Кто такой медиатор кратко

Обновлено: 30.06.2024

System for managing everything from purchases to sales

Full manage of accounting by Buhta manager

Product managing system

System for managing products movements and stocks

Fully automate the work of your restaurant

Full control of your sales point

Control shippings and warehouses

For online shops

Accounting is wholly on your website

For large businesses

Individual technological solutions

Warehouse and procurement

Management of stocks, movements, incomes and shippings

Automated tax declarations filing

Integration with banks

Bank in accounting, documents based on invoices and vice versa

All documents are signed electronically

Salaries according to work time

Get Buhta services via API

Acts, invoices, ESF, AVR, SNT

Our latest news

Only useful articles

Quickly find an answer for your question

Библиотека / Бизнес

Бизнес ・ Медиатор – кто это и чем занимается

Медиатор – кто это и чем занимается

В сфере регулирование споров помимо, адвоката, судьи и прокурора есть термин медиатор

Довольно новый термин в законодательстве РК. В данной статье мы расскажем о том, кто такой медиатор, кто может стать им, какие требования к медиатору, о правах и обязанностях медиатора.

Кто такой медиатор

Медиатор не заменяет судью. Он предлагает менее затратный альтернативный способ решения конфликтов для физических и юридических лиц. Медиатор - это профессиональный посредник, который не относится к судебной системе и не является помощником судьи. К медиатору на урегулирование конфликта обращаются сами граждане. Он в свою очередь помогает сторонам найти решение в ходе обсуждения их конфликта. Медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями Закона. Услуги медиатора проводятся на платной основе, оплата работы медиатора оговаривается по соглашению сторон.

Миссия медиатора

Миссия медиатора включает в себя:

  • организует процесс переговоров (разъясняет цели, права и обязанности сторон);
  • заслушивает каждую сторону (встречи: индивидуальные/совместные);
  • исследует ситуацию путем вопросов, а не убеждений;
  • не советует и не передает информацию другой стороны;
  • контролирует процесс медиации (использует фрейм, рефрейминг);
  • помогает сторонам найти альтернативный вариант разрешения конфликта;
  • анализирует (проверяет) предлагаемые варианты решений на реальность.
Права и обязанности медиатора
  • при проведении медиации действовать только с согласия сторон медиации;
  • до начала медиации разъяснить сторонам медиации ее цели, а также их права и обязанности;
  • не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с проведением процедуры медиации.
Кто может стать медиатором

Медиатором может быть независимое, беспристрастное, не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, выбранное по взаимному согласию сторон медиации, включенное в реестр медиаторов и давшее согласие на выполнение функции медиатора.

Профессиональные и непрофессиональные медиаторы

Требование к непрофессиональным медиаторам:

  • достигшие сорокалетнего возраста;
  • состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов.

Ограничение к непрофессиональным медиаторам

  • они не могут разрешать споры, передаваемые на медиацию из суда;
  • они не могут рекламировать себя в качестве медиаторов;
  • они не могут вступить в саморегулируемые организации в сфере медиации.

Требования к профессиональным медиаторам:

  • достижение возраста 25 лет;
  • высшее образование;
  • подготовка собственно в сфере медиации, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РК;
  • состоящие в реестре профессиональных медиаторов.
Кто не может стать медиатором

Медиатором не может быть лицо:

  • Уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему.
  • Признанное судом в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.
  • В отношении которого осуществляется уголовное преследование.
  • Имеющее непогашенную или неснятую в установленном законом порядке судимость.

Отметим, что медиация – это независимый институт гражданского общества. И именно поэтому государственные служащие не могут совмещать свою работу с медиативной деятельностью. Поскольку они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах, связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих – медиаторов.

Платит ли медиатор налоги
Где готовят медиаторов

Подготовка профессиональных медиаторов осуществляется по утвержденным Организациями медиаторов программам, разработанным в соответствии с требованиями Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов.

Организации медиаторов вправе проводить профессиональную подготовку и повышение квалификации медиаторов с выдачей документа (сертификата) о прохождении соответствующей подготовки по медиации.

  • копия диплома о высшем образовании (нотариально засвидетельствованную копию в случае непредставления оригинала диплома для сверки);
  • копия удостоверения личности или паспорта гражданина Республики Казахстан;
  • медицинские справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по местожительству лица не ранее, чем за месяц до их представления в Организацию медиаторов;
  • справку об отсутствии судимости, выданную по местожительству лица не ранее, чем за месяц до ее представления в Организацию медиаторов, с указанием сведений по всей республике.

Также вы можете больше узнать о бизнес-консультантах и бизнес-омбудсменах в наших статьях:

Медиатор — это независимый посредник, которого привлекают для урегулирования споров или конфликтов.

Проще говоря, это нейтральный по отношению к ситуации человек, который помогает наладить коммуникацию между спорящими (людьми или организациями).

Медиатор не выступает ни на чьей стороне и не предлагает никаких вариантов решений. Он делает так, чтобы оппоненты самостоятельно пришли к соглашению на устраивающих их условиях.

К услугам медиаторов прибегают компании, когда хотят сэкономить время (это значительно быстрее разбирательства в суде) и деньги, поскольку услуги и часы юристов стоят значительно дороже.

Медиатора можно привлекать для решения следующих споров:

  • межкорпоративные и внутрикорпоративные;
  • споры в банковской и страховой сферах;
  • споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • трудовые споры (кроме коллективных);
  • семейные споры и т. д.

(Финансовый советник Светлана Радченко — о роли независимого совета директоров.)

Нюансы

Медиатор может работать как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

  • возраст от 18 лет,
  • дееспособный,
  • не имеющий судимостей.
  • возраст от 25 лет,
  • любое высшее образование,
  • дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Профессиональными медиаторами также могут быть:

  • судьи в отставке;
  • адвокаты — при условии, что никто из конфликтующих сторон не является их клиентом.

Профессиональными медиаторами не могут быть:

  • лица, замещающие госдолжности РФ и субъектов;
  • государственные служащие;

Приглашать медиатора можно как до обращения в суд или третейский суд, так и после (в том числе по предложению судьи или третейского судьи). Но если конфликт дошёл до суда до начала медиации, то привлекать можно только профессионального медиатора.

Если вы никогда не были в суде в качестве истца, первый визит может стать большим удивлением. Вы ожидаете, что вас выслушают, рассмотрят доказательства, вникнут в суть дела. По факту - получите слушание, которое длится 5-15 минут.

Статистика конфликтов и споров в судах растет из года в год.

“Согласно данным статистики в 2019 году в арбитражные суды субъектов Российской Федерации (далее – АС СРФ) поступило почти 2 млн 124 тыс. заявлений. Это более чем на 24 тысячи больше показателя 2018 года – 2 млн 100 тыс. (+1,2%). Для сведения: в 2018 году на 7,6% больше в сравнении с 2017 годом*.”

*Обзор судебной статистики о деятельности федеральных арбитражных судов в 2019 году от Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Представьте, в среднем на судью в Арбитражном суде г.Москвы приходится 180 дел в месяц, или 45 дел в неделю, или 9 дел в день. Как считаете, можно успеть хорошо подготовиться к каждому делу, вникнуть, почитать материалы, поработать со сторонами?

Что показывает нам эта статистика:

Участие в разрешении споров - это возможность построить карьеру в сфере, приносящей личное удовлетворение и финансовое вознаграждение.

Поговорим в этой статье о профессиональных “разрешателях споров” - медиаторах, разберем в чем заключается их работа и какие перспективы развития карьеры существуют.

Медиаторы не судят, кто прав или нет в споре, не дают юридических или психологических консультаций. Скорее, они облегчают общение между сторонами, помогают найти конструктивное решение спора.

Что включает в себя работа медиатора:

  • Проведение встреч с участниками спора для обсуждения;
  • Использование медиативных техник для облегчения общения и достижения согласия между сторонами спора;
  • Прояснение проблемы между спорящими сторонами;
  • Выявление их потребностей и интересов;
  • Проведение встреч с экспертами - юристами, психологами, финансовыми консультантами, нотариусами - для получения информации по спорным вопросам;
  • Подготовка соглашения по делу.

Обладатели обеих профессий помогают в решении конфликтных ситуаций, когда люди самостоятельно не могут этого сделать. Но есть важные различия, которые стоит понимать. В таблице ниже представлены некоторые ключевые различия между медиатором и судьей:

Перспективы карьеры медиатора

Прежде чем решить, что вы хотите стать медиатором, рассмотрите перспективы карьеры. Так, в США по данным Бюро статистики труда, 10-летний прогноз трудоустройства медиаторов составляет 10% (что означает 10%-ое увеличение занятости в целом в период с 2016 по 2026 год, что быстрее, чем в среднем для всех других профессий).

В России профессия пока не столь популярна и каких-либо значимых официальных данных нет. Но… Если мы посмотрим на судебную статистику, то перспективы для работы безграничные при низкой конкуренции среди специалистов-медиаторов.

И еще. Сейчас законодатели активно обсуждают принятие нового закона о медиации. По ряду дел медиация станет обязательной стадией. То есть, перед судебным процессом стороны будут обязаны сначала пойти к медиатору, и только потом, если не договорятся - могут обращаться в суд.

Про средний заработок медиатора

На данный момент каких-либо утвержденных тарифов на услуги медиаторов не существует. Медиаторы, как и юристы, адвокаты, коучи и психологи могут самостоятельно определять гонорары и иные виды оплаты за проведение медиации.

Укажу примерные ставки, которые встречаются в открытых источниках:

Бизнес медиация - примерная стоимость около 50 000 рублей за 1 дело. Часто медиаторы берут гонорар успеха - это означает, что клиент заплатит минимум за организацию самого процесса медиации, а вот если соглашение будет достигнуто - то оплатит основную часть. Это выгодно клиентам - по сути, обращаясь к таким медиаторам, они ничем не рискуют, платят за конкретный результат.

Семейная медиация - 2 000 -10 000 рублей за 1 час.

Средняя продолжительность процедуры по медиации - это 2-3 встречи со сторонами, по 3-4 часа.

Услуги медиатора оплачиваются обычно обеими сторонами в равных объемах.

Посчитайте - 3 среднестатистические бизнес медиации - это 150 000 рублей в месяц. Заработок выше среднероссийского при не самой плотной загрузке по времени.

Как стать медиатором, не посещая юридический факультет

Допустим, вам понравилась профессия медиатора. Следующий вопрос, как им стать. Хорошая новость - не нужно учиться несколько лет. Для начала достаточно пройти базовый курс, получить необходимую теорию и практику. Такие курсы, как правило длятся около 2 месяцев, среднее количество часов - 120.

Юридическое образование для того, чтобы быть медиатором, не обязательно.

Да, и еще несколько советов. На практике существует множество областей, где медиация может быть применена в качестве способа решения конфликта, например:

  • семейные конфликты;
  • бизнес конфликты;
  • школьная медиация;
  • трудовые вопросы;
  • недвижимость;
  • споры с потребителями;

Поэтому после базового курса вам, скорее всего, придется углубиться и подробнее изучать то направление, которое будет вам по душе.

Найдите наставника-медиатора

Нетворкинг — проверенный способ выйти на рынок в большинстве областей. Медиация - не исключение. Познакомьтесь с медиаторами в вашем регионе. Объясните, что хотите больше узнать о профессии и возможно самому стать медиатором в будущем.

Как начать работать медиатором

После того, как вы приобретете уверенность в собственных навыках урегулирования споров, вы можете начать свою частную практику.

Для привлечения клиентов будут работать те же способы, что и для юристов.

Еще один вариант - присоединиться к Ассоциации, которая объединяет медиаторов и может помочь вам приобрести опыт и доверие, чтобы в дальнейшем было легче продвигаться самостоятельно в качестве медиатора.

Таких ассоциаций в России пока не много. Как правило, именно они имеют качественные собственные курсы по медиации.

Медиация — перспективная и благодарная миротворческая профессия. Присмотритесь к ней, если у вас есть желание помогать людям, вы любите общаться и вы хотели бы научиться решать даже сложные конфликты с помощью переговоров.


Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.

Кто может быть посредником?

В отличие от судьи и арбитра, которые принимают решение, медиатор предлагает альтернативу обеим сторонам. Он владеет специальными приемами урегулирования споров и, несмотря на его опыт, знания и умения, решение конфликта остается за спорящими.

Какими личными и профессиональными качествами должен обладать медиатор?

Что касается личных качеств медиатора, то важно, чтобы он любил людей, принималих такими, какие они есть. Медиатор, как личность, должен вызывать уважение и доверие,иметь чувство юмора и быть психологически устойчивым.
С профессиональной точки зрения медиатор должен знать законы, хотя ему не обязательнобыть профессиональным юристом. У него должны быть основные навыки психолога. Наконец, он должен хорошо знать ту сферу общественно-экономической деятельности или жизненную ситуацию, в которой пытается помочь найти решение. То есть, если медиатор занимается решением корпоративных конфликтов, то он должен знать экономику; еслион разбирает трудовые споры, то он должен понимать практику корпоративного управления, организации производства и т.д. Он не должен быть узким специалистом в этой сфере, но он должен знать про это достаточно, чтобы его клиенты ему доверяли. Впрочем, дидактический подход здесь в любом случае не поможет, так как медиатор должен быть помощником, а не навязывать свою волю. В любом случае это должен быть человек, умеющий построить диалог, обладающий основными навыками логики и имеющий практику использования логики как науки.


Принципы проведения процедуры медиации.

  • добровольность
  • независимость и беспристрастность (нейтральность)
  • равноправие и сотрудничество
  • конфиденциальность

Принцип добровольности распространяется:

  • в отношении сторон
  • в отношении медиатора

Добровольность в отношении сторон:

  • соглашение о проведении процедуры медиации
  • продолжение процедуры медиации
  • выбор варианта решения (медиативное соглашение)
  • исполнение соглашения об урегулировании спора

Обращение к процедуре медиации возможно только при свободном волеизъявлении сторон спора. Добровольность может быть нарушена: в результате введения заблуждения (обман), угрозы, насилия и т.д.

Перед началом процедуры медиации медиатор обязательно должен выяснить, добровольно ли стороны пришли на переговоры.

Принцип независимости и беспристрастности.

Независимость: медиатор не должен находиться в организационной, деловой, финансовой, родственной или иной зависимости со сторонами (объективные факторы).

Беспристрастность: медиатор должен сохранять равное отношение к каждой из сторон (субъективные факторы).

Медиатор не должен:

давать собственные оценки сложившейся ситуации

предлагать свои варианты решения сложившейся ситуации

уделять больше внимания и времени одной из сторон

уговаривать одну сторону принять предложение другой

не показывать своим Поведением и высказываниями непринятие позиции или взглядов одной из сторон

использовать от своего имени оценки и суждения, которые одна сторона использует в отношении другой

Принцип равноправия и сотрудничества.

Сотрудничество – стороны должны содействовать друг другу с целью поиска варрантов урегулирования спора.

Равноправие – стороны имеют равные возможности на совершение всех процедурных действий; ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой стороне.

Принцип конфиденциальности.

Принцип конфиденциальности - вся информация, относящаяся к процедуре медиации, не подлежит разглашению.

  • не разглашение информации третьим лицам (внешние отношения)
  • не разглашение информации в рамках процедуры медиации (внутренние отношения)

Информация, не подлежащая разглашению третьим лицам:

  • факт обращения к медиатору (организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации)
  • сведения, которые использовались в ходе проведения процедуры медиации (с момента начала и до окончания примирительной процедуры)
  • сведения, переданные медиатору до начала процедуры медиации (в ходе предварительных бесед)

Принцип конфиденциальности не распространяется на:

  • общеизвестные факты (известные широкому кругу лиц или которые можно получить путем обращения к общедоступным источникам)
  • сведения, использованные в примирительной процедуре, но получение которых возможно независимо от процедуры медиации
  • в случаях предусмотренных законом
  • в случаях, предусмотренных соглашением сторон

Субъекты, обязанные соблюдать принцип конфиденциальности:

  • стороны;
  • организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации;
  • медиатор;
  • другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации.

© Муниципальное общеобразовательное учреждение "Глебовская основная школа" Ярославского МР, 2017 – 2022 Работает на CMS2.edu при поддержке © ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании"

Читайте также: