Деятельность славянских первоучителей кратко

Обновлено: 25.06.2024

За сто с лишком лет до крещения Руси, почти в одно время с основанием Русского государства, совершилось великое дело в истории церкви – впервые раздалось в храмах слово Божие на славянском языке.

В городе Солуни, в Македонии, населенной по большей части славянами, жил знатный сановник-грек по имени Лев. Из семерых сыновей его двоим, Мефодию и Константину (в монашестве Кирилл), на долю выпало совершить великий подвиг на пользу славян. Младший из братьев, Константин, уже с детства поражал всех блестящими способностями и страстью к учению. Он получил хорошее домашнее воспитание, а затем в Византии закончил свое образование под руководством лучших учителей. Тут страсть в наукам развилась в нем с полной силой, и он усвоил всю доступную ему книжную мудрость… Слава, почести, богатства – всякие мирские блага ждали даровитого юношу, но он не поддался никаким искушениям – всем соблазнам мира предпочел скромное звание священника и должность библиотекаря при церкви Св. Софии, где мог продолжать свои любимые занятия – изучать священные книги, вникать в дух их. Его глубокие знания и способности доставили ему высокое ученое звание философа.


Кирилл и Мефодий. Икона. XVIII–XIX вв.

Вероятно, еще раньше этого задумали братья перевести для македонских славян священные и богослужебные книги на их язык, с которым могли вполне освоиться еще с детства, в родном своем городе.

Для этого Константин составил славянскую азбуку – взял все 24 греческие буквы, а так как в славянском языке звуков больше, чем в греческом, то прибавил недостающие буквы из армянского, еврейского и других азбук; некоторые же сам придумал. Всех букв в первой славянской азбуке набралось 38. Важнее изобретения азбуки был перевод главнейших священных и богослужебных книг: переводить с такого богатого словами и оборотами языка, как греческий, на язык совсем необразованных македонских славян было делом весьма трудным. Приходилось придумывать подходящие обороты, создавать новые слова, чтобы передать новые для славян понятия… Все это требовало не только основательного знания языка, но и большого таланта.

Император поручил это важное дело Константину и Мефодию. Они прибыли в Моравию и ревностно принялись за труд: строили церкви, начали совершать богослужение на славянском языке, заводил и учил ища. Христианство не по виду только, а по духу стало быстро распространяться среди народа. Сильную вражду возбудило это в латинском духовенстве: клеветы, доносы, жалобы – все пошло в ход, лишь бы погубить дело славянских апостолов. Они принуждены были даже ехать в Рим – оправдываться перед самим папою. Папа внимательно исследовал дело, вполне оправдал их и благословил их труды. Константин, изнуренный работой и борьбой, не поехал уже в Моравию, постригся в монахи под именем Кирилла; он скоро скончался (14 февраля 868 г.) и погребен был в Риме.

Все думы, все заботы св. Кирилла пред смертью были о его великом деле.

– Мы, брат, – говорил он Мефодию, – тянули с тобой одну борозду, и вот я падаю, кончаю дни мои. Ты слишком любишь наш родной Олимп (монастырь), но ради него, смотри, не покидай нашего служения – им ты скорей можешь спастись.

Папа возвел Мефодия в сан епископа Моравии; но там в эту пору начались тяжелые смуты и усобицы. Князь Ростислав был изгнан своим племянником Святополком.


Кириллический алфавит. XI в.

Латинское духовенство напрягло все силы против Мефодия; но несмотря на все – на клеветы, обиды и гонения, – он продолжал свое святое дело, просвещал Христовой верой славян на понятном им языке и книжным учением.

Около 871 г. он крестил Боривоя, князя Чехии, утвердил и здесь славянское богослужение.

Скончался св. Мефодий 6 апреля 885 г.

Церковнославянская письменность особенно процветала в Болгарии при царе Симеоне, в начале X в.: было переведено множество книг, не только необходимых для богослужения, но и сочинений разных церковных писателей и проповедников.

Сначала готовые церковные книги шли к нам из Болгарии, а потом, когда и между русскими появились грамотные люди, книги стали переписываться и у нас, а затем и переводиться. Таким образом, с христианством вместе явилась на Руси и грамотность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Св. Мефодий

Кирилл и Мефодий (с 840-ых по 860-ые годы)

Кирилл и Мефодий (с 840-ых по 860-ые годы) В результате деятельности Кирилла и Мефодия c 840-ых по 860-ые годы на Руси от 56 осталось 44 буков.Сейчас считается, что якобы Кирилл и Мефодий прибыли на территорию Россию учить славянские народы грамоте, что являются создателями

Кто они, святые Кирилл и Мефодий?

Кто они, святые Кирилл и Мефодий? Надежность российской историографии вызывает сомнения, стоит лишь задуматься над ней. Порой оторопь берет, лучше бы ничего не знать. Показательна история со славянскими первоучителями, святыми братьями Кириллом и Мефодием: им и памятники

Солунские братья – Кирилл и Мефодий

Солунские братья – Кирилл и Мефодий Славянские первоучители равноапостольные Кирилл и Мефодий при жизни считались преподобными мужами, а после смерти были причислены к лику святых и в Риме, и в Византии, то есть в церквях католической и православной, чего удостаивались

Кто они, святые Кирилл и Мефодий?

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий Несколько иначе протекало обращение болгар и моравов, чья политическая независимость от Византии препятствовала их ассимиляции. В связи с этим распространение среди них православия наталкивалось на серьезное затруднение — язык христианской

Глава десятая. Когда жили святые братья Кирилл и Мефодий?

Глава десятая. Когда жили святые братья Кирилл и Мефодий? § 1. ВведениеВ этой главе исследуется хронологическая информация о свв. Кирилле и Мефодии и о создании славянской письменности. Датировки жизни святых братьев и создания письменности считаются в целом

Кто они, святые Кирилл и Мефодий?

Кто они, святые Кирилл и Мефодий? Надежность российской историографии вызывает сомнения, стоит лишь задуматься над ней. Порой оторопь берет, лучше бы ничего не знать. Показательна история со славянскими первоучителями, святыми братьями Кириллом и Мефодием: им и памятники

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян

Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь

Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские

I
Почти за сто лет до крещения Руси совершилось великое событие: в первый раз раздалось на земле слово Божие на родном для славян языке. Это великое дело совершили два брата, Кирилл и Мефодий, которые получили наименование первоучителей славянских.


Кирилл (в мире Константин) и Мефодий родились в греческом государстве, в городе Солуни. Отец их был очень знатный вельможа. Мефодий сначала служил в войске, а потом долгое время управлял областью, населенною славянами. Но мирская жизнь была Мефодию не по душе, он желал посвятить себя на служение Богу. Мефодий оставил свою должность, удалился в обитель и постригся там в иноки. Кирилл с детства отличался блестящими способностями и успехами в учении. Сначала он воспитывался дома, а потом был взят во дворец и учился вместе с малолетним императором. По окончании учения Кирилл принял сан священника и заведывал богатою библиотекою. Тут он еще более просветил свой ум и обогатился познаниями. Но подобно своему брату Мефодию, Кирилл любил уединение; он скоро оставил свои занятия и удалился к брату в обитель.



Но Кириллу не пришлось уже вернуться в Моравию. Тяжелые труды так расстроили его здоровье, что он в Риме сильно занемог и скончался сорока двух лет от роду (в 869 году). Пред своею кончиною Кирилл принял монашество. Он убедительно просил брата своего Мефодия не бросать начатого дела.

По смерти Кирилла Мефодий быль возведен в сан епископа.
Такое возвышение Мефодия привело в ярость его противников. Начались на него новые клеветы и гонения. На этот раз враги Мефодия восторжествовали. Между моравским князем и немецким императором возникла война; моравский князь был побежден и в столице Моравии поселились немецкие наместники. Этим и воспользовались враги Мефодия; они схватили его и отправили на заточение в немецкую землю. Здесь Мефодий подвергался разным мучениям, но Бог хранил его. Ученики Мефодия и сам Мефодий не раз жаловались папе, но немцы были сильны, и папа на эти жалобы не обращал никакого внимания. Так продолжалось почти три года. Наконец, когда немцы были изгнаны из Моравии, Мефодий был освобожден и вернулся к своей пастве. Гонения на Мефодия и после того не прекращались; ему приходилось даже ездить в Рим на суд к папе; но Мефодий с твердостью переносил все гонения и притеснения. Он усердно продолжал святое дело просвещения и проповеди между славянами. Мефодий дожил до глубокой старости и скончался 6 апреля 885 года. Почувствовав приближение кончины, Мефодий собрал своих учеников-священников и заповедал им жить по слову Божию.


По смерти Мефодия латинское духовенство вытеснило все-таки славянское богослужение в Моравии. Ученики Кирилла и Мефодия ушли к болгарам (дунайским) и продолжали здесь подвиги первоучителей, переводя священные и богослужебные книги на славянский язык. Язык этот ничем не отличается от того языка, на котором говорили наши предки славяне. Поэтому, когда была принята христианская вера на Руси, из Болгарии были привезены священные и богослужебные книги, написанные на родном для русского народа языке. С того времени началась на Руси грамотность.

Уважаемый Юрий, прежде всего, поздравляю Вас с Днём славянской культуры и письменности!
Статья Ваша хорошая, но есть неточности.
Вы пишете: "В житии Кирилла и Мефодия рассказывается о том, как в IX - X веках подвигами святых христианских проповедников Благая Весть была донесена на славянские земли. К этому времени западнославянские племена образовали свои государства - Польшу, Чехию и Моравию, южнославянские - Болгарию, Сербию и Хорватию. Формировалось и древнерусское государство. "
Польское государство немного моложе, чем Великоморавское, да и древнерусское государство. Первый исторически достоверный польский князь Мешко I правил, предположительно, в 960-992 годах. (По Сербии и Хорватии ничего точно сказать не могу. )
Можно также добавить, что святые Мефодий и Кирилл почитаются не только православными христианами, но и католиками.
В Чехии День Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (праздник славянской письменности) празднуется 5 июля.
Всего Вам доброго.
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ.

Спасибо, за внимательное чтение.
Юрий Чайкин

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла — знаменитых создателей старославянской азбуки. Как попали они к славянам, кем были на своей родине, в чем именно их наследие? Расскажем и покажем в нашем историческом материале.

Солунские братья

Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.

Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.

Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

Kirill_i_Mefody.jpg

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.

Величие Византии

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.

Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.

В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Кирилл и Мефодий.jpg

Моравская миссия

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.

Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Кирилл и Мефодий за работой.jpg

Наследие Кирилла и Мефодия

Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Мы – российский народ. Обществознание. Учебное издание

Мы – российский народ. Обществознание. Учебное издание

Книга освещает фундаментальную проблему становления российского народа как исторической общности со сложным этническим и религиозным составом населения, обладающего общими ценностями и общероссийским самосознанием (идентичностью). Поэтому российский народ представляет собой полиэтничную гражданскую нацию. Особое внимание уделяется истории формирования национальной идентичности, актуальным вопросам этнической и конфессиональной политики государства, а также проблемам и перспективам нациестроительства в России.

Историк, ассистент кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по совершенствованию военно-патриотической работы) Центрального музея Вооруженных Сил.

Читайте также: