Активизация обучения как педагогическая проблема кратко

Обновлено: 05.07.2024

Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность). По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;

2) формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;

3) развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;

4) формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;

5) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учеников.

От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Применение нетрадиционных форм урока.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

2. Использование игровых форм, методов и приёмов обучения .

Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

3. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса.

— ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

— ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

— ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

— ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

— ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучаемых;

— ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;

Трудность в использовании технология проблемного обучения состоит в том, что с проблемными заданиями справляются, как правило, несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ и то, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщаться к такому роду деятельности.

5. Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся.

Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся). Для этого класс делится на рабочие группы по несколько человек в каждой. Задание получает группа в целом. Возглавляет группу доверенное лицо учителя – консультант. Работа в группах может строиться по-разному; иногда задание может делиться на части, а затем вся группа делает общий вывод. Иногда группа фронтально проговаривает и обсуждает трудные вопросы. Консультанту члены его группы могут задавать любой вопрос. Если же группа не получает от него ответ, то ребята просят помощь у учителя. Деятельность учащихся на уроке также может быть реализована в парном варианте, которая соответствует структуре (учитель → ученик, ученик → ученик) или в парах сменного состава, когда каждый ученик по очереди и в индивидуальном порядке работает с другими учениками класса или учебной группы под общим руководством учителя. В этом случае учащийся работает попеременно то, как учитель, то, как ученик. Коллективный способ организации обучения предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, так как в этом случае все обучают каждого, а каждый всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.

6. Применение новых информационных технологий

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.

7. Систематическое использование различных средств контроля. Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.

8. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.

7) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.

9. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода.

Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Проблема активизации познавательной деятельности, разви­тия самостоятельности и творчества обучающихся была и оста­ется одной из актуальных задач педагогики. Современная ориен­тация образования на формирование компетенций как готовно­сти и способности человека к деятельности и общению предпо­лагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуаль­ную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина [89] выделяет репро-дуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из класси­фикаций методов обучения. Т. И. Шамова [88] также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпре­тирующий и творческий, положив в основу образ действия. Пер­вый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением уча­щегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпре­тирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучае­мого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, по­ниманию связей между предметами и явлениями, самостоятель­ному поиску решения проблем.

В зависимости от уровня познавательной активности обучаю­щихся в учебном процессе различают пассивное и активное обу­чение [6].

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести мате­риал, который передается ему преподавателем или другим источ­ником знаний. Обычно это происходит при использовании лек­ции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не вы­полняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени стано­вится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с пре­подавателем, активно участвует в познавательном процессе, вы­полняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществ­ляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполне­нии заданий в паре, группе.

В соответствии с характером познавательной деятельности уча­щихся И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили свою классифи­кацию методов обучения, причем в каждом из последующих ме­тодов степень активности и самостоятельности обучающихся на­растает: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристи­ческий метод, исследовательский метод [22, с. 181].

Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает фак­торы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факто­рам, в частности, относят:

1) познавательный и профессиональный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов [6].
Третий подход связывает источники активности с личностью

преподавателя и способами его работы. В качестве способов акти­визации обучения исследователи выделяют:

- проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуа­
лизацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегули­
рования [82];

Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках ин­терактивного обучения (В.Б.Гаргай, Е. В. Коротаева, М. В.Кла-рин и др.).

Многие исследователи отмечают, что для преподавателей лю­бой ступени образования очень важны установки на выстраива­ние открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные соци­ально-психологические, дидактические и личностные средства [29, 35, 54, 58].

1.2. Сущность интерактивного обучения

в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

К.Левин утверждал, что большинство эффективных измене­ний в установках и поведении людей легче осуществляются в груп­повом, а не в индивидуальном контексте.

Таким образом, интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собствен­ное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотруд­ничества по разрешению проблем. При этом осуществляется посто-

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактив­ному обучению значительно возрос. Чем это обусловлено?

- необходимо научиться действовать в рамках согласованных
целей и задач;

- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями парт­
нера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: коопе­
рироваться, идти на компромисс;

- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся
способности не соответствуют современным требованиям.

Формирование компетенций возможно только через соответ­ствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Принципы, формы и методы интерактивного обучения.

Среди основных его принципов называют диалогическое взаи­модействие, работу в малых группах на основе кооперации и со­трудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую орга­низацию обучения.

Формы и методы интерактивного обучения можно разде­лить на:

дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;

игровые: дидактические и творческие игры, в том числе дело­вые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-дея-тельностные игры;

тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, адаптируются раз­работки зарубежных коллег в области интерактивного обуче­ния.

1.3. Педагогическая эффективность интерактивного обучения

Как отмечает Е. В. Коротаева, интерактивное обучение одно­временно решает три задачи: 1) учебно-познавательную (предельно конкретную); 2) коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса позна­ния); 3) социально-ориентационную (результаты которой прояв­ляются уже за пределами учебного времени и пространства) [44, с. 103].

Остановимся подробнее на некоторых результатах и эф­фектах интерактивного обучения.

1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифици­
ровать процесс понимания, усвоения и творческого применения
знаний при решении практических задач. Эффективность обеспе­
чивается за счет более активного включения обучающихся в про­
цесс не только получения, но и непосредственного (здесь и те­
перь) использования знаний. Если формы и методы интерактив­
ного обучения применяются регулярно, то у обучающихся фор­
мируются продуктивные подходы к овладению информацией,
исчезает страх высказать неправильное предположение (посколь­
ку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавлива­
ются доверительные отношения с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлечен­
ность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмо­
циональный толчок к последующей поисковой активности участ­
ников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном
обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий
результат групповой работы, процесс обучения становится более
осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные цен­ности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точ­ку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское обще­ние, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участни­кам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

3. Как известно, опыт не передается, но интерактивные мето­
ды обучения позволяют осуществить перенос способов организа­
ции деятельности, получить новый опыт деятельности, общения,
переживаний. Как отмечает С. В. Белова, диалоговое обучение дает:

опыт установления контакта, взаимозависимых ценностно-смысловых отношений с миром (культурой, природой), людьми и самим собой — опыт диалогической познавательной деятельно-

опыт переживания единения (общности с миром, с другим че­ловеком и самим собой, признание этого переживания в качестве источника и стимула собственного личностного роста) [5, с. 24 —

Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуника­ции, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, являет­ся необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей (компетентность — доказанная готовность к дей­ствию) через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной дея­тельности для накопления опыта, осознания и принятия ценно­стей.

Исследования К.Левина показали влияние групповых обсуж­дений и ситуативных факторов на изменение социальных устано­вок и поведения участников.

4. Поскольку интерактивное обучение предполагает возможность
коммуникации с преподавателем и партнерами по учебной дея­
тельности, сотрудничество в процессе разного рода познаватель­
ной и творческой активности, то система контроля за усвоением
знаний и способами познавательной деятельности, умением при­
менять полученные ЗУНы в различных ситуациях может строить­
ся на основе оперативной обратной связи, что делает контроль
ЗУНов перманентным и более гибким и гуманным.

5. Одно из назначений интерактивного обучения — изменять
не только опыт и установки участников, но и окружающую дей­
ствительность, так как часто интерактивные методы обучения
являются имитацией интерактивных видов деятельности, приме­
няемых в общественной и государственной практике демократи­
ческого общества.

Что же дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса? Конкретному обучающемуся:

- опыт активного освоения учебного содержания во взаимо­
действии с учебным окружением;

- развитие личностной рефлексии;

- освоение нового опыта учебного взаимодействия, пережива­
ний;

- развитие толерантности.
Учебной микрогруппе:

- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

- формирование ценностно-ориентационного единства группы;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости
от ситуации;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятель­
ности;

- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе группо­
вой рефлексии;

- развитие способности разрешать конфликты, способности к
компромиссам.

- нестандартное отношение к организации образовательного
процесса;

- многомерное освоение учебного материала;

- формирование мотивационной готовности к межличностно­
му взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой обра­зовательный и развивающий потенциал и обеспечивает макси­мальную активность обучающихся в учебном процессе.

1.4. Интерактивное обучение в образовании взрослых

Все вышеперечисленные особенности взрослых обучающихся свидетельствуют о том, что обучение взрослых — более сложный процесс, чем обучение детей, и, согласно постулатам андрагоги-ки, этот процесс должен быть организован особым образом.

Основными отличиями андрагогической модели обучения от педагогической являются, во-первых, реальная, а не декларируе­мая совместная деятельность обучающих и обучающихся на всех этапах образовательного процесса; во-вторых, использование бо-

гатого опыта взрослых обучающихся как источника обучения; в-третьих, широкое применение активных и интерактивных тех­нологий обучения, обеспечивающих максимальную самостоятель­ность и активность взрослых при обучении [17, 31, 49, 74].

К числу наиболее распространенных в дополнительном про­фессиональном образовании интерактивных форм обучения от­носят групповую работу, в том числе и в малых группах. Развива­ющий и образовательный эффект работы взрослых в малых груп­пах основан на преимуществах этого метода.

1. Высокая активность всех участников образовательного про­цесса, обусловленная наличием единой цели и общей мотиваци-

ей; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способнос­тям членов группы; принятием на себя ответственности за общий результат.

2. Комфортность. Работая в маленькой группе, участники дер­
жатся более свободно, уверенно, снимаются психологические
барьеры в обучении, мнения каждого принимаются и ценятся
группой, устанавливается тесный психологический контакт.

3. Развитие личностных качеств, повышение самооценки. Все
имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли
рядового участника в ситуации группового решения, развить спо­
собность к открытому взаимодействию с другими при сохранении
собственной индивидуальности, научиться подчинять личные
интересы интересам общего дела, строить конструктивную ком­
муникацию.

4. Развитие речи, коммуникативных навыков всех участников
образовательного процесса (вырабатывается умение выступать
перед аудиторией взрослых, а не студентов, емко и четко излагать
свои мысли).

5. Более глубокая проработка материала участниками за счет
повторения и применения полученных знаний, рассмотрения воп­
роса с разных точек зрения.

Попадая в условия коллективного обучения, взрослый участвует в процессе организованного саморазвития своих коллег, помогая им в анализе их личных профессиональных затруднений и по­требностей (учащиеся становятся импульсом развития друг друга). Тем самым создается возможность для реального профессиональ­ного взаимодействия, в ходе которого способность к профессио­нальному саморазвитию формируется как интериоризированная функция социального взаимодействия.

лекции-дискуссии, но в этом случае обсуждаются конкретные си-хуации из реальной практики. Лекция-«пресс-конференциям прово­дится с привлечением высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы.

В то же время опыт реализации андрагогической модели и при­менения интерактивных форм и методов обучения в системе по­вышения квалификации (СПК) педагогов показал, что:

- часть слушателей не готова занять субъектную позицию в обу­
чении, так как она требует принятия на себя большей ответствен­
ности за результаты своего образования;

Но, несмотря на все сложности, интерактивное обучение по­степенно завоевывает все больше сторонников в практике как общего, так и профессионального образования, поскольку делает процесс обучения более мотивированным, продуктивным, эмо­ционально насыщенным, личностно-развивающим, а значит, более качественным.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлен интерес ученых и практиков к интерактивному
обучению?

2. В чем состоит сущность интерактивного обучения?

3. Какие формы и методы интерактивного обучения используются в
вашем вузе?

4. В чем заключается образовательный и развивающий потенциал ин­
терактивного обучения?

5. В чем отличие андрагогической модели обучения от педагогической?

6. Обоснуйте преимущества групповой работы взрослых в малых груп­
пах.

Современная психология и дидактика рассматривают такие аспекты активизации учебного процесса: психолого-педагогические основы активности учеников в учебном процессе: методы и формы активизации учебы, особенности проблемной учебы экономических знаний:

средства активизации познавательной деятельности и тому подобное.

Активизация учебы как педагогическая проблема основывается на использовании дидактических и психологических закономерностей и принципов учебы. Невзирая на постоянные призывы преподавателей к вниманию, активности и тому подобное, пассивность студентов (учеников) редко можно преодолеть. Лекция, беседа, рассказ, демонстрация обязательны в учебе. Они дают определенную сумму знаний и в определенной степени способствуют познавательной активности. Но их возможности ограничены. Более того, они приводят к привыканию, репродуктивному подходу к усвоению знаний, созданию стереотипов мышления (пересказ конспектов). Следовательно, студенты не умеют ни находить проблемы, ни решать их. Такой подход не стимулирует навыков творческой учебной деятельности, стремления к самостоятельному поиску и усвоению знаний, формирует простых исполнителей, безынициативных работников.

К сожалению, и преподаватели недооценивают методы, стимулирующие активный самостоятельный творческий труд студентов (учеников) для изучения специальных предметов. Активизировать сознательную деятельность могут только содержание учебного материала и метод учебы, который порождает адекватный метод восприятия. Характер метода учебы как способа организации познавательной деятельности в значительной мере определяет активность студентов (учеников) и эффективность усвоения учебного материала.

Проблемная учеба всегда происходит под знаком вопроса, всегда порождает потребность в новом знании, а информативный тип учебы заканчивается точкой: все объяснено, все понятно и потребности в самостоятельной деятельности студента (ученика) нет.

Процесс учебы рассматривается как сотрудничество, совместная деятельность преподавателя и студента с целью развития креативности мышления студентов в учебе. Практика преподавания требует в зависимости от содержания экономической информации применения всех методов: пояснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, поискового, а также исследовательского.

Опыт показывает, что и активностью студентов, и энергией преподавателей злоупотреблять не нужно. Только оптимальное использование всех методов позволяет преподавателю рационально организовать учебный процесс, вести студентов от усвоения необходимой информации к самостоятельному продуктивному мышлению, воспитывать активную жизненную позицию и выработать социально-экономический опыт.

Особенность методов активной учебы, то есть методов проблемного типа (в отличие от традиционных форм информативного типа учебы) заключаются в: мобилизации активности учеников, активности учеников и преподавателя, самостоятельном творческом принятии решений учениками. Наиболее распространенными методическими формами активизации учебы являются неимитационные традиционные формы занятий (проблемная лекция, семинар и тому подобное) и имитационные формы занятий (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое проектирование, тренинги, игры и тому подобное).

Современная психология и дидактика рассматривают такие аспекты активизации учебного процесса: психолого-педагогические основы активности учеников в учебном процессе: методы и формы активизации учебы, особенности проблемной учебы экономических знаний:

средства активизации познавательной деятельности и тому подобное.




Активизация учебы как педагогическая проблема основывается на использовании дидактических и психологических закономерностей и принципов учебы. Невзирая на постоянные призывы преподавателей к вниманию, активности и тому подобное, пассивность студентов (учеников) редко можно преодолеть. Лекция, беседа, рассказ, демонстрация обязательны в учебе. Они дают определенную сумму знаний и в определенной степени способствуют познавательной активности. Но их возможности ограничены. Более того, они приводят к привыканию, репродуктивному подходу к усвоению знаний, созданию стереотипов мышления (пересказ конспектов). Следовательно, студенты не умеют ни находить проблемы, ни решать их. Такой подход не стимулирует навыков творческой учебной деятельности, стремления к самостоятельному поиску и усвоению знаний, формирует простых исполнителей, безынициативных работников.

К сожалению, и преподаватели недооценивают методы, стимулирующие активный самостоятельный творческий труд студентов (учеников) для изучения специальных предметов. Активизировать сознательную деятельность могут только содержание учебного материала и метод учебы, который порождает адекватный метод восприятия. Характер метода учебы как способа организации познавательной деятельности в значительной мере определяет активность студентов (учеников) и эффективность усвоения учебного материала.

Проблемная учеба всегда происходит под знаком вопроса, всегда порождает потребность в новом знании, а информативный тип учебы заканчивается точкой: все объяснено, все понятно и потребности в самостоятельной деятельности студента (ученика) нет.

Процесс учебы рассматривается как сотрудничество, совместная деятельность преподавателя и студента с целью развития креативности мышления студентов в учебе. Практика преподавания требует в зависимости от содержания экономической информации применения всех методов: пояснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, поискового, а также исследовательского.

Опыт показывает, что и активностью студентов, и энергией преподавателей злоупотреблять не нужно. Только оптимальное использование всех методов позволяет преподавателю рационально организовать учебный процесс, вести студентов от усвоения необходимой информации к самостоятельному продуктивному мышлению, воспитывать активную жизненную позицию и выработать социально-экономический опыт.

Особенность методов активной учебы, то есть методов проблемного типа (в отличие от традиционных форм информативного типа учебы) заключаются в: мобилизации активности учеников, активности учеников и преподавателя, самостоятельном творческом принятии решений учениками. Наиболее распространенными методическими формами активизации учебы являются неимитационные традиционные формы занятий (проблемная лекция, семинар и тому подобное) и имитационные формы занятий (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое проектирование, тренинги, игры и тому подобное).

Активизация обучения как педагогическая проблема.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения «[1,с.46] Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Многие исследователи, практики и теоретики выделяют различные уровни активности учащихся. Например Г.И.Щукина [2] выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровень. Т.И.Шамова [3] различает три вида познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческийЯ описала несколько методов познавательной активности учащихся на уроках.

Активизация обучения как педагогическая проблемма.docx

Глава 4. Активизация обучения как педагогическая проблема. В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения «[1,с.46] Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Многие исследователи, практики и теоретики выделяют различные уровни активности учащихся. Например Г.И.Щукина [2] выделяет репродуктивно­подражательный, поисково­исполнительский и творческий уровень. Т.И.Шамова [3] различает три вида познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин показали, что в каждом из последующих методов степень активности нарастает: объяснительно ­ иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично­поисковый, или эвристический и исследовательский методы.[ 4,с.181]. Так же исследователи выделяют источники активности в естественной среде, окружающей человека; в проблемнности , взаимообучении, исследовании, индивидуализации и самообучении, механизме самоконтроля и саморегуляции [ 5].В. Я. Ляудис, Б.Ц.Бадмаев выделяют активность через программированное обучение [5,с.12]. Я выбрала подход учёных которые связывают источники активности с личностью преподавателя. Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально­психологические, дидактические и личностные средства.[6,7,8,9]. 4.1.­Активизация познавательной активности на уроке обществознания. *Условия становления и развития познавательной активности учащихся. [10,c.22] 1­Чёткая целевая установка на усвоение материала. 2­Наличие у учащихся определённого запаса знаний. 3­ Владение учащимися основными учебными умениями. (слушать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять и т.д.) 4­Создание на уроке атмосферы эмоционального переживания от учения как движение вперёд, радости от успеха. *­Характер обучающейся деятельности педагога: а ­ Логичность изложения. б ­ Умение выделить главное ( суть) . в ­ Создать из повседневного ­ удивительное. г ­ О сложном говорить увлекательно. д ­ Учить всему кратко, понятно, основательно. *Действия,входящие в деятельность учения. а­ общие( не специфические) в­специфические Общие виды познавательной деятельности(общие приёмы) потому и называются общими,что они используются при работе с разными знаниями (умение планировать и контролировать любой вид деятельности) К ним относяться все приёмы логического мышления( сравнение,подведение под понятие,выведение следствий,приёмы доказательств и др. ) К общим видам деятельности относятся­умение запоминать,быть внимательным,умение наблюдать и др. Итак,познавательная деятельность­это не что­то аморфное,а всегда система определённых действий и входящих в них знаний.Это означает:что познавательную деятельность следует формировать в строго определённом порядке,считаясь с содержанием слагающих её действий. Поэтому я выбрала изучение нового материала,в котором функционируют и логические и специфические виды познавательной деятельности[13.с.56] *Закономерности процесса усвоения. Ранее я раскрыла основные виды познавательной деятельности,которые необходимо сформировать у учащихся.Но для того чтобы делать это целенаправленно и успешно необходимо знать закономерности процесса усвоения.Раскрытие целей обучения позволяет ответить на вопрос, для чего организуется обучение,чему надо научить и как учить:какие выбрать методы,в какой последовательности их использовать.[13.с.94] **Результативность: *активизируется познавательная деятель *возникают новые методы познавательной деятельности и, как следствие, растёт интерес к предмету; *формируется творческое мышление; *развиваются коммуникативные способности; *выполняются задания исследовательского характера; *применяются полученные знания в жизни. Логические приёмы мышления человек использует в течении всей жизни, при выполнении всех видов деятельности. Следовательно, умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний. К их числу относятся планирование, контроль, оценивание, корректирование своей деятельности. Приступая к изучению темы, я уверена, что учащиеся владеют всеми необходимыми познавательными средствами для усвоения этого материала. [ 13. с.92]

Читайте также: