Познание как философская проблема кратко

Обновлено: 01.07.2024

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА……………..4
2 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ……………………………………………. 7
3 СТРУКТУРА ЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ………………………………………………………….……………9
4 МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ……………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………. …………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА……………..4

2 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ………………… …………………………. 7

3 СТРУКТУРА ЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ………………………………………………………… .……………9

4 МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ……………………………………13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи - все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания- гносеология.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры .

1 ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал философскую мысль в самых разных формах.

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания; тогда как агностики отрицают познаваемость мира.

Однако выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Мир простирается перед нами, безначальный и бесконечный, а мы подступаем к нему с нашими формулами, схемами, моделями, понятиями и категориями, стремясь поймать его вечность и бесконечность в "сачок" наших представлений. И сколь бы хитроумно мы ни завязывали "узелки" понятий, категорий и теорий, не самонадеянно ли претендовать на постижение таким образом сущности мироздания? Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе, - вот вывод, к которому неизбежно ведет логика данного рассуждения при определенных гносеологических допущениях.

Но и сегодня диапазон философских доктрин, не чуждых агностическим выводам, довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др. Их агностицизм обусловлен не только причинами гносеологического порядка, внутренней логикой, но в определенной степени и традицией, восходящей к философии Д. Юма и И. Канта.

Внешний же мир, согласно такому представлению, подобно страннику, стучится в храм разума, возбуждает его к деятельности, оставаясь в то же время под покровом неведомого: ведь он не может в самом деле войти в этот храм, не подвергшись при вхождении деформации. И разум вынужден только догадываться о том, какой же этот странник, придумывает его образ, который оказывается чем-то кентаврообразным: что-то от самого странника, а что-то от нашей человеческой природы. Из этого рассмотрения видно, что источником агностицизма неизбежно является гипотеза о трансцендентности знания.

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов - Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Антифонта, Фразимаха, которые были предшественниками и современниками вершинных мыслителей древности - Сократа и Платона.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Как правило, скептицизм расцветает буйным цветом в период (или в преддверии) ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем и т.д., когда нечто, считавшееся ранее истинным, в свете новых данных науки и практики оказывается ложным, несостоятельным. Психология скептицизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и все новое, нарождающееся. В основе этой психологии лежит не исследовательская жажда новаторства и вера в силу человеческого разума, а привычка к "уютным", однажды принятым на веру принципам. Но какой позор лежит на человечестве, которое душит великое, избивает и уничтожает то, что потом оказывается благодетельно для него самого. Когда же наконец избавится человечество от этого гибельного порока.

У подлинно глубокого мыслителя философское сомнение приобретает форму смирения перед бесконечностью и недоступностью бытия. Человечеством многое познано. Но познание обнаруживает перед нами и бездну нашего невежества. Действительность выходит за пределы любого знания. Плохим тоном философского мышления является склонность к категорическим и окончательным суждениям. В мире есть так много таинственного, что обязывает нас быть скромными и в разумных пределах осторожными в своих суждениях. Настоящий ученый слишком много знает, чтобы разделять непомерный оптимизм, он смотрит на "сверхоптимистов" с тем оттенком грусти, с которым взрослые смотрят на игры детей. Мы достоверно знаем лишь сравнительно простые вещи. По существу, вопрос стоит так: разум постоянно все глубже и глубже проникает в тайны бытия, и нельзя знать, как далеко он уйдет со временем.

Что касается отношения материализма к проблеме познаваемости мира, то основным принципом теории познания диалектического материализма является принцип активного отражения. Отражение - это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия, представления, а предметы, их свойства, связи, отношения, существующие вне и независимо от сознания субъекта. Тезис: "знание отражает объект" означает, что субъект познания создает такие формы мыслительной деятельности, которые, в конечном счете, определяются природой, свойствами, закономерностями самого объекта (а не свойствами сознания познающего субъекта). Следовательно, содержание знания объективно. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

2 СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ЗНАНИЯ

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных или, например, о целебных свойствах растений, свойствах различных материалов, о нравах и обычаях различных народов. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Сознание, знание и познание тесно связаны между собой не только потому, что у этих слов один корень, но и потому, что они не существуют друг без друга. Когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь идет не о первичности сознания, а о его активности. Человек, владея сознанием, способен познавать мир и использовать полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в результате познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии процесса познания и его результатов? Эти проблемы относятся к такому разделу философии, как гносеология и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1.Сущность и структура познания.

Познание – это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект – то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом и объектом познания.

Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это не означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают по-нять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направле-ний вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум – только мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель счи-тал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). При этом познание начинается с чувственно- го восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Но здесь речь идет о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких филосо- фов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир – это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непозна-ваем. Это – агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание), присущий представи-телям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а затем и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.

Конечно, определенная доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно, в ХХ веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отра- жать в виде субъективных и идеальных образов все то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И.П.Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще это – фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщенное отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.




Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.

Объектом же познания человечества является весь объективный, субъек-тивный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психиче-ские сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то бесконечен и процесс познания.

Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание – отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов инфор-мации с целью приспособления окружающей его действительности или изме-

нения ее в соответствии с его потребностями и интересами.

Сознание, знание и познание тесно связаны между собой не только потому, что у этих слов один корень, но и потому, что они не существуют друг без друга. Когда в марксистской философии утверждается, что сознание не только отражает мир, но и творит его, речь идет не о первичности сознания, а о его активности. Человек, владея сознанием, способен познавать мир и использовать полученные знания для преобразования его. Как же происходит процесс познания? Какова его структура? В каких формах существует и функционирует полученное в результате познания знание, какова логика процесса познания? Каковы критерии процесса познания и его результатов? Эти проблемы относятся к такому разделу философии, как гносеология и будут рассмотрены в последующих лекциях.

1.Сущность и структура познания.

Познание – это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект – то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом и объектом познания.

Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это не означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают по-нять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направле-ний вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум – только мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель счи-тал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). При этом познание начинается с чувственно- го восприятия мира, а сущность постигается разумом.

Но здесь речь идет о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких филосо- фов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир – это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непозна-ваем. Это – агностицизм (греч. а – не, gnosis – знание), присущий представи-телям субъективного идеализма.

Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а затем и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.

Конечно, определенная доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно, в ХХ веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.

Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отра- жать в виде субъективных и идеальных образов все то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И.П.Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще это – фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщенное отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.

Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.

Объектом же познания человечества является весь объективный, субъек-тивный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психиче-ские сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то бесконечен и процесс познания.

Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание – отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов инфор-мации с целью приспособления окружающей его действительности или изме-

На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может отвечать на них, так как они превосходят все его возможности.

Кант И. Критика чистого разума.

Человек не смог бы существовать в этом мире, не научившись сперва в нем ориентироваться. Ориентация людей во внешнем мире только тогда будет правильной, если люди выработают в себе способность адекватно, подлинным образом восстанавливать эту действительность. В широком смысле речь идет об отражении человеком объективного, внешнего и независимого от него мира. Поэтому вопрос о том, как человек познает мир, что такое знание – древнейшие философские проблемы.

Те конкретные процессы, явления и вещи, на которые направлена познавательная деятельность, принято называть Объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется Субъектом познания. На этом основании можно сказать, что познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта с целью получения Истины или знания об объекте. Так перед нами вырисовывается структура познания, состоящая из трех компонентов – субъект, объект и Истина (знание).

Главный вопрос теории познания – вопрос соответствия наших знаний действительному положению вещей. Другими словами, необходимо прояснить, знаем ли мы (в качестве субъекта познания) окружающий мир (как объект познания) таким, каким он существует в действительности, или же наши знания о нем носят неполный, неправильный или даже иллюзорный характер? Исторически значительная часть философов придерживалась традиции гносеологического оптимизма. Гносеологический оптимизм (например, в лице марксистской философии или рационалистов Нового времени) утверждает возможность объективного познания мира – таким, каким он есть на самом деле вне человеческих воли и сознания. Те философы, которые полностью или частично отрицают познаваемость мира, принадлежат к лагерю Агностицизма (И. Кант, Д. Юм).

Необходимо различать обыденное и научное познание. Обыденное познание чаще всего представлено личным и общежитейским опытом. Научное познание представляет собой особую сферу человеческой деятельности, связанную с наукой. К числу особенностей научного познания можно отнести:

1) объективизм, т. е. исследование окружающего мира как подчиняющегося объективным законам, сознательное исключение из этого исследования всего субъективного, личного;

2) предметно-практический характер, ориентация на изучение в первую очередь объектов, которые могут быть включены в производственную деятельность человека;

3) теоретичностЬ, нацеленность науки не только на объекты, востребуемые в сегодняшней практике, но и на те, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, ведь чтобы построить атомную электростанцию или создать атомную бомбу, необходимо было открыть сперва законы деления атомных ядер;

4) системность и обоснованность научного знания. Все дело в том, что обыденное знание представляет собой конгломерат сведений, предписаний и рецептов, чья достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в конкретных ситуациях. В свою очередь, наука использует знания, которые не всегда использовались на практике, поэтому ей необходимы целенаправленный контроль за получением знания и его постоянная опытная проверка, а также выведение вновь получаемых знаний из уже доказанных;

5) применение специальных средств познавательной деятельности – от особого языка научных терминов и понятий до научной аппаратуры, измерительных инструментов и приборов;

6) использование особых методов познания. Последние две особенности научного познания объясняются тем, что объекты, на которые направлено обыденное познание, чаще всего попросту вплетены в повседневный человеческий опыт, наука же с помощью специальных средств и методов должна сама выделять и фиксировать такие объекты, так что при изучении и отдаленных галактик, и элементарных частиц невозможно обойтись ни без аппаратуры, ни без разработанных методов ее применения. Методы научного познания принято разделять на эмпирические и теоретические, в зависимости от того уровня научного познания, где они находят свое применение. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и нацелено на получение о них сведений фактического характера, а потому применяет методы наблюдения и эксперимента. На теоретическом уровне происходит установление устойчивых, закономерных связей между объектами и выявлением их сущности, имеет место абстрагирование исследователя от изучаемых объектов, проведение над ним мысленного эксперимента, а потому применяются математические методы. В реальной практике научной работы оба уровня научного познания применяются взаимосвязано. Например, при изучении элементарных частиц, которые живут миллионные доли секунды и за время своей жизни успевают пройти миллионные части миллиметра, проводятся эксперименты и наблюдения с применением громоздкой аппаратуры, результаты которых затем подвергаются математическому анализу.

7) специфический характер субъекта научной деятельности, который, прежде чем приступить к работе, проходит специальную подготовку, овладевает специальными знаниями, навыками и умениями, изучает определенные правила поведения в научном сообществе, усваивает определенные ценностные ориентации, главные из которых – самоценность научной Истины, не зависящей ни от какой конъюнктуры, ценность всего нового и оригинального.

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает:

  • чувственное;
  • рациональное;
  • житейское;
  • научное;
  • интуитивное;
  • художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

  • на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;
  • на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания.
  • природа познания;
  • возможности и границы познания;
  • отношение знания и реальности;
  • соотношение субъекта и объекта познания;
  • предпосылки познавательного процесса;
  • условия достоверности знания;
  • критерии истинности знания;
  • формы и уровни познания и др.

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Читайте также: