Методики диагностики мотивации учебной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Сказка. ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

Обработка результатов и выводы

№ 1 Не хочу идти в школу.

№ 2 Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

№ 3 Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.).

№ 4 Люблю, когда мне читают книжки.

№ 5 Сам прошу, чтобы мне почитали.

№ 8 Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 9 Хочу быть учеником.

№ 10. Пусть будет длиннее урок.

Проведение исследования

На рис. 2 и 2а изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

Содержание рисунков

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.

2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

3. Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.

5. Ребенок дома, готовит уроки.

6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. На всех картинках нет лиц.

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках — веселое или грустное, и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам — с изображением девочек.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит "Не знаю", то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: "Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?" и т. п.

Выводы

Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали:

мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо:

у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку:

мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный:

мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный;

мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.

Проведение исследования

Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Сейчас я буду называть пары слов, например "хороший-плохой", а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них — школьнику или дошкольнику?"

Или — второй вариант игры. Попросите разложить заранее заготовленные карточки с написанными на них словами: одну карточку ребенок, по желанию, может положить в ранец (портфель, сумку), другую — в коробку с игрушками.

Прилагательные-антонимы

Выводы

Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству карточек с прилагательными, имеющими положительную эмоциональную окраску, которые ребенок относит к школьной жизни, т. е. положил в ранец.

Проведение исследования

Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе — уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?

Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет — можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?

Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?

Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо пятерки шоколадку. Что ты выберешь — шоколадку или пятерку?

Выводы

1) отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома;

2) направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;

3) отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;

4) предпочтение школы с определенными правилами;

5) ориентация на обучение в группе, классе;

6) выбор отметки как формы оценки учебной работы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)Метод для исследования у взрослых людей интерперсонального поведения (типа отношений с другими людьми). Выделяют восемь типов:– I –

Приложение 3 Бланки методики самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности

Приложение 3 Бланки методики самооценки мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности Бланк 1 Инструкция испытуемому:«Оцените, пожалуйста, степень принятия вами перечисленных ниже ценностей-целей учебной деятельности, обозначив точками на графике

Исследование мотивации учебной деятельности

Исследование мотивации учебной деятельности Мотив – побуждение к деятельности. Бывают положительные мотивы: любознательность, наслаждение процессом деятельности, стремление к самосовершенствованию, интерес и т. д., а также отрицательные мотивы: страх, корысть,

14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя

14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя В процессе предпринимательской деятельности постоянно возникают задачи, связанные с принятием решений, что и как делать. Принятию этих решений сопутствует ряд специфических условий,

IV.Методики изучения мотивации и мотивов

4. Методики изучения особенностей мотивации общения

5. Методики изучения мотивации поведения

7. Методики изучения мотивов поведения дошкольников[34]

9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности

(PSK) Шуберта. Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

(И.Д. Ладанов) . Настоящий тест может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.

. Тест используется для оценки удовлетворенности по 5 шкалам: материальное положение, потребность в безопасности, в межличностных связях, в уважении со стороны, и в самореализации.

. Академические успехи студента определяются не только уровнем способностей, развитием познавательных способностей и интересов, но и силой мотивации учения. Одним из мотивов обучения является побуждение к достижению успеха в учебной деятельности.

(А.И. Божович, И.К. Маркова) . Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии.

. На основе оценок испытуемого подсчитывается выраженность следующих параметров: успех как материальный уровень жизни, успех – удача, признание, власть, успех как результат собственной деятельности, как психическое состояние, как преодоление препятствий, призвание.

модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным . На основании полученных результатов определяется ранговые места мотивов учебной деятельности в определенной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).

, адаптированная М. М. Калашниковой, В. Н. Косыревым, О. В. Щекочихиным . Cтуденты ранжируют список мотивов учебной деятельности предложенный авторами методики.

(Г.Н. Казанцевой) . Позволяет выявить предпочитаемые учебные предметы, причины предпочтительного отношения к ним, и вообще какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.).

(Е.М. Павлютенков) . Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные и утилитарные).

. Тест предложен Т. Элесом (Элерсом), позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.

. Данный тест на оценку силы мотивации к достижению цели, к успеху предложен Т.Элесом (или Т.Элерсом).

(МУН) А.А. Реана . С помощью данного опросника можно определить тип мотивации - мотивация успеха (в основе активности личности лежит потребность в достижении успеха)и мотивация боязни неудачи (активность человека является потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи).

(разработка Домбровской И.С.) . Методика определяет уровень развития познавательной мотивации и социальной мотивации учебной деятельности, а также для определения доминирующего типа мотивации.

Пакулина С.А., Кетько С.М. . В методике приведены мотивы поступления в педагогический вуз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональные мотивы. Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определяется количество баллов, составляющих ту или иную мотивационную структуру.

(Овчарова Р.В.) . Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

(см. "Иерархия потребностей")

(СЖО) . Тест адаптирован Д.А.Леонтьевым. С помощью этого теста исследуются представления старшеклассников о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь.

(А.Г. Шмелев, А.С. Бабина, ТЮФ) . Этот тест позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер (агрессия-самозащита, межполовые отношения, пагубные привычки, деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные проблемы, бездарность в искусстве и другом творческом деле, человеческая глупость). Наличие установки в перечисленных областях проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке.

. Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы.

Диагностика сферы мотивации учащихся позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Содержимое разработки

КОМПЛЕКС ДИАГНОСТИК ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

по УД ОП.01 Педагогика

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Мельниковой Валерии Дмитриевны

Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна

Диагностика сферы мотивации учащихся позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно определив, в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предметы в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика 3. Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагаются написанные на карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

- Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

- Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

- Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

- Я хочу окончить школу и учиться дальше.

- Я хочу иметь хорошую работу.

- Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

- Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

- Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

- Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

- Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

- я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.

- Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

- Я не хочу получать плохие отметки.

- Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.

- Мне нравиться учиться.

- Мне нравиться делать домашнее задание.

- Мне нравиться рассуждать на уроке.

- Мне нравиться решать трудные задачи.

Суждения 1-3 – мотивы долга

4-6 – мотивы самосовершенствования

7-9 – мотивы благополучия

10-12 – мотивы престижности

13-15 – мотивы избегания

16-18 – мотивация содержанием

19-20 – мотивы познания.

Как выглядит лесная школа?

Какие предметы есть в расписании лесной школы?

Кто учит зверят в лесной школе?

Какой он - учитель в лесной школе?

Какие отметки ставят в лесной школе?

Как учатся зверята в лесной школе?

Использование этой диагностики очень эффективно. Эффективность ее состоит в том, что фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который он переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Диагностика 5. Анкетирование.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе или не очень?

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

Выявление дезадаптированных учащихся и дальнейшая работа с ними являются важной частью работы школьного психолога. В этой статье мы рассмотрим одну из методик, которая может помочь педагогу-психологу старшего звена изучать и решать проблемы школьной адаптации у обучающихся средней и старшей школы. Немного об особенностях разных возрастов вы можете прочитать тут.

Чтобы понимать, о чем идет речь, давайте вспомним определение термина школьная адаптация. В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Выявить дазадаптированных обучающихся можно с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой.

Содержание

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Цель методики: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 10- 16 лет (средние и старшие классы)

Количество вопросов: 40

Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев

Время заполнения: 10–15 мин.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Стимульный материал методики диагностики адаптации

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Инструкция

ПримерПочти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
Мне весело1234

Вопросы методики

Почти
никогда
ИногдаЧастоПочти
всегда
1.Я спокоен1234
2.Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути1234
3.Я разъярен1234
4.Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе1234
5.Я напряжен1234
6.Я испытываю любопытство1234
7.Мне хочется стукнуть кулаком по столу1234
8.Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки1234
9.Я раскован1234
10.Мне интересно1234
11.Я рассержен1234
12.Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе1234
13.Меня волнуют возможные неудачи1234
14.Мне кажется, что урок никогда не кончится1234
15.Мне хочется на кого-нибудь накричать1234
16.Я стараюсь все делать правильно1234
17.Я чувствую себя неудачником1234
18.Я чувствую себя исследователем1234
19.Мне хочется что-нибудь сломать1234
20.Я чувствую, что не справлюсь с заданиями1234
21.Я взвинчен1234
22.Я энергичен1234
23.Я взбешен1234
24.Я горжусь своими школьными успехами1234
25.Я чувствую себя совершенно свободно1234
26.Я чувствую, что у меня хорошо работает голова1234
27.Я раздражен1234
28.Я решаю самые трудные задачи1234
29.Мне не хватает уверенности в себе1234
30.Мне скучно1234
31.Мне хочется что-нибудь сломать1234
32.Я стараюсь не получить двойку1234
33.Я уравновешен1234
34.Мне нравится думать, решать1234
35.Я чувствую себя обманутым1234
36.Я стремлюсь показать свои способности и ум1234
37.Я боюсь1234
38.Я чувствую уныние и тоску1234
39.Меня многое приводит в ярость1234
40.Я хочу быть среди лучших1234

Ключ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке

ШкалаПункты, номер
Познавательная
активность
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация
достижения
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):

ПА + МД + (–Т) + (–Г), где

ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

УровеньСуммарный балл
I45 — 60
II29 — 44
III13 — 28
IV(–2) — (+12)
V(–3) — (–60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Интерпретация результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены ниже.

Шкала / Познавательная
активность
Шкала / ТревожностьШкала / ГневИнтерпретация
ВысокийНизкий,
средний
НизкийПродуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
СреднийНизкий,
средний
НизкийПозитивное отношение к учению
НизкийНизкий,
средний
Низкий, среднийПереживание
“школьной скуки”
СреднийНизкий,
средний
Низкий, среднийДиффузное эмоциональное отношение
СреднийНизкий,
средний
ВысокийДиффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
НизкийНизкий,
средний
ВысокийНегативное эмоциональное отношение
НизкийНизкийВысокийРезко отрицательное отношение к школе и учению
ВысокийВысокийВысокийЧрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
ВысокийВысокийСреднийПовышенная эмоциональность
на уроке
Средний,
низкий
ВысокийСредний, низкийШкольная тревожность
ВысокийСредний,
низкий
ВысокийПозитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний
ВысокийНизкий, среднийПозитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1
1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Бесплатно скачать текст методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и бланк

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция:

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

  1. Быть на хорошем счету у преподавателей.
  2. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  3. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
  4. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
  5. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
  6. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Коммуникативные мотивы — связаны с потребностями в общении.

Мотивы избегания неудач — связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

Мотивы престижа — связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус.

Профессиональные мотивы — связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом.

Мотивы творческой самореализации — связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.

Учебно-познавательные мотивы — связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы — связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.


Настоящим я даю согласие на обработку моих персональных данных Владельцем сайта, в том числе на совершение Владельцем сайта действий, предусмотренных Конституцией Украины и Закона Украины “О защите персональных данных” от 01.06.2010 г. №2297-VI (далее - Закон), а также Генерального регламента о защите данных (ЕС) 2016/679 от 27.04.2016 г. (EU General Data Protection Regulation, далее - GDPR) и другого применимого Европейского законодательства о защите данных. Политика конфиденциальности регламентирует правовые отношения по сбору, обработке и хранению личных данных посетителей сайта.

Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Настоящим я даю согласие на обработку моих персональных данных Владельцем сайта, в том числе на совершение Владельцем сайта действий, предусмотренных Конституцией Украины и Закона Украины “О защите персональных данных” от 01.06.2010 г. №2297-VI (далее - Закон), а также Генерального регламента о защите данных (ЕС) 2016/679 от 27.04.2016 г. (EU General Data Protection Regulation, далее - GDPR) и другого применимого Европейского законодательства о защите данных. Политика конфиденциальности регламентирует правовые отношения по сбору, обработке и хранению личных данных посетителей сайта.

Читайте также: