Swot анализ высшей школы экономики

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение возможных позитивных последствий от вступления России в Болонский процесс на национальном, институциональном и индивидуальном уровнях. Проведение SWOT-анализа задач, оценка перспектив и угроз, сильных и слабых сторон высшей школы России.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.06.2016
Размер файла 23,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по Основы педагогики и андрогогики

SWOT-анализ двухступенчатого высшего образования

1. Национальные аспекты

2. Вузовский уровень

3. Индивидуальный уровень

Обратная сторона Болонского процесса для системы Российского образования

Список использованных источников

Для проведения анализа двухступенчатого образования необходимо понять, когда и с какой целью оно было создано. Для этого обратимся к истории.

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, решили, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская. Цель декларации - создать общие положения по стандартизации Европейского высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбоннской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства.

И так, осенью 2003г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что дало возможность сделать реформу отечественного высшего образования последовательной и содержательной.

Возможные позитивные последствия от вступления России в БП представляется целесообразным рассматривать на нескольких уровнях - национальном, институциональном и индивидуальном.

1. Национальные аспекты:

- Вместе с остальными европейскими странами Россия полноправно участвует в создании единого пространства высшего образования.

- В связи с ожидаемым ростом конкурентоспособности европейского высшего образования, может вырасти и конкурентоспособность российской высшей школы.

- Ожидаются образовательные выгоды от введения многоуровневой системы образования. Аналогичные европейским, российские образовательные степени бакалавр - магистр - кандидат наук станут понятными не только в Европе, но и во всем мире. Первый уровень такой системы будет удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, а второй и третий - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Высшее образование в России станет более гибким, поскольку многоуровневая система более демократична.

- Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости рабочей силы.

- Многоуровневая система высшего образования отвечает потребностям управления информационными потоками в обучении.

- Многоуровневая система высшего образования отвечает потребностям в расширении возможностей студентов в самостоятельном и ответственном выборе своего жизненного пути.

- В России будет расти престижность высшего образования, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности - у молодежи появится дополнительный стимул для обучения в вузе.

- Возможное улучшение состояния российской науки - через усиление научно-исследовательского потенциала вузов, через их плановое участие в совместных с европейскими университетами программах исследований.

- БП должен привести к увеличению масштабов и подъему качества владения российскими преподавателями и студентами иностранными языками.

- Пропаганда российской культуры также является несомненной выгодой от БП.

- БП также способствует гибким, конкурентоспособным, эффективным, экономическим отношениям. В контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов и бизнес-менеджеров.

2. Вузовский уровень:

- Обеспечение автономности, привлекательности и конкурентоспособности российских вузов.

- Повод основательно пересмотреть содержание российского образования применительно к современным международным требованиям.

- Создание рамочных стандартов содержания образования по профилям, то есть вуз сможет на добровольной основе гармонизировать свои учебные планы с европейскими рекомендациями.

- Изменения вузовской методической системы обучения и организации учебного процесса, возрастание ответственности студентов за собственный выбор преподавателей и учебных курсов.

- Благодаря введению многоуровневой системы высшего образования возрастет привлекательность и конкурентоспособность российских вузов.

- Введение степени европейского доктора наук (PhD), эквивалентной ученой степени кандидата наук в России, будет способствовать повышению международного статуса вузовских ученых.

- Введение кредитной системы по типу ECTS, академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала также повысят привлекательность и конкурентоспособность российских вузов.

- Благодаря мобильности иностранных студентов российские университеты получат дополнительный источник внебюджетного финансирования;

- Благодаря мобильности иностранных преподавателей расширятся образовательные возможности вуза: обучение на английском языке, новые видения предметов, европейские методики преподавания, повышение уровня владения иностранными языками студентов.

- Европейский контроль качества со стороны европейских агентств, который носит не принудительный характер, так как вуз самостоятельно решает нужна ли ему европейская акакредитация образовательных программ, возможность выбора аккредитационного агентства из Европейского реестра.

- Участие российских вузов в совместных научных исследованиях с европейскими университетами даст дополнительный стимул для развития научно-исследовательской работы.

3. Индивидуальный уровень:

- Для российского студента БП сделает учебу в вузе более демократичной, более индивидуализированной, представит студенту больше выбора, что создаст благоприятные условия для развития его личности.

- Введение степени бакалавра сделает высшее образование более доступным, так как снизится стоимость получения высшего образования студентом и сократятся сроки его обучения в вузе. В случае возникновения в ходе учебы материальных затруднений студент, получив диплом бакалавра, сможет пойти работать, затем, улучшив свое материальное положение, продолжить свое обучение в магистратуре.

- Степень магистра дает студенту возможность более осознанно подойти к выбору направления профессиональной подготовки. Исходя из западного опыта, студент может последовательно получить несколько магистерских степеней.

- Российская степень кандидат наук станет называться европейским доктором, что будет способствовать подъему ее престижа и веса в европейском и мировом научном сообществе.

- Кредиты, как единицы общей трудоемкости учебной работы и результатов обучения, будут зримо характеризовать полученное студентом образование, демонстрируя объем затраченных усилий на изучение каждой дисциплины.

- Академическая мобильность откроет студентам новые возможности для учебы и профессиональной подготовки.

- БП даст студенту возможность получать совместные и двойные дипломы, которые значительно увеличат его шансы на трудоустройство по специальности.

- Повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателя на протяжении всей жизни (LLL) рассматривается как его профессиональный долг. Академическая мобильность станет для преподавателя вариантом непрерывного образования, способом повышения квалификации, обмена педагогическим опытом/

- Преподаватели, научные сотрудники и административный персонал получат возможность признания сроков обучения в европейском контексте, во время стажировок в иностранных вузах они смогут получать европейскую зарплату.

Цели БП отвечают современным тенденциям и потребностям. Создание в России структуры образования, совместимой с системой образования европейских стран, позволяет выстроить в России систему, понятную для иностранных граждан.

Обратная сторона Болонского процесса для системы Российского образования

Но нельзя сводить все преобразования и реформы в образовании только к процессу. Россия должна иметь свою национальную образовательную систему параллельно с участием в БП, поэтому имеет смысл также поговорить о существовании возможной обратной стороне БП для системы российского высшего образования.

- недостаточность законодательной базы;

- отсутствие в России существенного государственного финансирования БП;

- несоответствие сроков обучения (бакалавр - магистр) в российской и европейской системах образования, так как при 4-хлетнем российском бакалавриате будет трудно обеспечивать мобильность с теми европейскими вузами, где студенты этого уровня учатся 3 года;

- вопрос о повышении статуса степени бакалавра, в России пока еще отсутствует понимание полноценности данной степени;

- вопрос о том, в какой степени бакалавр по одной специальности может продолжать обучение в магистратуре по другой специальности;

- в какой степени стоит регламентировать соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы магистра;

болонский высший школа перспектива

На основе приведенных выше проблем можно провести SWOT- анализ всех основных задач Болонского процесса. SWOT-анализ сводится к сопоставлению перспектив, угроз, сильных и слабых стороны высшей школы России.

- двухуровневая система высшего образования существует с 1989 г.;

- отсутствие законодательной базы;

- отсутствие существенного государственного финансирования БП;

- отсутствие академической автономности российских вузов;

- отсутствие прозрачности, привлекательности и конкурентоспособности российских вузов;

- практические шаги по введению системы зачетных единиц (кредитов) и общеевропейского Приложения к диплому в российских вузах только начались;

- несоответствие сроков обучения (бакалавр-магистр) в российской и европейской систем образования;

- отсутствует понимание полноценности статуса степени бакалавра;

- отсутствует ощутимое участие и влияние студентов на организацию и содержание образования в вузах;

- отсутствует активное участие студентов в управлении высшим образованием, в создании и формировании общеевропейского пространства высшего образования;

- студенты не имеют свободу выбора;

- отсутствие достаточных мероприятий для увеличения внутренней и внешней мобильности студентов и преподавателей;

- существует степень кандидат наук, которая может быть неэквивалентной Ph.D. и не совсем понятной для ряда европейских стран;

- низкий уровень владения иностранными языками;

- слабо развито образование в течение всей жизни;

- отсутствует накопительная система кредитов, что позволит студенту повышать квалификацию в течение всей жизни, делать продолжительные перерывы в учебе, так как заработанные ранее кредиты не пропадут;

- проблема визовой политики.

- организовать работу по переходу всех направлений и специальностей (включая магистратуру) всех факультетов в учебных заведениях на систему зачетных единиц (кредитов);

- провести мероприятия по повсеместному введению Приложения к диплому в учебных заведениях;

- увеличение обучения российских студентов в европейских вузах по программам академической мобильности;

- увеличение мобильности российских преподавателей высшей школы;

- увеличение качества владения российскими преподавателями и студентами иностранными языками;

- разработать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для России и европейских стран, что позволит студентам получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (бакалавриат-магистратура-докторантура);

- создание общеевропейских предметных объединений вузов (сети вузов по направлениям подготовки);

- адаптировать учебные планы к требованиям современного общества;

- академическая самостоятельность российских вузов;

- развитие элективных курсов;

- в России будет расти престижность высшего образования;

- возможное улучшение состояния российской науки - через усиление исследовательского потенциала вузов, через совместное участие с европейскими университетами в исследовательских программах;

- развитие российского культурного, экономического и политического измерений.

- потеря фундаментальности советского, а ныне российского высшего образования;

- в соответствии с Государственными образовательными стандартами ВПО нового поколения, сокращение до 50% от общей трудоемкости обучения объема базового (федерального) компонента теоретического обучения в бакалавриате и до 30% - при обучении в магистратуре;

- инфляция академического кредита в России (академические кредиты должны объективно отражать трудоемкость образовательного процесса, реально требовать от студента учебных усилий);

- БП может стать коммерческим предприятием, образовательным бизнесом для системы российского образования, где целью будут не воспитание и обучение студентов, а стремление заработать деньги.

Как мы видим, слабых сторон двухуровневого образования еще очень много. Сегодня в нашей стране студентам, получившим образование по Болонской системе тяжело устроиться на работу и найти понимание с потенциальными начальниками и руководителями из-за отсутствия понимания полноценности статуса степени бакалавра. Кроме того, большая часть обучения сводится к самостоятельным занятиям, что с одной стороны позволяет отобрать самых заинтересованных студентов, с другой - снижает качество образования в целом. Нам, как заложникам сложившейся ситуации, остается надеется, что в ближайшем будущем прием,

Список использованных источников

Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. -- Москва: Оргсервис-2000, 2006.

Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. -- М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. -- 260 с.

Подобные документы

Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство, необходимость модернизации российской системы образования. Законодательные меры и уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в вузах России.

курсовая работа [83,3 K], добавлен 23.06.2010

Сущность высшего профессионального образования. Анализ трансформационных изменений в высшей школе. Разработка целостной социально-философской концепции развития высшей школы в ее динамическом взаимодействии с социумом. Предназначение и функции институтов.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 24.07.2014

Современные тенденции реформы образования. Основные направления модернизации российского образования. Болонский процесс в высшей школе. Единый государственный экзамене. Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 17.05.2012

Объединение высшей школы в европейских странах. Болонский процесс, его принципы и особенности. Оптимизация сети высших учебных заведений, определение их типов. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации.

контрольная работа [64,6 K], добавлен 31.01.2013

Характеристика российского образования до перехода на Болонскую систему. Уровни высшего образования. Виды профессиональных программ. Главные результаты конференции в г. Лёвен в 2009 году. Степень вовлеченности российских вузов в Болонский процесс.

курсовая работа [37,6 K], добавлен 19.09.2016

Модели университета, сформированные в индустриальном обществе. Болонский процесс и проблемы высшей школы. Рейтинги как инструмент определения миссии университета. Текущие проблемы системы высшего образования. Модели университета постиндустриального типа.

дипломная работа [196,0 K], добавлен 11.12.2017

История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.


Целью исследования выступает оценка текущего положения и выявление возможностей развития Института экономики в составе Севастопольского государственного университета (СевГУ). В рамках нашего исследования для оценки качества образовательных услуг предлагаем применить метод SWOT –анализа.

Ключевые слова: образование, SWOT –анализ, высшее учебное заведение, Севастопольский государственный университет, стратегические перспективы

Важнейшим этапом совершенствования деятельности и процесса управления стратегическим маркетингом организации является анализ её деятельности. В настоящее время часто встречается такая ситуация, когда в классическом ВУЗе определенного направления развиваются и другие направления образования, востребованные на рынке. Примером такой успешной реализации является наличие экономического направления в крупном техническом ВУЗе. Чтобы определить дальнейшее развитие такой ситуации в некоторых ВУЗах стали разрабатывать стратегию дальнейшего развития на основе выявления возможностей и угроз, но, зачастую, результаты анализа являются недостаточно обоснованными. Крым вошел в состав Российской Федерации относительно недавно, поэтому такая новая политическая ситуация требует кардинальных решений в развитии образования полуострова. Переход из системы образования Украины в систему образования России способствовал интегрированию нескольких университетов в городе Севастополе в один крупный университет. При масштабе таких объединений возможна потеря качества предоставляемых услуг.

SWOT  это аббревиатура из английских слов: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats(угрозы). Проводится он в целях обобщения диагностики позиций образовательной организации в отрасли, а также получения содержательной и наглядной картины состояния и тенденций развития образовательной организации и рынка образовательных услуг [1, с.64].

Применение SWOT-анализа позволит исследовать влияние различных факторов внешней среды, сильных и слабых сторон Института на его долгосрочную эффективность и выработать рекомендации по стратегическому управлению Институтом.

При формировании стратегической перспективы образовательного учреждения особенно значимы сильные стороны, так как они являются основами стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Это важно для формирования стратегии, так как уникальные возможности дают образовательному учреждению шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства и создают конкурентные преимущества на рынке. Таким образом, использование методики позволит ВУЗам накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости [2].

SWOT-анализ можно разделить на несколько основных этапов:

а) анализ внутренней среды фирмы на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон. Оценку сильных и слабых сторон организации следует проводить на основе совокупности характеристик организации, описывающих ее деятельность, компетенции и прочие. При этом проводится также сравнительный анализ с основными конкурентами;

б) исследование внешней среды, выявление возможностей и угроз;

в) сопоставление сильных и слабых сторон компании и факторов внешней среды;

г) определение основных действий, направленных на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации. Например, каким образом следует использовать сильные стороны компании для формирования и использования возможностей. Как можно использовать внешние возможности для снижения отрицательных факторов слабых сторон. Или же как можно использовать сильные стороны компании для избегания или погашения угроз [2].

Методом, применяемым в исследовании дальнейшего развития Института экономики в техническом учебном заведении СевГУ, является SWOT-анализ, один из базовых методов стратегического менеджмента. Исследование факторов внутренней среды ВУЗов проводилось по различным направлениям: образовательная деятельность, научная деятельность, инновационная деятельность, кадровое и информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение и финансы, а также система управления. Результаты анализа факторов представлены в Таблице 1.

Далее установим связь между элементами матрицы SWOT-анализа путём составления различных комбинаций этих элементов, а также определим основные действия, направленные на использование тех или иных факторов для общего улучшения ситуации.В первую очередь, благодаря наличию высококвалифицированного педагогического состава в Институте экономики возможно создание курсов по сертификации кадров и повышению квалификации специалистов экономической направленности.

В условиях перехода на бухгалтерские стандарты Российской федерации Севастополь и Крым остро нуждаются как в подготовке новых специалистов, так и в повышении квалификации существующих кадров. Сертифицированное обучение студентов значительно расширяет возможности для их дальнейшего трудоустройства, так как умение эффективно использовать современные средства автоматизации финансовой и учетной работы выступает важным фактором стабильности предприятий разных отраслей, видов деятельности и типов финансирования [3, с.171].

Матрица SWOT-анализа

Внутренние сильные стороны

Внутренние слабости

  1. Высококвалифицированный педагогический состав
  2. Достаточно высокий уровень подготовки выпускников
  3. Возможность участия в научно-исследовательской деятельности
  4. Доступная стоимость обучения
  5. Высокий уровень материально-технической базы
  6. Позитивный имидж вуза в регионе
  7. Сотрудничество с предприятиями и организациями региона
  8. Обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса
  9. Широкий доступ к информационно-библиотечным ресурсам
  10. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
  1. Маркетинговая компания вуза не уделяет внимания по привлечению студентов на экономические специальности в техническом ВУЗе
  2. Сокращение бюджетных мест
  3. Постоянное старение материальной базы
  4. Отсутствие совместных с зарубежными вузами программ обучения (программы двойного диплома)
  5. Недостаточное внедрение результатов научных исследований в реальный сектор экономики
  6. Сложности с организацией повышения квалификации персонала

Внешние возможности

Внешние угрозы

  1. Востребованность специалистов с интегрированными знаниями
  2. Партнерские отношения с крупными компаниями в обучении и трудоустройстве
  3. Работа в школах по агитации и подготовке будущих абитуриентов
  4. Использование Интернет-технологий для рекламы ВУЗа и подготовки специалистов в режиме online
  5. Востребованность в услугах по сертификации кадров и повышении квалификации
  1. Доступность услуг образования в режиме online
  2. Дефицит источников финансирования экономической области образования
  3. Демографическая ситуация
  4. Географическая удаленность ведущих экономических научных школ и ученых советов по защите диссертаций
  5. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг
  6. Увеличение стоимости образования

В тоже время, обеспеченность информационными ресурсами потребностей образовательного процесса будет ключевым при использовании Интернет-технологий для рекламы ВУЗа и подготовки специалистов в режиме online. Высокий уровень подготовки выпускников экономических специальностей восполнит востребованность в специалистах с интегрированными знаниями. Бренд ВУЗа часто оказывается ключевым фактором при выборе института и перевешивает многие другие соображения. Позитивный имидж университета в регионе будет способствовать проведению работы по агитации и подготовке будущих абитуриентов.Так же это будет значимым элементом при заключении партнерских отношений с крупными компаниями в обучении и трудоустройстве.

В тоже время внутренние сильные стороны позволят избежать некоторых внешних угроз. Возможность участия студентов в научно-исследовательской деятельности ВУЗа способна привлечь надежное финансирование со стороны государства, что позволит полноценно развить и стабилизировать подготовку специалистов. Доступная стоимость обучения способна превзойти мощных конкурентов в области развития экономического образования в техническом университете и привлечь сильных студентов. Месторасположение учебного учреждения, как правило, во многом определяет положение среди конкурентов. Причем рассматривается нетолько удобство проезда общественным и личным транспортом, но и само расположение зданий ВУЗа. Расположение корпуса Института экономики представлено в самом центре города и это является преимуществом среди других учебных заведений в городе.

С другой стороны, слабые стороны организации способствуют проявлению внешних угроз. Так как маркетинговая компания ВУЗа не уделяет внимание привлечения студентов на экономические специальности в технический университет, то может возникнуть угроза конкурентоспособности со стороны не менее сильных ВУЗов, оказывающих качественное экономическое образование и уделяющих должное внимание для привлечений студентов. Сокращение бюджетных мест на экономических специальностях может привести к тому, что университет потеряет значимое число талантливых студентов, которые предпочтут другие учебные заведения с экономическим образованием. Материально-техническая составляющая непосредственно влияет на качество образовательных услуг и, как следствие, на конкурентоспособность учебного учреждения. Географическая удаленность ведущих экономических научных школ и ученых советов по защите диссертаций затрудняет повышение квалификации преподавательского состава Института

Основные термины (генерируются автоматически): SWOT, Севастополь, сторона, повышение квалификации, внешняя среда, высококвалифицированный педагогический состав, географическая удаленность ведущих, образовательный процесс, Севастопольский государственный университет, экономическое образование.

Проведение SWOT-анализа образовательной организации на примере ВУЗа и школы позволит выявить преимущества и недостатки учреждения, а также определить пути эффективного управления им.

Особенности SWOT-анализа образовательной организации

Состояние университета, школы или другого учебного заведения зависит не только от организации учебного процесса, но также от способности учреждения реагировать на изменения извне и решать текущие проблемы. Для успешного развития важно проводить анализ ситуации в разрезе важных факторов.

SWOT-анализ – это один из распространенных методов для комплексной оценки состояния организации.

SWOT-анализ школы

Рассмотрим SWOT-анализ школы в таблице:

· большой стаж учителей;

· хорошее территориальное расположение школы (рядом спальный район);

· выпускники получают высокие баллы ЕГЭ, положительная репутация сохраняется, что приводит к увеличению числа обучающихся;

· снижение рождаемости, что может привести к сокращению штата;

Вывод. Репутация школы позволит и дальше набирать достаточное количество учеников, несмотря на снижение рождаемости. Тем не менее, следует поддерживать квалификацию педагогического состава на высоком уровне и следить за эффективностью учебных программ, чтобы оставаться конкурентоспособным учреждением.

SWOT-анализ ВУЗа

Рассмотрим SWOT-анализ на примере университета в г. Иваново:

· престиж среди абитуриентов;

· известность в регионе;

· высокая квалификация преподавателей;

· дополнительное финансовое поощрение технических ВУЗов со стороны государства;

· абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ стремятся поступать в Москву или Санкт-Петербург;

· сокращение педагогического состава, что приводит к перегрузке;

· низкий уровень заработной платы преподавателей может привести к увольнению ценных кадров;

Вывод по SWOT-анализу университета. ВУЗ функционирует в благоприятной среде. Однако следует улучшать преподавательский состав университета и развивать методическую базу. Уклон нужно сделать на повышение уровня технического образования.

SWOT анализ (СВОТ-анализ) – аббревиатура от английских слов, которые в переводе на русский означают сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

СВОТ анализ университета поможет спрогнозировать его дальнейшую деятельность в целях более эффективного управления ею.

На сегодняшний день проводится регулярный анализ деятельности вузов России, часть из них уже были признаны неэффективными. Чтобы этого не произошло, менеджменту университетов необходимо проводить своевременный SWOT анализ в целях устранения слабых сторон университета и формирование благоприятного сценария его развития в будущем.

Для проведения SWOT анализа высшего учебного заведения прежде всего требуется проанализировать внутренние факторы.

Рассмотрим внутренние факторы университета, сгруппировав их по двум необходимым для проведения SWOT анализа категориям: сильным факторам и слабым факторам внутренне среды.

Рассмотрим сильные стороны университета на примере ивановского государственного энергетического университета. Сильными сторонами данного вуза являются:

- Вуз считается престижным среди абитуриентов;

- данный университет очень известен в ивановском регионе.
- в университете работает большое количество докторов и кандидатов наук, заслуженные ученые России.

- вуз специализируется преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день поощряются правительством России. В вузе имеется достаточная научная база: есть библиотека, научный зал, лабораторные, большое количество компьютеров, используются современные программные средства.

Кроме того, в университете используется уникальная технология проверки знаний студентов, так называемая система РИТМ: знания студентов проверяются 4 раза в семестр, это позволяет мотивировать студентов изучать учебные материалы в течение всего семестра, а не только непосредственно перед экзаменом.

Теперь рассмотрим слабые стороны университета.

- На сегодняшний день благодаря введению системы ЕГЭ абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ стараются поступать в самые престижные вузы, чаще их предпочтения касаются вузов Москвы и Санкт-Петербурга.

- Кроме того, в виду снижения рождаемости количество абитуриентов резко снизилось по сравнению с 90ми годами, началом 2000-х.

- Переход на бакалавриат вызвал необходимость подготовки новых рабочих программ, таким образом проверенные десятилетиями рабочие программы перестали использоваться. Переход на бакалавриат таким образом может снизить уровень преподавания, поскольку требуется время для разработки новых учебных материалов.

- В настоящее время имеется тенденция сокращения преподавательского состава вузов, таким образом многие преподаватели работают около тридцати шести аудиторных часов в неделю, по внутренним документам университета рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов, это время включает также подготовку к занятиям, разработку методических материалов, другую необходимую работу. Таким образом, ввиду перегрузки преподавательского состава многие преподаватели не имеют времени разрабатывать новые материалы как того требует переход на систему бакалавриат-магистратура.

Теперь рассмотрим имеющиеся во внешней среде угрозы , которые могут оказать негативное воздействие на деятельность университета.

- Согласно новому закону об образовании заработная плата преподавателя не должна быть ниже средней заработной платы региона, это означает что преподаватели, работающие в дотационных регионах с низкой средней заработной платой населения, будут получать низкую зарплату, это может привести к тому, что некоторые преподаватели уволятся с работы, поскольку будут вынуждены искать другие пути заработка.

- Продолжающееся снижение рождаемости может привести к дальнейшему снижению количества абитуриентов, это приведёт к тому, что придется сокращать преподавательский состав университета, при этом у университета могут возникнуть сложности с набором необходимого (заложенного в учебные планы) количества студентов.

- Могут быть приняты новые законы в России, например, последние нововведения, коснувшиеся разработки некоего алгоритма оценки вузов с точки зрения их эффективности, привели к тому, что часть вузов были признаны неэффективными и будут укрупнены (за счет присоединения к более эффективным вузам), либо будут ликвидированы.

Далее рассмотрим имеющиеся у учебного заведения возможности.

- Итак благодаря тому, что руководство страны поощряет получение технического образования, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета. А также может рассчитывать на положительную оценку его деятельности.

- Закрытие некоторых институтов региона может привести к тому, что будущие абитуриенты предпочтут энергетический университет. Это может привести к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на имидже университета. А также даст возможность привлечь контрактных студентов, то есть появится возможность получить дополнительные источники финансирования.

Сопоставление сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в СВОТ-анализе университета

Таким образом, не смотря на наличие слабых сторон у университета и наличие угроз во внешней среде, деятельность университета можно рассматривать как достаточно эффективную.

Существует угроза снижения количества абитуриентов в будущем, но благодаря сложившемуся позитивному имиджу университета, его известности в регионе можно рассчитывать на сохранение необходимого количества абитуриентов, а также на сохранение высоких проходных баллов, что будет говорить о престижности университета.

Преподавательский состав вуза достаточно перегружен аудиторной нагрузкой, однако благодаря поощрению технических специальностей руководством страны можно рассчитывать в будущем на дополнительные источники финансирования, это даст возможность выплачивать преподавателям вуза премии к заработной плате, что увеличит заработную плату до уровня выше средней даже в дотационном регионе страны.

В вузе сложилась хорошая техническая и научная база, имеется большое количество методических материалов, большое количество компьютерных программ, университет регулярно получает новые патенты на изобретения, работающих в его стенах ученых, а также на изобретения талантливых студентов. Это позволит поддержать репутацию вуза в будущем, позволит вузе оставаться эффективным, т.е. гарантирует благоприятный сценарий его развития в будущем. Университету можно не боятся расформирования, хотя регулярно понимается вопрос о присоединении к университету других учебных заведений, это укрупнит университет, то есть может стать дополнительным мотиватором для его развития.

Тенденция сокращения персонала университета, а именно преподавательского состава, может иметь негативные последствия в будущем, поэтому руководству университета следует более обдуманно нанимать кадры в университет, отдавая предпочтение преподавателем с учеными степенями и званиями (на сегодняшний день многие преподаватели университета не имеют ни степеней, ни званий, это позволяет университету экономить на их заработной плате, однако у более профессиональных преподавателей студенты смогли бы почерпнуть больше знаний, а это в будущем может поднять престижность вуза, когда его выпускники займут высокие позиции в различных формах страны).

Итак, мы рассмотрели СВОТ-анализ учебного заведения.
Если вам интересно посмотреть еще примеры SWOT-анализа, то более подробные примеры мы рассматривали ранее , также можно посмотреть еще один образец проведения анализа Вуза.

Из проведенного нами исследования высшего учебного заведения можно сделать вывод, что университет функционирует в достаточно благоприятной среде. Имеющиеся недостатки можно устранить. Угрозы, существующие во внешней среде, могут негативно сказаться на деятельности вуза в будущем, поэтому нужно уже сегодня улучшать преподавательский состав университета. Важно продолжать развивать методическую базу, тем более это особенно актуально при переходе на новую систему бакалавриата и магистратуры. В вузе должно быть все необходимое для получения знаний студентами. У университета есть возможность использовать появляющиеся возможности, в частности сделать уклон на техническое образование, так востребованное на сегодняшний день в нашей стране, которая ощущает нехватку инженерно-технических кадров.

Читайте также: