.

Сейчас я работаю по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, где технология контроля и оценки является системообразующим звеном, стараюсь как можно глубже вникнуть в теоретические наработки в этой области. Диагностические карты на каждого ученика я научилась оформлять еще со студенческих времен. Наверное, многие учителя могут сказать о себе так же. Но почему же мы уходим от таких форм контроля? Ведь отметка не позволяет проследить динамику успешности учащихся относительно самих себя, а сравнивает одного ученика с другим, да и объективной бывает не всегда.

Содержательный аспект обучения можно и родителям, и самим ученикам показать и без выставления отметок. Выявить индивидуальную динамику развития ребенка и не допустить сравнения его с другими детьми совсем несложно. Достаточно отслеживать уровень выполнения стартовых и итоговых проверочных работ, текущих, тестовых диагностических заданий.

Если такая работа ведется систематически, то родителям легко представить картину успеваемости ребенка. Из записи видно, какие задания вызвали затруднения, и понятно, над чем надо еще поработать.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

"Отметка - стимул? Нет, наказание!" (Ш. Амонашвили)

Однажды Д.Б.Эльконин произнес меткую фразу, которая распространилась как афоризм: “Отметка есть нацеленная в лоб ребенку винтовка”. А В.А.Сухомлинский писал: “Я всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными отметками – этот психоз рождается в семье и захватывает, ложится тяжелым бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирятся с четверками, и несчастный школьник, получая тройку, чувствует себя чуть ли не преступником”.
Но ведь большинство из нас уверены в том, что отметки создают мотив учения: “Дети сами хотят отметок!”

– Да, после того, как мы сами их пристрастили к ним. Наркоман тоже хочет наркотика, не мыслит своей жизни без услаждающих и отравляющих веществ, – отвечает Шалва Амонашвили. – И еще мы лукавим вот в чем: дети хотят не любых отметок, а только положительных, лучше всего – пятерок. Но мы-то придумали для них не только пятерки! И дети добывают их всякими средствами: хитроумными шпаргалками, замаскированными формами списывания, изощренными подсказками. А грубость учителя, его силовое воздействие ради того, чтобы совершить самое святое – с точностью аптекаря оценить знания ребенка отметкой! Все это – кровное достояние авторитарно-императивного педагогического процесса, который держится, так сказать, на вооруженной силе. Иначе как ему обеспечить спокойствие и повиновение в своей империи, как принудить учеников учиться усердно, не шалить, не хулиганить, не мешать? А вот так – испытанными еще средневековой иезуитской школой двойками, тройками, единицами, которые охраняют процесс обучения от учеников, готовых каждую минуту уклониться от учения, от знаний.

Отметки не учебу детей стимулируют – они охраняют власть учителя. Они так и были задуманы – они сменили множество изощренных форм физического и нравственного наказания учеников в школах средневековья, но не для того, чтобы изгнать из школы физическое наказание вообще, а только для того, чтобы перенести часть этого дела и на родителей.

– В авторитарно-императивной педагогике из учебного процесса выпадает едва ли не самое главное – контроль и оценка. Они изымаются учителем. Он контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает суждение о результатах. Следствием этих операций является отметка как проявление воли и единоличного мнения учителя. Оценка и отметка учителя не несут ребенку конкретного содержательного смысла, потому что ребенок не только лишен необходимости проверять и оценивать свою деятельность, но и не знает, по каким критериям учитель ведет контроль. И отметка, искусственно вводимая с целью стимуляции учебно-познавательной деятельности, на самом деле вносит в нее страх и неуверенность, а потому становится тромбом в ней.

У школьника в течение всех десяти лет не вырабатывается мотив контролировать, оценивать свои действия: его самооценки никому не нужны. Разве далеко отсюда до результата – воспитания человека, не надеющегося на себя, неуверенного в себе, со слабо развитым чувством ответственности за свой труд, не умеющего защищать себя и других, робкого и безвольного, социально пассивного, с деформированным аналитическим суждением (этот список можно продолжать и продолжать).

Считается, что прирожденные способности являются пассивными, потенциальными задатками, и если среда или педагогический процесс случайно или целенаправленно зацепит их, выявит, то можно заставить их развиваться. Но тогда придется признать, что ребенком изначально правит природная лень: ему лень родиться, лень учиться и воспитываться, лень жить, вот только умереть не хочет, – говорит Шалва Александрович. – А я в это – в лень от природы – не могу поверить: природа сама активна и деятельна, она постоянно ищет, создает, разрушает, действует непрерывно. А ребенок – часть природы, модель ее, модель Вселенной. Можно ли говорить о природе, что в ее сути заложена лень, что лень – это свойство природы? В таком случае кто же мешает ей отдаться полному покою, остановиться, омертветь? Может ли природа, находясь в вечном движении и развитии, создавать формы с преимущественной силой лени и покоя, пассивности и выжидания? Такого не может быть. Природа творит живые существа наподобие самой себя – активные, экспансивные, движущиеся. Она закладывает в ребенке не пассивные возможности, а такие, которые снабжены собственными импульсами к движению. Это, например, стремление стать человеком, познавать мир.

Любая наука нужна лишь для возвышения человека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет.

Амонашвили говорит, что ребенком движут три страсти: страсть к развитию, стремление ко взрослению и страсть к свободе.
Отсюда требования к взрослым: общаться с ребенком на равных, проявлять доверие, поручать дела взрослых, устанавливать сотруднические взаимоотношения, возлагать на него обязанности, обращаться к нему за сочувствием и сопереживанием.

Порой думают, что в начальной школе нужно как можно чаще применять игровые приемы, ибо дети любят играть. Однако дети стремятся к школьной жизни вовсе не для того, чтобы продолжить там свои игры, а для того, чтобы утвердиться в своей роли повзрослевшего.

Детей надо учить не играючи, а серьезно, с чувством ответственности. Учитель должен так изящно и искусно играть роль, чтобы дети забыли о своей потребности в игре, считает Амонашвили.

О свободе: Это природа ищет возможности для проявления своей многоликости, для достижения совершенства и безграничности. Это шалит не сам ребенок, а природа в ребенке.

Вся понукательная, запретительная педагогика, все виды наказаний – это результат непонимания взрослыми, пресечения ими стремления к взрослению и свободе.


Весь мой многолетний педагогический опыт доказывает, что отметка в начальной школе — не всегда благо, порой она приносит больше вреда, чем пользы. В своей работе я привожу примеры отрицательного влияния отметки на формирование личности ребёнка и пытаюсь найти выход из сложившейся ситуации.

Нужна ли отметка в начальной школе?

Но я с каждым годом всё больше убеждаюсь, что отметка в начальной школе не нужна. Она приносит маленьким ученикам больше вреда, чем пользы.

Не сразу я пришла к такому выводу. Многие годы, выставляя детям отметки, я не испытывала душевного дискомфорта, была уверена в том, что всё делаю правильно.

Но, годы летят, меняется мир вокруг нас, другими становимся мы.

Раньше задачей учителя было вооружить учеников суммой знаний, умений и навыков, а сейчас мы должны способствовать развитию творческой личности, которая сможет самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Парадокс! Цели и задачи обучения изменились, а отметка остается! А нужна ли она? Убеждена, что в начальной школе можно и нужно учиться без отметки!

Попробую доказать свою мысль.

Кто виноват в этой ситуации? Учитель? Он связан нормами оценивания , которые больно бьют по нашим ученикам. В них не учитывается ни ухудшающееся год от года состояние здоровья ребятишек, ни их психологические особенности, и главное, не поощряется исправление собственных ошибок!

По существующим нормам, в контрольных работах по русскому языку, два исправления приравниваются к одной ошибке. А если этих исправлений больше? Или они не очень аккуратные? Тогда хорошей отметки не жди.

И учителю в данной ситуации невесело. Он-то видит, что работа достойна большего и ошибка была сделана по существу одна (пропущенное слово). Исправлялись лишь последствия. Но, педагог, связанный по рукам нормами отметок, не может в данной ситуации выставить более справедливый балл.

Плохо всем: мальчику, учителю, родителям.

Подобные ситуации порождают страх детей перед ответственными контрольными работами. А страх, как известно, не лучший помощник. С его помощью творческую личность не воспитать.

Ребёнок, нашедший свою ошибку и исправивший её, достоин поощрения. А на деле мы его наказываем за это.

Если бы отметки не ставились, довольны в этом случае были бы все: Андрюша собою и своими умениями, учитель тем, что работа без ошибок, родители радовались бы тому, что их сын усваивает материал.

А если учесть, что с каждым годом в наших классах всё больше больных детей, из года в год увеличивается число ребятишек с нарушением эмоционально-волевой сферы, станет понятно, что психика ученика не выдерживает таких эмоциональных ударов. Он начинает паниковать, и, как правило, делает другую ошибку. Так недолго и руки опустить.

У современных детишек слабо развита моторика, особенно мелких мышц руки. Легко ли им писать каллиграфически правильно? А многие ли из вас могут похвастаться идеальным написанием букв или соединений?

Получается, что ребенок, почерк которого далёк от идеала, обречен получать отметку хуже , чем красиво пишущие одноклассники, даже при безошибочной работе.

Отметка бесстрастно фиксирует состояние знаний, умений и навыков ребёнка на сегодняшний момент.

Не все дети могут учиться на 5. Это не их вина! За что их наказывать?

Так, может, попробуем в начальной школе учить без отметок, фиксируя рост каждого ребенка, его продвижение, радуясь вместе с ним его успехам? Как это сделать? Очень просто! Учитель должен фиксировать усвоение учеником тем и разделов программы, следить за формированием учебных умений и навыков, проводить мониторинг развития каждого ребёнка.

Дайте нам поработать без отметки!

Мы будем помогать маленькому ученику находить и исправлять свои (и чужие) ошибки, не наказывая его за них. Тогда и учить, и воспитывать детей будет легче. А в спокойной, доброжелательной атмосфере легче формировать творческую личность.

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, отметка, ребенок, ошибка, работа, родитель, творческая личность, ученик, учитель, маленький ученик.

Похожие статьи

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

Школа всегда старалась взаимодействовать с семьей, находить взаимопонимание и поддержку со стороны родителей ученика.

Дальше, родители должны поддерживать и оберегать авторитет учителя в глазах ребенка, критиковать школьных педагогов в присутствии детей.

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный.

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика.

Влияние отметки на учебную мотивацию младших школьников

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, отметка, ребенок, оценочная

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика.

Оценивания работу учащегося учителя используют совместно выработанные критерии оценивания.

1. Активизация познавательной и творческой активности учащихся начальной школы.

Дети придумали его, создали вместе с учителем альбом историй из жизни класса, где Школярик существует наравне с реальными учениками.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших.

Вербальная оценка позволяет учителю выделить тех учеников, у которых есть трудности в учебе.

Оценивая работу ученика, педагог должен выделять такие моменты как: получение

Самооценка на уроках в начальной школе | Статья в журнале. Что же такое самооценка?

Формы и методы деятельности учителя начальных классов по.

начальная школа, ребенок, попечение родителей, работа, учитель, учебный процесс, классный руководитель, девиантное поведение, различная категория обучающихся, метод работы.

Организация домашней учебной работы младших школьников

Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщательного руководства со стороны учителя.

Даже маленький успех, поддержанный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, рождает желание

Эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

начальная школа, ребенок, попечение родителей, работа, учитель, учебный процесс, классный руководитель, девиантное поведение, различная категория обучающихся, метод работы.

Читайте также: