Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов позволяет нам построить процесс обучения физике и географии, в котором рационально будут сочетаться обычные и компьютерные формы организации учебного процесса, что дает возможность перейти на новый уровень качества в передаче и усвоении системы знаний.

Использование ИКТ повышает мотивацию школьников к обучению, способствует развитию познавательной деятельности, развивает творческое мышлении, память, воображение и другие психические процессы.

Информационные образовательные ресурсы включают в себя: электронные учебники, интерактивные карты, программы, тренажеры, программы тестирования.

Использование Интернета открывает широкие возможности обучения :

Почти на каждом уроке мы используем интерактивную доску. Доска разнообразит урок, например, играми или возможностью пользования вебсайтами, упрощает объяснение нового материала, позволяет выйти за рамки программы. Используя доску, можно изменить неверное расположение объекта на карте, вернуться к ранее изученному материалу. Но подготовка урока с использованием её требует значительно больше времени у

Применение информационных технологий способствует усвоению приемов рациональной умственной деятельности школьниками, дает возможность решать задачи современной школы по качественной подготовке выпускника, умеющего получать информацию из различных источников, обрабатывать её и применять в реальных ситуациях.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации сферы образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность обра­зовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разра­боток, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.

Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в россий­ской системе высшего образования могут служить Мос­ковский государственный институт экономики, статис­тики и информатики (МЭСИ), а также Пензенский технологический институт (ПТИ), функционирующий в составе Пензенского государственного университета.

Процесс создания системы комплексной информа­тизации ПТИ, по информации его ректора профессора В.Б. Моисеева, осуществлялся в течение шести лет, на­чиная с 1993 года, и в настоящее время находится на завершающей стадии. В институте этой системой охва­чены все факультеты и кафедры, как общеобразователь­ные, так и специализированные. Созданы четыре муль­тимедийных центра по информационной поддержке образовательного процесса, разработана и внедрена собственная методология и технология подготовки элек­тронных версий учебных программ и пособий, а также электронных учебников, доля которых в общем объеме используемых учебных материалов в 1999 году прибли­зилась к 90%. В институте функционирует центр под­ключения к международной информационной сети Internet, а также специальный класс для повышения ком­пьютерной подготовки преподавателей.

Что же касается дальнейших перспектив развития педагогической информатики, то наиболее важным здесь представляется развитие методов и новых информационных технологий для целей развивающего образования. Эти методы должны содействовать развитию у обучаю­щихся таких качеств, как пространственное вооб­ражение, ассоциативная память, интуиция и других. Тем более, что быстро возрастающие функциональные харак­теристики средств информатики представляют для дос­тижения этих целей все новые и новые возможности.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации сферы образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность обра­зовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разра­боток, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.

Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в россий­ской системе высшего образования могут служить Мос­ковский государственный институт экономики, статис­тики и информатики (МЭСИ), а также Пензенский технологический институт (ПТИ), функционирующий в составе Пензенского государственного университета.




Процесс создания системы комплексной информа­тизации ПТИ, по информации его ректора профессора В.Б. Моисеева, осуществлялся в течение шести лет, на­чиная с 1993 года, и в настоящее время находится на завершающей стадии. В институте этой системой охва­чены все факультеты и кафедры, как общеобразователь­ные, так и специализированные. Созданы четыре муль­тимедийных центра по информационной поддержке образовательного процесса, разработана и внедрена собственная методология и технология подготовки элек­тронных версий учебных программ и пособий, а также электронных учебников, доля которых в общем объеме используемых учебных материалов в 1999 году прибли­зилась к 90%. В институте функционирует центр под­ключения к международной информационной сети Internet, а также специальный класс для повышения ком­пьютерной подготовки преподавателей.

Что же касается дальнейших перспектив развития педагогической информатики, то наиболее важным здесь представляется развитие методов и новых информационных технологий для целей развивающего образования. Эти методы должны содействовать развитию у обучаю­щихся таких качеств, как пространственное вооб­ражение, ассоциативная память, интуиция и других. Тем более, что быстро возрастающие функциональные харак­теристики средств информатики представляют для дос­тижения этих целей все новые и новые возможности.

Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической модели.

ВложениеРазмер
informatizatsiya_obrazovaniya_kak_sredstvo_povysheniya_ego_kachestva_kamertau.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

(Россия, с. Прасковея)

Заведующая отделением экономики, бухгалтерского учета и коммерции

Образование не может не учитывать современные реалии, поэтому уже сегодня появляются и внедряются в жизнь элементы новой по построению и содержанию образовательной системы, совершается переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической модели .

Исторический опыт показывает, что появление каждого нового средства хранения, передачи информации и доступа к ней ведет к появлению новой образовательной модели и ее доминирующему положению в обществе, причем, чем совершеннее средство, тем быстрее идет процесс формирования модели. Очевидно, что компьютер в вышеназванной функции во много раз совершеннее предыдущих. Уже на одном этом основании можно с уверенностью прогнозировать, что компьютерные технологии приведут, в конечном счете, к смене доминирующей сегодня модели образования. И эти изменения, скорее всего, будут происходить гораздо быстрее и гораздо радикальнее, чем в предшествующие эпохи: компьютер, имея огромные преимущества перед книгой как хранилищем информации, обладает целым рядом возможностей, ей недоступных. Он и в количественном, и в качественном отношении новый инструмент.

Компьютер – это не только средство, кардинально расширяющее информационное пространство, это универсальный инструмент деятельности человека практически во всех сферах, именно в силу этого он не может не стать главным инструментом в образовательном процессе.

Итак, важнейшим современным средством повышения качества образования является его информатизация, основанная на активном использовании в учебном процессе компьютерных (информационных) технологий, позволяющих значительно расширить область самостоятельной работы обучаемых, обеспечить высокую активность их работы с учебными материалами[11].

Принимая во внимание закономерности в смене и развитии образовательных моделей, современные тенденции в области образования, а также возможности информационных технологий, можно представить новую образовательную модель следующим образом:

компьютер (источник информации, практика, контроль) — учитель (отбор материала для обучения, организация групповой и индивидуальной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учеников с электронными средствами обучения через партнерство, организация объективных форм контроля) — учебные информационные материалы (традиционные, электронные) - ученик (восприятие и усвоение, самостоятельная работа под руководством и при содействии учителя, самоконтроль).

В настоящее время информатизация сферы образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. Современный компьютер отнюдь не предмет фантастического сюжета: вечером надел шлем, а утром стал специалистом. Структура образовательного процесса не меняется: как и тысячи лет назад, обучение включает три основных компонента – получение информации , практические занятия и аттестацию[10].

С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом – к более творческой работе.

С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом – повышают качество образования.

Отправной точкой, аксиомами при анализе возможностей компьютерных технологий обучения являются два очевидных соображения:

  • Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет. Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной степени моделирует деятельность преподавателя.
  • Электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, должно быть нацелено на то, чего полиграфическое издание дать не может. Подчеркнем, что ЭИ не должно именно дублировать. Когда книги попросту нет, крайне полезен и электронный текст.

Необходимо рассматривать два уровня применения компьютерных технологий в системе образования.

На втором уровне компьютерные технологии и образовательный процесс приобретают признаки конвергенции, т.е. взаимного влияния друг на друга, что, в конечном счете, приводит к изменению методических и дидактических возможностей образования, а далее его функциональной и организационной структуры, а, следовательно, появлению новых форм образовательного процесса. Влияние компьютерных технологий обусловлено тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, компьютерные технологии обеспечивают процессу обучения новые возможности, а многие существующие функции реализуются в ином, более качественном виде[2].

Основными преимуществами информационных технологий для образования являются:

  • создание условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;
  • более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности (особенно для адаптивных ЭИ, способных настраиваться на текущий уровень знаний обучаемого и область его интересов);
  • возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов;
  • возможность взаимодействия с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений (когнитивная графика);
  • возможность представления уникальной информации мультимедиа средствами;
  • возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;
  • возможность автоматической генерации большого числа неповторяющихся заданий для контроля знаний, умений и навыков;
  • возможность автоматизированного поиска информации и более удобного доступа к ней;
  • создание условий для эффективной реализации новейших психолого-педагогических методик, базирующихся на игровых и состязательных формах обучения, погружении в виртуальную реальность и др.)[6].

Действительно, на втором уровне информационные технологии выполняют не только функции вспомогательного учебного средства, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют появлению новых форм обучения.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий[10].

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений [4].

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Список использованной литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, как действенное средство повышения его качества.

Обучающиеся коррекционного учреждения VIIIвида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума.


Мещерова Е.В., учитель химии "РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ"

Мещерова Е.В., учитель химииРЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ Лю.


Всероссийский вебинар :" Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников , как необходимого условия повышения качества современного образования"

quot; Альманах педагога".


Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху.


Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Успешный детско-юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотиво.

Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и.

Развитие технологий повлекло за собой информатизацию общества. Сегодня трудно представить себе дом, в котором не было бы телевизора и компьютера, человека, который не умеет пользоваться интернетом. Информационные технологии прочно и уверенно проникают во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и система образования. Сегодня проблемами внедрения занимается не только министерство, но и центр информатизации и оценки качества образования, расположенный в городе Иваново.

Далее мы поговорим об основных проблемах и задачах данной тенденции, ее возможностях, а также рассмотрим положительные и отрицательные моменты.

Определение проблемы

Информатизация образования – это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.

информатизация образования это

Информатизация образования, в первую очередь, направлена на разработку методов и средств, ориентированных на реализацию основных воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью использования новейших достижений компьютерной техники. Сюда относится компьютерное обучение школьников, овладение ими современными достижениями ИКТ, модернизация образования, целей, методов, и форм обучения, его содержания.

Процесс информатизации образования имеет свои цели. К ним относится:

1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.

2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.

3. Изменение модели управления образованием.

4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.

Основные причины

Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:

- Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники, студенты.

информатизация системы образования

- Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть свой компьютерный класс, а большинство современных школ и университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и доски в каждой аудитории.

- Курс на формирование новой информационной среды общества, инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ.

Основы процесса

Информатизация сферы образования основывается на достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:

Благодаря им в образование внедряются не только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.

Основные направления информатизации образования

Для реализации основных целей центр информатизации качества образования предлагает проводить работы по следующим направлениям:

1. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.

2. Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем это позволит ученикам пользоваться информационно-образовательными ресурсами непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте.

центр информатизации образования

3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. В дальнейшем планируется тщательно проработать методику обучения и снизить его стоимость, что позволит сделать его доступным каждому.

4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач, которую преследует информатизация. Качество образования при этом должно значительно вырасти, считают эксперты.

5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В последнее время популярной стала и проблема разработки электронных учебников, которые позволят значительно повысить эффективность обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые, составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для своих учеников.

6. Открытие информационных образовательных центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными технологиями и методами их применения в образовательной сфере.

7. Информатизация образования – это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в учебный процесс информационных коммуникационных технологий. Естественно, что для внедрения новых технологий необходима законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности, порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные пособия.

Преимущества информатизации

Отметим основные преимущества данного процесса.

1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных материалов.

2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.

средства информатизации образования

3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.

4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с применением компьютерных технологий более интересны детям, чем традиционные.

5. Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик – компьютер.

6. Совершенствование системы управления образованием.

7. Развитие альтернативного и логического мышления.

8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

9. Индивидуализация обучения.

Недостатки использования ИКТ в обучении

Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:

1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.

2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик - компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.

3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.

4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.

информатизация сферы образования

5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.

6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.

Возможности

Центр информатизации образования отмечает, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит:

- Создать открытую систему образования, обеспечивающую возможность получения качественного самообразования. Процесс обучения станет дифференцированным и индивидуальным.

- Внести изменения в организацию процесса познания и его смещение в сторону системного мышления.

- Предоставить новые возможности для ускорения интеллектуального развития личности.

- Разработать новые педагогические практики.

- Организовать мгновенную обратную связь между учениками и средствами ИКТ.

- Визуализировать учебную информацию.

- Создать новую высокоэффективную систему управления образованием.

Трудности в реализации

Информатизация системы образования имеет две основные проблемы, которые существенно влияют на скорость внедрения ИКТ в учебный процесс.

информатизация современного образования

1. Формирование постоянной потребности педагогов применять компьютеры. Переход на новую систему требует постоянного и непрерывного применения ИКТ в ходе обучения. На сегодняшний день далеко не все педагоги понимают значимость данного процесса и стремятся проводить занятия по старым стандартам, без использования технологий.

2. Необходимость непрерывного повышения информационной компетентности педагога. При работе с ИКТ учитель должен постоянно совершенствоваться, узнавать новые методы и приемы работы, осваивать все новые и новые программы. Далеко не всех устраивает такое положение дел. Кроме того, как это ни прискорбно, далеко не все педагоги умеют пользоваться компьютером.

Средства информатизации

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть - средства информатизации образования. Это компьютерное аппаратное и программное обеспечение, которое используется для достижения образовательных целей.

К основным средствам информатизации относятся:

- средства для записи и воспроизведение звука и видео;

- радио и телетехника;

- проекционное и оптическое кинооборудование;

- компьютерные средства обучения – программы, учебники;

- телекоммуникационные средства обучения.

Ниже мы рассмотрим особенности применения компьютеров и электронных учебников в сфере образования.

Использование компьютеров в образовательном процессе

Как уже упоминалось, информатизация образования – это также и использование компьютеров в образовательном процессе. Данное направление получило название компьютеризации и подразумевает активное применение компьютерных технологий в процессе обучения.

центр информатизации и оценки качества образования

Как можно разнообразить урок при помощи персонального компьютера?

Электронный учебник как одно из основных средств информатизации

Когда мы разбирали технологии информатизации образования, то упоминали и электронные учебники и пособия. Считается, что с их помощью учащиеся смогут намного лучше усвоить учебный материал. В чем же причины? В использовании не только текстового, но и мультимедийного материала.

Классический электронный учебник содержит в себе:

Однако проблема состоит в том, что нет единого электронного учебника для преподавания того или иного предмета. Центр информатизации образования в дальнейшем обязан провести работу по созданию единых для всех учебников по предметам для дальнейшего их использования в школах.

Ивановский центр информатизации

На сегодняшний день наиболее заинтересован в решении данных проблем Ивановский центр информатизации и оценки качества образования.

Специалисты центра проводят работы в следующих направлениях:

1. Информатизация образовательных учреждений Ивановской области.

2. Обучение педагогов в области применения ИКТ.

3. Оценка качества образования в области.

4. Работа со школьниками в области ИКТ.

5. Проведение ежегодных курсов повышения квалификации для учителей ИКТ и информатики.

6. Презентация и содействие в приобретении новых учебников по ИКТ и информатике.

7. Создание банка программного обеспечения по курсу информатики и ИКТ.

8. Проведение семинаров и курсов по новым компьютерным технологиям.

9. Создание банка методический работ учителей информатики и ИКТ.

10. Работа лагеря "Юный информатик".

11. Дистанционная школа заочного обучения "Творите и общайтесь".

Выводы

Информатизация образования – это сложный и длительный процесс, направленный на внедрение в обучение средств ИКТ и новых методик обучения. Он имеет как преимущества, так и недостатки. Его основная цель состоит в повышении качества образования на всех уровнях.


В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Ключевые слова: образование, общество, электронные учебные ресурсы, электронное обучение.

Для современного общества получение новых знаний, освоение новых технологий, методов управления общественными и научными процессами приобретает важное значение. Любой вид деятельности должен проходить определенные этапы, которые непосредственно связаны со сбором информации, ее анализом, выбором приоритетных задач, нахождением оптимальных вариантов решения данных задач, формированием подходов к осуществлению задуманных целей.

Одна из главных позиций в информатизации общества отводится информатизации в сфере образования. Информатизация образования — это процесс обеспечения системы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.

Процесс информатизации образования включает в себя систему мероприятий [1]:

  • оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
  • подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;
  • создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных баз данных на региональном и государственном уровне.
  • формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей
  • создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини семинары, постоянно-действующие семинары, конференции.) [3].

Процесс информатизации образования подразумевает не только применение в школах, университетах и других учебных заведениях новейших информационных технологий, но и совершенствование системы организации учебной деятельности путем трансформации методов и форм преподнесения информации с целью пробуждения у обучающихся интереса к получению новых знаний, развития у них творческой активности. Несомненно, в первую очередь необходимым является создание информационно-технологической среды с использованием новейших проекторов, экранов, компьютеров и другой техники, позволяющий раскрыть информацию через презентации, конференции, семинары.

Но настоящий момент времени ситуация сложилась таким образом, что молодое поколение все больше интересует использование информационных технологий в качестве развлечений, а не в целях обучения и получения новых знаний. Для того чтобы развить у обучающихся интерес использовать информационные технологии в научных целях должен быть компетентный учитель, преподаватель, который способен обучить данное поколение жить в век и информационных технологий и дать основу владения этими технологиями. То есть процесс информатизации образования невозможен без участия грамотного и квалифицированного специалиста, глубоко знающего процессы, происходящие в образовании, умеющего использовать ИТ в своей профессиональной деятельности, обладающего грамотностью, эрудицией и т. д.

Вместе с этим информатизация в образовании имеет ряд противоречий.

 Большинство преподавателей на своих дисциплинах сталкиваются с некачественным программным обеспечением, с техническими сложностями организации процесса обучения и из-за этого они отказываются от применения компьютерных технологий на занятиях.

 Многие из информационных технологий в стенах учебных заведений в полной мере не обеспечены нужным для обучения пакетом программ;

 Поскольку одним из основных направлений информатизации является построение информационного образовательного пространства, то в данном контексте возникают такие проблемы как: отсутствие единого стандарта программного обеспечения, недостаток технического персонала по обслуживанию технических устройств.

 Отсутствие единой информационной культуры

 Большинство сельских школ, региональных вузов слабо оснащены, либо вообще не оснащены технически, что в значительной мере затрудняет учебные процессы. Но это в большей степени проблема государства, которое выделяет недостаточное количество денежных средств на приобретение необходимого оборудования.

Актуальными проблемами являются:

— проблемы, связанные с консервативностью изданий на CD и использовании при их проектировании устаревших представлений об архитектуре программного обеспечения, где следствием является: быстрое устаревание учебного курса, отсутствие возможности изменения или дополнения существующего издания новыми модулями;

— проблемы, связанные с вопросами создания спецификаций для разрабатываемых объектов и дальнейшей стандартизации технологий информатизации образования. Без решения данных вопросов не обеспечить такие важные требования к ресурсам современных ЭУК как управляемость, доступность;

— проблемы, связанные с практическим внедрением ЭУК в процесс обучения. К ним имеют отношение как вопросы подготовки педагогических кадров и повышения их компетентности в области использования средств ИКТ, так и проработанность самих электронных курсов в сфере методической поддержки [2].

Использование различных образовательных средств ИКТ в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1 освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;

2 выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области;

4 развитие способностей к определенным видам деятельности;

5 проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов;

6 восстановление знаний, умений и навыков.

Несомненно, сегодня электронные учебные ресурсы становятся определяющим элементом развития образования. Но как любая образовательная технология, включение в учебный процесс электронных ресурсов должно отвечать законам педагогики, новым условиям обучения, требованиям образовательной организации, а самое главное требованиям Закона об образовании федеральным государственным образовательным стандартам. Электронное обучение имеет свои преимущества по сравнению с традиционным, но наибольший эффект, по мнению исследователей, дает смешанная технология обучения. Смешанная модель обучения позволяет совмещать традиционное обучение, где занятия проводятся в аудиторном виде (лекции, семинары лабораторные работы), при этом проводя часть практических мероприятий в электронном виде. Это позволяет преподавателю концентрировать внимание на более интересных и сложных темах курса, не уделяя такого же внимания основным теоретическим понятиям, которые студент усваивает, выполняя электронные тестирования или принимая участие в обсуждении в форуме или блоге [4].

Изучая опыт применения смешанного обучения в Орловском государственном аграрном университете можно отметить, что реализации этих образовательных технологий осуществляется в несколько этапов [5]:

1. Концептуальный. На данном этапе определяется цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т. п.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов.

3. Операционный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на электронный средства обучения, и способов их реализации, а так же выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом.

При организации занятий необходимо учитывать уровень подготовки студентов, методическую цель занятия, тип занятия (лекция, практика или лабораторная работа), готовность обучающихся к восприятию информации с помощью новых технологий.В целом применение электронных технологий обучения в образовании полезно, если та или иная образовательная электронная технология позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Электронное обучение позволяет повысить восприятие информации и качество обучения путем внедрения в учебный процесс различных активных и интерактивных форм, что является в настоящее время и обязательным требованием высшей школы. Большинство из методик применения таких форм обучения могут и должны сопровождаться применением вычислительной и коммуникационной техники. Для обеспечения применения электронного обучения необходимы ресурсы: технические кадровые, учебно-методические. Все это требует значительных финансовых и временных затрат. Но усилия, затраченные на разработку данных видов занятий с применением ИКТ, компенсируются, если применение ИКТ методически оправдано, продуктивно.

Основные термины (генерируются автоматически): электронное обучение, образование, процесс, получение новых знаний, ресурс, учебный процесс, вид деятельности, восприятие информации, проблема, программное обеспечение.

Читайте также: