Что является правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации

Обновлено: 04.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 апреля 2020 года N ДГ-375/07

В соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г. (далее - поручение), Минпросвещения России подготовлены и согласованы с Минюстом России методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Минпросвещения России направляет данные методические рекомендации для использования в работе.

Одновременно информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.

Приложение

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать для формирования медиативных и восстановительных практик в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные методические рекомендации разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями.

восстановительное правосудие - новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;

восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба;

медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;

медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и наказание или угроза наказанием - деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков.

Для решения указанных проблемных ситуаций рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными.

Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и восстановительных практиках могут участвовать все участники образовательных отношений.

В настоящих методических рекомендациях предлагаются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: медиативная и восстановительная, которые направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога.

Указанным моделям в настоящих методических рекомендациях соответствуют два типа служб, которые могут быть созданы в образовательных организациях:

1) медиативной модели - службы школьной медиации;

2) восстановительной модели - школьные службы примирения;

3) ситуации, в которых рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики;

4) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;

5) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;

6) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;

7) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;

8) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.

2. Функционирование и развитие служб медиации в образовательных организациях

В целях реализации медиативного подхода рекомендуется создавать Службы школьной медиации (далее - СШМ), объединяющие различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях организации работы СШМ утверждается:

1) положение о СШМ, которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей - если таковые имеются);

2) план работы СШМ;

3) журнал учета обращений в СШМ.

Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из "групп равных". "Группы равных" - это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в "группе равных" - это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и программам (например: "Программа воспитания и социализации обучающихся").

Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется повышение квалификации по программе "Школьный медиатор" 72 академических часа. Рекомендуются следующие базовые темы программы:

- способы разрешения конфликтов и споров;

- стратегии поведения в конфликте;

- восприятие и коммуникация;

- принципы и понятийный аппарат медиативного подхода;

- ценности и понятийный аппарат восстановительного подхода;

- техники и инструменты, используемые в работе СШМ (техники и инструменты, используемые в медиации, медиативная беседа, восстановительная беседа, круги сообществ, семейная конференция).

Специалист СШМ образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи техник и инструментов, используемых в работе СШМ. Одновременно специалист СШМ проводит обучение в "группах равных" и занимается информационно-просветительской деятельностью со всеми участниками образовательных отношений (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах, родительских собраниях, коллегиальных совещаниях).

Координатором СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который прошел обучение и является специалистом СШМ. Рекомендуется проводить ежегодную ротацию роли координатора СШМ между специалистами СШМ. Координатор СШМ осуществляет координацию действий по плану работы СШМ в образовательной организации и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);

3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.

1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений;

2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений;

3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;

4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;

6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;

7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений.

Деятельность СШМ осуществляется с учетом:

- добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных". Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(-ого) представителей(-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ, после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно;

- конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(-ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из "группы равных". Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;

- нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имся) из "группы равных";

- равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;

- взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных";

- ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.

(Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ, приведены в приложении к методическим рекомендациям по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр.19).

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Цели:

  • создание условий успешной социализации детей,
  • снижение количества правонарушений через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства.

Задачи:

  1. Установление порядка организации и проведения восстановительных программ.
  2. Мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.
  3. Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.

Реализация восстановительных программ.

Школьная медиация

Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе примирения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к социальному педагогу или педагогу-психологу школы.

После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.


На встрече выполняются следующие правила

Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

1. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

2. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

3. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.


Школьная служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся.

Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачами деятельности школьной службы примирения (медиации) являются:

1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Состав школьной служба примирения (медиации):

Смирнова Татьяна Валерьевна, педагог-психолог, руководитель школьной службы примирения (медиации);

Шевелева Лариса Николаевна, социальный педагог

Рябцова Елена Александровна , учитель русского языка и литературы

Волкова А.С. учитель – логопед

Малифеева Лилия Викторовна, учитель начальных классов

1. Общие положения

1.1. Школьная служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.

1.2. Школьная служба примирения (медиации) действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

2. Цели и задачи школьной службы примирения (медиации)

2.1. Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

2.2. Задачами деятельности службы являются:

2.2.1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2.2.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

3. Принципы деятельности школьной службы примирения (медиации)

3.1. Деятельность службы основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий школьной службе примирения (медиации) принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования школьной службы примирения (медиации)

4.1. В состав школьной службы примирения (медиации) ГКОУ школы № 29 г. Усть-Лабинска могут входить учителя, родители, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения (медиации) приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе, требований к учителям, рордителям, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым школьной службой примирения (медиации) самостоятельно.

5. Порядок работы школьной службой примирения (медиации)

5.1. Школьная служба примирения (медиации) может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы.

5.2. Школьная служба примирения (медиации) принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.

5.4. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы.

5.6. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.8. Школьная служба примирения (медиации) самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.10. При необходимости служба передает копию примирительного договора администрации школы.

5.11. Школьная служба примирения (медиации) осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.12. При необходимости служба содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности школьной службы примирения (медиации)

6.1. Школьная служба примирения (медиации) по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует школьной службе примирения (медиации) в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.5. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения (медиации) или органов школьного самоуправления.

Основная цель школьной службы примирения (медиации) – формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Основные задачи:

· сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

· повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;

· сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

· повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

· обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

· создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

· оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Наименование мероприятия

Ответственные

Организационное заседание. Планирование мероприятий на год.

Сентябрь, 2017 г

Члены школьной службы примирения (медиации)

Организация информационных просветительских мероприятий для педагогических работников по вопросам школьной медиации

Сентябрь, 2017 г.

Администрация школы, члены
школьной службы примирения (медиации)

Сентябрь-май, 2017-2018 уч.г

Психологические игры на сплоченность,

Проведение ознакомительной встречи с родителями на собрании общешкольного родительского комитета (1-9 классы).

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

Анкетирование учащихся 5 – 9 классов по выявлению причин конфликтов

Сотрудничество с Советом профилактики школы

Обучение медиаторов восстановительным программам

Один раз в четверть

Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном сайте.

Члены службы, администратор школьного сайта

Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга

Оформление информационного стенда о работе службы школьной медиации

Сентябрь, 2017 г.

Подведение итогов работы службы за год

школьной службы медиации

Шевелева Л.Н. социальный педагог

Пояснительная записка

Школьная медиация- актуальная проблема для образовательной системы России. Школа – это срез общества и для нее характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты еще в начале 1980-х годов в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира.

Медиация – это метод разрешения споров, причисляемый к группе альтернативных методов разрешения споров ( ст. 2. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"). При этом медиация в корне отличается ото всех остальных методов разрешения споров – как традиционных, так и альтернативных. В медиации третья сторона – медиатор – не уполномочена и не имеет права выносить решения по спору и, более того, должна воздерживаться от предложения вариантов разрешения конфликта. Медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиация – это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Метод "Школьной медиации" ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Приходя в мир, каждый ребенок как личность несет в себе и положительный, и отрицательный потенциалы развития. Потому задача взрослых – дать ему возможность реализовать все лучшее, что ему дано. В первые годы жизни эта задача лежит на семье, затем ее берут на себя дошкольные учреждения, школа, и, конечно, особое место в развитии и становлении личности ребенка и подростка занимает общение со сверстниками.

Но на всех этапах взросления человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, ощущать себя принятым, ценимым, уважаемым и любимым значимыми для него людьми. Только тогда ребенок имеет возможность для нормального психофизического и интеллектуального развития.

Цель: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов ;

2. создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

3. информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;

Сроки реализации программы:

Программа школьной службы медиации рассчитана на 2016- 2019 гг.

Медиация в образовательном учреждении включает несколько направлений:

  • Ребёнок – ребёнок (когда учащиеся самостоятельно не могут разрешить, созданную ими, конфликтную ситуацию)
  • Родитель-ребенок (когда родитель не может найти взаимопонимание со свои ребенком).
  • Родитель-Родитель (когда родители учащихся одного класса не могут найти компромисс своими силами).
  • Родитель – Школа (когда руководство школы ориентируется на бесконфликтное разрешение спора с родителями).

Кокус в медиации – это процедура, когда посредник (медиатор) общается с каждой из сторон на индивидуальной основе, чтобы выявить причину конфликта.

Содержание программы

Индивидуальные беседы с одним или несколькими медиаторами, профилактические беседы по классам, дискуссии

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m14206b6f.jpg

В ШКОЛЕ РАБОТАЕТ

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Служба школьной медиации является социальной службой, действующей в наше школе на основе добровольческих усилии специалистов, педагогов, учащихся.

Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачами деятельности службы школьной медиации являются:

Проведение примирительных программ для участия школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Состав службы школьной медиации:

Ефимова Валенита Степановна - учитель английского языка

Чукина Елена Николаевна - педагог - психолог

Шилина Ольга Ивановна - социальный педагог

Положение школьной службы медиации.

Школьная служба медиации является объединением учащихся и педагогов действующей в образовательной организации на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).

Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

Служба примирения является приоритетным способом реагирования , то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

Допускается создание службы примирения только из педагогов и /или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социального и психологического центра(службы), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба примирения.

Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Цели и задачи службы медиации

Целью школьной службы медиации является:

- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов(восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

- обучение школьников методам урегулирования конфликтов;

- снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачами школьной службы медиации являются:

- обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

- информирование участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительной медиации.

Принципы деятельности школьной службы медиации

3.1. Деятельность службы основана на следующих принципах:

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,

вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и противоправных ситуаций.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет

информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта( в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

4. Порядок формирования школьной службы медиации

4.1.В состав службы медиации могут входить школьники 7 - 12 классов,

прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели

Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).

Вопросы членства в службе медиации, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы школьной службы медиации

5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы медиации, родителей.

5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности

примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При

необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих

сторон на участие в данной программе.Если действия одной или обеих сторон

могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для

проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости

производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель

(куратор) службы примирения.

5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе.

5.8. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения

программы в каждом отдельном случае.

5. 9 . В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в

письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.10. При необходимости служба медиации передает копию примирительного

договора администрации школы.

5.11. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,

взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за ихвыполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

5.12. При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).

5.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.14. Руководитель (куратор) службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.

5.15. Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

Служба рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздерживаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы медиации, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам.

6. Организация деятельности школьной службы медиации

6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование,оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2. Должностные лица образовательного учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов.

6.4. Администрация образовательного учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в службу медиации, а также содействует освоению навыков восстановительного разрешения конфликтови криминальных ситуаций.

6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в

6.6. Администрация школы поддерживает участие руководителя (куратора) службы медиации и медиаторов в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов и в повышении их квалификации.

6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

6.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации

предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.

План работы службы школьной медиации

на 2019--2020 учебный год.

Основная цель службу школьной медиации - формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Основные задачи:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которе вовлекаются дети, а также их остроту;

- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение асоциального поведения учащихся;

- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

- повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

- обеспечить открытость в деятельности ОО в части защите прав и интересов детей;

- создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- оздоровить психологическую обстановку в ОО.

Организационное заседание. Планирование мероприятий на год.

Члены службы школьной

Чукина Е.Н. (педагог-психолог)

Шилина О.И. (социальный педагог)

Ефимова В.С. (учитель английского языка)

Организация информационных просветительских мероприятий для педагогических работников по вопросам школьной медиации

Каргина О.А. (директор)

Сафронова О.А. (зам по УВР)

Классные руководители, педагог-психолог Чукина Е.Н., социальный педагог Шилина О.И.

Проведение ознакомительной встречи с родителями на собрании общешкольном

Каргина О.А. (директор)

Сафронова О.А. (зам по УВР)

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

Руководитель службы школьной медиации

Чукина Е.Н. (педагог-психолог)

Шилина О.И. (социальный педагог)

Ефимова В.С. (учитель английского языка)

Анкетирование учащихся по выявлению причин конфликтов

Сотрудничество с Советом профилактики школы

Члены службы школьной медиации

Чукина Е.Н. (педагог-психолог)

Шилина О.И. (социальный педагог)

Ефимова В.С. (учитель английского языка)

Обучение медиаторов восстановительным программ

Зам. Директора по УВР Сафронова О.А.

Размещение информации о работе службы школьной медиации на школьном портале

Члены службы школьной медиации,

администратор школьного сайта

Чукина Е.Н. (педагог-психолог)

Шилина О.И. (социальный педагог)

Ефимова В.С. (учитель английского языка)

Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга

Читайте также: