Слово о законе и благодати анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Сочинение по Литературе.doc

III. Тема русского христианского мировоззрения в произведении

В этом Слове святитель говорит сначала о законе, данном через Моисея. Как повествует об этом Священное Писание: «От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синай (Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны".

Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню. На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек Господь Свой закон в десяти заповедях.

II. Сохранились два важных летописных свидетельства, помогающих нам понять, в какой среде и при каких обстоятельствах родилось это удивительное произведение.

Закон, данный еврейскому народу, господствует на земле, Благодать же указывает путь спасения, приуготовляет христиан к вечному бытию духа: «Так Иудейство тенью и Законом утверждалось, а не спасалось, христиане же Истиною и Благодатью не утверждаются, но спасаются. У иудеев ибо самоутверждение, у христиан же—спасение. Поскольку самоутверждение в этом мире наличествует, а спасение в будущем веке, то иудеи о земном радеют, христиане о сущем на небесах. И поэтому самоутверждение иудейское ограничено было по ревности их ибо не распространялось в другие народы, но только в Иудее одной прибывало. Христианское же спасение благо и щедро, простирается во все концы земные.

IV. В заключение нужно сказать, что это величайшее произведение древнерусской литературы является для нас напоминанием о тех событиях которые происходили в 10 веке, о крещении Руси князем Владимиром, о распространении в земле русской истинного и благодатного Слова Божия. Святитель Илларион показывает нам необходимость сохранить это Учение для будущего поколения, без изменения передать Его нашим потомкам. Мы являемся избранным народом—хранителем Божией Благодати, подобно еврейскому народу. Для сохранения всего этого нам нужно твердо стоять в вере, переданной нам нашими отцами, всецело уповать на Бога и благоговейно передавать её из поколения в поколение, как основу христианского мировоззрения.

Всем известно, что начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Успешная самореализация личности, её социализация в обществе, являются важнейшей задачей нашего общества в сфере молодёжной политики.

Молодёжь нередко обвиняют в инфантилизме, пониженной критичности по отношению к себе, хотя молодёжь принадлежит к тем социальным группам, которые предположительно должны бы больше всего быть заинтересованы в развитии гражданского общества.

Очевидно, что проявления инфантильности и нигилизма не редкость в молодёжной среде. Вместе с тем факт обретения молодым человеком всей полноты прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признаёт за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

"Слово о Законе и Благодати" стало первым литературным произведением Древней Руси, в котором патриотическая мысль получила стройное, логичное и органичное развитие. Именно Иллариону принадлежит честь рождения патриотической идеи, пережившей века и ставшей одним из оснований русского национального самосознания - идеи особого призвания, особой миссии русского народа.

Выбирая данную тему, мы поставили перед собой следующую цель:

И перед нами встали такие задачи:

2. Раскрыть личность Иллариона;

3. Рассмотреть сопоставление Закона и Благодати.

Глава 1. Личность Иллариона

Илларион – киевский митрополит, древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель. Год его рождения неизвестен. В летописях Илларион характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору князя Ярослава Мудрого. Личность Иллариона, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Он внес весомый вклад в становление русской культуры.

Как митрополит управлял Русской Церковью, летописи молчат. Но, мы знаем, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве Ярославом Мудрым. Затем Илларион – участник реформы византийского права на Руси. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Илларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, - Ефрем. Затем Илларион удаляется в Киево-Печерскую Лавру. В Киево-Печерском патерике говорится, что Илларион умер в 1067 году. Но согласно другой точке зрения, Илларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он считается составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Илларион не канонизирован Русской православной Церковью, но его имя находится в некоторых древних списках русских святых.

Автор стремится доказать превосходство христианства над ветхозаветной религией и посредством этого, вероятно, превосходство принявшей христианство Руси над потерявшей своё былое значение Хазарской империей. В то время, эта задача осознавалась как особенно актуальная.

В целом эта молитва как бы подводит итог всему произведению и развернутой в ней цепи двойных сопоставлений, выражающих идею преемственности и наследственного отношения к прошлому: иудаизм – христианство, Хазария – Русь, Константин – Владимир, языческая Русь – христианская Русь, начало христианства на Руси – продолжение христианства на Руси, Владимир – Ярослав- Георгий, Молитва к Владимиру – молитва к Богу.

Глава 3. Анализ темы Закона и Благодати

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части:

1. Вступление, посвященное Ветхому и Новому Заветам.

2. Повествовательная часть – истолкование сюжета из библейской истории об Аврааме и его детях: Измаиле и Исааке, явившихся прообразами Закона и Благодати.

3. Заключение – похвала князю Владимиру Святому, крестившему Русь.

В основе сочинения лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов, двух священных книг – Закона и Благодати. Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской Церковью и Церковью восточной, православной.Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений и т. д. На Востоке Ветхому завету придавалось гораздо меньшее значение. Илларион в своем "Слове" стоит ближе к восточной Церкви. Он говорит: "Прежде законъ, ти по томъ благодеть, прежде стень, ти по томъ истина". В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона Благодатью. Илларион утверждает: почитание только Ветхого Завета не приводит людей к спасению души. Зато Новый Завет - это, данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, Истиной. Но почему же Илларион так решил?

Известно, что Новый Завет - это договор между Богом и человеком. По смыслу Новый Завет представляет собою установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольною крестною смертью Иисуса Христа, как Спасителя мира, вступил в совершенно иную, по сравнению с ветхозаветным, фазу развития и, перейдя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения.

Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества. Следовательно, Благодать – итог достижения христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением новогозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового завета, не нуждается в регулярном действии закона, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать свою волю.

Ветхий же Завет – это договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения.

Особенное значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Илларион придает моменту национальному. Ветхий завет имел временное и ограниченное значение. Новый же завет вводит всех людей в вечность. Ветхий завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Илларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своем общении с Богом. Христианство, как вода морская, покрыло всю землю, и ни один народ не может хвалиться своими преимуществами в делах религии. Какие пророческие мысли в свете событий нашего времени, в свете того, что мы обречены на толерантное отношение друг к другу, на взаимоуважение и признание других культур.

Всемирная история представляется Иллариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Илларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня; 2. Не делай себе кумира, и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им; 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; 4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему; 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Сочинение Иллариона пронизано предчувствием великого будущего Русской земли. Это своеобразный исторический оптимизм, он противостоит фатализму, т. е. идее заданности, предопределённости судьбы народов, который пронизывает Ветхий Завет.

Становление и развитие российской государственности в те годы происходило в сложных условиях: славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими.

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом[1] Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.




Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Идеи единства Русских земель получили свое дальнейшее развитие в древних русских летописях.

В основе первых древнерусских летописей лежали патриотические идеи самостоятельности и суверенности Киевского государства.

Возникновение русского летописания, отразившего древнейшее прошлое всей Русской земли, относится к княжению Ярослава Мудрого и связано с первыми попытками русских летописцев – монахов Киево-Печерского монастыря – утвердить в противовес Византии право Руси на церковную самостоятельность.

Киево-Печерский монастырь в XI–XIII вв. был очагом русского просвещения и центром недовольства по отношению к константинопольскому патриарху и к власти первых митрополитов – греков, посаженных Византией в Киеве.

Древнейшие русские летописи по своему содержанию и политической направленности не являлись однородными. Так, в сказании о крещении Руси получило выражение прославление церкви и освящение государственности, в ряде других сказаний – восхваление воинских подвигов князя Святослава.

Основной линией, проводившейся в летописях, являлось укрепление сильной княжеской власти в Киеве и подчинение других князей власти киевского князя во имя единства Русской земли.

Ее автором был, по предположению большинства исследователей, монах Киево-Печерского монастыря Нестор(ок. 1056–1114 гг.).

Целью летописца было прежде всего показать историческое место русского народа и его равноправность с другими народами, доказать, что русский народ имеет свое богатое историческое прошлое.

После обширного исторического введения о происхождении славян летописец переходит к вопросу об образовании Русского государства.

Перед летописцем стояла задача преодоления теории политической зависимости Руси от Византии. По этим теориям, которые распространялись первыми митрополитами на Руси (греками по происхождению), Русь обязана была своим существованием Византии.

Чтобы нанести удар политическому влиянию Византии и внушить враждующим между собою русским князьям мысль о единстве их интересов, в летописи был дан отпор византийской теории происхождения Русского государства. Следуя традиции средневековой историографии приписывать правящей династии иностранное происхождение, что должно было подчеркнуть мнимое беспристрастие княжеской или королевской власти, летописец включил в летопись легенду о призвании варягов.

В летописи приведен ряд обращений Владимира Мономаха к другим князьям с призывом обеспечить единство, необходимое для дружного отпора врагам, не губить Русскую землю раздорами.

Политико-правовая идеология Киевской Руси

Древнерусская политико-правовая мысль

Становление и развитие российской государственности в те годы происходило в сложных условиях: славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими.

Иларион (даты рождения и смерти неизвестны)– первый митрополит русского происхождения (1051-1055 гг.), церковный деятель, духовный писатель, христианский святой. Первоначальное образование получил в училище, созданном в Киеве еще князем Владимиром, где обучались дети знатных семей. Уровень образованности Иллариона говорит о том, что он, видимо, продолжил образование и в Греции. До избрания митрополитом[1] Иларион был пресвитером церкви в селе Ярослава Мудрого (село Берестово под Киевом). После смерти князя и последовавшего за этим смещения Илариона с должности митрополита о его судьбе ничего достоверно неизвестно, а в 1055 г. в Киев прибыл из Греции новый митрополит.

Свои политико-правовые взгляды Иларион изложил в проповеди, которая затем была записана. Проповедь эта состоит из четырех произведений:

· собственно размышления о Законе, Благодати, истине;

· Толкование символа веры и

· Запись, сделанная Иларионом по поводу его поставления митрополитом.

В своем труде Иларион проводит идею о равноправии всех христианских народов, подчеркивая, что время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. Этим утверждением отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире.

Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. Кроме суровых мер, Иларион советует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.

Идеи единства Русских земель получили свое дальнейшее развитие в древних русских летописях.

В основе первых древнерусских летописей лежали патриотические идеи самостоятельности и суверенности Киевского государства.

Возникновение русского летописания, отразившего древнейшее прошлое всей Русской земли, относится к княжению Ярослава Мудрого и связано с первыми попытками русских летописцев – монахов Киево-Печерского монастыря – утвердить в противовес Византии право Руси на церковную самостоятельность.

Киево-Печерский монастырь в XI–XIII вв. был очагом русского просвещения и центром недовольства по отношению к константинопольскому патриарху и к власти первых митрополитов – греков, посаженных Византией в Киеве.

Древнейшие русские летописи по своему содержанию и политической направленности не являлись однородными. Так, в сказании о крещении Руси получило выражение прославление церкви и освящение государственности, в ряде других сказаний – восхваление воинских подвигов князя Святослава.

Основной линией, проводившейся в летописях, являлось укрепление сильной княжеской власти в Киеве и подчинение других князей власти киевского князя во имя единства Русской земли.

Ее автором был, по предположению большинства исследователей, монах Киево-Печерского монастыря Нестор(ок. 1056–1114 гг.).

Целью летописца было прежде всего показать историческое место русского народа и его равноправность с другими народами, доказать, что русский народ имеет свое богатое историческое прошлое.

После обширного исторического введения о происхождении славян летописец переходит к вопросу об образовании Русского государства.

Перед летописцем стояла задача преодоления теории политической зависимости Руси от Византии. По этим теориям, которые распространялись первыми митрополитами на Руси (греками по происхождению), Русь обязана была своим существованием Византии.

Чтобы нанести удар политическому влиянию Византии и внушить враждующим между собою русским князьям мысль о единстве их интересов, в летописи был дан отпор византийской теории происхождения Русского государства. Следуя традиции средневековой историографии приписывать правящей династии иностранное происхождение, что должно было подчеркнуть мнимое беспристрастие княжеской или королевской власти, летописец включил в летопись легенду о призвании варягов.

В летописи приведен ряд обращений Владимира Мономаха к другим князьям с призывом обеспечить единство, необходимое для дружного отпора врагам, не губить Русскую землю раздорами.

О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей

Пересказала Е. Б. Рогачевская. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: