Как оценили повесть шинель русский писатель а и герцен и критик белинский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Критика о ‘’Шинели.’’. Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, "чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни". Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н. В. Гоголь . Степанов.Н.Л. в своей книге “Творческий путь Гоголя” пишет: “От “Шинели” прочные нити тянутся в русской литературе вплоть до Чехова, своим демократическим гуманизмом, своей защитой простого человека и утверждением его правда на счастье Гоголь завоевал почетное место в мировой литературе.”.

Произведения Гоголя

Как изменилось представление Н.В.Гоголя о Санкт-Петербурге после его переезда в столицу? Почему?
расскажите о возникновение замысла "Шинели"
как оценили повесть "Шинель" русский писатель А.И.Герцен и критик В.Г.Белинский?
напишите ответы на каждый вопрос по 2-3 предложения

1. Главный герой произведения, считал, что в Петербурге вечные празники, балы. Но к его разочарованию, это оказалось не так.
2.Замысел был в том, чтобы показать пороки людей. Многие смотрят, только на внешний вид и материальное положение.
3.Из мемуаров критиков Герцена, хорошо воспринили. Это же критика царизма.

Притом Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав.

Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьёзно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика и для того задавал ему уроки вдвое и втрое большие, нежели другим; но и это нисколько не помогало. Алёша вовсе не учился, а всё-таки знал урок с начала до конца, без малейшей ошибки.

Однажды учитель, не зная, что с ним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать к другому утру и надеялся, что он, по крайней мере, в этот день будет смирнее.

Куда! Наш Алёша и не думал об уроке! В этот день он нарочно шалил более обыкновенного, и учитель тщетно грозил ему наказанием, если на другое утро не будет он знать урока. Алёша внутренне смеялся этим угрозам, будучи уверен, что конопляное семечко поможет ему непременно." Из текста ;)

Великодушный человек должен иметь несколько недостатков, чтобы не расстраивать своих друзей.

Некоторые могут путать великодушие с добротой. Разница состоит в том, что доброту мы проявляем в отношении людей, которые чаще всего, вызывают у нас симпатию, а вот великодушие направлено на тех, кто этого совсем не заслуживает. Раньше считалось, что великодушие свойственно правителям, которые могли своей волей решать людские судьбы. Так, царь одним росчерком пера мог великодушно помиловать преступника или врага, оставляя тем самым добрую память у своего народа. Но на самом деле, проявлять это замечательное качество может любой человек. Мы все можем стать великодушными, если будем делать это сознательно. А это гораздо сложнее, чем проявить великодушие в порыве положительных эмоций.

Каким же образом можно стать великодушным, когда люди так часто совершенно не заслуживают доброго к себе отношения?

Нужно помнить, что в каждом из нас есть доброе начало, которое вполне можно извлечь наружу. Все мы способны испытывать сострадание, любовь, жалость и т.п. по отношению к другим людям. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации, когда Ваш оппонент заслуживает быть четвертованным на месте, загляните внутрь себя и отыщите эти самые качества.

Перестаньте обвинять того, кто сделал Вам больно. На самом деле, человек не всегда отдает себе отчет в том, насколько гадко он поступает. Возможно, по прошествии времени, он сам раскается в своем проступке. Для Вас главное, не копить негативные эмоции по отношению к нему и оставаться спокойным.

Будьте выше своих обид. Постарайтесь понять, что тот человек, который плохо поступил по отношению к Вам, был послан для того, чтобы преподать определенный урок и сложившаяся ситуация не случайна. Какой смысл копить обиду по отношению к нему, если он всего лишь инструмент Вселенной?

И самое главное, помните о том, что в этом мире все взаимосвязано. Если Вы сегодня проявите великодушие, это обязательно положительно отразиться на Вас завтра. Ничто не проходит бесследно, и все наши добрые поступки работают на то, чтобы Вселенная проявляла к нам расположение.

Конечно, великодушие больше присуще людям с высоким уровнем духовного развития, поскольку требует более глубокого понимания себя и мира. Но мы все можем стремиться к этому. Если Вы сегодня находитесь в сложной ситуации, когда кто-то поступил по отношению к Вам дурно, проявите великодушие и Вам это обязательно зачтется в будущем.

Гуманная идея и глубокая скорбь, составлявшия основу творчества Гоголя-сатирика, вышли здесь наружу и получили отчетливое и задушевное выражение, исполненное силы и простоты. Мысль о попранном человеческом достоинстве играла видную роль в составе идей, одушевлявших великого писателя. Глубокий художник-психолог, он понимал, что, смотря по человеку, чувство своего человеческого достоинства, попираемаго судьбой, нищетой, людьми, холодом жизни, может иной раз зашевелиться, взбудоражиться и найти себе выход — в мечте, в игре воображения."

(Д. Н. Овсянико-Куликовский "Гоголь в его произведениях : к столетию рождения великого писателя. 1809-1909")

(В. Зеньковский "Н. В. Гоголь")

Это была критика о повести "Шинель" Гоголя: отзывы критиков о произведении.

Что происходит?

Как это трактовалось?

Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?

Иллюстрации Максима Корсакова

Другой подход

Духовная драма

Попробуем разобраться, что же в ней происходит.

Почти святой

Заметим, что Гоголь, создавая перед читателем портрет Башмачкина, делает это с иронической интонацией, но на самом-то деле ирония тут не выражает авторского отношения к герою. Тут все тоньше — эта ирония иллюстрирует воспринимающее героя сознание. Гоголь как бы намекает читателю: вот так вы, люди обычные, приземленные, могли бы воспринять моего героя. Я показываю вам его вашими глазами. Таково ваше зрение.

Символом чего является это переписывание? Символом служения, символом благословленного Богом труда, символом подчинения всего себя Промыслу Божиему.

Искушение святого Акакия

Грех нашего времени

Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?

Иллюстрации Максима Корсакова

Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула.

Почему именно тут? Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь. Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление.

Как раскололась сталь

Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?

Иллюстрации Максима Корсакова

А на более глубоком уровне Акакий Акаки­евич о Боге не вспоминает, с христианских позиций свою ситуацию не оценивает. Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель.

Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем.

Как действует страсть

Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека.

Изнанка шинели: о чем же на самом деле повесть Гоголя?

Иллюстрации Максима Корсакова

Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь.

Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина. Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен. То есть как человек, как личность он для них ничто, но как обладатель некой вещи приобретает в их глазах некую значимость. Очень характерная деталь.

Став пленником своей страсти, человек не только теряет свободу, не только оказывается вынужден вписаться в новый, чуждый ему формат жизни, но и никакой радости от этого не испытывает. Акакий Акакиевич, казалось бы, достиг, чего хотел, стал счастливым обладателем новой шинели — но очень скоро счастье его съеживается, в душе возникает пустота.

Но вернуть невозможно, потому что прежние свои ценности он сам в себе убил, вернуться в исходное состояние неспособен. Жить ему более незачем, и потому-то он простужается и умирает. Аллюзия более чем прозрачная: неискорененный грех порождает страсть, а страсть доводит человека до смерти — духовной, а затем и физической.

Смерть после смерти

Умирает тело, но душа умереть не может. Однако вне покаяния она вознестись к Богу неспособна, и потому призрак Акакия Акаки евича мечется в ледяном пространстве пустынного города и в злобе своей мстит всем подряд.

Вновь повторим: повесть Гоголя не о бедном чиновнике, уничтоженном огромной государственной машиной. Она — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. Жаль, что до сих пор не все это видят.

Читайте также: