В чем состоит грамота композиции в съемке человека на фоне натуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это 5 главных правил композиции, они и являются основой грамоты композиции.

Укажите три основных клинических признака (следствия) синдрома портальной гипертензии: а) сосудистые звездочки и печеночные ладони

Аргумент к смыслу - это аргумент, основание которого состоит во включении положения в конкретную иерархию общих мест

Аргумент к причине аргумент, основание которого состоит в утверждении причины действия как обусловившего действие

18.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) передышка 2) протаскивая 3) разыгравший 4) стержневой 19.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автор: Звонова Татьяна Сергеевна ,

учитель изобразительного искусства

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Актуализировать, дополнить и обобщить знания об искусстве фотографии.

Задачи урока:

Обучающая: Углубление знаний о законах построения изображения в кадре. Выполнение творческого задания, направленное на формирование специальных умений и навыков фотографирования. Привитие навыков анализа фотопортрета.

Развивающая: Стимулирование творческой деятельности. Привитие навыков анализа её результатов.

Воспитательная: Развитие художественного вкуса, воображения и творческого мышления. Воспитывать навыки работы в атмосфере коллективного творчества.

2. Введение в урок. Подготовка учащихся к активному восприятию материала урока.

3. Повторение сведений предыдущих уроков.

4. Изложение новых сведений в форме демонстрации презентации.

7.Анализ выполнения практической работы.

9. Итог урока, рефлексия.

Оборудование урока:

Репродукции древнеегипетских портретных изображений в скульптуре, древнегреческих портретов, работ мастеров эпохи Возрождения.

К практической работе учащихся:

Реквизит для выполнения фото постановок.

Фотоаппараты.

Бумага, пишущие принадлежности.

Слайды для практической работы.

2.Введение в урок

hello_html_m4de68934.jpg

3. Повторение сведений предыдущих уроков .

Процесс написания живописного портрета долгий и далеко не всем доступный. И тут на помощь человеку приходит фотоизображение. Об этом замечательном изобретении мы с вами говорили на предыдущих уроках. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом виде изображения.

Вопросы для учащихся:

1.Что представляет собой фотография? (документальный рассказ о снимаемом объекте)

2.Назовите имя человека – изобретателя фотографии? (художник Луи Дагер, январь 1839 года)

3.Что общего в живописи и фотографии? (Выразительные средства: композиция, светотень, ритм линий, пятен, объёмов)

Действительно, фотоискусство взяло на вооружение многие принципы живописи, и жанр портрета не стал исключением.

Слайд №2 Первые фотопортреты.

Слайд №3 Первое неприятие.

Отношение к первым фотопортретам было неоднозначное. Многие художники живописцы относились к ним как к явлению искусственному, низкопробному. Одним из таких критиков был художник Огюст Роден.

Слайд №4 Фотохудожники экспериментируют.

Стремясь доказать свою состоятельность, фотохудожники экспериментируют, внося в свои работы элемент творчества, как доказательство состоятельности нового вида искусства.

hello_html_161b2f28.jpg
hello_html_m3fa1e562.jpg

Слайд №5 Основные виды композиции.

Основные виды композиции традиционны и для фотоизображения. Композиция снимка - одно из изобразительных средств фотографии. Как и любой вид искусства, фотография имеет свои изобразительные средства, система которых сложна и многообразна. Но несомненно, что одним из главных средств изобразительного решения темы является композиция снимка.

В переводе с латинского термин "композиция" означает сочинение, составление, соединение, связь, то есть построение изображения, установление соотношений отдельных его частей, образующих единое целое.

hello_html_31645beb.jpg

hello_html_m1436009b.jpg

Слайды №6,7 Правило третей. Но фотографы придумали ещё и своё, очень лёгкое для запоминания правило третей. Основной принцип таков. Разбейте изображение на трети (и горизонтально, и вертикально) таким образом, чтобы у вас получилось 9 частей. В процессе съемки делайте это в уме. Эта сетка позволяет определить четыре точки, в которые лучше всего помещать что-то интересное. Кроме того она позволяет определить 4 линии, которые также являются полезными позициями для элементов вашего снимка.

Слайд №8 Так применение этого правила выглядт на практике.

hello_html_m74a6f9c8.jpg
hello_html_m3c5fc486.jpg

Слайды №9,№10 Роль контрастного и естественного освещения в передаче характера отображаемых персонажей.

психологизм, напряжение в изображении.

Мягкий солнечный свет подчеркивает светлое детское начало, выразительно обрисовывает форму лица девочки.

Слайд №11 Колорит.

Фотографии современного фотохудожника Василия Малышева всегда отличаются удивительной тонкостью колорита, блестяще подобранные цветовые сочетания очень ненавязчиво подчёркивают характер человека.

Вопрос к учащимся: Что вы можете рассказать о характере этого старика?

hello_html_m94dfe2.jpg

Слайд №12 Фото постановочное и репортажное.

Вопрос к учащимся: Чем, по вашему мнению, отличаются эти фотопортреты? (на одних снимках персонажи позируют, на других попадают в кадр по воле фоторепортёра)

hello_html_395b8e51.jpg
hello_html_m142bdd49.jpg

Слайды №13,14,15,16 демонстрируют фотопортреты, выполненные в различных стилях и направлениях искусства.

Этническое фото: Фотопортрет в стиле ретро:

hello_html_2fb5c251.jpg
hello_html_313c26a2.jpg

hello_html_20cb8618.jpg
hello_html_m2fbe6edb.jpg

Слайды №17 Юмор в фотопортрете.

Этическая сторона вопроса часто является очень спорной…

5. Физкультминутка.

После демонстрации презентации учитель выполняет с учащимися ряд упражнений направленных на снятие напряжения с глаз, возникшее при работе с цифровым оборудованием.

6. Практическая работа.

Практическая работа ведётся по группам. Первая группа учащихся выполняет постановку и съёмку салонного фото, вторая группа осуществляет постановку и съёмку сюжетного фото, третья группа дает названия предложенным учителем фотоснимкам (Слайды № 18, 19, 20). Участники этой группы ведут работу за компьютером.

Завершив съёмку, учащиеся первой и второй группы вводят полученные кадры в компьютер, демонстрируют результат своей творческой деятельности.

7. Анализ выполнения практической работы.

Затем учитель выводит на экран снимки, названия которым должны были придумать участники третьей группы учащихся. Ребята предлагают свои варианты заголовкам к фотографиям. Нередко они носят юмористический характер, что позволяет сделать эмоциональную паузу после проделанной работы.

8.Итог урока, рефлексия.

Учитель беседует с учащимися о том, что больше всего понравилось на уроке (обычно говорят, что понравились выполнять постановку и съёмку в ходе практической работы). Явились ли сведения, полученные на уроке новыми. Смогут ли они пригодиться ребятам в жизни.

9.Домашнее задание.

Просмотреть фотопортреты в своих семейных альбомах. Подобрать те снимки, которые, по мнению учащихся, наиболее полно соответствуют критериям, рассмотренным на данном уроке.

И для начала, хочется немного затронуть такие часто используемые понятия, как профессиональная и любительская съемка. Ведь, по сложившимся шаблонам, понятие профессиональной съемки применяется исключительно в тех случаях, когда мы видим качественное видео. На мой взгляд – это не совсем корректно. Ведь уровень мастерства не зависит от того, чем человек занимается по основному роду своего занятия. Есть много увлеченных людей, которые занимаются, в данном случае видео или фотосъемкой не для зарабатывания денег, а для души, получая при этом удовольствие. И мне кажется именно такие люди, в состоянии создавать настоящие шедевры. Хотя и талант здесь стоит далеко не на последнем месте и, безусловно, базовый уровень знаний необходим. Сейчас немного подробнее о тех понятиях, которые уже были затронуты в предыдущей статье. Ведь если законы композиции не нарушены, то самый рядовой сюжета станет весьма ярким и выразительным видео материалом. В этой статье автор не ставит перед собой цель прочитать перед Вами полный курс по композиции. Да и читать такой трактат навряд ли кто то решится. Поэтому кратко, и только основные моменты. Этого вполне достаточно, для того, что бы отснятый материал легко лег на монтаж будущего фильма. А сам фильм Вас только радовал.

Правило золотого сечения – это правило можно сформулировать следующим образом, кадр (фото или видео, с точки зрения композиции значения не имеет), делится воображаемыми линиями на три равные части по вертикали и горизонтали. Именно вдоль этих линий и на их пересечении должны располагаться основные единичные (крупные) объекты. Расположение важных объектов съемки в этих точках больше всего притягивает внимание зрителя и выглядит более естественно. Что это могут быть за объекты, самое простое - это например линия горизонта. Частая и типичная ошибка начинающих операторов – это расположение линии горизонта посередине кадра. Как итог, теряем в выразительности.

Правило золотого сечения в фото

золотое сечение

Конечно, для использования этого правила, как впрочем и любого другоо, необходим небольшой навык. Но это на сложно. Попрактикуйтесь, и у Вас все получится.

Диагональная композиция – так же кратко рассматривалась в предыдущей статье. При диагональной съемке – основные объекты распологаются по диагонали кадра. Данный метод используется в тех случаях, когда в кадре уже присутствуют выраженные диагональные линии. Прием является очень эффектным, и как самый показательный и простой пример – это съемка дороги или берега. Такой прием, как бы ведет взгляд зрителя через весь кадр. Обратите внимание, что для передачи более спокойной атмосферы кадра лучше использовать восходящую диагональ. Т.е. от нижнего левого угла до верхнего правого.

диагональная композиция
диагональная композиция

диагональная композиция, пляж
диагональная композиция, пальмы

Контраст – очень простое правило композиции, если конечно его ипользовать. Прием понятен из названия – в кадре должен присутствовать контраст. Так, если Вы будете снимать белую ворону на белом фоне, или свою любимую девушку в белой шубке на фоне заснеженного поля, то шедевра у Вас точно не получится. А наша цель – привлечь внимание зрителя.

В связи с этим несколько советов из практики. Первый который вытекает по смыслу – это снимайте более темный объект на более светлом фоне, и наоборот. Избегайте пестрых фонов, в крайнем случае, объект съемки должен быть снят крупным планом. Людей на таком фоне снимать вообще не рекомендуется, ибо фон будет все время отвлекать внимание. Так же постарайтесь не использовать яркого желтого фона – результат будет отличаться от ожидаемого. Пляжное видео (или фото) к этой категории не относится, т.к. мы говорим о насыщенном желтом фоне. Запрещен коричневый. Подводя черту, можно вернуться к началу – в кадре должен присутствовать контраст.

законы композиции, контраст
законы композиции, контраст

Цветовое пятно - э т о правило композиции, так же достаточно простое, но соблюдать его необходимо. Эта ситуация возникает иногда в процессе съемки случайно, иногда – является художественным замыслом оператора. А заключается это правило в следующем – если в одной части кадра возникает цветное пятно (некий цветной объект), то в противоположной части кадра это пятно должно быть скомпенсировано. Сделать это можно, либо расположением другого цветового пятна (объекта), либо наличием какого либо действия (движения). Если этого сделать не удается, попробуйте поменять ракурс съемки. Но в том случае, когда съемка ведется не постановочно, и у Вас нет времения на подбор точки съемки, попробуйте поигратся с планами.

парк

Ракурс. Возможно, Вы уже не раз обращали внимание на кадры (снимки), на которых Ваш друг, знакомый, а то и Вы сами – это в зависимости от того кто кого снимал , кажутся либо лилипутами, либо великанами. К стати, то же самое можно сказать и про искажение различных предметов в кадре. Но это не так нас расстраивает, т.к. чаще и больше, мы все же обращаем внимание на себя любимых. Или на своих любимых… Так вот, что бы избежать подобных промахов, необходимо использовать несколько правил.

  • При съемке человека в полный рост – точка съемки на уровне пояса.
  • При съемке крупного плана – портрет, лучше всего снимать на уровне глаз.
  • При съемке детей и животных – точка съемки на уровне глаз (в смысле ребенка )

ракурс смешное фото
смешное фото

Теперь чуть более подробно. Ракурс – это положение объекта съемки (человека, животного, предмета, и т.д.) относительно камеры. И прежде чем перейти к использованию ракурса в видеосъемке, рассмотрим его основные элементы в фотографии. Что такое фас и профиль, знают все. Поэтому останавливаться на них мы не будем. Менее известен такой распостраненный ракурс, как полубоковой. Это то, что касается перемещения видеокамеры в горизонтальной плоскости. Что же касается изменения положения видеокамеры в вертикальной плоскости, то самой распостраненной точкой съемки считается точка на уровне глаз. А вот уже незначительное изменение высоты точки съемки значительно изменит композицию кадра.

ракурс здания

ракурс здания

При смещении точки съемки в ту или иную сторону от фронтальной, у объекта съемки становится видимой и его боковая сторона. Соответственно, возникает перспектива, и кадр приобретает глубину. Это наиболее частый и выгодный ракурс. При еще большем смещении точки съемки от фронтальной (диагональная композиция), благодаря перспективному схождению линий, в кадре создается иллюзия движения. Снимок становится наиболее динамичным.

Применительно же к видеосъемке, необходимо по возможности менять ракурсы, а не снимать статично с одной точки. Это существенно оживит Ваш видеоряд.

Сбалансированность кадра . Так уж устроен наш мозг (по крайней мере у большинства), что считывание какой либо информации мы производим с Вами слева направо. Отсюда и еще одно замечание по композиции кадра – расположение основного объекта съемки в правой части кадра, делает снимок более привлекательным и сбалансированным. Но при этом, совершенно не приемлемо перегружать какую то часть кадра большим количеством предметов, при полном их отсутствии в другой части. Кроме неприятных ощущений такая сцена ничего иного вызвать не может. И еще одна особенность сбалансированности кадра – необходимо, что бы объекты съемки, находящиеся в разных частях кадра (вспоминаем правило золотого сечения), соотносились друг с другом по тону, размеру или объему.

композиция здания
композиция кадра

Движение в кадре . Это правило не простое, а очень простое… Если Вы снимаете спортвное мероприятие, бегущего или в конце концов идущего человека, обратите внимание на то, что бы перед ним всегда оставалось свободное пространство. В процессе съемки сопровождайте объект съемки именно с таким упреждением. Далее, дайте объекту выйти из кадра и только потом остановите запись. Это важно!

Движение в кадре
Движение в кадре

И под конец повествования, в пику всему сказанному, правила композиции – не панацея. Ведь мало знать, главное – применять эти знания на практике.

Пробуйте, снимайте, ошибайтесь (это обязательно), исправляйте свои ошибки, учитывая правила композиции, и у Вас обязательно все получится.

10 компонентов, которые должны быть в каждой выразительной фотографии.

Композиция играет ключевую роль в изящном воплощении любой идеи.

Беда только в том, что в наши дни познания среднего фотолюбителя о композиции заканчивается на сетке золотого сечения и, в лучшем случае, на равновесии кадра.

Это круто! Но ничтожно мало.

А поскольку большинство начинающих фотографов даже не могут чётко сформулировать само определение термина композиции, уместным будет начать именно с него.

К омпозиция в фотографии – это положение и сочетание объектов в пределах границ кадра.

Поскольку композиция изначально всё-таки художественный термин, её использование будет удобно сравнить с белым листом бумаги.

Можно представить, что каждый раз, когда вы хотите сделать портретную фотографию, перед вами есть белый лист бумаги, и исключительно от ваших умений зависит то, как вы его наполните, и какой в конечном итоге получите результат.

В классическом понимании построения кадра фигурируют такие термины как равновесие, напряжение, динамический ряд и т.д.

Однако сейчас перед нами не стоит задача разбираться в фундаментальных принципах визуального воздействия изображения на зрителя, поэтому мы объясним вам основы портретной композиции простым языком.

Так вы быстрее поймёте основное, и после прочтения вам будет, что применить на практике.

Композиция разделяется на:

Отвечает за видимые направляющие линий, а так же за расположение всех объектов на снимке.

Отвечает за сочетания цветов, и насыщенности.

⇢композицию, построенную светом

Сконцентрируемся сейчас на линейной композиции, потому что именно её обычно имеют в виду, произнося вслух это звучное определение.

И если мы говорим о портрете, то его построение можно разложить на следующие части:

• Формат кадра

Горизонтальный или вертикальный. Его выбор влияет на выбор всех остальных параметров.

Человек больше привык видеть в горизонтальном положении, а портрет в классическом виде должен быть вертикальным. Так какой формат лучше?

Простой совет – смотрите по обстоятельствам и по мере того, какие детали вы хотите разместить на своём портрете.

В портрете принято разделять его так: в полный рост, поколенный, поясной, по грудь, плечевой, ну и крупный. Есть много критериев его выбора, но пока запомните такое наставление – никогда не обрезайте портреты в суставах. Этот конфуз обычно делает портретную фотографию грубой и неряшливой.

• Точка съёмки (ракурс)

Может быть диагональной, фронтальной, с уровня глаз, выше или ниже этого уровня, совсем сверху - под 90 градусов. Выбор ракурса достаточно важен, так как он задаёт внешний вид вашей модели, определяет попадания в кадр остальных элементов портрета, фон и т.д.

• Поза модели

От позы напрямую зависит динамичность и передача смысла в вашем портрете. Есть на эту тему множество композиционных правил и заготовок конкретных позиций, которые будут смотреться эффектно. Но кроме всего прочего, есть ещё такие понятия как психологический портрет и преображение модели.

Психологический портрет подразумевает под собой передачу истинного характера человека, работа с его индивидуальностью. Эта работа достаточно тонкая и во многом зависит от умения фотографа работать с портретируемым.

А можно создать человеку и просто желаемый образ.

К примеру, поднятый чуточку вверх подбородок показывает в человеке чувство гордости и величия, а сильно опущенный делает его покорным. Наклон головы немного в сторону показывает человека более расслабленным. А, допустим, небольшой поворот и наклон головы модели к переднему плечу сделает её лицо немного уже, а более выразительный взгляд добавит женственности (если конечно ваша модель женщина).

И всё в таком духе.

Подобные мелочи и нюансы помогают фотографу создать желаемый образ в портрете или дополнительно подчеркнуть особенности характера.

Все эти техники относятся не только к психологии портрета, но и к композиции, поскольку регулируются они все-таки положением человека или отдельных частей его тела в кадре.

Помимо создания образа и передачи характера модели существуют ещё всевозможные хитрости преображения внешности человека без помощи Photoshop.

Например, небольшой поворот тела портретируемого способен сократить видимую линию между плечами и сделать его фигуру более стройной. Или точка съёмки, взятая чуть выше лица, может убрать некрасивые ноздри, скрыть двойной подбородок. При желании также возможно визуально уменьшить нос, увеличить рост, сделать здоровее, одним словом, показать человека в лучшем его облике.

Всё это подпольные штучки портретного ремесла, украденные современными фотографами ещё у бородатых художников давно минувших лет, однако это не мешает им оказывать всё тот же чудесный эффект на зрителя.

• Объекты на заднем плане

Подбираем по цветам, стилю, общей задумке, а так же другим правилам композиции.

• Объекты на переднем плане

Иногда можно добавить их осознанно (листья деревьев или ещё что-то), а случайных объектов, само собой, следует избегать.

• Дополнительные объекты действия

Может быть сигарета, шляпа, стул, автомат, свадебный букет, мобильный телефон и всё что угодно. Зависит от стиля, идеи, а также находчивости самого фотографа. Дополнительные объекты ощутимо влияют на жизненность, динамичность и разнообразие портретов, напрямую участвуют в композиции кадра.

• Направление взгляда

Очень важная составляющая композиции, так как от взгляда зависит не только смысл фотографии, но и равновесие кадра, а также построение невидимых линий, по которым потом двигается глаз зрителя.

• Перспектива

Как не странно, эта подруга тоже иногда играет роль в портретной фотографии, хотя в классическом портретном варианте мы изначально предполагаем фотосъёмку с определёнными значениями фокусных расстояний. Тут всё дело в том, что иногда можно умышленно делать портреты и на широкоугольный объектив, чтобы раздвинуть перспективу и вытянуть пространство. Такой приём обычно хорошо работает при фотосъёмке романтичных сюжетов.

На этом все. Поначалу сложновато будет учесть все составляющие, но со временем у вас все получится!

А в следующий раз мы разберем три приема в линейной композиции.

Еще больше о том как фотографировать в путешествии, на отдыхе, на природе и не только, читайте на нашем канале.

Читайте также: