Модульный принцип педагогического процесса в доу

Обновлено: 05.07.2024

Специально для модулей совместно с родителями и при непосредственном участии детей разрабатывается проект развивающей среды, которая включает в себя атрибуты к сюжетно-ролевым играм, режиссерским играм, подбирается художественная литература, настольно-печатные игры, видеофильмы и аудиокассеты, открытки, значки, фотографии и т.д.

Реализация модульного подхода предусматривает обязательное информирование родителей о происходящем в группе и детском саду через информационные листы, сайт дошкольного учреждения.

Внедрение модульного подхода к организации образовательного процесса не означает отказа от программы, по которой работает наше учреждение. Напротив, роль ее еще более возрастает, т.к. каждый педагог обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа по модульному принципу позволяет это делать более интересно для детей и для педагогов.

Модульный принцип

Рекомендации по составлению модулей занятий

Педагогические условия работы на модульной основе

Дошкольное воспитание – сензитивный период в развитии ребенка. Задача детского сада заключается в том, чтобы обогатить речь ребенка и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния, научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику, пробудить познавательные интересы. Дошкольное воспитание многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях можно успешно развивать самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно – познавательных целей, формируются навыки самооценки.

Ведущим видом деятельности в дошкольном воспитание является игра. Но к большому сомнению все больше времени стало уделяться обучению, так как по мнению родителей, результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению к школе.

Обучении и игра постепенно стали различаться, а это не соответствует возрастным особенностям дошкольников. Поэтому постоянно идут поиски путей объединения всех видов деятельности в единый педагогический процесс, так как это один из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников. Одновременно повысился интерес к идеям педагогики сотрудничества.

Повсеместно появилась такая форма работы, как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в детском саду, поскольку зачастую объединение нескольких видов деятельности на одном занятии осуществлялось механически, без внутреннего логического обоснования.

В 1973 году директор НИИ дошкольного образования академик Н. Н. Поддьяков высказал идею модульного принципа организации педагогического процесса. При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий.

Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т. е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания.

Затем решается вопрос о сюжете модуле. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, расколдовывание какого-то существа, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Большой притягательной силой обладают для детей живые объекты, поэтому они тоже могут служить в качестве основы, связующей все занятия между собой. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды труда, исследовательская работа и другие интересные для ребят формы деятельности.

Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала – того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке.

Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это – долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными.

Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностьюПедагогические условия работы на модульной основе

Готовые модули отличаются большой лабильностью. Работая с ними, педагог имеет возможность обозревать всю конструкцию в целом – от начала до конца, поэтому легко ориентируется в ней. Он сам решает, выполнить ли модуль целиком или от чего-то отказаться, провести все занятия компактно или растянуть на продолжительное время, использовать рекомендованное оборудование или заменить его другим. Таким образом, каждый воспитатель легко адаптирует готовые модули к наличным условиям своей группы.

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог

Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время.

Новый подход к планированию работы облегчает учет индивидуальных особенностей детей, позволяет развивать у них разнообразные способности и задатки. Это достигается за счет создания специализированных модулей, направленных на развитие тех или иных способностей – изобразительных, филологических, музыкальных, математических, трудовых, спортивных. В отличие от специализированных модули общего профиля не имеют определенной направленности. Все виды деятельности представлены в них примерно одинаково, ни один не занимает доминирующего положения.

В детских садах общеразвивающего вида соотношение модулей разной направленности примерно одинаково. В специализированных дошкольных учреждениях увеличивается удельный вес модулей, развивающих соответствующие способности. Однако и здесь общий уровень их сложности не должен превышать познавательные возможности детей.

Часто возникает вопрос: сколько модулей можно вести одновременно? Лучше один, реже – два, в исключительных случаях – три, если они не перекликаются по тематике и не нарушают ритма работы группы. Попытка организовать всю работу на основе модулей нерациональна. Это приведет к сокращению свободной и трудовой деятельности детей, к выпаданию многих форм работы, которые являются нужными и важными.

Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Перечислим их:

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.

Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

Наличие сюжета способствует реализации принципа обучения в игре : играя дети не замечают, что обучаются.

Тот же фактор придает деятельности детей определенную значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети четко видят конечную цель обучения, и это облегчает формирование у них целеполагания.

Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом. Это облегчает переход от учебно – дисциплинарной к личностно – ориентированной модели обучения.

Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции, повышение эффективности образовательного процесса способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации любых здоровьесберегающих технологий.

Помощь детям в личностном развитии основывается на теории мотивации американского психолога А. Маслоу, согласно которой каждой личности присуще стремление к саморазвитию и самореализации при удовлетворении разнообразных потребностей, выстроенных в определенной иерархической последовательности (физиологические, безопасности, потребности в любви и признании, в привязанностях, причастности к группе, интеллектуальные, творческие и эстетические).

Модульный принцип организации педагогического процесса позволяет реализовать пожелания многих специалистов об особенностях педагогической работы с детьми первых семи лет жизни.

Внедрение модульного принципа в практику работы ДОУ – дело не одного года. Модули могут стать структурной единицей целостного педагогического процесса только в том случае, если будет разработано их большое количество с разными дидактическими и воспитательными целями и задачами. Тогда у педагогов появится возможность конструировать педагогический процесс на основе оптимальной комбинации модулей разной направленности.

Самостоятельная речевая деятельность Самостоятельная речевая деятельность. В содержание работы по развитию художественно – речевой деятельности дошкольников входят ознакомление.

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий. Пояснительная записка. В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных.

Методические рекомендации педагогам. Самообразование Большую трудность для воспитателя представляет составление плана работы по самообразованию. Предлагаю Вашему вниманию один из вариантов.

Методические рекомендации по организации зимней прогулки ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего.

Методические рекомендации по составлению годового плана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной.

Методические рекомендации по построению недельного проекта Методические рекомендации построения недельного проекта в старшем дошкольном возрасте на примере исследовательского проекта: «Что значит.

Методические рекомендации по проведению мастер-класса в ДОУ Автор: Васина Т. А. – заведующий ГБДОУ д/с № 100 Методические рекомендации по проведению мастер-класса В данных рекомендациях мы предлагаем.

Автор: Чебышова Алёна Александровна

Населенный пункт: Республика Татарстан, Пестричинский район, село Кощаково

Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Назовем эти отличия:

Рекомендации по составлению модулей занятий.

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть наиболее интересным. На нем подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а ввиде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала –того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные детьми знания реализуются в неформальной обстановке. Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Фактически, модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети являются не зрителями, а участниками. Это –долгосрочная игра. Подавляющее большинство занятий становятся комплексными, интегрированными. Полноценный модуль разработать непросто. Все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Он призван передать детям определенную сумму знаний, но в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован не на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.

Педагогические условия работы на модульной основе.

Цели: познакомить детей с процессом производства хлеба, сформировать представление, почему хлеб нужно беречь.

1. Работать над формированием у детей следующих понятий:

·прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений

·в его изготовлении принимают участие люди многих профессий

·вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления

·человек должен учиться все делать сам.

2. Развивать такие черты личности, как любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, бережное отношение к продуктам человеческого труда.

3. Совершенствовать физические и трудовые навыки, развивать мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Сюжет модуля. Заметив неуважительное отношение детей к хлебу или к другим пищевым продуктам, воспитатель предлагает детям узнать о том, как делают хлеб. Дети знакомятся со всеми этапами производства хлеба: с колосками и зернами, машинами, помогающими выращивать и убирать пшеницу, превращать зерна в муку, процессом приготовления и выпечки хлеба. Параллельно они готовят альбом о хлебе. Заканчивается модуль групповым праздником– чаепитием, на котором дети участвуют в разных конкурсах, соревнуются, чей бутерброд окажется вкуснее и интереснее, играют в игры по теме модуля, дегустируют разнообразные изделия, приготовленные из теста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация модульного принципа педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

г. Славгород Алтайский край

В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивного учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.

Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности , интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая целостная картина мира (Л.С.Выготский, О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова, В.Д. Поддъяков и др.).

Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при обучении детей старшего дошкольного возраста.

Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.

Например, интегрированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию и т.д.

Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания, умения, навыки, ценностные отношения детей в разных видах деятельности.

Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности детей.

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними определяется логикой построения педагогического процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога ,а также возникающими жизненными ситуациями.

Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.

Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ реализует личностно-ориентированную модель общения, которая способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на другую ступень обучения – начальную школу.

На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности: составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия.рисование, труд, творческую игру и др.

Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших дошкольников.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т. 3. – М.; Педагогика. – 1983.

Горбатенко О.Ф. Комплексное занятие с детьми дошкольного возраста. – Волгоград; 2007.

Иванова А.И, Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ – метод.пособие. – М.; 20-7.

Лобашев В.Д, Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого // Методист - М.; 2005.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.; 1998 – с.250.

Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка-дошкольника // Педагогика. – 1996 - №15.- с.15-19.

Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность Задачи:
Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании

Содержание работы

Введение
Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
О российских программах дошкольного образования.
1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .
Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Обновление дошкольного образования
2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.doc

Министерство образования и науки

УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж

Научный руководитель: Белоногова Е.В

Глава I Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

    1. О российских программах дошкольного образования.

    1.2 Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования .

    Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    2.1 Обновление дошкольного образования

    2.2 Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.

    Список используемой литературы

    В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.

    Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые поиски путей интеграции всех видов деятельности в единый педагогический процесс .

    Повсеместно стихийно появилась такая форма работы ,как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Позднее был разработан так называемый модульный принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.И Поддьянковым еще в 1973 , но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане и не реализована практически.

    Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета ,который объединяет все занятия в единое целое. Это может быть долговременная игра или совместное интересное дело. Сюжет ведет детей к конкретной цели ,придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску.

    В настоящее время воспитательный образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного ,по оценке специалистов уровня двигательной активности ,отрицательно влияющего на их эмоциональное и физическое благополучие.

    Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка); в интересной, игровой форме обогащать словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

    Важно отметить при этом, что результаты научного поиска Н.Н. Поддьякова не могут существовать в науке и практике сами по себе, отдельно. При их внедрении в практику работы детских садов важно было сочетать их с открытиями других отечественных и зарубежных учёных С.Л. Рубинштейна, А.Я. Пономарёва, Л.А. Венгера, В.В. Столина, В.В. Давыдова, П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и др.

    Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации педагогического процесса в системе дошкольного образования.

    Объект исследования: эффективность модульного обучения в системе дошкольного образования

    Предмет исследования: особенности применения модульного обучения в системе дошкольного образования

    Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации работы в дошкольном учреждении.

    Статистическая гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:

    Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность

    1. Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.
    2. Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
    3. Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
    4. Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании

    Методы исследования: Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание содержания традиционных и форм обучения в дошкольном образовании, исследование.

    База исследования. МДОУ г.Воткинск детский сад № 11, старшая группа.

    Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

    1.1 О российских программах дошкольного образования.

    Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

    Анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.

    Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

      1. Федеральные государственные требования структуры общеобразовательной программы дошкольного образования.

      В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

      Надо сказать, что ни один из них фактически не встречается в дошкольном образовании в чистом виде, а сочетается с одним или двумя другими принципами или моделями построения образовательного процесса.

      Учебный принцип (или модель) построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования.

      Читайте также: