План урока проценты нахождение процентов от числа

Обновлено: 02.07.2024

Создать условия для формирования представления о процентах как новой формой записи числа; о представлении процентов в виде десятичной дроби и наоборот; познакомить учащихся с алгоритмом нахождения процентов от числа.

образовательные ( формирование познавательных УУД а ) знать определение процента и правил обращения дробей в проценты и наоборот и уметь применять их при решении;

развивающие ( формирование регулятивных УУД ): умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

воспитательные ( формирование коммуникативных и личностных УУД ) : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение процента и правила обращения дробей в проценты и наоборот и уметь применять их при решении.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; познавательные: уметь структурировать знания, использовать схемы для решения задач.

Основные понятия

Учебник математики авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М. : Вентана-Граф,2015г

Математика: 5 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. — М. : Вентана-Граф,2015г

Презентация; набор полосок на каждую парту; набор карточек для каждого ученика.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1) включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Девиз урока: слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу урок начать словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712-1778): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

Включаются в деловой ритм урока.

Метапредметные: коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

регулятивные

организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация опорных знаний

Цель: 1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового

знания: анализ, сравнение, обобщение.

2)С помощью листа бумаги показать наиболее часто используемые дроби.

3)Вычислите и сопоставьте ответы с буквами в таблице и составьте слово:

-Давайте сравним полученные во всех заданиях ответы одинаковые.

- А какие дроби чаще всего встречаются в обычной жизни? Давайте проиллюстрируем это с помощью листа бумаги.

- Назовите эти дроби.

-1/100 тоже имеет свое название, а что бы его узнать выполним следующее задание.– правильный ответ на вопрос открывает.

-Одной я сотою зовусь,

В расчетах вам всем пригожусь.

Но лишь три буковки убрать,

Могу я денежкою стать.

-Какое слово мы получили?

-Что же такое процент?

-Сформулируйте тему и цель нашего урока. Запишем в тетрадь тему урока.

Процент. Итак, в первом задании мы находили сотую часть числа. Значит 1%-это сотая часть числа. величины.

Участвуют в работе, отвечают на поставленные вопросы.

Работают в парах

-Во всех заданиях ответом является дробь - 1/100.

познавательные структурирование собственных знаний.

Метапредметные

коммуникативные организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

регулятивные контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Метод проблемной ситуации . Открытие новых знаний.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Историческая справка

Проценты –часто встречаются в повседневной жизни. Мы часто читаем или слышим, что в выборах приняли участие 52% избирателей, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира.

Слово “процент” происходит от латинского слова pro centum, что буквально означает “со ста”. В клинописных табличках содержатся задачи на расчет процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Они называли процентами деньги, которые платил должник за каждую сотню. В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать проценты с процентов, т.е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и для облегчения труда при вычисления процентов разрабатывали свои особые таблицы. Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 г. Симон Стевин – инженер из города Брюгге. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого, принимаемого за единицу.

-Давайте послушаем небольшую историческую справку о том, когда появилось слово процент.

-Итак, в первом задании мы находили сотую часть числа, значит мы находили 1%. А как мы находили сотую часть числа? (делили на 100)

Значит, записываем в тетрадь:


1% = = 0,01

Обозначение: %.

Вывод, чтобы проценты записать десятичной или обыкновенной дробью, нужно число, стоящее перед знаком процент, разделить на 100.

- А как, вы думаете, как выполнить обратное преобразование, как десятичную или обыкновенную дробь записать в процентах?

-Запомните равенства и запишите в тетрадь:


Проблемная ситуация

Дан текст, прочитайте и с помощью него решите задачи Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?

Из 1800 га поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?

Что такое проценты?

Сколько процентов содержит вся величина?

Как вычислить 1 % ?

Как обратить проценты в десятичную дробь?

Как обратить десятичную дробь в проценты?

-умножить на 100.

познавательные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, Развиваются умения ставить проблему,

формулировать гипотезу, применять методы исследования

(наблюдения, опыт, эксперимент, опрос, сравнение, анализ ит.д

Личностные: самоопределение

Метапредметные

регулятивные целеполагание.

коммуникативные умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: 1) уточнение темы урока;

2) определение средств (алгоритмы, модели, правила).

Выполнение заданий: №№ 1062, 1064.

-Разбор задачи 1 из учебника.

Клубника содержит 6% сахара. Сколько килограммов сахара содержится в 15 кг клубники?

Создание проблемной ситуации.

-Что известно в задаче?

-Что необходимо узнать?

-Как найти 6% от 15 кг?

-Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?

- Что необходимо сначала определить?

-Что мы находили в этой задаче? (6% от 15 кг, т.е. процент от числа.)

Такие задачи называются задачами на нахождение процентов от числа.

Решают и записывают решения в тетради и на доске

Предметные познавательные: работа с информацией, использование знако-символических средств, общих схем решения

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Метапредметные

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

регулятивные: п ланирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Математическая зарядка (цель: проанализировать ошибки в домашней работе, настроить класс на активную работу)

30%=0,3 50%=0,05 7%=0,07

0,31=31% 2,6=26% 0,4=40%

- Сейчас мы проведем математическую зарядку. Если вы, ребята согласны с утверждением, то поднимаете руки вперед, если нет, то – вверх.

Да нет да нет да да нет да

5. Контроль усвоения

Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Выполняют самостоятельную работу, составляют слова, которые являются частью пословицы.

Ученье - свет, а неученье тьма.

Самостоятельная работа в парах.

Работают самостоятельно в тетради

Метапредметные

регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Подведение итогов урока

Цель: Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


Закрепить навыки учащихся записи процентов в виде десятичной дроби и десятичной дроби в виде процентов, нахождения процентов от числа, решения задач на нахождение процентов от числа

  • Создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение процентов от числа, формировать умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
Название этапа Методический комментарий
1 Этап 1. Актуализация знаний
2 Этап 2. Закрепление изученного материала Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № 1071, 1073, 1075, 1077. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 2, 3, 4, 5. № 1073. Надо разъяснить учащимся, что, решая эту задачу, невыгодно находить отдельно, сколько было собрано килограммов огурцов и сколько картофеля. Удобнее найти, сколько процентов собранного урожая составляла капуста.
3 Этап 3. Контроль и коррекция знаний Математические диктанты направлены на формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать, обрабатывать и преобразовывать информацию. После самостоятельной работы над диктантом целесообразно провести обсуждение его или проверку в классе для того, чтобы выявить типичные ошибки и устранить их.
4 Этап 4. Повторение Для повторения можно использовать задание из учебника.
5 Этап 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке Для подведения итогов урока можно предложить учащимся продолжить высказывания об уроке.
6 Этап 6. Информация о домашнем задании Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 37, № 1072, 1074, 1076.


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : "Нахождение процента от числа" Цель урока: Познакомить с правилом нахождения процента.

Цели и задачи: Познакомить с правилом нахождения процентов от числа.

Тренировать умение решать задачи на нахождение процента от числа.

Способствовать развитию логического мышления.

Расширять словарный запас.

Вид урока: Комбинированный урок.

Оборудование: Таблица, индивидуальные карточки, учебники, тетради.

Орг. Момент.

- Какое сегодня число?

- Какая тема урока?

- Что будем делать?

(Мы познакомимся с правилами нахождения процента от числа. Мы будем учиться решать задачи на нахождение процента от числа).

Основная часть:

а) Устные упражнения.

1). Представить дробь в виде процента.

2). Представить процент в виде дроби.

б). Объяснение нового материала.

Задача. До обеда магазин продал 60 кг овощей. Из них 12% составила морковь. Сколько кг моркови магазин продал до обеда?

Одну сотую часть числа (величины) называют процентом этого числа (величины).

Процентом называют сотую часть целого, принимаемого за единицу.

Основная литература

  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одну сотую часть числа (величины) называют одним процентом этого числа (величины).

Ещё одно определение:

Найдём 1 % от 400 м.

Воспользуемся определением процента:


Ответ: 1 % от 400 м равен 4 м.

Найдите 25 % от 144 л молока.

Найдём, чему равен один процент от всего молока:


Решим задачу с помощью пропорции.

Большее количество литров соответствует большему количеству процентов, имеем прямо пропорциональную связь.

Икс является средним членом пропорции, для его нахождения нужно найти произведение крайних членов и разделить на известный средний член.

Читайте также: