Виды деятельности исследователя в доу анализ результата таблица

Обновлено: 05.07.2024

Оценка уровня сформированности исследовательской деятельности :

Ребенок не может выполнить все предложенные задания, не имеет представлений по указанному критерию;

Ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию; выполняет некоторые предложенные задания;

Ребенок имеет частично усвоенные представления по указанному критерию; выполняет задания с частичной помощью;

Выполняет задания самостоятельно с частичной помощью взрослого; имеет усвоенные знания с незначительными неточностями по указанному критерию;

Ребенок выполняет задания самостоятельно; имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Результаты мониторинга сформированности исследовательской деятельности в начале проведения проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании представлены в таблице 1.

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспериментов

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку(среднее значение)

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диаграмма 1. Результаты мониторинга в начале проведения проектной деятельности.

Результаты мониторинга сформированности исследовательской деятельности после проведения проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании представлены в таблице 2.

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспер-в

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку(сред.значение)

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Диаграмма 2. Результаты мониторинга после проведения проектной деятельности

1.Подготовительный этап проекта (август, сентябрь)

1.Подбор методической и художественной литературы.

3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

4. Приобретение необходимого оборудования.

5. Изготовление пособий, карточек, моделей.

6.Определение тематики бесед.

8.Разработка сценариев развлечения.

Кухонные работники, воспитатель

2.Реализация проекта (сентябрь-октябрь)

Методы и приемы, используемые в ходе реализации проекта

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Просматривают с детьми журналы, ищут необходимую информацию

Чтение статей научных исследователей о пользе и вреде шоколада;

Рассматривание картинок, фото

Показ презентации по данной теме

Пробуют шоколад, обсуждают вкусовые качества; рассказывают о свойствах

Просмотр презентации с последующим обсуждением

Придумывание рассказов после просмотра презентации

Организуют дома игры-эксперименты

Проведение непосредственных опытов на исследование качества шоколада, его воздействие на детский организм. Пронаблюдать как правильно надо выбирать шоколад.

Выясняют причины, размышляют, выполняют практические действия

Работа со схемами

Учить составлять последовательность проведения опыта и делать самостоятельно вывод о проведенном опыте

Составляют последовательные рассказы с помощью схем-алгоритмов

3. итоговый этап

Создание фоторепортажа по проекту.

Представленные проекты помогли в организации и проведении исследовательской деятельности старших дошкольников. Воспитанники приобрели прочные знания о вредных напитках, об истории шоколада (его составе и качестве), научились самостоятельно решать проблемные вопросы, самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте.

Участие родителей способствовало повышению их компетентности в исследовательской деятельности, помогло им в организации деятельности детей в домашних условиях.

По результатам проведения исследования сформированности исследовательской деятельности до и после проведения проектной деятельности повысилась динамика в развитии. (таблице 3).

Интересуется новым, Любит экспериментировать, активен во время проведения экспер-в

Способен планировать свою деятельность для достижения конкретной цели и действовать в соответствии с планом

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции при проведении новых опытов и исследований.

Знает и использует правила при проведении экспериментов.

Итоговый показатель по каждому ребенку(сред.значение)

Диаграмма 3. Результаты мониторинга до и после проведения проектной деятельности.

Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013 – 63с.

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013- 144с.

Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование старший дошкольный возраст: Учеб.пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80с.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.сос.: Кисилева Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.

Похожие документы:

Диетологи в один голос говорят, что этот напиток очень вреден для молодого

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности Пчелинцева Вера Павловна, воспитатель, МДОУ «Муниципальный детский сад .

Формирование валеологической культуры с целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни

. компетентность – способность к формированию и поддержанию устойчивых отношений с окружающими. Здоровые дети старшего дошкольного возраста обладают . деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского .

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами туризма и эколого-валеологической деятельности

. детский сад №2 ТЕМА: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни средствами туризма и эколого-валеологической деятельности . ; перелезания через препятствия. Развитие специальных скоростных способностей: туристские упражнения .

Образовательная программы государственного бюджетсного образовательного учреждения города москвы детский сад комбинированного вида №44

. повторение, закрепление Старший дошкольный возраст Цель работы – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей. Задачи: Развитие умений говорения и слушания .

Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

  • изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
  • определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.
  • - председатель комиссии: заведующий МБДОУ Ярышева К.П. (Я) ;
  • - члены комиссии:

- старший воспитатель высшей квалификационной категории Рубцова М.В. (Р) ,

- председатель профсоюза воспитатель I квалификационной категории Грузинова Т.И. (Гр) ,

- педагог-психолог I квалификационной категории Голик И.В. (Го) ,

- педагог дополнительного образования I квалификационной категории Чижевская Е.В. (Ч) .

Методика организации контроля

Создание условий в ДОУ для проведения работы:

  • методическое обеспечение;
  • уровень доступной материально-технической базы;
  • наличие тематической литературы, соответствующей возрастным потребностям воспитанников;
  • развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

Проверка методического обеспечения, организации РППС; анализ условий организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

Оценка планирования НОД и вне занятий

Просмотр документов календарного и перспективного планирования

Оценка профессионализма педагога

Наблюдение за ходом организации режимных моментов; анкетирование; анализ профнавыков

Оценка работы с родительской общественностью

Анализ информационной среды

Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Критерий анализа (материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования)

Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.)

Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.)

Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.)

Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств

Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности

Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования

Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке

Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства

Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности

Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

Познавательное занятие или часть занятия в режиме дня

Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

Планирование экспериментальной работы на прогулках

Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной)

Планирование поисковых и исследовательских методов на занятиях по другим разделам

Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности

Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность

Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе

Индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми

Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности

Ведется фиксация результатов детского экспериментирования

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Степень владения умением

Осознанно совершенствовать свое педагогическое мастерство

Анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

Подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования, и сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме

Прогнозировать средства и методы исследования

Определять и обосновывать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, методы, этапы исследования

Находить и применять соответствующие методики исследования

Обобщать, описывать и грамотно оформлять полученные результаты

Формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения

Рефлексировать по итогам исследовательской работы

Диагностическая карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательной деятельности детей

Перечень профессиональных знаний и умений

Знание терминологии познавательной деятельности

Знание этапов исследования

Знание методов и приемов поисково-познавательной деятельности

Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы

Умение решать проблемные педагогические ситуации

Умение целесообразно организовать предметно-пространственную развивающую среду

Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательной деятельности

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Формы работы с родителями

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды

Совместное детско-взрослое творчество

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность

Форма подачи материала

Информационные буклеты, памятки

Выставки продуктов детской деятельности

Востребованность предлагаемого материала родителями

Условные обозначения : в - высокий уровень; с - средний (допустимый) уровень; н - низкий уровень.

Старший воспитатель Рубцова М.В.

Заведующий Ярышева К.П.

- председатель комиссии: заведующий МБДОУ Ярышева К.П.;

- члены комиссии: старший воспитатель высшей квалификационной категории Рубцова М.В., председатель профсоюза воспитатель I квалификационной категории Грузинова Т.И., педагог-психолог I квалификационной категории Голик И.В., педагог дополнительного образования I квалификационной категории Чижевская Е.В.

Цель: анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.

  • изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • определить эффективность работы педагогов по организации и руководству опытно-экспериментальной деятельностью;
  • проанализировать навыки познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы;
  • определить перспективы работы по оптимизации условий для детского экспериментирования.

Для проведения тематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы подлежащие контролю.

Основные методы проверки:

  1. Проверка методического обеспечения.
  2. Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
  3. Просмотр документов календарного и перспективного планирования.
  4. Собеседования с воспитателями.
  5. Наблюдение за занятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
  6. Изучение взаимодействия с родителями.

В ДОУ создана система безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание ребенка в течение дня.

Учреждение отвечает санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования.

Анализ календарных планов показал, что педагоги планируют экспериментальную работу с дошкольниками в течение дня, но недостаточно. Воспитатели групп организуют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, исследовательскую деятельность, учитывая особенности детей в группах. Не всегда есть чёткое понимание цели и задач проводимой экспериментальной деятельности. Воспитатели используют опытно-экспериментальную деятельность во всех группах в режимных моментах и на прогулке - активно наблюдают, проводят простейшие опыты и эксперименты, непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей (беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на темы познавательного блока, дидактические и подвижные игры, опыты, досуги, труд в уголке природы др.). Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов не фиксируются в дневниках наблюдений. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, метод проектов прослеживается нечетко, воспитатели недостаточно используют РППС для этой деятельности.

С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе группы была проведена беседа.

Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В средних группах материалы для экспериментирования есть в достаточном количестве, но воспитатели недостаточно поддерживают интерес детей к экспериментированию.

Младшие группы недостаточно расширяют тематику экспериментальной деятельности.

В ходе контроля по третьему вопросу проведен опрос педагогов с целью диагностирования уровня профессионального мастерства по организации познавательно-исследовательской деятельности, выявлено, что воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры), но недостаточно; в совместной деятельности педагогов и детей, практически все педагоги умеют решать проблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательской деятельности, педагоги понимают, как правильно оформлять РППС, с небольшими пожеланиями. Однако не все педагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности, не все умеют грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане, грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать четкие вопросы. Анкетирование показало, что не все воспитатели оценивают свои знания объективно, у многих оценка завышена.

Хочется отметить, что все педагоги готовы постоянно учиться и развивать себя, шагать в ногу со временем.

В подготовительной к школе группе проводились опыты и эксперименты с различными жидкостями и водой, магнитами, природными материалами; дети рассказывали о результатах исследования, анализировали и систематизировали полученные знания в ходе экспериментальной работы, хотя некоторые дети не могли сформулировать свою мысль, воспитатели брали инициативу в свои руки, а воспитанники были наблюдателями.

В старшей группе дети принимают участие в экспериментировании с красками, исследованиях цвета и его оттенков, но нуждаются в помощи взрослого, педагог сам в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы. Необходимо строить исследовательскую деятельность так, чтобы дети сами делали умозаключения, излагали свои мысли, проявляли инициативу и желание участвовать в практической деятельности.

В средних группах дети принимают участие в экспериментировании, исследованиях, которые предлагает педагог, но нуждаются в помощи взрослого, педагоги в речи отражают ход и результат экспериментирования, учат задавать вопросы.

Проверка по четвертому вопросу показала, что воспитатели планомерно ведут работу с родителями по разным направлениям – оформление наглядной информации, консультирование, беседы по темам сохранения здоровья детей, безопасности, речевого, художественно-эстетического развития детей; родители участвуют в проектной деятельности, досуговой деятельности, выставках творчества (конкурсы рисунков, поделки из природного и подручного материала, декоративно-прикладное творчество). Но крайне недостаточно освещаются вопросы экспериментально-поисковой деятельности во всех группах, в планах работы с родителями эта тема также мало затрагивается, уровень знаний родителей по проблеме детского экспериментирования не повышается .

Выводы. В ходе проверки выявлено:

1. Опытно-экспериментальная деятельность проводится, проводится на достаточном и хорошем уровне, но нерегулярно. Хотя, как диктует ФГОС ДО, экспериментирование должно стать нормой жизни детей, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления дошкольника с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

2. Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что в планах воспитательно-образовательного процесса недостаточно планируется работа по контролируемому вопросу; работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют мало внимания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по итогам тематического контроля

Задачи контроля :

1. Дать оценку профессиональной деятельности воспитателей в организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

2. Изучить предметно-пространственную развивающую среду в группах и в Игротеке для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

3. Выявить эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.

4. Оценить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста.

Нормативное основание: Годовой план работы на 2020-2021 учебный год, Положение о контрольной деятельности ДОУ

Методы контроля :

1. Изучение развивающей предметно-пространственной среды в группах

2. Анализ планирования воспитательно-образовательной работы

3. Наблюдение и анализ за организованной деятельностью воспитателя и детей.

4. Изучение документации по работе с родителями в группах

Сроки проведения : с 07 декабря по 18 декабря 2020 года

Ответственные лица :

Гатова Н.Ю. – старший воспитатель;

Денисова О.П. – воспитатель;

Лобанова Е.С.- воспитатель;

Гевейлер Ю.П. – музыкальный руководитель.

План - программа проведения тематического контроля

Профессиональная деятельность воспитателя

Организация педагогического сопровождения воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

С 16.12 по 18.12.2020г.

Ст. воспитатель Гатова Н.Ю.

Наличие условий для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Эффективность планирования работы воспитателями образовательной деятельности для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Работа с родителями

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста

Воспитатель: Лобанова Е.С.

1 вопрос контроля Профессиональная деятельность воспитателя

Анализ просмотренных ООД с элементами экспериментирования показал высокий уровень владения методикой проведения таких видов занятий, были даны незначительные замечания и рекомендации для улучшения качества воспитательно-образовательного процесса:

- продумывать вводную часть - для чего я это делаю, зачем мне это нужно (в младшей и средней группах мотивация, в подготовительной группе - проблемная ситуация) и рефлексию (в младшей и средней группах рефлексия настроения и эмоционального состояния, в подготовительной группе – рефлексия деятельности)

- соблюдать этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками, временные границы образовательной деятельности

- предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение

- использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

2 вопрос контроля Создание условий

Денисова О.П. анализировала условия для организации опытно-исследовательской (экспериментальной) деятельности. Проводился анализ условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей в группах, в Игротеке. В ДОУ был организован конкурс уголков по экспериментированию. Очень ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению центров в рамках конкурса воспитатели младшей и подготовительной групп – заняли победу в данном конкурсе. Благодаря конкурсу содержание экспериментальных уголков значительно пополнилось. В ходе бесед с педагогами, выявлено, что в каждой группе родители воспитанников принимали активное участие в создании условий для детского экспериментирования.

1. Пополнить центры естественно – научных представлений оборудованием из расчета по количеству на подгруппу детей для организации практической деятельности.

2. Младшей группе оформить правила безопасности и техники организации деятельности в экспериментальном уголке

3. Средней группе дополнить центр энциклопедической литературой

4. Старшей группе дополнить центр лабораторным материалом в соответствии с перечнем

- вести качественно календарь природы - старшей группе – его изготовить

-пополнять центр экспериментирования приборам , элементарными устройствами, макетами, моделями для демонстрации каких-либо явлений, свойств

- обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в соответствии с темой недели или направления экспериментирования

3 вопрос контроля Планирование работы

Анализ календарных и комплексно-тематических планов позволил сделать следующие выводы: Планирование работы воспитателями познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста происходит с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня развития детей группы. В рамках образовательной деятельности планируется детское экспериментирование в старшей и подготовительной группах. В старшей группе тема ОД – повторяется 2-3 недели. Отмечается ежедневное планирование на прогулке простейших опытов и экспериментов; наблюдений в природе, наблюдений за растениями, животным миром, наблюдений за людьми, организации экологической работы, труда в природе, а также целевых прогулок и подвижных игр. В утреннее и вечернее время планируются беседы, игры-эксперименты, работа в уголке природы, исследовательская деятельность. Во всех группах систематически планируются дидактические игры познавательной направленности.

• Обратить внимание на систему тематического планирования, а не от случая к случаю, на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению, также продумывать самостоятельную экспериментальную деятельность детей.

• При планировании непосредственно образовательной деятельности учитывать тематику недели, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.

• Разработать план проектной деятельности (в группах раннего возраста и младший - 1 раз в год, в средний группе – 1-2 раза в год, старшие и подготовительные к школе группы -. 2-3 раза в год) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.

4 вопрос контроля Работа с родителями

2. Воспитателям всех возрастных групп запланировать и провести дистанционные формы работы с родителями по познавательно – исследовательской деятельности с детьми.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Юридический адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, д.22а, тел. (39155) 5-62-36, e-mail: [email protected]

    О проведении тематического контроля

    Создать комиссию для проведения тематической проверки в составе:

    Алькова Т.А. - председатель комиссии, заведующий;

    Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;

    Цветцих Н.В. – член комиссии, воспитатель;

    Гончарова Т.А. – член комиссии, воспитатель.

    изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

    изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;

    проанализировать навыки познавательно-исследовательской деятельности детей;

    определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;

    определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

    Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).

    Контроль выполнения данного приказа возложить на старшего воспитателя Финочко С.В.

    С приказом ознакомлены:

    Ст. воспитатель ___________ С.В. Финочко

    Воспитатель ___________ Н.В. Цветцих

    Учитель-логопед ___________ Т.А. Гончарова

    к приказу № ___-0 от 06.02.2017г.

    заведующий ДОУ _______ Т.А. Алькова

    План проведения тематического контроля по теме:

    «Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности

    с 20 февраля по 10 марта 2017 года

    Основные задачи:

    изучить условия, созданные в ДОУ для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

    изучить представления педагогов и родителей о познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенностях ее организации;

    определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;

    определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.

    Вопросы контроля

    Методы контроля

    Рабочие материалы

    Кто проводит

    Оценка профессионального мастерства воспитателей.

    Анализ проведения открытых занятий.

    Карта анализа НОД

    Анализ диагностических карт самооценки профессионального мастерства педагогов

    Диагностическая карта самооценки профессионального мастерства педагогов

    Создание РППС в групповом помещении

    Анализ предметно-развивающей среды в группах.

    Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

    Анализ календарных планов педагогов.

    Протокол проверки плана воспитательно-образовательной работы

    Взаимодействие с родителями по данной проблеме

    Анализ календарных планов.

    Протокол проверки плана воспитательно-образовательной работы

    Анализ наглядной информации для родителей в раздевальных комнатах.

    Карта анализа наглядной информации для родителей

    АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Что вы понимаете под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольника (выберите один вариант)?

    развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации,

    формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности,

    развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    Какие виды деятельности вы отнесете к познавательно-исследовательской?

    проектирование,  обсуждение проблемных ситуаций,

    наблюдение, целевые прогулки,

    познавательные занятия,  посещение музеев, библиотек,

    В чем вы видите основной путь развития исследовательской активности ребенка

    (выберите один вариант):

    Теоретический – изучение информации об экспериментах, исследованиях, проектах и их обсуждение,

    Практический – организация с ребенком собственных исследований, конструктивная деятельность и общение,

    Технологический – изучение этапов исследовательского процесса, их обсуждение,

    Ситуативный–изучение предметов и явлений, заинтересовавших ребенка случайно, ситуативно,

    Результирующий – подготовка детьми совместно с взрослыми докладов, презентаций об опытах, экспериментах, исследованиях, проектах.

    С какими правилами для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения вы согласны (выберите наиболее близкие вам три варианта):

    Поощрять любопытство и любознательность,

    Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,

    Формировать мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то новое,

    Помогать своим участием в исследовательской деятельности ребенка,

    Побуждать доводить начатое дело до конца, высоко оценивать волевые усилия к этому у ребенка,

    Беседовать об этапах исследования: намерениях, целях, процессе, результате,

    Поощрять за результаты познавательно-исследовательской деятельности.

    Какие особенности вы учитываете при создании центра экспериментирования в групповом помещении (выберите наиболее близкие вам три варианта):

    Максимальна простота приборов,

    Отчетливая видимость изучаемого явления, процесса,

    Возможность повторного/многократного показа,

    Возможность работать как в малой группе, так и всем коллективом,

    Безопасность используемых материалов и приборов,

    В каких направлениях организована ваша работа с родителями в рамках познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?

     тематические родительские собрания,

     консультации по теме,

     создание картотеки опытов для домашнего экспериментирования,

     подборка материалов исследовательской направленности,

    Какая методическая помощь и поддержка вам необходима для повышения эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников? (ответьте на обратное стороне анкетного листа)

    Анкета для родителей

    Данная анкета является анонимной (ФИО указывать не нужно), результаты будут использованы в обобщенном виде для аналитического отчета.

    Именно ваши искренние ответы помогут нам получить достоверный результат!

    Что вы понимаете под познавательно-исследовательской деятельностью дошкольника (выберите три варианта наиболее близкие вам)?

     развитие познавательных интересов детей, их познавательной мотивации,

     формирование познавательных действий: ставить цель, найти информацию, провести опыт, обобщить результат,

    развитие воображения и творческой активности,

     развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности,

     формирование способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

    Какие виды деятельности вы считаете познавательно-исследовательской?

     проектирование,  обсуждение проблемных ситуаций,

     наблюдение,  целевые прогулки,

     познавательные занятия,  посещение музеев, библиотек,

    Присутствуют ли в вашем домашнем фонде дидактические игры?

    Проводите ли вы с ребенком домашние эксперименты?

    Смотрите ли вы совместно с ребенком ТВ-передачи и Интернет-ролики исследовательской и экспериментальной направленности?

    Участвуете ли вы в семейных проектах, предлагаемых педагогами нашего ДОУ?

    ДА НЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТАХ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ

    С какими правилами для взрослых, воспитывающих в детях исследовательские умения вы согласны (выберите наиболее близкие вам три варианта):

     Поощрять любопытство и любознательность,

     Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,

     Формировать мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то новое,

     Помогать своим участием в исследовательской деятельности ребенка,

     Побуждать доводить начатое дело до конца, высоко оценивать волевые усилия к этому у ребенка,

     Беседовать об этапах исследования: намерениях, целях, процессе, результате,

     Поощрять за результаты познавательно-исследовательской деятельности.

    Удовлетворены ли вы качеством образовательных услуг, оказываемых в детском саду?

    ДА НЕТ ЧАСТИЧНО

    Если ЧАСТИЧНО или НЕТ, укажите причину_____________________________________________

    Благодарим Вас за участие в опросе!

    Диагностическая карта самооценки профессионального мастерства педагогов

    в организации познавательно-исследовательской деятельности детей

    ФИО педагога:

    Перечень профессиональных знаний и умений

    Знание программного материала по развитию познавательно-исследовательской деятельности (в соответствии с программой, реализуемой ДОУ)

    Знание терминологии познавательно-исследовательской деятельности

    Знание этапов исследования

    Знание методов и приемов познавательно-исследовательской деятельности

    Умение грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы

    Умение решать проблемные педагогические ситуации

    Умение целесообразно организовать развивающую предметно-пространственную среду

    Умение грамотно проектировать познавательную деятельность в календарном плане

    Взаимодействие с родителями детей по проведению познавательно-исследовательской деятельности

    Критерии самооценки:

    0 – Не знаю, не владею, не умею,

    1 – Знаю, умею, владею частично/удовлетворительно,

    2 – Знаю, умею, владею отлично.

    Карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

    Дата______________

    Воспитатели _______________________________________________________________

    Группа_________________________________________________

    Критерий анализа

    Оформление уголка экспериментирования (эстетика, поддержание порядка)

    Материалы и оборудование для развития познавательной активности и экспериментирования

    Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

    Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.).

    Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.).

    Растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.

    Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

    Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.

    Соответствие оборудования, пособий и материалов гиги­еническим требованиям и правилам техники безопасности

    Соответствие материала и пособий возрастным особенно­стям детей и требованиям программы

    Читайте также: