Что такое анафора кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

"Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской. ".

"Город пышный, город бедный. ".

"Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!".

"Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья. ".

"Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины. ".

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой (об их отличиях мы поговорим ниже).

В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.

Для чего используется анафора?

В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.

В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:

  • если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
  • анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
  • при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.

Какие бывают виды анафоры?

  • лексическая;
  • звуковая;
  • морфемная;
  • синтаксическая;
  • строфическая;
  • ритмическая;
  • паузная.

Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Лексическая анафора

Повторяются одни и те же слова:

"Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. ".

Звуковая анафора

В начале рядов повторяются сочетания звуков:

"Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. ".

Морфемная анафора

Повторяются одни и те же части слов или морфемы:

"Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня. ".

Синтаксическая анафора

В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:

"И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник".

"Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери".

Строфическая анафора

Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):

"Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт".

Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.

Анафора в "Слово о полку Игореве"

"Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов. ".

"Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре. ".

"Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам".

"Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!

Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!".

Отличие анафоры от эпифоры

Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.

Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это единоконцовка.

Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:

"Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости. ".

"Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?".

"— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? -
И сидели мы, выпятив груди. ".

"Струится нетихнущий дождь, томительный дождь. ".

Отличие анафоры от симплоки

Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:

"Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла. ".

Русская народная песня

"Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел. ".

Отличие анафоры от анадиплосиса

Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:

"К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась. ".

Что такое анафора. Значение термина простыми словами. В чем задачи анафоры? Анафора и эпифора - в чем разница? Примеры в русской литературе. Анафора в стихотворениях русских поэтов. Виды анафоры.

Фото Анафора - что это такое? Примеры анафоры в стихотворениях

Анафора - это повторение одинаковых звуков, слов, выражений в начале разных отрезков речи. Например: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… (А.С. Пушкин); Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить (В.В. Маяковский).

Повторение слов, звуков, выражений в конце смежных отрезков речи - это уже эпифора.

Анафора - стилистическая фигура, один из способов сделать речь более образной и выразительной (наряду с эпитетом, метафорой и другими приемами). В литературе задача анафоры - усилить эмоциональность и пафос произведения; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

Слово происходит от древнегреческого ἀναφορά - восхождение, возвращение, вынесение вверх. Ударение ставится на второй слог: ана́фора.

Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…

Уинстон Черчилль

Чаще других анафору используют поэты. Некоторые виды анафоры возможны только в стихах - например, ритмическая или строфическая анафора.

В поэзии анафора известна с давних времен - вот стихи древнегреческого поэта V века до нашей эры Анакреона (перевод С. Лурье):

Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.

Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая

Звуковая (фоническая) анафора - это повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Морфемная анафора - это повторение одних и тех же частей слов, слогов.

Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

Лексическая (словесная) анафора - это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора - разновидность лексического повтора.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Синтаксическая анафора - это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Строфическая анафора - это повтор частей фразы в начале строф стихотворения.

Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.

Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.

Различные типы анафор могут объединяться. Например, строфико-синтаксическая анафора - повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада.

Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони.

Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.

Никак комара не прогонишь ты прочь,
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится.
Афанасий Фет

Анафора и градация

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой - градацией, то есть с постепенным повышением или понижением эмоционального характера слов в речи.

Анафора в литературе. Примеры

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Афанасий Фет

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сергей Есенин

Быть может, вся Природа - мозаика цветов?
Быть может, вся Природа - различность голосов?
Быть может, вся Природа - лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа - желанье красоты?
Константин Бальмонт

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это - счастье.
Анна Ахматова

Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.

Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Арсений Тарковский

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов

Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)

Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну -
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)



Анафора — стилистическая фигура, которая заключается в повторе одинаковых слов, звуков, морфем или синтаксических конструкций в начале нескольких фраз, строк или строф. Этот литературный термин произошел от греческого слова ἀναφορά — вынесение вверх. Такой прием также называют единоначатием.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз…

Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…

Ана́фора (от греч. ἀναφορά — воз­но­ше­ние) — 1) цен­траль­ная молитва Боже­ствен­ной литур­гии; нередко назы­ва­е­мая евха­ри­сти­че­ским кано­ном, содер­жа­щая бла­го­да­ре­ния Богу и про­ше­ние совер­шить чудо пре­ло­же­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы; 2) (иногда) вся Литур­гия верных.

anafora - Анафора

В гре­че­ских и сла­вян­ских руко­пи­сях иногда ана­фо­рой обо­зна­ча­ется вся литур­гия верных.

Общее заме­ча­ние

АНА­ФОРА СВЯ­ТОГО ИОАННА ЗЛА­ТО­УСТА

(по совре­мен­ному Слу­жеб­нику)

[Диалог перед ана­фо­рой (призыв к совер­ше­нию Таин­ства после пения Сим­вола веры):] Диак.: Станем добре, станем со стра­хом, вонмем, святое воз­но­ше­ние в мире приносити! Лик: Милость мира, жертву хва­ле­ния. Свящ.: Бла­го­дать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и при­ча­стие (обще­ние) Свя­таго Духа буди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Горе имеим сердца. Лик: Имамы ко Гос­поду. Свящ.:Бла­го­да­рим Гос­пода. Лик: Достойно и пра­ведно! есть покло­ня­тися Отцу, и Сыну, и Свя­тому Духу, Троице Еди­но­сущ­ней и Нераз­дель­ней.

Свящ.: Достойно и пра­ведно Тебе пети, Тебе бла­го­сло­вити, Тя хва­лити, Тя бла­го­да­рити, Тебе покло­ня­тися на всяком месте вла­ды­че­ствия Твоего; Ты бо еси Бог неиз­ре­че­нен, недо­ве­домь, неви­димь, непо­сти­жимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Еди­но­род­ный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небы­тия в бытие нас привел еси и отпад­шыя воз­ста­вил еси паки, и не отсту­пил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Цар­ство Твое даро­вал еси буду­щее. О сих всех бла­го­да­рим Тя, и Еди­но­род­наго Твоего Сына, и Духа Твоего Свя­таго, о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явлен­ных и неяв­лен­ных бла­го­де­я­ниих, бывших на нас. Бла­го­да­рим Тя и о Службе (греч. Литур­гии) сей, юже от рук наших прияти изво­лил еси, аще и пред­стоят Тебе тысящи архан­ге­лов и тмы анге­лов, херу­вими и серафи­ми, шесто­кри­ла­тии, мно­го­очи­тии, воз­вы­ша­ю­щи­ися пер­на­тии, (воз­гла­шает:) побед­ную песнь поюща, вопи­юща, взы­ва­юща и гла­го­люща!

Лик: Свят, свят, свят, Гос­подь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, бла­го­сло­вен грядый во имя Гос­подне, осанна в вышних.

Свящ.: Поми­на­юще убо ныне спа­си­тель­ную сию запо­ведь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, три­днев­ное вос­кре­се­ние, на небеса восхожде­ние, одесную седение, второе и слав­ное паки при­ше­ствие (воз­гла­шает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!

Лик:Тебе поем, Тебе бла­го­сло­вим, Тебе бла­го­да­рим, Гос­поди, и молим Ти ся, Боже наш.

Свящ.: Еще при­но­сим Ти сло­вес­ную сию и без­кров­ную Службу (Литур­гию), и просим, и молим, и мили ся деем: низ­посли Духа Твоего Свя­таго на ны и на пред­лежащыя Дары сия, [свящ. и диак. читают: Гос­поди, иже Пре­свя­таго Твоего Духа… Сердце чисто сози­жди… Не отвержи мене… – Тро­парь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это сла­вян­ская интер­по­ля­ция с начала XV в., чуждая изна­чаль­ному тексту ана­форы; у греков ее нет.] Диак.: Бла­го­слови, владыко, святый хлеб. Свящ.:и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Диак.: Аминь. Бла­го­слови, вла­дыко, святую чашу. Свящ.: А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Диак.: Аминь. Бла­го­слови, вла­дыко, обоя. Свящ.: Преложив Духом Твоим Святым. Диак.: Аминь, аминь, аминь.

Свящ.: Яко же быти при­ча­ща­ю­щимся во трез­ве­ние души, во оставле­ние грехов, в при­об­ще­ние Свя­таго Твоего Духа, во испол­не­ние Цар­ствия Небес­наго, в дерз­но­ве­ние еже к Тебе, не в суд или во осуж­де­ние. (Здесь свя­щен­ник молится, чтобы при­част­ники обрели в Святых Дарах душев­ное трез­ве­ние, остав­ле­ние грехов, обще­ние со Святым Духом, наступ­ле­ние Цар­ства Небес­ного и чтобы дерз­но­вен­ное при­бли­же­ние к Богу не вме­ни­лось им во осуж­де­ние).

Свящ.: О святем Иоанне пророце… (про­дол­же­ние вос­по­ми­на­ний – Иоанна Кре­сти­теля, апо­сто­лов, всех святых и вновь – усоп­ших. Затем – поми­но­ве­ние цер­ков­ной иерар­хии, моле­ния о Церкви, о бого­хра­ни­мой стране нашей, о граж­дан­ских вла­стях; затем свя­щен­ник воз­гла­шает:)

В первых помяни, Гос­поди, вели­кого гос­по­дина и отца нашего (имярек), Свя­тей­шаго Пат­ри­арха Мос­ков­скаго и всея Руси, и госпо­дина нашего (Высоко) прео­свя­щен­ней­шего (имя и титул пра­вя­щего архи­ерея), ихже даруй Святым Твоим церк­вам в мире, целых, чест­ных, здра­вых, дол­го­ден­ству­ю­щих, право пра­вя­щих слово Твоея истины! Лик: И всех и вся.

Свящ.: Помяни, Гос­поди, град сей, в немже живем, и всякий град и стра­ну, и верою живу­щих в них. (И далее сле­дует поми­но­ве­ние пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, боля­щих и страж­ду­щих, пле­нен­ных…; поми­нает также поименно всех, кого хочет, и в завер­ше­ние воз­гла­шает:)

СОДЕР­ЖА­НИЕ АНА­ФОРЫ

Основ­ное содер­жа­ние евха­ри­сти­че­ской ана­форы, если про­честь ее как ком­по­зи­ци­онно связ­ный текст, сво­дится к сле­ду­ю­щему:

Лит.: Успен­ский Н. Д. Ана­фора. (Опыт исто­рико-литур­ги­че­ского ана­лиза) // Бого­слов­ские труды. М., 1975. № 13; Арранц М., иером. Евха­ри­стия Востока и Запада. 2‑е изд. Рим, 1998 (при­ве­дена основ­ная биб­лио­гра­фия).

Доц. Ю. Рубан, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, кан­ди­дат бого­сло­вия

Общие заме­ча­ния

Этот про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ком­по­зи­ци­онно и логи­че­ски связ­ной молитвы-ана­форы про­те­кал под знаком выкри­стал­ли­за­ции эле­мен­тов, кото­рые в даль­ней­шем полу­чили зна­че­ние непре­мен­ных в ана­форе, а в литур­ги­че­ской науке стали известны под назва­ни­ями: префацио (praefacio), анамнесис (ajnavmnesi§), епиклесис (ejpivklesi§) и интер­цессионес (intercessiones), то естьвве­де­ние, вос­по­ми­на­ние, при­зы­ва­ние и ходай­ства.

[Евха­ри­сти­че­ский канон]

[Диалог перед Ана­фо­рой]

Свя­щен­ник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Воз­лю­бим друг друга!И, после пре­по­да­ния любви, диакон гово­рит: Двери, двери! Будем вни­ма­тельны! Народ: Верую…[поется Символ веры]. Диакон гово­рит: Будем стоять бла­го­при­стойно! Народ: Милость, мир!

Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и обще­ние Свя­того Духа да будет со всеми вами.

Народ: И со духом Твоим!

Свя­щен­ник: Горе будем иметь (воз­не­сём) сердца!

Народ: Имеем (воз­не­сём) ко Гос­поду!

Свя­щен­ник: Будем бла­го­да­рить Гос­пода!

Народ: Достойно и спра­вед­ливо!

Свя­щен­ник начи­нает Святое воз­но­ше­ние (Ана­фору)

Достойно и спра­вед­ливо Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебя хва­лить, Тебя бла­го­да­рить, Тебе покла­няться на всяком месте вла­ды­че­ства Твоего; ибо Ты – Бог неиз­ре­чен­ный, недоведомый, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, всегда сущий, тож­де­ственно сущий: Ты, и Еди­но­род­ный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небы­тия в бытие, и падших вос­ста­но­вил опять, и не пере­стал совер­шать все, пока не возвел нас на небо и даро­вал буду­щее Цар­ство. За все это бла­го­да­рим Тебя и Еди­но­род­ного Твоего Сына и Духа Твоего Свя­того; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неяв­ные бла­го­де­я­ния Твои, совер­шив­ши­еся на нас. Бла­го­да­рим Тебя и за эту Службу (Литур­гию), кото­рую Ты спо­до­бил при­нять от рук наших, хотя и пред­стоят Тебе тысячи архан­ге­лов и тьмы анге­лов, херу­вимы и сера­фимы, шести­кры­лые, мно­го­окие, высоко паря­щие, окры­лён­ные. Воз­гла­шает: Побед­ную песнь поющие,. ! И будут мило­сти вели­кого Бога и Спа­си­теля нашего Иисуса Христа!

АНА­ФОРА СВЯ­ТОГО ИОАННА ЗЛА­ТО­УСТА

(Струк­тура. Темы основ­ных раз­де­лов)

[Призыв народа к Ана­форе после пения Сим­вола веры:]

Д.: Станем добре, станем со стра­хом, вонмем, святое воз­но­ше­ние в мире при­но­сити… Свящ.: Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа… Горе имеим сердца (воз­не­сём ввысь сердца). Люди: Имамы (имеем [такое наме­ре­ние]) ко Гос­поду. Свящ.: Бла­го­да­рим Гос­пода. Люди: Достойно и пра­ведно!

Достойно и пра­ведно Тебе пети, Тебе бла­го­сло­вити, Тя хва­лити… (1‑я молитва ана­форы, окон­ча­нием кото­рой явля­ется воз­глас свя­щен­ника): Побед­ную песнь поюща, вопиюща, взы­ва­юща и гла­го­люща. Люди: Свят, свят, свят, Гос­подь Саваоф!…

С сими и мы боже­ствен­ными силами, Вла­дыко, чело­ве­ко­любче, вопием и гла­го­лем… (2‑я молитва ана­форы; закан­чи­вая ее, свящ. воз­гла­шает уста­но­ви­тель­ные слова Гос­пода на Тайной вечере): Приимите, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета!…

Поми­на­юще убо ныне спа­си­тель­ную сию запо­ведь… (3‑я молитва ана­форы; закан­чи­вая ее, свящ. воз­гла­шает): Твоя от твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!

[3. Епи­кле­сис (4‑я молитва ана­форы)]

Еще при­но­сим Ти… [Гос­поди, иже Пре­свя­таго Твоего Духа… Сердце чисто сози­жди… Не отвержи мене… – Тро­парь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это сла­вян­ская интер­по­ля­ция с начала XV в., чуждая изна­чаль­ному тексту ана­форы; у греков в насто­я­щее время ее нет].

И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, чест­ную кровь Христа Твоего. … Пре­ло­жив Духом Твоим Святым (освя­ще­ние Св. Даров).

Якоже быти при­ча­ща­ю­щимся во трез­ве­ние души… (свя­щен­ник молится, чтобы при­част­ники обрели в Св. Дарах душев­ное трез­ве­ние, остав­ле­ние грехов, обще­ние со Святым Духом, наступ­ле­ние Цар­ствия Небес­наго и чтобы дерз­но­вен­ное при­бли­же­ние к Богу не вме­ни­лось им во осуж­де­ние).

[4. Интер­цес­си­о­нес. 5‑я молитва ана­форы]

О святем Иоанне пророце… (про­дол­же­ние вос­по­ми­на­ний – Иоанна Кре­сти­теля, апо­сто­лов, всех святых и вновь – усоп­ших. Затем – поми­но­ве­ние цер­ков­ной иерар­хии, моле­ния о Церкви, о бого­хра­ни­мой стране нашей.)

Свя­щен­ник воз­гла­шает: В первых помяни, Гос­поди, вели­кого гос­по­дина и отца нашего Алек­сия (Кирилла)… (пат­ри­арха), и гос­по­дина нашего высо­ко­прео­свя­щен­ней­шего… (пра­вя­щего архи­ерея). Помяни, Гос­поди, град сей, в немже живем… (и далее поми­но­ве­ние пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, боля­щих и страж­ду­щих, пле­нен­ных…)

И даждь нам единеми усты и единем серд­цем сла­вити и вос­пе­вати… (конеч­ное сла­во­сло­вие Имени – и окон­ча­ние Ана­форы).

СОДЕР­ЖА­НИЕ АНА­ФОРЫ

Основ­ное содер­жа­ние евха­ри­сти­че­ской ана­форы, если про­честь ее как ком­по­зи­ци­онно связ­ный текст, сво­дится к сле­ду­ю­щему:

Доц. Ю. Рубан, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, кан­ди­дат бого­сло­вия

Читайте также: