Как подготавливают основу и наклеивают на нее мозаичный набор кратко

Обновлено: 15.05.2024

Наклеивание мозаичного набора производится в несколько этапов. Сначала следует подготовить основу для нанесения клея. Она должна быть идеально выровнен­ ной, т. е. не иметь царапин, трещин, сучков. Шероховатость поверхности должна быть умеренной, для того чтобы клей хорошо держался.

Материал для основы следует выбирать в соответствии с видом отделываемого изделия. Для мебели и больших на­ стенных панно подходят древесностружечные и столярные плиты, для мелких изделий — фанера и массивная древесина.

Так как древесина имеет свойство коробиться от воздей­ ствия влаги, материал для основы может иметь неровную поверхность и его необходимо калибровать. После этого по­ верхность надо тщательно отшлифовать. Труд можно облегчить, если применять электрическую шлифовальную машинку.

В мебельном и столярном производствах неровные поверхности выравнивают с помощью шлифовки на круп­нозернистой шкурке или с помощью цинубления.

Цинублением называется процесс, когда на поверхность наносятся риски с помощью специального струга с лезвием, имеющим небольшие зубцы. При прессовании риски смина­ ются и поверхность выравнивается.

Заколы и трещины можно заделать шпатлевкой, приго­ товленной на клеевой основе и древесной муке, смешанных в пропорции 3: 1. Клей должен быть тот же, которым будет производиться наклейка мозаичного набора. После заделки трещин основание шлифуется.

Когда основание подготовлено, следует нанести на него клей. Существуют два способа приклеивания к основанию: горячий и холодный. Для приклеивания мозаичного набора можно применить поливинилацетатную дисперсию, более известную как клей ПВА.

К его преимуществам относится то, что он безвреден, а также может храниться очень долгое время. От длитель­ного хранения он загустевает, но если хорошо его разме­ шать, он снова готов к работе. Если все же дисперсия слиш­ ком вязкая, можно развести ее смачивателем. При высыхании клей ПВА образует прозрачную пленку, из-за чего просочившийся клей не видно.

Конструкция приспособлений достаточно проста. В пер­ вом случае емкость, в которую наливается клей, сообщает­ ся с распределяющим и наносящим валиками. Между ними имеются регулируемые зазоры. Клей наносится следую щим образом: приспособление удерживается за рукоятку и валик прокатывается по основе.

Другое приспособление действует еще по более просто­ му принципу: в емкости для клея располагается валик, а рядом — линейка, которая при его вращении снимает из­ лишки клея. Это приспособление работает так: в емкость заливается клеевой состав, к валику прислоняется основа и прокатывается.

При наклеивании набора во избежание коробления под набор подкладывается дополнительный (компенсирующий) лист шпона. Направление волокон компенсирующего листа должно совпадать с преобладающим направлением волокон в наборе.

Приклеивание производится двумя способами: холод­ ным и горячим. Для того чтобы набор держался прочно, обя­ зательно производится прессование.

Различие между холодным и горячим способами заключа­ ется в том, что используются разные прессы. При горячем склеивании применяется пресс с обогреваемыми плитами: на склеиваемые поверхности (набор + компенсирующий лист шпона) наносится клей (карбамидо-формальдегидный) и пакет укладывается в разогретый пресс.

Со времени нанесения клея на основу должно пройти не более 15 мин. Пресс нагревается до 150-160 °С, прессова ние—под давлением 0,5-0,8 МПа. Пакет выдерживается под давлением 1,5-5 мин, а потом 24 ч в стопе после снятия давления.

Горячее склеивание удобно осуществлять в мастерской, где имеется специальное оборудование и процесс полно стью или частично автоматизирован. Но в домашних усло­ виях все это невозможно, поэтому более удобно применять холодное склеивание.

При холодном склеивании прессование производится с помощью струбцин. Их конструкция предназначена спе­ циально для работ с мозаичным набором, поэтому их приня­ то называть хомутовыми струбцинами. Они надежны и по­ зволяют работать с несколькими пакетами сразу

Порядок работы следующий: на листы шпона, которые надо склеить, наносится клей, после чего они укладываются между специальными досками, именуемыми цулагами, и зажимаются. Между цулагами и пакетом также подкладываются металлические прокладки, которые исключали бы контакт клея с цулагой, а, соответственно, и разрушение набора при прессовании.

Винты в струбцинах завинчиваются от центра к краям, чтобы обеспечить выход излишков клея. Винты должны быть закручены равномерно, чтобы по всей поверхности цулаги было одинаковое давление. Пользуясь хомутовыми струбцинами, нужное давление определить трудно, поэто му необходим опыт. Если предстоит ответственная работа, желательно «делать предварительно несколько проб.

При холодном склеивании выдержка под давлением произ­ водится несколько дольше, чем при горячем—4-5ч. После снятия давления пакеты выдерживаются в стопе не менее 24 ч.

Даже при использовании Хорошего оборудования воз­можны различные дефекты. Например, если клей слишком жидкий, он будет просачиваться на поверхность набора и его придется счищать циклей или ножом. Может даже получиться так, что небольшой кусочек шпона вырвется при отделении прокладки. Поверхность в таком случае надо будет зачистить и вклеить недостающий кусок обратно.

При неравномерном нанесении клея возможны пузыри, которые приходится разрезать, вводить клей и произво­ дить притирку. Если поверхность имела какие-нибудь не­ ровности, например, при прессовании между листами шпо­ на попало инородное тело, образуется вмятина, которую устранить будет невозможно. После того как прессование будет завершено, необходимо приступить к отделке.

Каждый рисунок хорошо выглядит только при определенных его размерах. Размер рисунка можно изменять с помощью размерной сетки (рис. 54), фотографий, чертежных приспособлений, например пантографа (рис. 55), компьютера и копировальной техники.


Рис. 54. Увеличение размера рисунка путем деления на клетки

В мозаичных наборах сначала создают эскиз мозаики, а затем рисунок, желательно в красках. Наносят контуры рисунка, спрямляя острые углы и опуская мелкие детали. Отдельные тонкости изображения находят в текстуре древесины.


Рис. 55. Пантограф: 1 — базовый рисунок; 2 — рабочий рисунок; 3 — ось поворота; 4 — рычаг; 5 — копир; 6 — карандаш

Для разметки рисунка применяют измерительные и чертежные инструменты: циркули, линейки, лекала, а также различные приспособления. На рисунке 56 изображены способы деления окружности на три и четыре равные части, например при вычерчивании розеток.


Рис. 56. Вычерчивание розеток для геометрической резьбы: а — деление окружности на три равные части; б — деление окружности на четыре равные части; в — рисунок розетки

Изображение переводят на кальку и получают рабочий рисунок. Так как набор ведут по оборотной (нелицевой) стороне мозаики, то в готовом наборе рисунок будет иметь зеркальное изображение. Чтобы получить первоначальный рисунок, рабочий рисунок выполняют с оборотной стороны кальки и переводят предполагаемый фон мозаики в зеркальном изображении.

Самый трудный и ответственный момент в наборе — подбор шпона по текстуре и породе древесины. Вначале набирается фон из одного или нескольких листов шпона из одной пачки. Затем листы шпона склеивают так, чтобы швы были направлены вдоль волокон. Так они меньше заметны.

Мозаичный набор из шпона наклеивают обычно на фанеру или древесно-стружечную плиту. Поверхность основы прошл ифовывагот, дефекты заполняют шпаклевкой. Для наклеивания мозаичного набора лучше применять клеи типа ПВА или БФ. Их наносят на основу кистью или щеткой во взаимно перпендикулярных направлениях. Чтобы основа не коробилась, с другой ее стороны также наклеивают шпон, причем в том же направлении, что и направление фона мозаичного шпона. Так получают мозаичный пакет, который с двух сторон обкладывают металлическими листами и помещают под пресс. После выдержки под прессом в течение определенного для каждого клея времени набор надежно приклеивается.

Затем осуществляют отделку мозаичных поверхностей. Под отделкой понимают создание на поверхности мозаики защитно-декоративных покрытий прозрачными лаками. Перед отделкой поверхность циклюют, прошлифовывают, устраняют дефекты, очищают от пыли.

Для зачистки и выравнивания поверхностей мозаичного набора применяют специальные ножи — цикли (рис. 57). При циклевании соскабливают очень тонкую стружку толщиной 0,04. 0,08 мм. Цикля может представлять собой стальную пластину толщиной 0,8. 1, длиной 100. 150 и шириной 70. 80 мм с прямолинейной режущей кромкой. Лезвие цикли затачивают на бруске, правят на оселке и наводят режущую кромку изготовленным из напильника круглым полированным стержнем.


Рис. 57. Зачистка поверхности циклей: 1 — цикля; 2 — режущая кромка; 3 — стружка; 4 — зачищаемая поверхность; δ — угол резания

Угол резания 8 у цикли составляет 100. 110°.

При работе циклей ее берут двумя руками, как показано на рисунке 57, и, прижимая к обрабатываемой поверхности, продвигают на себя, соскабливая выступающие участки.

После циклевания поверхность шлифуют.

Прозрачное лаковое покрытие получают нанесением на поверхность одного или нескольких слоев лака.

Перед покрытием поверхность мозаичного набора можно протравить раствором красителя (морилкой) под цвет древесины красного дерева или ореха различных тонов. Для получения поверхностей черного цвета шпон пропитывают раствором железного купороса.

В художественной обработке иногда производят отбеливание древесины. Участки поверхности древесины могут быть неоднородны по окраске. Поэтому для выравнивания цвета и для обесцвечивания древесины применяют отбеливающие вещества: перекись водорода, хлорную известь и щавелевую кислоту.

С перечисленными химикатами разрешается работать только учителю!

После отбеливания кислотную среду на поверхности древесины нейтрализуют 2%-м водным раствором буры.

На увлажненной поверхности древесины поднимается ворс (отдельные волокна), что ухудшает ее качество. Для снятия ворса поверхность древесины смачивают 2-5 %-м водным раствором столярного или синтетического клея. После отверждения клея ворс становится жестким и легко снимается шлифовальной шкуркой.

Поры — мелкие отверстия структуры древесины — перед лакированием заполняют грунтовкой или порозаполнителями. Многие художественные изделия не покрывают лаком, сохраняя естественную красоту древесины. В старину такие изделия натирали воском. Это придавало им водостойкость, защищало от гниения и растрескивания.

Гипермаркет знаний>>Технология>>Технология 7 класс>> Изготовление рисунка, склеивание и отделка мозаичного набора

15. Изготовление рисунка, склеивание и отделка мозаичного набора

Увеличение размера рисунка путем деления на клетки

Рис. 53. Увеличение размера рисунка путем деления на клетки

Каждый рисунок хорошо выглядит только при определенных его размерах. Размер рисунка можно изменять с помощью эпидиаскопа, размерной сетки (рис. 53), фотографий, чертежных приспособлений, например пантографа (рис. 54), сканирующих и принтерных устройств на ЭВМ.

Пантограф

Рис. 54. Пантограф

В мозаичных наборах вначале создают эскиз мозаики, а затем рисунок, желательно в красках. Наносят контуры рисунка, спрямляя острые углы и опуская мелкие детали. Отдельные тонкости изображения находят в текстуре древесины.

Вычерчивание розеток для геометрической резьбы

Рис. 55. Вычерчивание розеток для геометрической резьбы: а - деление окружности на три равные части; б - деление окружности на четыре равные части; в - рисунок розетки

Для разметки рисунка применяют различные измерительные и чертежные инструменты: циркули, линейки, лекала, а также различные приспособления. На рис. 55 изображены способы деления окружности на 3 и 4 равные части, например при вычерчивании розеток.

Рисунок переводят на кальку и получают рабочий рисунок. Так как набор ведут по оборотной (нелицевой) стороне мозаики, то в готовом наборе рисунок будет иметь зеркальное изображение. Чтобы получить первоначальный рисунок, рабочий рисунок рисуют с оборотной стороны кальки и переводят предполагаемый фон мозаики в зеркальном изображении.

Самый, пожалуй, трудный и ответственный момент в наборе - это подбор шпона по текстуре и породе древесины. Вначале набирается фон из одного или нескольких листов шпона из одной пачки. Затем листы шпона склеивают так, чтобы их шов был направлен вдоль волокон. Так он меньше заметен.

При вырезании гнезда кальку с рисунком прижимают к фоновому шпону и вырезают сразу бумагу и шпон. Кальку убирают и под гнездо подкладывают шпон будущей вставки, вырезают ее и вставляют в гнездо.

Мозаичный набор из шпона наклеивают обычно на фанеру или плиты. Поверхность основы прошлифовывают дефекты заполняют шпаклевкой. Для наклеивания мозаичного набора лучше всего применять клеи типа ПВА или мозаичного шпона. Так получают мозаичный пакет, который с двух сторон обкладывают металлическими листами и помещают под пресс. После выдержки под прессом в течении определенного для каждого клея времени набор надежно приклеивается.

Следующий этап - отделка мозаичных поверхностей. Под отделкой понимают создание на поверхности мозаики защитно-декоративных покрытий прозрачными лаками.

Перед отделкой поверхность циклюют, прошлифовывают, устраняют дефекты, очищают от пыли.

Для зачистки и выравнивания поверхностей мозаичного набора применяют специальные ножи - цикли (рис. 56)

При циклевании соскабливают очень тонкую стружку толщиной 0,04. 0,08 мм. Цикля может представлять собой стальную пластину толщиной 0,8. 1, длиной 100. 150 И шириной 70. 80 мм с прямолинейной режущей кромкой 2 (рис. 56). Лезвие цикли затачивают на бруске, правят на оселке и наводят режущую кромку изготовленным из напильника круглым полированным стержнем.

Угол резания 6 у цикли составляет 100. 110° (рис. 56).

При работе циклей ее берут двумя руками, как показано на рис. 56, и, прижимая к обрабатываемой поверхности, продвигают на себя, соскабливая выступающие участки. Образование плоских поверхностей достигается путем перекрестного в направлениях Уу и У> перемещения цикли под углом около 45° к направлению волокон древесины и окончательной зачисткой вдоль волокон по направлению V.

После циклевания поверхность шлифуют.

Прозрачное лаковое покрытие получают нанесением на поверхность одного или нескольких слоев лака.

Зачистка поверхности циклей

Рис. 56. Зачистка поверхности циклей: 1 - цикля; 2 - режущая кромка; 3 - стружка; 4 - зачищаемая поверхность

Перед покрытием поверхность мозаичного набора можно протравить раствором красителя (морилкой) под цвет красного дерева или ореха различных тонов. Для получения поверхностей черного цвета шпон пропитывают раствором железного купороса.

В художественной обработке иногда производят отбеливание древесины. Участки поверхности древесины могут быть неоднородны по окраске. Поэтому для выравнивания цвета и для обесцвечивания древесины применяют отбеливающие вещества: перекись водорода, хлорную известь и щавелевую кислоту.

С перечисленными химикатами разрешается работать только учителю !

Перекись водорода растворяют в воде до 30 % концентрации и добавляют около 2 % нашатырного спирта. Раствор наносят на древесину кистью. Отбеливание происходит за несколько часов. На более темные участки раствор наносят несколько раз.

Щавелевой кислотой отбеливают при 5. 6 % ее концентрации и температуре 60. 80°С. Отбеливание происходит быстрее, однако требует мер предосторожности.

После отбеливания кислотную среду на поверхности древесины нейтрализуют 2 % водным раствором буры.

На увлажненной поверхности древесины поднимается ворс (отдельные волокна), что ухудшает ее качество. Снимают ворс смачиванием поверхности жидким 2. 5 % водным раствором столярного или синтетического клея. После отверждения клея ворс становится жестким и легко снимается шлифовальной шкуркой.

Поры — мелкие отверстия структуры древесины перед лакированием заполняют грунтовкой или порозаполните- лями. Многие изделия художественного направления не покрывают лаком, сохраняя естественную красоту древесины. В старину художественные изделия натирали воском. Это придавало им водостойкость, стойкость к гниению и растрескиванию.

Практическая работа

Изготовление рисунка и отделка мозаичного набора

1. Увеличьте по клеткам мозаичный рисунок.
2. Подготовьте основу, клей и наклейте ранее изготовленный мозаичный набор.
3. Произведите отделку ранее изготовленного мозаичного набора.

О Мозаичный рисунок, мозаичный пакет, пресс, циклевание, цикля, отделка, отбеливание древесины, снятие ворса, поры.

1. Какими способами изменяют размер рисунка?

2. Как разделить окружность на равные части?

3. Почему переводят рисунок в зеркальном изображении?

4. Как подготавливают основу и наклеивают на нее мозаичный набор?


Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.


Материалы по технологии онлайн, задачи и ответы по классам, планы конспектов уроков по технологии скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Как клеить мозаику: виды, выбор клея, технология выполнения работ.

Покупайте венецианскую и смальтовую мозаику россыпью, а не на основе. Этот нехитрый совет поможет сэкономить средства и создать свой, уникальный дизайн. Из природного камня ‒ данный вид изготавливается из яшмы, песчаника, мрамора, других натуральных камней. Имеет отличную прочность, но плохо переносит влагу. Отделка из искусственного гранита имеет вкрапления стекла, что позволяет мозаике приобрести не только свойства высокой прочности, но и оригинальный вид.

Читайте также: