Проблема организации проектной деятельности в доу и начальной школе

Обновлено: 29.06.2024

Изучение проблемы организации проектной деятельности в детском саду в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и методологические основы этой сферы. Основные особенности, структура и содержание технологии проектной деятельности в ДОУ.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 21.02.2018
Размер файла 873,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Как показывает практика, в работе с детьми дошкольного возраста удобнее всего использовать одно-двух недельные проекты.

Любой проект завершается получением продукта проектной деятельности или итоговым мероприятием. Возможны различные формы: альбом, видеофильм, викторина, выставка поделок и рисунков, газета, дневник наблюдений, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная и т.д.), самописная книга или журнал, коллаж, коллекция, концерт, макет, модель, праздник, путешествие, посадка растений, реклама, развлечение. Спектакль, сочинение сказки, создание атрибутов игры, утренник, фотовыставка, экскурсия и др.

Кроме продукта проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта проектной деятельности от результата проекта. Результат всегда связан с целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей, когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков дошкольников.

Для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело. Наглядно типология и классификация проектов ДОУ представлена в Приложении 1.

3.3 Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОО и семьи

Изменения, происходящие на нашей планете, в обществе, требуют от человека нового мышления, умения взаимодействовать с преобразованным миром, требует иного понимания своей роли в мире, новых компетенций, связанных, прежде всего с деятельностью.

Вполне понятно, что в таких условиях требуется переосмысление роли дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно-воспитательный идеал нового времени. Существующие сегодня проблемы в сфере дошкольной организации и трудности вызваны теми явлениями и процессами, которые происходят в современном мире.

Традиционное понимание дошкольной образовательной организации как присматривающего, дающего основные знания, умения и навыки, которые требуют в школах, уже вытесняются более широким взглядом на становление личности ребенка в условиях детского сада. Концептуальным ориентиром для современной системы дошкольного образования должны стать парадигма культуры, построенная на идеях целостности, любви, поддержки.

Педагогическая поддержка рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических, социальных трудностей. Данная деятельность раскрыта в исследованиях О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, И.С. Якиманской и др.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностного ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.? В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОО.

Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в философских, психоло - педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Почти параллельно шли исследования в этой области отечественными ученными - С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы рассматривали особенности и условия применения проектной деятельности и метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. [18]

2000 год можно назвать началом применения проектной деятельности метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжковой, Б. В. Хозиевым и Е. Евдокимовой, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной и др.). Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н. Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”. [7]

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, мероприятий, работ, замысел для создания реального объекта, предмета, создания уникального продукта.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практические заданий (проектов).

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

Существует типология проектов по Е. С. Евдокимовой:

1. По методу, доминирующему в проекте: исследовательский, информационный, творческий, игровой, приключенческий, практико - ориентированный.

2. По характеру содержания проекта: ребенок и его семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребёнка в проектировании: заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта.

4. По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

5. По количеству участников проекта: индивидуальный, в паре, в группе, фронтальный.

6. По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный, информационный. [17]

Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. [7]

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско - родительские отношения.

Особенность детского - родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОО и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А. Густомесова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность дает педагогу возможность помочь ребенку, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия. Таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение, энтузиазм, у всех участников проекта. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Проектирование меняет роль родителей в управлении педагогическим процессом дошкольной организации, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОО и семьи, поскольку благодаря реализации детско - родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Изменилась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта.

3.4 Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

Этап целеполагания.

- мотивирующее начало проекта. По внешней форме это задача , учебная проблема или коллизия , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении . Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты . Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

Этап планирования.

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

- в каких источниках найти информацию;

- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

- с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Основной этап.

- этап реализации работы над проектом.

Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.

Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов . родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания .

Презентационный этап.

( представление продуктов проектной деятельности)

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям , испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата . можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

Проектировочный этап.

Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога , его понимание задач и возможностей ,неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблемы организации проектной деятельности в начальных классах

Н.Н. Михайлова

В последние годы в отечественной школе, в том числе и в ее начальном звене, наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями И.И. Джужук, М.В. Дубовой, И.А. Колесниковой, Н.В. Матяш, И.М. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Н.В. Серегиной убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. Недостаточная разработанность и систематизированность методической базы проектной деятельности младших школьников вызывает различные затруднения или игнорирование данного метода учителями (4).

Недостаточное, поверхностное осозна­ние педагогом сущности проектной дея­тельности и роли учащегося в ней часто приводит к псевдопроектированию, что яв­ляется, на наш взгляд, первой проблемой ор­ганизации проектной деятельности младших школьников. Как известно, основными функциями учителя при использовании проектного метода должны являться следу­ющие (7):

мотивация учащихся к предстоящей проектной деятельности;

помощь в определении задач проекта и возможных способов их решения;

содействие прогнозированию резуль­тата, рекомендация источников полу­чения информации;

необходимая консультационная под­держка;

помощь в организации презентации, оценке и самооценке итогов работы над проектом.

Однако на практике педагоги началь­ных классов нередко отступают от роли консультанта и занимают главенствующую позицию, полностью регламентируя дейст­вия младших школьников в процессе вы­полнения проектов. С целью становления субъектности младших школьников в процессе выполне­ния проектов педагогу необходимо созда­вать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности и инициа­тивности. Для этого целесообразно ис­пользовать следующие апробированные на­ми приемы (1):

мозговой штурм для непосредствен­ной формулировки темы коллективно­го проекта;

совместное обсуждение критериев оценки результативности проектной деятельности, типа, содержания и мес­та проведения защиты проекта, состав­ление плана презентации;

коллективное составление алгоритмов (планов) самооценки разных видов проектов и др.

В качестве второй проблемы в организа­ции проектной деятельности в начальной школе мы рассматриваем неготовность многих учащихся к собственно проектиро­ванию. Это усугубляет часто встречающе­еся механическое заимствование педагога­ми приемов и форм работы над проектами из среднего и старшего звеньев обучения без какой-либо адаптации к возрастным особенностям младших школьников.

Мы считаем, что проектная деятель­ность в начальном звене возможна и эф­фективна только при сформированности у младших школьников готовности к выпол­нению этой деятельности, под которой по­нимаем интегративное образование, синте­зирующее комплекс коммуникативных, когнитивных, операционных и оценочных компонентов.

Чтобы на второй ступени начального обучения (в III , IV классах) учащиеся были бы способны к выполнению проектов, необ­ходима целенаправленная работа педагога, заключающаяся в формировании у учени­ков следующих умений (6):

планировать свою деятельность и релизовывать ее в соответствии с выра­ботанным планом;

анализировать имеющиеся возмож­ности, ресурсы для предстоящей рабо­ты;

совместно (в группах) решать учебные задачи;

оценивать полученный результат на соответствие поставленной цели по выделенным критериям, свои достиже­ния и трудности;

представлять ход проделанной работы и ее итог.

Несформированность у младших школьников перечисленных умений хотя бы на минимальном уровне, отсутствие опыта продуктивных групповых взаимо­действий, содержательной самооценки крайне затрудняет проектную деятельность или делает ее невозможной. Для формиро­вания названных умений эффективны та­кие приемы, как:

проблемное введение в тему урока;

совместная (с учащимися) постановка цели и задач урока;

преобразование деформированных планов выполнения конкретных зада­ний, самостоятельное составление пла­нов решения учебных задач;

подбор детьми материалов по интере­сующим их вопросам, структурирова­ние информации, выделение в ней главного;

поиск альтернативных способов реше­ния проблемных ситуаций;

формулировка правил-законов обще­ния в классе и группе, взаимоконтроль за их соблюдением;

самоанализ и самооценка процесса и результата решения учебных задач с помощью оценочных отрезков, листов достижений и др.

Третьей проблемой в реализации про­ектного метода в начальной школе являет­ся смещение педагогом цели проектной деятельности с внутреннего на внешний ре­зультат. Вместо формирования личност­ных качеств, умений и навыков, приобрета­емых младшими школьниками в процессе выполнения проектов (исследовательских, информационных, кооперативных, комму­никативных, презентационных, рефлексив­ных), педагог обращает основное внимание на непосредственный внешний результат, продукт детского проектирования. Одной из причин этого является стремление учи­телей максимально выигрышно предста­вить проекты своих учеников на всевоз­можных конкурсах и смотрах.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников — сотрудничество, содей­ствие, партнерство с собственным ребен­ком. Очень важно, чтобы взрослые осозна­вали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выпол­нения проекта.

В связи с этим подключение родителей к проектной деятельности младших школь­ников должно быть специально организо­вано педагогом. Мы считаем целесообраз­ным проведение родительского собрания (семинара) или их серии, на котором объяс­няется сущность проектного метода, рас­крываются виды возможного участия роди­телей в проектной детской деятельности (мотивационная, организационная, инфор­мационная, техническая поддержка уча­щихся). Желательно продемонстрировать видеофрагменты презентаций детско-родительских проектов, продукты проектирова­ния школьников, а также заранее подгото­вить и раздать родителям памятки или ре­комендации по сотрудничеству с ребенком в проектной деятельности. В дальнейшем педагогу следует осуществлять консульти­рование родителей в процессе подготовки учащимися конкретных проектов.

Сочетание традиционных методов, применяемых на уроках, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно формировать компетентности учащихся.

Список использованной литературы

Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2004.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пос. для высш. учеб. заведений. М., 2007.

Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Дис. . д-ра психол. наук. М., 2000.

Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М., 2004.

Павлова И.М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: Дис. . канд. пед. наук. М., 2007.

Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестн. ТГПУ. 2006. Вып. 10 (61).

Представления о родном городе у дошкольников сформировались. Дети хорошо знают название, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну. Ребята хорошо ориентируются в своем городе. Интерес к истории и культуре своего города не только пробудился, но и относительно неплохо развит. Кругозор детей через экскурсии к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений микрорайона и города, общение с интересными людьми заметно расширился.

Теперь дошкольники проявляют устойчивый интерес к истории и культуре своей страны. В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; узнали имена тех, кто прославил свою Родину; начали проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;

Усилия педагогов и родителей при организации работы оправдали ожидания: дети много узнали о государственной символике, отечественных народных промыслах и народных праздниках, проявили неподдельный интерес к другим городам России, подвигам космонавтов, наших соотечественников для Великой Победы над фашизмом.

Поставив цель: рост динамики в процессе формирования представлений о большой и малой родине (семье, городу, стране, природе родного края, всей стране) у детей дошкольного возраста, мы достигли её. Итоговая диагностика развития у детей знаний о своей семье, родном крае, Отечестве показала положительную динамику. Показатели сформированности представлений у дошкольников повысились : о своей семье с 39% до 100%; представлений о родном крае с 23% до 96%; представлений об Отечестве с 12% до 96% .

Но мы не намерены останавливаться, так как убеждены, этого недостаточно. Уже было сказано о преемственности как условии прочности системы: как воспитания в целом, так и проектной деятельности, в частности. Указываемая некоторыми авторами утрата преемственности поколений может быть преодолена как раз преемственностью воспитания.

Перейдя в школу, дети встречаются с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, разработанной на базе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Предполагается, что в ходе освоения проектной деятельности учащийся начальной школы становится субъектом учения, добывает знания сам, осознавая содержание и формы учебной деятельности. Основными задачами в процессе проектного обучения является развитие у ученика некоей основы знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, помогая учителю построить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками-ориентирами педагога и локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.

В рамках внеурочной деятельности проектная деятельность призвана обогащать содержание образования, дать возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Для применимости проектного обучения задания следует дифференцировать по степени трудности.

Всё или почти сказанное о проектной деятельности, как было показано, было нами осмыслено и применено в дошкольном образовании в той или иной степени. Именно потому возможна преемственность дошкольного и школьного образования. И именно потому мы не считаем наш труд напрасным и надеемся, что он есть вклад в становление надежды семьи, гарантии развития общества, опоры государства.

Данилюк, А. Я, Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. / А. Я. Данилюк – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.

Характеристика Монтессори-педагогики в дошкольном образовании М. Монтессори создала свой метод обучения и воспитания, в котором отражаются гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических.

Игра в современном дошкольном образовании

Игра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Исследовательский метод обучения в дошкольном образовании Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Логоритмика в системе здоровьесберегающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовании Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме.


К проблеме использования проектной деятельности в дошкольной образовательной организации

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с требованиями современного образования, образовательные учреждения должны:

1) Обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности.

2) Обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка.

3) Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений.

4) Помнить, что ребенок является активным участником педагогического процесса.

5) Привлекать детей к занятиям без принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт.

6) Обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и педагогами. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. В переводе с греческого проект – путь исследования. Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ. Метод проектов – это комплекс действий, при которых дети, в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов, приобретают новые знания. Другими словами, метод проектов помогает детям в решении какой-либо проблемы. Основой метода проектов, является самостоятельная деятельность детей. Это может быть исследовательская, продуктивная, познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает знания об окружающем мире и воплощает эти знания в жизнь.

Читайте также: