В чем величие пушкина кратко

Обновлено: 02.07.2024

В день рождения великого русского поэта и классика отечественной литературы вспоминаем самые яркие грани его таланта и интересные факты из биографии.

Почему Пушкина считают основателем русского литературного языка?

Слог, гармония, правила стихосложения были в самой натуре Александра Сергеевича. Он стал первым, кто отказался следовать традициям зарубежной литературы . Пушкину удавалось интуитивно находить уникальные формы, способные вместить не только всё изящество русской словесности, но и полноту национального самосознания.

С выходом первых успешных поэтических и прозаических работ Александра Сергеевича начал формироваться тот русский язык, который мы все сейчас знаем . Он обрёл новую форму, логику, а также очаровательную простоту и ясность. Александру Сергеевичу удавалось лаконично и легко рассказывать о том, что его действительно интересовало, беспокоило и восхищало.

О чём писал Пушкин?

Долгое время поэтов в царской России воспринимали только как служителей царя . В своих работах они должны были воспевать деяния правителя, великие победы и достижения государства. Поэтому многие дошедшие до наших дней поэтические произведения – это чаще именно хвалебные оды, посвящённые личным качествам и достоинствам правителей.

Прагматик Пушкин старался избегать принятого в обществе благоговейного трепета перед властителями и не гнушался экзистенциальными темами в своих работах . Почерпнув всё лучшее из трудов зарубежных философов, он в своей неповторимой манере без лишних прикрас и экивоков говорил о месте человека в обществе, судьбе поэта, смерти и смысле жизни , оставляя славословящие другим своим собратьям по перу.

Зачем Пушкин изучал историю?

Поэт выступал категорически против государственной конъюнктуры. Он не только сам хорошо разбирался в истории своей страны, но и умел, оставаясь беспристрастным, вычленять главное – находить причинно-следственные связи и подчёркивать отличия менталитета и народного духа, как и в процессе изучения истории своей страны, так и в процессе творчества.

Александр Сергеевич считал, что каждый уважающий себя образованный человек должен разбираться в истории. Он воспринимал человечество как совокупность всего былого, сущего и грядущего. Поэт часто подчёркивал, что для понимания жизни необходимо помнить прошлое, разбираться в настоящем и предугадывать будущее .

Каким образом Пушкин стал народным писателем?

Александр Сергеевич с огромной любовью и пониманием изображал в своих работах уникальность образа жизни своего народа, непохожесть менталитета и реалии свойственные лишь нашей стране. Совсем забыть о светских мероприятиях Пушкин не мог и не хотел, так как принадлежал высшему свету. Но даже при этом – народного в нём всё-таки было явно больше, чем у многих поэтов-народников.

Споры о том, стал ли Пушкин истинным воплощением национального гения, идут до сих пор. Но мало кто осмелится отрицать лепту, внесённую им в развитие отечественной литературы и самосознания. Возможно, в полной мере оценить его вклад смогут лишь наши потомки.

А какие произведения Пушкина вы считаете самыми удачными?

Оставляйте названия любимых работ поэта в комментариях, а также не забывайте подписываться на наш блог и ставить лайки!

И так пожелаем, чтобы нынешнее торжество послужило не только поводом к внешним проявлениям чувств признательности к памяти великого поэта, но и толчком к более глубокому и всестороннему изучению и освещению жизни и поэтической деятельности Пушкина.

О чем жалеть? – говорит Алеко Земфире, изображая жизнь культурного человека, от которой он бежал:

Когда б ты знала,

Когда бы ты воображала

Неволю душных городов!

Там люди в кучах, за оградой

Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов,

Любви стыдятся, мысли гонят,

Торгуют волею своей,

Главы пред идолами клонят

И просят денег да цепей.

Что бросил я? Измен волненье,

Толпы безумное гоненье

Или блистательный позор.

Что пирует царь великий

В Петербурге – городке?

Отчего пальба и клики,

И эскадра на реке?

Озарен ли честью новой

Русский штык иль русский флаг?

Побежден ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?

Нет, он с подданным мирится;

Чашу пенит с ним одну;

И в чело его целует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

Как глубоко нарисовал поэт образ Годунова в своей драматической хронике, где все от царя до отшельника-летописца носит на себе, печать глубокого понимания жизни народа и теплого сочувствия к ней! Как симпатичны и вместе глубоко художественно воспроизведены типы коменданта Белогорской крепостцы Миронова с его женою, дочерью и помощником; не менее удачно освещен и образ Пугачева с его свитой и волнующейся массой. Указанные нами, равно и другие, созданные гением Пушкина типы (Белкина, Дубровского отца) имеют важное историческое значение, как образцы своего времени, наглядно знакомящие с характером эпохи. Нужно ли указывать сказочные типы, созданные поэтом и на которых воспитывается наша детская впечатлительность? Сказки Пушкина имеют именно воспитывающее значение: они пробуждают в юных сердцах любовь к своему отечеству и народу, Царю и Церкви. Слушая сказки Пушкина, в которых так задушевно и любовно изображаются простые, но здравые верования народа и так привлекательно выводятся прекрасные качества его характера, каждый с детства приобщается мировоззрению и чувствам своего народа.

Пушкин украсил, возвысил и прославил нашу народность, он заставил не только своих, но и чужих полюбить наш язык и литературу. Произведения его сделались известны и популярны и среди западно-европейских народов. Там его переводили и изучали с небывалым дотоле интересом. И это от того, что его гений возвел типические особенности народного духа в высшую форму искусства. Эта высокая художественность давала Пушкину средство обнимать своим взором и сочувствовать и чужой жизни. Фантастические образы цветистой поэзии востока, ясная прелесть классической формы, суровая поэзия Данте, дышащая негой и страстью жизнь испанца, глубоко задуманные и вполне законченные характеры Шекспира, родные нам звуки и мотивы славянских песен, – все это было достоянием поэзии Пушкина, все это прошло чрез горнило его поэтического гения и вылилось в образах и звуках полных глубокой прелести и выразительности.

Словом, то, что представляет собою для Италии Данте, для Испании Сервантес, для Португалии Камоэнс, что для Англии Шекспир и Байрон, для Германии Гете и Шиллер, для Франции Мольер и Виктор Гюго, т. е. то, что другие народы в своих национальных литературах считают каждый у себя самым великим, для нас составляет Пушкин, высший и самый полный представитель русского гения в области поэтического творчества.

Пушкин, бесспорно, одарен был от природы богатейшими дарами и способностями, какие достаются в удел далеко не всякому поэту или писателю. В высшей степени проницательный и острый ум его, необыкновенная легкость в работе, страстное отношение ко всему, к чему только он ни прикасался, способность обобщения, – словом все с избытком дано было поэту. Из числа русских поэтов никто, ни до него, ни после него, не владел в таком совершенстве гармонией стиха, рифмой 2 .

Но одни хотя бы и гениальные природные дарования не сделали бы Пушкина тем, чем он стал для русской литературы. Величие его, по крайней мере, столько же обусловлено его необыкновенным трудолюбием и умелой энергией в работе, сколько и его природными дарованиями.

И в молодости Пушкина сквозь видимое легкомыслие и беззаветную веселость проглядывают серьезное настроение и строгий взгляд на жизнь. Например, глубокие ноты слышатся в 2-м послании к Дельвигу (1817):

О, милый друг, и мне богини песнопенья

Еще в младенческую грудь

Влияли искру вдохновенья

И тайный указали путь.

Я мирных звуков наслажденья

Младенцем чувствовать умел,

И лира стала мой удел.

Но где же вы, минуты упоенья,

Неизъяснимый сердца жар,

Одушевленный труд и слезы вдохновенья?

Как дым исчез мой легкий дар!

Нет, нет, ни счастием, ни славой,

Ни гордой жаждою похвал

Не буду увлечен!

А в лицейскую годовщину 1825 года, Пушкин сказал:

Служенье муз не терпит суеты:

Прекрасное должно быть величаво;

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Пора, пора! душевных наших мук

Не стоит мир; оставим заблужденья!

Сокроем жизнь под сень уединенья!

Во вдохновенных строках этого стихотворения слышится недовольство поэта своими страстными и суетными увлечениями, жажда тишины и покоя и сознание важного и чистого значения своего поэтического дара.

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

Самообразованием, чтением поэт поправлял в Кишиневе недостатки своего лицейского воспитания. О своих серьезных занятиях он сам говорит в послании Чаадаеву (1821). Вспомнив о Петербурге, где оставил шумный круг безумцев молодых, он продолжает:

Сети разорвав, где бился я в плену,

Для сердца новую вкушаю тишину.

В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений;

Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы,

И в просвещеньи стать с веком наравне.

В Одессе Пушкин продолжал серьезно заниматься чтением, принялся за изучение итальянского и испанского языков. Начал основательно знакомиться с Шекспиром, читал Гете. Много денег тратил он на приобретение книг: в это время у него возникло стремление к собиранию библиотеки. Особенно занимала его тогда литературная критика.

Миг вожделенный настал. Окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив я стою, как поденщик ненужный,

Плату приявший свою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

Я знал и труд и вдохновенье,

И сладостно мне было жарких дум

В уединении Пушкин как бы перерождался:

Оракулы веков! Здесь вопрошаю вас.

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас:

Он гонит лени сон угрюмый.

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Остановлюсь еще на одной стороне личности Пушкина – религиозной его настроенности.

Тогда (при разлуке с миром), беседуя с оставленной душой,

О, вера, ты стоишь у двери гробовой!

Ты ночь могильную ей тихо освещаешь

И, ободренную, с надеждой отпускаешь.

Но, други, пережить ужаснее друзей.

Лишь вера в тишине отрадою своей

Живит унылый дух и сердца ожиданье:

Безверие изображается мрачными красками: оно

По жизненной стезе, во мраке, вождь унылый,

Влечет несчастного до хладных врат могилы!

Заметим, что во всегдашней искренности не отказывали Пушкину даже и враги его! В глубине души его смолоду теплилось религиозное чувство. Уклонения его в противоположную сторону были не более как либо мимолетные сомнения, либо юношеские шалости, в которых он в позднейшие годы горько раскаивался.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Но этому стихотворению могут быть противопоставлены его же стансы (1830), посвященные митрополиту Московскому Филарету, свидетельствующее, до какой высоты может возвышаться он как христианский поэт:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима,

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт 4 .

Здесь же можно вспомнить и более ранние, менее известные, но также замечательные стихи его:

Ты, сердцу непонятый мрак,

Приют отчаянья слепого,

Ничтожество, пустой призрак,

Не жажду твоего покрова!

Мечтанье жизни разлюбя,

Счастливых дней не знав от века,

Я все не верую в тебя.

Ты чужд мысли человека,

Тебя страшится гордый ум.

Но, улетев в миры иные,

Ужели с ризой гробовой

Все чувства брошу я земные

И чужд мне станет мир земной!

Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И обходя моря и земли,

В тревоге пестрой и бесплодной

Большого света и двора

Я сохранила взор холодный,

Простое сердце, ум свободный

И правды пламень благородный,

И как дитя была добра.

Смеялась над толпою вздорной,

Судила здраво и светло,

И шутки злости самой черной

Писала прямо на бело.

К чему, скажите мне, хранительная стража?

Или распятие – казенная поклажа,

И вы боитеся воров или мышей?

Иль мните важности придать царю царей?

Иль покровительством спасаете могучим

Владыку, тернием венчанного колючим,

Христа, предавшего послушно плоть свою

Бичам мучителей, гвоздям и копию?

Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила

Того, чья казнь весь род Адамов искупила,

II чтоб не потеснить гуляющих господ,

Пускать не велено сюда простой народ?

Примечательно, что и столетний юбилей А. С. Пушкина падает на канун праздника Вознесения Господня.

Эти совпадения и желание самого Пушкина построить в сельце Михайловском церковь во имя Вознесения Господня подали некоторым нашим публицистам прекрасную мысль, к которой нельзя не присоединиться от всей души, – ознаменовать столетний юбилей Пушкина, кроме монументов и различных благотворительных и просветительных учреждений построением (прибавим от себя – именно в сельце Михайловском, которое ныне приобретено правительством у наследников Пушкина) церкви во имя Вознесения Господня. Сооружение монументов имеет значение для мирской, человеческой славы величайшего русского поэта. Построение же храма Божия и постоянное возношение в нем молитв о Пушкине будет полезно и благоплодно для вечной его славы, для спасения его души.

Речь, произнесенная в торжественном собрании в честь А. С. Пушкина в Московской Духовной Академии 26-го мая.

Рифме Пушкин посвятил несколько прекрасных стихотворений. Вот одно от 1828 г.:

Рифма – звучная подруга

Ах, ужель ты улетела,

Твой привычный, звучный лепет,

Усмирял сердечный трепет,

Усыплял мою печаль!

Ты ласкалась, ты манила,

И от мира уводила

В очарованную даль!

Ты, бывало, мне внимала,

За мечтой моей бежала,

Как послушное дитя,

То – свободна и ревнива,

Своенравна и ленива –

С нею спорила шутя.

По другому варианту последняя строфа стансов читается так:

Твоим огнем душа согрета.

Отвергла мрак земных сует.

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Источник: Воскресенский Г.А. Величие Пушкина как поэта и человека: [Речь в торжественном собрании в честь А.С. Пушкина, 26 мая] // Богословский вестник. 1899. Т. 2. № 6. С. 212–238.

В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина в большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.

Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью

борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 г. он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании “Литературной газеты”. В последний год жизни (1836) Пушкин издавал журнал “Современник”, к участию в котором он хотел привлечь Белинского. Наметившиеся переговоры не были доведены до конца.

В январе 1837 г. Пушкин был убит на дуэли.

Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет (“Литературные прибавления к Русскому инвалиду”) была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался,

скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано”.

Солнце русской поэзии… И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца.

Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: “Да здравствует солнце, да скроется тьма!” (“Вакхическая песня”).

Гоголь писал: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В-самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.

Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующего этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в ее истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения.

Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянство и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германна, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали к себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом.

В число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.

Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы – и романтические, и реалистические – были новым словом в истории литературы.

Пушкин ©оздал уникальный роман в стихах, подобного которому, по существу, нет до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализмачв истории I русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма.

Созданные им “Сказка о попе и о работнике его Балде” (1830), “Сказка о рыбаке и рыбке” (1833), “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (1833), “Сказка о золотом петушке” (1834) раскрыли новые возможности обогащения лите ратуры. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о на-родеТ его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.

Уроки Пушкина – это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, “лелеющей душу гуманности”. В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той “всемирной отзывчивостью”. которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в “Речи о Пушкине”.

Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться “в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное”

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам.
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь - мне отрада;
Вы отвернетесь - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя.
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком.
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад!

1826
Рубрики: Пушкин А. С. СТИХИ

Он создатель современного литературного русского языка, это единственный автор, творчество которого мне нравится абсолютно всё. Он гений.

Как не увязнуть в рифмах нудных,
Вот Пушкин в этом был хорош -
О, Сколько нам открытий чудных.
Дает простой консервный нож.

не люблю слово "великий" в принципе, не признаю пафоса и
противопоставления "гения" "простым смертным",ведь
кто бы его оценил, как не они (мы). Пушкин писал очень
красивые стихи, очень, вот они и нравятся, а сам он симпатии
как человек (на основании доступной иформации) симпатии не
вызывает

Читайте также: