Педагогический процесс доу его сущность основные характеристики презентация

Обновлено: 01.07.2024

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.
Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

ВложениеРазмер
doshkolnaya_pedagogiga.pptx 347.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования. Функции педагогической науки. Прежде всего, это: 1.Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: -описательном , объяснительном; -диагностическом ; -прогностическом . 2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях : -проективном ; -преобразовательном ; -рефлексивном .

Задачи педагогики : 1.Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. 2.Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. 3.Прогнозирование образования - педагогическая футурология. 4.Внедрение результатов исследования в практику. Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой: 1.Вопрос о целеполагании . Зачем, для чего учить, воспитывать? 2.Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3.Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них. Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей . Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка. Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого.

Современная педагогическая система наук о воспитании: 1.Фундамент - философия и история образования. 2.Общая педагогика: -теоретические основы; -дидактика ; -теория воспитания; -школоведение ;

3.Возрастная педагогика: -дошкольная ; -школьная ; -профессионально-техническая ; -педагогика высшей школы; 4.Социальная педагогика: -семейная педагогика; -перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая); -музейная педагогика; -театральная педагогика и т.д.

5.Специальная педагогика: -сурдопедагогика ; -тифлопедагогика ; -олигофренопедагогика . 6.Методика преподавания предмета. 7.Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация). 8.Военная педагогика. 9.Педагогика третьего возраста.

Педагогические принципы и правила. Педагогика стремится открыть объективные законы, которые дают понимание общей картины развития дидактических и воспитательных процессов. Однако эти законы не содержат конкретных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки правил и принципов. В результате этого практические указания закрепляются в педагогических принципах и правилах.

Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) – это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению, вытекающее из установленных наукой законов . Педагогический принцип , по мнению В.И. Андреева, – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования практики в целях повышения ее эффективности.

Педагогическое правило – это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения . По В.И. Андрееву , правило педагогики – это правило воспитания, обучения или саморазвития, представляющее собой лаконично сформулированное на основе педагогического принципа предписание, нормативное требование к деятельности педагога или ученика, выполнение которого формирует наиболее рациональные тактики их действий и способствует повышению эффективности решения определенного класса педагогических задач.

Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии . Субъектность человека проявляется в его витальности , деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существ.

Модель развития ребенка как субъекта поведения осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы — механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие: — в раннем возрасте — восприятие; — в дошкольном возрасте — память; — к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление.

Основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: 1-й год жизни: ребенок — субъект эмоционального общения; 2-й год жизни: ребенок — субъект предметной деятельности; 3-й год жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности; 3–5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий; 5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности; 6–7 лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в специально организованных педагогических условиях. Базовым условием полноценного развития ребенка в детском саду выступает гуманизация педагогического процесса, его ориентация на ведущие витальные и социальные потребности детей дошкольного возраста

Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых научных знаний о закономерностях, структуре, механизмах организации образовательного процесса.

Для дошкольной педагогики особый интерес представляет классификация методов на основе исследовательской цели. Методы теоретического анализа — метод сравнительно-исторического анализа, метод моделирования педагогических явлений, метод причинно-следственного анализа и др. Методы сбора исследовательской информации — педагогическое наблюдение, методы педагогического опроса: беседа и анкетирование, метод анализа продуктов детской деятельности.

Методы обработки и анализа исследовательских данных — методы качественного и количественного анализа собранных данных. Если методы теоретического анализа сходны при использовании в различных гуманитарных науках, то методы получения исследовательской информации в дошкольной педагогике имеют свое своеобразие.

Система дошкольного образования: — представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи; — решает задачи охраны и укрепления здоровья детей; — реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

— предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка; — создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ; — взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; — встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность); — развивается в условиях социального партнерства; — учитывает региональные особенности развития образования.

Принципы организации педагогического процесса Принцип гуманистической направленности педагогического процесса . - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности . Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса.

Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией . Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Сама природа педагогического процесса с его задачной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики

В статье раскрывется понятие ребенок как субъект педагогического процесса, приведены примеры проявлений субъектных отношений ребенка дошкольного .

В данной презентации описывается опыт дошкольной педагогики в Канаде. Её отличия от Российской педагогики.

ДОшкольно Образование в Канаде.


ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з.


Презентация "Гендерный подход в дошкольной педагогике"

Презентация предназначена для работы психолога с педагогическим коллективом дошкольной организации по вопросу гендерного воспитания дошкольников.


Презентация "История отечественной дошкольной педагогики до 20 века"

Презентация использовалась на семинаре "Профстандарт - инструментарий для реализации ФГОС ДО".


Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"

Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст.


Презентация "Дошкольная педагогика"

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.Дошкольная педагогика — это отрасль педагогической науки, изу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности педагогической деятельности, её структура, ценностные ориентации.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности педагогической деятельности, её структура, ценностные ориентации.

Целостный учебно-воспитательный (образовательный)процесс – это единый, вза.

Целостный учебно-воспитательный (образовательный)процесс – это единый, взаимосвязанный, взаимозависимый и взаимообусловленный внутренними связями,необходимый и временный процесс обучения и воспитания, целью которого является возникновение субъекта Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Образовательный = педагогический процесс процесс ребенок организатор и.

Образовательный = педагогический процесс процесс ребенок организатор и руководитель усилия взаимодействиями с детьми

Структура целостного педагогического процесса Блок подготовительной работы Бл.

Структура целостного педагогического процесса Блок подготовительной работы Блок организации и осуществления программ Блок результатов, контроля, коррекции деятельности, развития систем осмысление общественной цели анализ состояния системы анализ условий планирования деятельности формирование конкретной педагогической цели выдвижение общих, частных, перспективных целей; организация воспитательной деятельности знакомство и осмысление целей, привнесение их в личностный контекст; организация личной деятельности разработка программы деятельности деятельность воспитателя деятельность воспитанника

Закономерности педагогического процесса (по И.П.Подласому) 1. Законо.

Закономерности педагогического процесса (по И.П.Подласому) 1.Закономерность динамики (чем выше промежуточные достижения ребенка, тем выше конечный результат) 2.Закономерность развития личности (уровень развития личности зависит от наследственной воспитательной и учебной среды) 3. Закономерность управления процессом 4.Закономерность стимулирования (продуктивность труда педагога зависит как от внутренних стимулов-мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних – общественных, педагогических и моральных) 5. Закономерность единства чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения осмысленного 6.Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. 7.Закономерность обусловленности (результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности).

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ход.

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности (Психологический словарь). Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие воспитателя на воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

структурные функциональные субъект и объект - гностическая деятельнос.

структурныефункциональные субъект и объект - гностическая деятельность педагогического воздействия (исследовательская) предмет их совместной деятельности - проектировочная деятельность цели обучения - конструктивная деятельность средства педагогической коммуникации - коммуникативная деятельность - организаторская деятельность

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Пе.

Профессиограмма (от лат. Professio-специальность, Gramma-запись) - система п.

Профессиограмма (от лат. Professio-специальность, Gramma-запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику. (документ в форме словесного, описательного, знакового алгоритма, видеофильма, компьютерной программы)

профессиональные требования к воспитателю общегражданские качества качества.

профессиональные требования к воспитателю общегражданские качества качества, определяющие специфику профессии педагога специальные ЗУНы по методикам

Педагогические способности (по А.И.Щербакову) Дидактические (способность пере.

Педагогические способности (по А.И.Щербакову) Дидактические (способность передавать детям учебный материал) Конструктивные (способность построения предстоящих занятий таким образом, чтобы вызвать у детей эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик Экспрессивные (умение педагога ярко и образно выражать свои мысли с помощью слова) Перцептивные (способность проникать во внутренний мир) Коммуникативные (способность к образованию межличностных отношений) Мажорные (оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать образовательный процесс, предупредить конфликт, снять напряжение) Организаторские (умение мобилизовать детей на решение той или иной задачи)

Психологические черты личности как индивидуальности -сильный, уравновешенный.

Психологические черты личности как индивидуальности -сильный, уравновешенный тип нервной системы -тенденции к лидерству -уверенность в себе -требовательность -добросердечность -отзывчивость -гипертимность Педагог в структуре межличностных отношений -преобладание демократического стиля общения -умение гасить конфликты -нормальная самооценка -стремление к сотрудничеству -нулевой уровень изоляции в коллективе Профессиональные черты личности воспитателя -широкая эрудиция и свободное изложение материала -умение учитывать психологические возможности детей -темп речи, четкая дикция, общая и специальная грамотность -элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты -мгновенная реакция на ситуацию, находчивость -умение четко сформулировать конкретные цели -умение организовать детей Профессионально значимые качества личности воспитателя (по В.П.Симонову)

Социальная активность Целеустремленность Уравновешенность Желание работать с.

Социальная активность Целеустремленность Уравновешенность Желание работать с детьми Способность не теряться в экстремальных ситуациях Обаяние Честность Справедливость Современность Гуманность Эрудиция Педагогический такт Толерантность Педагогический оптимизм Педагогический долг самоотверженность Авторитетность НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМООБРАЗОВАНИЯ Доминантные качества

Профессиограмма воспитателя дошкольного учреждения I. Общие сведения о профес.

Профессиограмма воспитателя дошкольного учреждения I. Общие сведения о профессии 1.Возникновение профессии 2. Смежные профессии 3. Перспективность роста квалификации II.Характеристика процесса труда Санитарно-гигиенические условия труда 1.Режим труда и рабочий ритм 2. Медицинские противопоказания 3.Профессиональные заболевания III.Психограмма IV.Сведения о профессиональной подготовке

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Краткое описание документа:

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, как субъект практической психолого-педагогической деятельности, является сложной и зачастую противоречивой личностью с комплексом разноуровневых развитых качеств. Познание структуры личностных качеств педагога, выступающих профессионально важными, является определяющим требованием к успешному овладению своей педагогической деятельностью. Кроме этого воспитатель должен владеть системой академических и педагогических знаний, которые также обеспечивают эффективность воспитательного процесса.

Тот уровень знаний, которые получает будущий воспитатель в период обучения в вузе – не является достаточным, а его личностные качества требуют адаптации, совершенствования в период самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Процесс их совершенствования определяется, с одной стороны, наличием развивающей профессиональной среды, с другой стороны – степенью активности самого педагога, его способностью рационально использовать ее потенциалы, воздействовать на окружающую среду и оптимизировать все ее структурные компоненты.

Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений и это не случайно, т.к. профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений рассмотрим ключевые понятия: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность.

Презентация на тему: " Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей." — Транскрипт:

1 Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей

6 Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

7 Причины организации интегрированной образовательной деятельности: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ) ; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ) ; за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности; за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога. интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

8 принципы: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании. интеграции образовательных областей. интеграции образовательных областей. принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому) принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовскому) сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости.

9 Требования к структуре интегрированной НОД Требования к структуре интегрированной НОД 1.Чёткость, компактность, сжатость учебного материала. 1.Чёткость, компактность, сжатость учебного материала. 2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы в течение дня, недели. 2. Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы в течение дня, недели. 3.Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности. 3.Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности. 4. Большая информативная емкость образовательного материала. 4. Большая информативная емкость образовательного материала. 5. Систематичность и доступность изложения материала. 5. Систематичность и доступность изложения материала. 6. Необходимость соблюдения временных рамок НОД.

10 Независимо от того, какую программу реализует ДОУ, содержание образования должно быть направлено на решение трех важных задач: 1. Сохранение здоровья ребенка. 2. Развитие базовых качеств личности. 3. Предоставление равных стартовых возможностей

11 Реализация данных задач отслеживается через: Личностно-ориентированную педагогическую технологию, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором НОД проводится в индивидуальном, свойственном ребенку темпе. Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. Личностно-ориентированную педагогическую технологию, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором НОД проводится в индивидуальном, свойственном ребенку темпе. Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. Интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, а интеграция определяет один из путей достижения качества образования. Интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, а интеграция определяет один из путей достижения качества образования. Взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция должна охватывать все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность. Взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция должна охватывать все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

13 О моделях организации образовательного процесса в ДОУ В предметно-средовой модели содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Воспитатель выступает как организатор предметных сред: подбирает дидактический, развивающий материал, предлагает ребенку с ним действовать, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант предметно-средовой модели известен практикам как система М. Монтессори. В этой модели делается ставка на саморазвитие ребенка.

14 Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно- средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого; ненавязчивая позиция взрослого; разнообразие детской активности; разнообразие детской активности; свободный выбор предметного материала. свободный выбор предметного материала.

15 Педагогический процесс в ДОУ – интеграция образовательных областей В образовательном процессе выделяется два основных блока: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей. свободная самостоятельная деятельность детей.

16 Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе). открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

18 Формы образовательной деятельности Двигательная детская деятельность (примеры форм работы): подвижные игры с правилами;подвижные игры с правилами; подвижные дидактические игры;подвижные дидактические игры; игровые упражнения, игровые ситуации;игровые упражнения, игровые ситуации; соревнования, досуги; соревнования, досуги; ритмика, аэробика, детский фитнес; ритмика, аэробика, детский фитнес; спортивные игры и упражнения; спортивные игры и упражнения; аттракционы; аттракционы; спортивные праздники; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждения). гимнастика (утренняя и пробуждения).

19 Формы образовательной деятельности Продуктивная детская деятельность (примеры форм работы): мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов; реализация проектов; детский дизайн; детский дизайн; опытно-экспериментальная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность; выставки, мини музеи. выставки, мини музеи.

20 Формы образовательной деятельности Чтение детской художественной литературы (примеры форм работы): (примеры форм работы): чтение, обсуждение; чтение, обсуждение; заучивание, рассказывание; заучивание, рассказывание; беседа; беседа; театрализованная деятельность; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная речевая деятельность ; самостоятельная художественная речевая деятельность ; викторина, КВН; викторина, КВН; вопросы и ответы; вопросы и ответы; презентации книжки; презентации книжки; выставки в книжном уголке; выставки в книжном уголке; литературные праздники, досуги. литературные праздники, досуги.

21 Формы образовательной деятельности Познавательно-исследовательская деятельность (примеры форм работы): (примеры форм работы): наблюдение, экскурсия; наблюдение, экскурсия; решение проблемных ситуаций; решение проблемных ситуаций; экспериментирование, исследование; экспериментирование, исследование; коллекционирование; коллекционирование; моделирование; моделирование; реализация проекта; реализация проекта; интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады); интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады); конструирование; конструирование; увлечения. увлечения.

22 Формы образовательной деятельности Игровая детская деятельность (примеры форм работы): (примеры форм работы): сюжетные игры; сюжетные игры; игры с правилами; игры с правилами; создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей); создание игровой ситуации (по режимным моментам используя произведения писателей); игры с речевым сопровождением; игры с речевым сопровождением; пальчиковые игры; пальчиковые игры; театрализованные игры. театрализованные игры.

23 Формы образовательной деятельности Коммуникативная детская деятельность (примеры форм работы): беседа, ситуативный разговор; беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; составление и отгадывание загадок; игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные); игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные); этюды и постановки; этюды и постановки; логоритмика; логоритмика; трудовая детская деятельность; трудовая детская деятельность; дежурство, поручения, задания; дежурство, поручения, задания; самообслуживание; самообслуживание; совместные действия. совместные действия.

24 Формы образовательной деятельности Музыкально-художественная деятельность (примеры форм работы): (примеры форм работы): слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; музыкально-дидактическая игра; музыкально-дидактическая игра; беседа (элементарного музыковедческого содержания); беседа (элементарного музыковедческого содержания); совместное и индивидуальное исполнение; совместное и индивидуальное исполнение; музыкальное упражнение; музыкальное упражнение; двигательный, пластический, танцевальный этюд, танец; двигательный, пластический, танцевальный этюд, танец; концерт-импровизация; концерт-импровизация; музыкальная сюжетная игра. музыкальная сюжетная игра.

25 Организация прогулок с детьми в режиме дня В.Г. Алямовская выделяет основные значения правильной организации прогулок: в плане развития детей (как средство ознакомления в плане развития детей (как средство ознакомления с окружающим); обеспечение физического и психического здоровья; обеспечение физического и психического здоровья; мощное терапевтическое воздействия на организм (свободно дышать свежим воздухом); мощное терапевтическое воздействия на организм (свободно дышать свежим воздухом); прогулка может служить хорошей психологической разрядкой. прогулка может служить хорошей психологической разрядкой.

26 Методика подготовки интегрированной образовательной деятельности (рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ) Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним. Продумать развивающие задачи. Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики). Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой). Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

27 Учет условий при планировании и организации интегрированной образовательной деятельности Обязательный учет содержания базовой программы детского сада. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

28 Задачи для воспитателя вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие); вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие); исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма; исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма; внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям. внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.

Педагогический процесс

№ слайда 1

Педагогический процесс Специально организованное, развивающееся во времени и в р

№ слайда 2

Педагогический процесс Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система общеобразовательной школы

№ слайда 3

Воспитательная система общеобразовательной школы

Педагогический процесс и воспитательная система Пед.процесс происходит в рамках

№ слайда 4

Педагогический процесс и воспитательная система Пед.процесс происходит в рамках определенной Воспитательной системы. Рассмотрим в качестве базовой –воспитательную систему общеобразовательной школы. Отмечая сложность внутренней структуры воспитательной системы школы, выделяют следующие её компоненты:


№ слайда 5

Основные функции педагогического процесса

№ слайда 6

Основные функции педагогического процесса

Структура педагогического процесса

№ слайда 7

Структура педагогического процесса

Компоненты структуры педагогического процесса

№ слайда 8

Компоненты структуры педагогического процесса

Этапы педагогического процесса

№ слайда 9

Этапы педагогического процесса

Этапы педагогического процесса

№ слайда 10

Этапы педагогического процесса


№ слайда 11

В трактовке Л.М. Фридмана в состав любой задачи входят одни и те же части:

№ слайда 12

В трактовке Л.М. Фридмана в состав любой задачи входят одни и те же части:

Уровни становления слухового контроля

№ слайда 13

Уровни становления слухового контроля

Структура мотивации (потребностей)

№ слайда 14

Структура мотивации (потребностей)

Определение самостоятельной работы

№ слайда 15

Определение самостоятельной работы

Обучение самостоятельной работе

№ слайда 16

Обучение самостоятельной работе

Использованная литература: 1.Педагогика под редакцией П.И. Пидкасистого, М.-2004

№ слайда 17

Использованная литература: 1.Педагогика под редакцией П.И. Пидкасистого, М.-2004 2.Педагогика:педагогические теории, системы, технологии под редакцией С.А. Смирнова М.-1999 3. И.П.Подласый, Педагогика , Владос-1999 4.И.А.Зимняя, Педагогическая психология, М.:Логос-2003

Читайте также: