Как связаны познавательные психические процессы и интеллект личности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

По определению Р.Л. Солсо, мышление представляет собой процесс формирования новой мысленной репрезентации, включающий преобразование информации в ходе сложного взаимодействия мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач [6, С. 310].

Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.

Мышление когнитивно, то есть происходит "внутренне", в уме, но о нем судят по поведению.

Основные функции мышления:

  1. понимание – осознание сущности объектов, их атрибутов, а также взаимосвязей и взаимозависимостей между ними;
  2. целеполагание – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;
  3. целевыполнение – решение проблем, задач для достижения поставленных целей;
  4. рефлексия – осознание субъектом своих внутренних действий, осмысление полученных результатов.

Виды, логические формы, функции, мыслительные операции и нарушения мышления

Виды мышления – проявление специфики познавательных процессов при решении различных задач. Чем сложнее мышление , тем большее место в нем занимают психические процессы. Рассмотрим классификации видов мышления.

1. По генезису развития мышления в филогенезе и онтогенезе различают:

  • наглядно-действенное мышление – процесс формирования психологических ассоциаций и моделей мира путем манипулирования материальными, непосредственно воспринимаемыми предметами (присуще детям с рождения до 1,5 лет);
  • наглядно-образное мышление – процесс преобразования перцептивных образов в образы представления, последующей трансформации, модификации и обобщения их предметного содержания (формируется с 1,5 до 7 лет);
  • абстрактно-логическое (синонимы: дискурсивное, словесно-логическое,вербально-логическое, абстрактно-понятийное, отвлеченное) мышление – мышление, функционирующее на базе средств языка, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (формируется с 7 лет);

2. По характеру решаемых задач различают следующие виды мышления:

  • теоретическое – мышление, опирающееся на логические суждения, умозаключения и выводы, которое направлено на выявление проблем, формулировку гипотез, постановку и решение задач, опосредованно связанных с практикой;
  • практическое – мышление, включенное в решение практических задач;

3. По степени развернутости выделяют виды мышления:

  • дискурсивное (абстрактно-логическое) – речевое мышление на основе логических суждений;
  • интуитивное – мышление на основе чувственных восприятий, функционирующее на уровне бессознательного (за рамками сознательного понимания);

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление :

  • продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.
  • репродуктивное (нетворческое) – мышление на основе образов и представлений, воспроизводящих уже известные способы деятельности;

Конвергентное мышление (от лат. convergero – приближаться, сходиться) – мышление , ориентированное на поиск единственного наилучшего правильного решения проблемы; характеризуется скоростью, точностью, логикой, эффективным использованием известных методов и техник на основе накопленной информации.

Дивергентное мышление (от лат. divergero – расходиться) – мышление , ориентированное на творческий поиск решения проблем путем генерирования и оценки множества различных вариантов; имеет веерообразный, разветвлённый, спонтанный характер.

Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение .

Понятие (англ. concept , от лат. conceptum – что-то постигаемое) – ментальный символ (которые иногда рассматриваются как абстрактные сущности), используемый для обозначения класса объектов, характеризуемых общностью специфических свойств (признаков, характеристик).

Суждение (англ. proposition) – повествовательное предложение, отражающее взаимосвязи между объектами, их свойствами и признаками в форме высказывания, которое может быть истинным или ложным. Суждения могут формироваться непосредственно (на основе восприятия) и опосредованно (при помощи умозаключений).

Умозаключение (рассуждение) – процесс и результат извлечения (вывода) из исходных суждений, являющихся предпосылками, нового суждения, которое называется заключением.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – умозаключение , полученное путем вывода из конкретных фактов общих положений, принципов, правил (от частного к общему).

Дедукция (лат. deductio – выведение) – умозаключение , полученное путем вывода частного суждения из общего по правилам логики.

Аналогия (др.-греч. соотношение) – познавательный процесс передачи информации / смысла от одного объекта (аналога) на другой конкретный объект (цель); в узком смысле – умозаключение , полученное путем логического вывода частного суждения из другого частного суждения на основе некоторых элементов сходства.

Умственные действия (англ. mental actions ) – действия с образами, представлениями и понятиями, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства. Мыслительные операции, составляющие основу мыслительной деятельности человека:

  1. анализ (от др.-греч. разложение, расчленение) – разделение объекта на отдельные составляющие с целью получения нового знания или углубления понимания существенных свойств, связей и отношений между ними.
  2. синтез (от др.-греч. соединение, связывание) – объединение отдельных сущностей в единое целое – систему, которая приобретает новые свойства, не присущие ее составляющим (операция, обратная анализу);
  3. обобщение (англ. generalization) – расширение понятия путем рассмотрения его на более высокой ступени абстракции, переход от частного к общему понятию, имеющему более широкий объем и менее конкретное содержание.
  4. конкретизация (англ. specialization) – перенос знания об общем понятии на частное понятие более узкого объема с более конкретным содержанием (операция, обратная обобщению);
  5. сравнение (англ. сomparison) – качественное / количественное сопоставление свойств объектов для выявления сходств и различий между ними;
  6. абстрагирование (англ. abstraction) – сокращение информационного содержания понятия / наблюдаемого явления путем выделения и независимого рассмотрения его отдельных свойств;

Мыслительный процесс направлен на решение определенной задачи. Этапы решения задач:

  1. Изучение условий задачи, определение того, что дано, и что необходимо найти.
  2. Разработка стратегии решения задачи, включая общий план предполагаемых действий.
  3. Выбор конкретного метода (способа, инструмента) и поиск решения.
  4. Оценка полученных результатов.

В процессе решения задачи используются различные стратегии, например:

  • случайный перебор ("метод проб и ошибок") – из некоторого множества возможных вариантов решения случайным образом выбирается какой-то один, который затем подвергается оценке; перебор и оценка различных вариантов осуществляется до тех пор, пока не будет найдено правильное решение;
  • систематический (полный) перебор – поиска решения исчерпыванием всех возможных вариантов;
  • рациональный перебор ("последовательное приближение") – оптимальное решение задачи находится путем отсева подмножеств допустимых решений, заведомо не содержащих оптимальных решений.

Часто мышление заменяют другим словом – " интеллект ".

Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание) – это

  • самые общие психические способности (включая способность осознавать себя, рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, общаться, быстро учиться и учиться на собственном опыте), позволяющие человеку понимать окружающую среду и эффективно в ней адаптироваться;
  • результат процесса приобретения, хранения в памяти, поиска, объединения, сравнения и использования в новых контекстах информации и когнитивного опыта.

Для оценки общего интеллекта g (англ. general intelligence ) выделены следующие показатели (Дж. Кэрролл, [8]):

  • подвижный интеллект Gf (англ. fluid intelligence) – общие способности логически мыслить, анализировать и решать проблемы в новых условиях;
  • кристаллизовавшийся интеллект Gc (англ. crystallized intelligence) – способность использовать накопленный объем знаний и опыт на практике и передавать другим;
  • математические способности Gq (англ. quantitative reasoning) – способность понимать количественные понятия и отношения и манипулировать числами;
  • способность читать и писать Grw (англ. Reading and writing ability) – основные навыки чтения и письма;
  • кратковременная память Gsm (англ. short-term memory) – способность воспринимать и хранить оперативную информацию и использовать ее в течение нескольких секунд;
  • долговременное хранение и воспроизведение информации Glr (англ. long-term storage and retrieval) – способность хранить информацию и свободно извлекать ее в процессе мышления;
  • зрительная обработка Gv (англ. visual processing) – способность воспринимать, анализировать, синтезировать и мыслить визуальными образами, в том числе возможность хранить и воспроизводить визуальные репрезентации;
  • слуховая обработкаGa (англ. auditory processing) – способность анализировать, синтезировать и распознавать звуковые стимулы, в том числе способность обрабатывать и различать звуки речи, которые могут быть представлены в искаженном виде;
  • скорость обработки Gs (англ. processing speed) – способность автоматически выполнять когнитивные задачи, в частности, в сложных ситуациях, требующих концентрации внимания;
  • время / скорость реакции / принятия решения Gt (англ. decision/reaction time/speed) – время, необходимое для отклика на стимул или задачу (измеряется в секундах или долях секунды, в отличие от Gs, которая обычно измеряется с интервалом в 2 -3 минуты).

Творчество (англ. creativity, от лат. creare – создавать) – вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и неограниченным прагматическим результатам, заключающимся в создании нового и ценного продукта.

Фазы творческого процесса ( по Г. Уоллес):

  1. подготовительная фаза – формулируется задача, используются общие знания;
  2. инкубационная фаза – прямые попытки решения задачи не предпринимаются, а мысль направляется на что-нибудь другое;
  3. фаза просветления – достигается понимание;
  4. фазы проверки – испытываются результаты инсайта.

Анализ творчества осуществляется при помощи экспертных оценок и психометрического инструментария, используемого для измерения различных процессов мышления.

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, где строго определено, что надо постараться увидеть и в каком порядке, какие измерения надо проводить и в какое время.

Человек может представлять себе не только те объекты, предметы, явления, которые ему знакомы, но и те, которых никогда не было, он может фантазировать, воображать. Эти представления называются представлениями воображения. Воображение позволяет художнику писать картины, писателю— книги, инженеру — изобретать новые машины.


Английский философ XIX в. Герберт Спенсер считал, что интеллект является врожденным и наследственным свойством и представляет собой способность животных и человека приспосабливаться к сложным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

  1. способностью познавать, исследовать окружающий мир;
  2. всеобщностью, присутствием во всех видах умственной деятельности;
  3. наследуемостью (преимущественно). Интеллект достается (или не достается) нам от предков; окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.
  1. технические способности — умение использовать орудия труда, приспособления и т. п.;
  2. общественные способности — умение контактировать с людьми;
  3. умение пользоваться символами — цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.

Некоторые психологи выделяют также, как отдельную категорию интеллекта, творческие способности. Конечно, можно предположить, что интеллект человека зависит от размера мозга: чем больше мозг, тем выше интеллект. Однако это совсем не так. Например, у эскимосов Гренландии средний объем мозга — 1560 см 3 , у швейцарцев — 1770 см 3 , у голландцев — 1380 см 3 , а у индейцев Америки — 1280 см 3 , а никаких принципиальных различий в интеллекте, умственных способностях между представителями этих народов нет. Мало того, у одного совершенно нормального в отношении интеллекта англичанина объем мозга составлял всего 1096 см 3 .

Сейчас разработано огромное количество тестов для количественной оценки интеллекта. Чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ приблизительно равен 100. У четверти населения Земли этот коэффициент ниже 90, у другой четверти — выше 110. Людей, имеющих IQ ниже 70, причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15%. т. е. немало. А вот 2% людей имеют IQ 130—140, и их способности признаются блестящими.

Естественно, что оценивать интеллект следует у человека в тот момент, когда он хорошо отдохнул и не испытывает каких-то отрицательных эмоций. Ведь повышенные умственные нагрузки и даже небольшие, но длительные напряжения мозга приводят к развитию утомления, т. е. к временному снижению трудоспособности. При решении каких-то умственных задач, даже если это всего-навсего выполнение школьных уроков, человеку надо удобно сидеть, рабочее место должно быть хорошо освещено. При работе, требующей большой точности, яркость освещения должна быть большой, но свет не должен слепить глаза. Повышенный шум заставляет напрягать внимание и приводит к быстрому утомлению. Даже не очень значительный шум величиной 40 дБ может действовать раздражающе, а шум свыше 90 дБ приводит к быстрому утомлению нервной системы, а ведь это всего-навсего шум дорожного движения на городской магистрали.

Часто люди пытаются повысить свою умственную работоспособность, употребляя алкоголь, никотин, кофе, крепкий чай. Эти вещества действительно способны оказывать кратковременный тонизирующий эффект, особенно чай и кофе. Однако за усиленную работу мозга приходится платить бессонницей, ощущением разбитости, головной болью. Что же касается алкоголя и никотина, то они приводят к появлению быстрой зависимости. Нет смысла становиться алкоголиком ради нескольких минут якобы повышенной работоспособности, тем более что на фоне действия алкоголя мозг не может работать без многочисленных ошибок.

Проверьте свои знания

  1. Какие психические процессы относят к познавательным?
  2. С чего начинается познавательная деятельность?
  3. Что такое ощущение?
  4. Что такое восприятие?
  5. Чем наблюдение отличается от простого восприятия?
  6. Что является объектом восприятия, а что — фоном?
  7. Какие черты характеризуют интеллект?
  8. Существует ли зависимость интеллектуальных способностей от размера мозга?

Подумайте

Какая категория интеллекта по классификации Э. Торндайка характерна в первую очередь для высшей нервной деятельности человека?

Любая познавательная деятельность начинается с ощущения и восприятия, они фиксируются памятью в виде представлений. Представления того, чего никогда не было, называют представлениями воображения.

Интеллект характеризуют тремя основными чертами: способностью познавать окружающий мир, всеобщностью и наследуемостью (преимущественно).

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Познавательные процессы (психические) поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они образуют уникальность, индивидуальность каждого человека и являются средствами, инструментами всякого познания.

К познавательным психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы — это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.


Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений — объектов восприятия, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение объекта реального мира, всех свойств предмета.

Восприятие включает в себя и основывается на ощущении. Всякий образ включает в себя целый ряд ощущений, любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем; метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых явлений.

Развитие интеллекта оценивается по глубине знаний и способности человека не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно их использовать. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. Любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума — способность человека использовать имеющийся опыт, исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон и возможных взаимосвязей. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент факты, закономерности, которые убеждают в правильности выбора. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке. Широта мышления — способность охватить вопрос в целом, видеть многовариантность в решении проблемы.

Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него боязни нового и непривычного.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетическое свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. Существует также мнение, что интеллект не передаётся по наследству и не зависит от IQ родителей, хромосомы определяют интеллектуальные способности не более, чем на 30%. Но это вопрос спорный.

Творческие способности — это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше знаний, тем легче человеку взглянуть на исследуемый вопрос с разных сторон.


Творческие способности — это индивидуально психологические осо­бенности человека, проявляющиеся в деятельности и яв­ляющиеся условием успешности её выполнения. Это часть характеристики личности, выражающая меру освоения некоторой деятельности.

От спо­собностей зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — при­жизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Творческий человек — это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение.

Творческие способности делятся на три основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности).

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность).

3. Умственные способности

Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность наиболее успешного выполнения какой-либо деятельности.

Выделяются особенности одаренных людей:

  • сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
  • способность к нестандартному восприятию;
  • интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
  • дивергентное мышление;
  • любознательность;
  • мужество;
  • воображение;
  • конкретность мышления;
  • смелость;
  • эстетическая чувствительность.

Талант — высокий показатель развития специальных способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития общечеловеческой культуры (музыкальных, литературных и т. д.). Деятельность талантливого человека отличается новизной и оригинальностью.

Гениальность — высший уровень развития способностей — характеристика интеллекта и личности, высшая степень творческой одаренности.

Талант и гениальность — врожденные качества человека, но они не передаются по наследству. Талантливые люди рождаются не только у талантливых родителей. А неталантливые дети могут быть в семье очень талантливых родителей. В роду композиторов Бахов гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям, даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых — только Иван Петрович.

Чтобы проявились одарённость, талант или гениальность требуются высокая работоспособность и самоотдача человека, огромное желание овладения знаниями и навыками.

Коэффициент интеллекта (IQ) — это один из способов оценки умственных способностей человека. Он основан на том, что испытуемому предлагают продолжить цифровой ряд, завершить фигуру, сравнить рисунки, сделать логический вывод, а затем по специальным таблицам выводят коэффициент интеллекта — IQ. Однако этот количественный показатель позволяет оценить только способность к логическому мышлению и абстрагированию. Кроме того, тест проходит на время, поэтому зависит от скорости реакции (мышления) испытуемого. Этот тест ничего не говорит об обучаемости, то есть интеллектуальном потенциале человека и не отражает других особенностей и врождённых способностей. Кроме того, высокий IQ не гарантирует успехов в учёбе или профессиональной деятельности, поскольку человек обладает несколькими разновидностями ума.

Современная система испытаний умственных способностей включает тесты на способность оперировать словами, обращаться с абстрактными понятиями, исследует пространственное воображение и память.

Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Сегодня интерес к тестам IQ очень вырос, значение IQ часто используется для оценки кандидатов на профессиональную пригодность и для прогноза успеха профессиональной деятельности.


Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический возраст. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда — Бине в 1916 году.

Тесты IQ разработаны таким образом: результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100, и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 характеризуют как умственную отсталость. Таких людей примерно 15%.

Cуществуют стандартизированные значения или уровни IQ:

  • IQ в диапозоне 65 — 85 — низкий уровень инттелекта;
  • IQ в диапозоне 85 — 100 — нормальный уровень (нижняя граница нормы);
  • IQ в диапозоне 100 — 115 — нормальный уровень (верхняя граница нормы);
  • IQ в диапозоне 115 — 130 — высокий уровень развития интеллектуальных способностей;
  • IQ в диапозоне 130 — 160 — умственная одаренность.

Лев Семёнович Выготский, выдающийся cоветский психолог, считал, что IQ ребёнка ничего не говорит о его дальнейшем развитии.


Интеллект, ум, разум, рассудок — это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (способность к рациональному познанию, мышлению, ориентировке, критические способности, умение адаптироваться к новой ситуации). Точно определить, что же это такое, очень трудно, поэтому учёные предлагают несколько критериев. Существуют две наиболее распространённые теории:

Человек имеет 4 различных типа ума:

2. Концептуальный ум. Этот ум позволяет человеку хорошо решать логические, математические и физические задачи, поскольку связан с абстрактно-логическим мышлением. Подобный ум хорошо развит у учёных, занимающихся точными науками.

Как правило, у человека развиты сразу несколько разновидностей ума, но один может доминировать. Хотя в истории известны выдающиеся личности, проявившие себя во многих отраслях человеческой деятельности. Например, М. В. Ломоносов или Леонардо да Винчи.

Человек обладает семью способностями (талантами):

1. Способность к абстрактно-логическому мышлению, или общий интеллект. Измеряется с помощью коэффициента интеллекта - IQ.

2. Эмоциональный, или социальный, интеллект (EQ). Это способность понимать состояние другого, уверенность в себе, самоконтроль, такт, восприимчивость, способность здраво мыслить в состоянии эмоционального возбуждения. Данный вид интеллекта необходим психотерапевтам, писателям, философам, политикам, учителям.

3. Речевые способности, или лингвистический интеллект. Позволяет быстро и качественно усваивать языки. Этот интеллект очень важен для филологов, лингвистов, поэтов, писателей.

4. Логически-математические способности, или концептуальный интеллект. Позволяет выделять главное, быстро находить нужное правило для решения абстрактных задач. Важен для математиков, физиков, химиков, лингвистов.

5. Способность к пространственной ориентации, или пространственный интеллект. Позволяет ориентироваться в пространстве, то есть не заблудиться в лесу, в открытом море, в городе. Необходим скульпторам, архитекторам, географам, геодезистам, картографам.

6. Физико-кинестические способности, или двигательный интеллект. Позволяет быстро усваивать различные движения. Необходим спортсменам, танцорам и музыкантам, играющим на музыкальных инструментах.

7. Музыкальные способности, или музыкальный интеллект. Позволяет хорошо различать звуки и ритмы. Необходим музыкантам и танцорам.

Читайте также: