Аналитическая справка готов ли ваш ребенок к школе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Волкова Людмила Александровна

Организация: МДОБУ д/с №1

Населенный пункт: Московская область, г.о. Рошаль

В анкетировании приняли участие 35 человек. Это родители будущих школьников 4 групп дошкольного учреждения старшего и подготовительного возраста. В анкете было 13 вопросов, по ответам на которые мы хотели узнать о том, что волнует родителей при подготовке к школе, по какому принципу выбрана школа, как готовят детей к школе дома, вызывает ли беспокойство приближающаяся школьная жизнь, нормальное ли физическое развитие имеют дети,всё ли устраивает в подготовке дошкольного учреждения и др.

В первых двух пунктах родители должны были указать Имя, фамилию и возраст ребёнка.

Ближе к дому или территориально -57,5%,

учится старшая дочь-2%, не выбрали-14,3%,

( не внимательно читали вопрос) по возрасту-2%,

дисциплина, педагогический коллектив, большие возможности ребёнка, по принципу лучшей - 22,8%.

Да – ответили 91% опрошенных родителей.

Не достаточно желания- 2.8%; Без желания-2.8%; Не знаю- 2.8%. В основном родители видят желание детей получать новые знания, формируют это желание,подкрепляя домашними занятиями, правильным воспитанием.

Читаем, считаем, играем в развивающие игры, учимся писать буквы, считать по счётным палочкам, беседуем, учим читать. Так написали 72,8% родителей.

Регулярно выполняем задания- 5,4% это родители логопедической группы.

Занимаемся- 5,4%, Разговоры ,убеждения, беседы о школе- 5,4%

Учим вниманию- 2,8%; Приучаем к режиму, ответственности- 2,8%

Да - ответили и написали что именно 54,4% энциклопедии, буквари, прописи, книжки на логику, логопедические игры. Только игры- 2.8%

Нет (в том числе и прочерк) – 42,8%.

65,7% - обеспокоены приближающейся школьной жизнью и назвали причины беспокойства: распорядок дня, большая нагрузка, тяжёлая школьная программа, потеря интереса к учёбе, не имение самостоятельности, ответственности и др.

13. Физическое развитие ребёнка идёт по мнению родителей:

Мы получили полные сведения от родителей будущих первоклассников, сделали вывод, какие темы нужно осветить на общем родительском собрании, какая дополнительная информация будет необходима родителям, ведь ещё есть время серьёзно подготовиться к школе, учесть рекомендации специалистов.

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аналитическая справка к анкете для родителей

Анкетирование родителей производилось в октябре месяце. Всего в анкетировании участвовало 22 родителя. Проанализировав все ответы, мы получили такие результаты:

1. Большинству родителей (17) достаточно знаний по проблеме подготовки детей к школе.

6. По мнению родителей, почти все дети (21) легко контактируют с другими детьми, и только у одного ребенка это получается не всегда хорошо.

8. Все родители считают, что их ребенок сможет заняться чем-либо самостоятельно.

9. Исходя из опроса, мы выяснили, что всегда убирают игрушки на место 4 детей, 12 убираютпосле напоминания, а 6 убирают после нескольких напоминаний.

10. Родители считают, что практически все дети (20)хорошо запоминают и выполняют устные поручения, и только 2 ребенка делают это не точно.

12. 1 сентября большинство родителей (14) ожидают с легким волнением, некоторые (8) спокойно, а 3 с радостью.

13. Для подготовки ребёнка к школе 12 из родителей руководствуются советами воспитателей, 1- консультациями специалистов детского сада, 2 - педагогической литературой, 7 берут информацию из интернета, книг, журналов, а также консультируются с логопедом.

14. При подготовке ребенка к школе 10 родителей покупают школьные принадлежности, книги, 15 - учатдетей считать и писать, 9- читают ребёнку художественные и познавательные книги, 12- рассказывают о школе, 7-дают ребёнку поручение и оценивают его выполнение, а 3-играют с ребёнком.

15. Первого учителя родители хотели бы видеть опытным (20), спокойным (8), добрым(11), но требовательным (11).

16. В связи с тем, что школьная жизнь потребует от ребёнка умения справляться с новыми для него обязанностями, 12 родителей усилят требования к ребёнку и контроль, 2- часть обязанностей возьмёте на себя, освободив от них ребёнка, 4 постараются всячески помогать ребенку и относиться с пониманием к нему.

17. По мнению родителей, для успешного школьного обучениянаиболее важно развивать в ребёнкеумение мыслить и рассуждать (18), умение быть всегда внимательным (16), самостоятельность (13), умение читать и считать (12), ответственность (10), умение общаться с учителем и сверстниками (9), интерес к школе (9), любознательность (7).

18. Родители считают, что готовить ребёнка к школе целесообразней всего в детском саду (13), 4- в специальных кружках, а также сразу в нескольких местах (9), 7 готовят ребенка дома, 2 - при школе.

Вывод : родителям следует приучать детей к самостоятельности, уделять дома достаточно времени для общения и игр с детьми, больше доверять своему ребенку, но не забывать и контроле, воспитывать желание учиться, узнавать что-то новое, интересное, поощрять любознательность и творческие способности своих детей.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является

работоспособность будущего первоклассника,

умение взаимодействовать и подчиняться правилам,

успешность усвоения программных знаний и

необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,

что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

Наибольшее значение имеют

когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;

мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;

волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.

В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:

1) уровня психического и волевого развития;

2) наличия необходимых навыков и умений;

3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.

Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.

Осведомленность. Кругозор

Тест для будущих первоклассников

АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Произвольное внимание

Моторика руки

Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека) ,

Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека),

Произвольная память

Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти,

Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональное отношение к деятельности,

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,

настойчивость, склонность к завершению деятельности,

работоспособность, темп деятельности.

Школьная мотивация

Учитывались такие показатели как:

осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;

состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;

сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;

сформированности причинно - следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);

сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;

объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;

уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ

Умственное и речевое развитие

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

МОТИВАЦИОН НАЯ

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

УРОВЕНЬ / БАЛЛ

достаточный/

недостаточный

БАЛЛ / УРОВЕНЬ

достаточный

38 / условно

достаточный

44 / условно

недостаточный

28 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

34 / не готов

недостаточный

35 / не готов

недостаточный

35 / не готов

достаточный

47 / условно

недостаточный

27 / не готов

недостаточный

40 / условно

недостаточный

38 / условно

достаточный

47 / условно

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ( % )

Готов / высокий

5-42% достаточный ур

Условно / средний

Не готов / низкий

7-58% недостаточн ур

не готов-5-42%%

1. Результаты ШППК обследования детей следующие:

0%(0) – детей готовы к школьному обучению;

58 %(7) – условно готовы;

42%(5) – не готовы

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1


2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:

72 % детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;

из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2


ДИАГРАММА №3


3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:

83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;

у 17% - низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4


4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:

42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;

у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5


5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:

у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;

8% - имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6


Диагностическая работа позволила

Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;

Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:

органические причины —

различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);

не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи

причины воспитательного характера, связанные с

неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,

соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.

Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –

- интеллектуальной зрелости - аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;

- эмоционально-волевой зрелости - осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность к школьному обучению тесно связана с успешной адаптацией ребенка в 1 классе. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте (интеллектуальном, эмоциональном, социальном) испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

Цель: получение данных о готовности первоклассников к обучению, позволяющих определить индивидуальные траектории развития учащихся, разработка рекомендаций для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации в начале обучения в школе.

Выявление причин дезадаптации, изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать плавным для обеспечения переходного периода.

Оказание помощи учащимся в преодолении школьной дезадаптации

Создание условий для успешного обучения первоклассников.

Индивидуальная рекомендация для успешного выполнения требований стандарта: педагогу, психологу, логопеду, родителям (законным представителям)

Выявить детей группы риска.

В диагностике приняло участие 1095 учащихся 1-х классов.

Результаты работ оценивались по следующим критериям:

1й уровень: готовность к началу регулярного обучения в школе - 9-10 б.

2й уровень: средний уровень готовности к обучению в школе - 6-8 б.

3й уровень: готовность ниже среднего - 4-5 б.

4й уровень: низкий уровень готовности - 0-3 б.

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Всего в диагностике приняли участие 140(из 152) учащихся 1-х классов.

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Количество учащихся

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

Количество учащихся

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

МКОУ СОШ №10

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

МКОУ СОШ №11

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования готовности к школе учащихся 1-х классов

МКОУ СОШ №12

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Сводная таблица результатов диагностики готовности учащихся

1-х классов к обучению.

Кол-во учащихся

Условная готовность

Условная неготовность

Неготовность

Результаты исследования показали, что из 1095 первоклассников меньше трети учащихся (28%) готовы к обучению в школе.

Наилучший показатель готовности к началу регулярного обучения в школе в СОШ №1(60%) . Самый низкий результат показали учащиеся СОШ №12 (8%).

По критерию условной готовности высокий результат показали первоклассники СОШ №8 (54%) , низкий – СОШ №1 (23%).

По критерию условной неготовности к началу регулярного обучения лучший показатель у СОШ №1- 5% , высокий в СОШ №12 - 34%.

Количество первоклассников, неготовых к началу регулярного обучения, больше в СОШ №12 – 29%, и совсем отсутствует в СОШ №10 – 0%.

Суммарный показатель готовности и условной готовности (Г + УГ) выше в СОШ №10 (87%), ниже в СОШ №12 (37%).

Выводы по результатам диагностики.

По результатам исследования можно сделать выводы, что большее количество первоклассников (63%) готовы к школьному обучению, у них достаточный уровень психосоциальной зрелости, есть предрасположенность к овладению навыками письма, достаточный уровень развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации. Они умеют слушать и выполнять задания по образцу, обладают достаточно развитым мышлением и произвольностью психической деятельности.

У 19% уровень готовности ниже среднего. Эта группа детей имеет незначительные трудности по некоторым параметрам (умение слышать инструкцию, развитие мелкой моторики, пространственной ориентации).

У 18% детей выявился уровень неготовности к обучению в школе. Данная категория детей входит в группу риска и имеет недостаточный уровень сформированности психосоциальной зрелости, имеют значительные трудности в овладении навыками письма, нет мотивов учения, недостаточным уровнем развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации.

Рекомендации учителям начальных классов:

1. Проанализировать результаты стартовой диагностики готовности первоклассников к обучению с целью проведения коррекционной работы.

2. Использовать результаты стартовой диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года).

3. Избегать сравнений ребенка с другими одноклассниками, способствовать повышению самооценки учеников путем создания ситуаций успеха.

4. Оказывать эмоциональную поддержку детям (поддерживать, вселять в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности).

5. Чаще реализовывать на уроке упражнения на развитие логического мышления.

6.Организовать взаимодействие педагога, психолога, логопеда при решении выявленных проблем и затруднений (в течение года).

7.Обратить внимание на процесс принятия учебной задачи обучающимися, задействовать все способы восприятия информации (зрительно, на слух, на основе телесных ощущений), делать акцент на моменте объяснения задания так, чтобы каждый понял, что нужно делать.

8.Осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности вашего общения с каждым. (Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода).

9. Для активизации внимания и снятия утомления, преодоления двигательной расторможенности:

- Сделать основной упор на чередование слухового и зрительного восприятия (четкие, краткие инструкции, яркие зрительные опоры на доске, эмоциональный тон речи педагога. Использование сказочных персонажей, которым необходима помощь в решении задач, преодоление трудностей).

- Изменение на короткое время темпа работы.

- Новые формы предъявления заданий (карточки-схемы, ребусы).

- Неожиданные приемы активизации внимания (Хлопнуть в ладоши один раз, те кто меня слышит; переход на шепот).

- Использование ассоциаций и образного мышления при подаче ученого материала (двойка похожа на лебедя и т.д.)

- Чередование видов деятельности (от пассивного созерцания материала на доске к совместному проговариванию и к активной манипулятивной деятельности на рабочем месте каждым ребенком).

Рекомендации родителям:

1. Выделить ребенку место для занятий дома.

2. Составить вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следить за его соблюдением.

3. Приучать ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

4. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относиться к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помнить: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

5. Не пропускать первых трудностей в обучении. Обращать внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

6. Не перенагружать ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

7. Будьте последовательными в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

8. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, постарайтесь оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помните о похвале.

19 Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

10. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, помочь выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он чувствовал себя успешным.

Читайте также: