Что необходимо иметь в школе искусств для инвалидов

Обновлено: 04.07.2024

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ", "ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ
ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ЦИРКОВАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ"

В соответствии с частью 21 статьи 83 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 13, ст. 2137) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации прилагаемый Порядок осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел".

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Утвержден
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 02.06.2021 N 754

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ", "ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ХОРОВАЯ
ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ ЦИРКОВАЯ ШКОЛА", "ДЕТСКАЯ
ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ"

I. Общие положения

1. Порядок осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее соответственно - Порядок, детские школы искусств) определяет правила осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств .

Часть 21 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 13, ст. 2137) (далее - Федеральный закон об образовании).

2. Образовательная деятельность детских школ искусств должна быть направлена на:

выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств;

обеспечение преемственности образовательных программ в области искусств (дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств).

3. Детские школы искусств реализуют дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, а также вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств (далее - дополнительные общеобразовательные программы в области искусств) .

Часть 3 статьи 83 Федерального закона об образовании.

4. Детские школы искусств осуществляют образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Обучение в детских школах искусств осуществляется в очной форме.

II. Организация образовательного процесса

6. Основой организации образовательного процесса в детской школе искусств является создание условий для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

7. Детские школы искусств могут реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в области искусств.

8. Содержание дополнительных общеразвивающих программ в области искусств и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной детскими школами искусств.

9. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной детскими школами искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями .

Часть 4 статьи 75 Федерального закона об образовании.

Образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" .

10. Детские школы искусств реализуют дополнительные общеобразовательные программы в области искусств как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации .

Часть 1 статьи 13 Федерального закона об образовании.

11. Детские школы искусств ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы в области искусств с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

12. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств организуется в соответствии с утвержденными детскими школами искусств учебными планами, календарными учебными графиками, на основании которых детскими школами искусств составляются расписания учебных занятий по каждой дополнительной общеобразовательной программе в области искусств.

13. Календарные учебные графики дополнительных общеобразовательных программ в области искусств являются круглогодичными и включают в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной (при наличии) и итоговой аттестации, и каникулы, которые являются плановыми перерывами при получении образования для отдыха детей и иных социальных целей.

14. Календарный учебный график утверждается детскими школами искусств ежегодно. Основанием для изменения календарного учебного графика может быть установление периодов отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

15. Учебный год в детских школах искусств начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами.

Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.

16. Расписание занятий составляется с учетом материально-технических возможностей детских школ искусств и с соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов .

Пункт 3 части 4 статьи 41 Федерального закона об образовании.

Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся детских школ искусств по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

17. Детские школы искусств самостоятельно определяют формы проведения занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (при освоении дополнительных предпрофессиональных программ - с учетом федеральных государственных требований). Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом детских школ искусств.

18. Детские школы искусств обеспечивают право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы в области искусств в порядке, установленном локальными нормативными актами детскими школами искусств.

19. Порядок перевода обучающегося с одной дополнительной общеобразовательной программы в области искусств на другую определяется уставом и (или) локальным нормативным актом детских школ искусств.

20. Перевод обучающихся в течение учебного года между детскими школами искусств, в том числе, являющихся структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, освоивших часть дополнительной общеобразовательной программы в области искусств, перевод обучающегося с общеразвивающей программы в области искусств на предпрофессиональную программу в области искусств с учетом мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляются на основании локальных нормативных актов детских школ искусств, которыми предусматривается процедура установления соответствия результатов пройденного обучения по ранее освоенной дополнительной общеобразовательной программе в области искусств, результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные.

21. Детские школы искусств могут осуществлять перевод обучающихся с платного обучения на бесплатное при наличии свободных мест для обучения по дополнительной общеобразовательной программе в области искусств.

Порядок перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное определяется локальным нормативным актом детских школ искусств, которым устанавливаются сроки подачи обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся заявлений на перевод с платного обучения на бесплатное, условия и приоритетность перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное.

22. Порядок отчисления обучающихся определяется локальным нормативным актом детских школ искусств в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования.

III. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств
как основного вида деятельности детских школ искусств

23. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств определяют организацию и основное содержание образовательного процесса в детских школах искусств с учетом:

обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в области искусства.

24. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств должны быть ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

25. Учебный план дополнительной предпрофессиональной программы в области искусств определяет трудоемкость программы, выраженную в количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает перечень учебных предметов, их последовательность и распределение по периодам обучения, консультационные и иные виды занятий, наличие которых определяется соответствующими федеральными государственными требованиями, промежуточную аттестацию.

Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части. Вариативная часть учебного плана разрабатывается детскими школами искусств самостоятельно с учетом верхнего предела нагрузки, установленного соответствующими федеральными государственными требованиями. Обязательная часть учебного плана разрабатывается на основании объемов учебной нагрузки, установленных для учебных предметов федеральными государственными требованиями.

Учебный план включает также раздел "Аттестация", который отражает содержание итоговой аттестации и ее годовой объем в неделях.

26. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств продолжительность учебного года устанавливается в соответствии с федеральными государственными требованиями.

27. В детских школах искусств с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе по дополнительным предпрофессиональным программам устанавливаются дополнительные недельные каникулы (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ с 5-летним сроком обучения). Летние каникулы устанавливаются в объеме не менее 8 и не более 13 недель в соответствии с федеральными государственными требованиями, за исключением последнего года обучения.

28. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам и учебным предметам "Подготовка концертных номеров", "Подготовка сценических номеров", "Подготовка цирковых номеров" - от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

30. Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана не должен превышать 14 часов в неделю (без учета консультационных и иных видов занятий).

31. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.

32. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств предусматривается внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, которая контролируется и методически обеспечивается преподавателем. Объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся обосновывается в рабочих программах учебных предметов.

Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю. Максимальный объем времени, предусмотренный для внеаудиторной (самостоятельной) работы, не должен превышать 10 часов в неделю.

33. Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и другие), участие обучающихся в мероприятиях детских школ искусств, предусмотренных программой творческой деятельности детских школ искусств.

34. При реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по итогам промежуточной аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

35. Обучающийся, успешно освоивший дополнительную предпрофессиональную программу в области искусств, допускается к итоговой аттестации, проводимой в форме выпускных экзаменов. Детские школы искусств разрабатывают критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с федеральными государственными требованиями.

36. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей детской школы искусств свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства установлена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 975 "Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств" .

IV. Особенности реализации дополнительных общеразвивающих
программ в области искусств в детских школах искусств

37. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств должны быть ориентированы на:

развитие творческих способностей детей и молодежи, формирование устойчивого интереса к деятельности в области искусств;

удовлетворение потребностей обучающихся в приобретении знаний, умений, навыков в области искусств;

реализацию личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное развитие ребенка, воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

вариативность образования для обучающихся различных возрастных категорий и обеспечение свободного выбора образовательной программы в области того или иного вида искусств;

обеспечение возможности продолжения обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств при наличии достаточного уровня развития творческих способностей и физических (при необходимости) данных.

38. При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств детская школа искусств устанавливает самостоятельно:

сроки реализации дополнительных общеразвивающих программ и возраст поступающих;

минимум содержания и структуру дополнительной общеразвивающей программы;

условия реализации дополнительной общеразвивающей программы, в том числе наполняемость групп обучающихся по учебным предметам;

планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы;

календарный учебный график и график промежуточной аттестации;

систему и критерии оценок, в том числе критерии оценок итоговой аттестации.

39. Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана дополнительной общеразвивающей программы в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.

Задайте вопрос юристу:

Составляющие инклюзивной среды

Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.

Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).

Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).

Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).

Нормативная среда (Закон об образовании и др.).

Элементы объектной среды

Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.

Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.

Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.

Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.

Элементы субъектной среды и информационной среды

Что требует от специалиста как части субъектной среды :

Ориентация на улучшение качества жизни.

Акцент не на результат, а на процесс.

Понимание целей инклюзии.

Самая важная книга для родителей

Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды :

Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.

Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.

Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).

Читайте ещё:

Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:

Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.

Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.

Если что-то пошло не так — сделать самому.

Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.

Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).

Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).

Индивидуальный учебный план.

Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ

Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:

Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).

Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).

Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).

Образование (дополнительное, индивидуальное).

Финансовое обеспечение семьи.

На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБУ ДО ДШИ им. М.А.Балакирева

преподаватель по классу домры

Махмутова М.Р. 2018год

Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств.

Современная система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было построено. В частности, в свете нового законодательства модифицируются подходы к разработке образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования образовательных отношений. Известно, что педагоги дополнительного образования находятся в особой позиции — они должны самостоятельно разрабатывать дополнительную общеобразовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательной организации, социально-экономических и национальных особенностей общества.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Большие возможности для такой деятельности предоставляют занятия в ДШИ.

Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам: творческий характер обучения основам искусств, и сочетание в учебном процессе индивидуальных, групповых форм обучения и коллективных мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.

В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут не только проявить свои творческие способности, но и получить профессиональное образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.

Однако в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями. Педагогическая практика носит интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся. Преподавателям, работающим с детьми с ОВЗ в музыкальном образовании, путем проб и ошибок приходится накапливать опыт работы в этой сфере.

Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ОВЗ, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Сочетание чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки являются основой успешного воспитательного воздействия.

Дети с ОВЗ – это очень неоднородная группа ребят. Решая общие педагогические и воспитательные задачи, педагог строго дифференцирует подход к каждому ребенку с учетом его нарушенных и сохранных функций, возраста и индивидуально – характерологических особенностей. Необходимо знать особенности заболевания.

Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. На основе этого принципа, с учетом уровня развития, соматического и нервно – психического состояния ребенка, разрабатываются адаптированные (иногда индивидуальные) программы обучения.

Важным дидактическим принципом является связь обучения с практической деятельностью ребенка. Сольные выступления, участие в коллективных концертно–творческих мероприятиях развивают функцию общения, что является крайне важным для социальной адаптации детей с ОВЗ.

Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в тесном контакте с родителями, потому что успех таких ребят – это, прежде всего огромный повседневный труд родителей. Поэтому необходимо проводить работу, направленную на повышение уровня родительской компетенции и активизации роли родителей в обучении ребенка.

В результате успешного проведения инклюзивного обучения в ДШИ происходит раннее распознавание одаренности и создание условий для предпрофессиональной направленности обучения детей с ОВЗ. Позволяет вовлечь таких детей в общественную, социальную и культурную жизнь, помочь им адаптироваться к среде сверстников и разрушить барьеры в общении со здоровыми детьми.

Дети с ОВЗ показывают потрясающие результаты. Проявляя характер и упорство, добиваются поставленных задач. Работа с такими детьми - это постоянный творческий поиск, который в итоге должен помочь маленькому человеку поверить в себя, раскрыться и стать полноправным участником общественной, социальной, культурной жизни.

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика,1975.

3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.

Как работать с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования

Работа учреждения дополнительного образования имеет свои устоявшиеся традиции в части организации учебного процесса, его материально-технического оснащения, методического сопровождения. Но жизнь ставит перед нами новые задачи. Речь в данной статье пойдет об организации доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. В послании Федеральному собранию 21.04.2021 года Президент РФ В.В. Путин обратил особое внимание на активизацию работы по сохранению здоровья детей. Хочу поделиться своим опытом на примере организации такого обучения во Дворце детского и юношеского творчества города Армавира Краснодарского края. Почему именно эта тематика? Исследования последнего времени говорят о росте числа детей с ОВЗ. Наибольшее количество детей-инвалидов приходится на возраст 8–14 лет. Росстат классифицирует следующие причины детской инвалидности:

• Психические заболевания и умственная отсталость – 30 %.

• Врожденные аномалии – 24 %.

• Нарушение функционирования эндокринной системы – 10 %.

• Нарушения двигательной функции – 5 %.

Общая численность детей с ОВЗ по федеральным округам


В 2014 году вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599), в которых отражено право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное обучение со сверстниками. Таким образом встает проблема организации качественного сопровождения инклюзивного образовательного процесса. И если в общеобразовательных школах она во многом уже разрешена, то дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор вызывает вопросы:

• желание заниматься данной проблемой;

Так с чего же начать? Прежде всего, стоит проработать все внутренние резервы учреждения и понять степень его готовности обучать детей с особыми образовательными потребностями. Затем нужно сделать следующее:

- изучить контингент и численность таких детей. Для этого связаться с ПМПК, общественными организациями, занимающимися вопросами детской инвалидности, общеобразовательными и специализированными школами;

- изучить образовательные программы и возможность их адаптации к тем или иным образовательным потребностям;

- подобрать педагогов, которые смогли бы учить детей-инвалидов;

- ввести в штатное расписание должность социального педагога, который будет координировать всю работу с такими детьми.

При осуществлении набора мы ориентировались на заключения ПМПК, встречались с семьями. На первом году обучения набрали 11 групп детей-инвалидов по 6–10 человек. В процессе обучения учились сами. За этот период

- все педагоги прошли профессиональную переподготовку по работе с детьми с ОВЗ;

- намеченные образовательные программы были частично заменены другими, так как на практике не все из них оказались востребованными. Среди востребованных оказались программы по развитию мелкой моторики рук (рисование, лепка, ДПИ), пантомима, искусство театра. Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось специалистами ПМПК на основе договора о сотрудничестве. На втором году обучения, когда сформировалась стратегия развития работы по данному направлению, мы вошли в целевую программу Краснодарского края по организации доступной среды. В рамках данной программы консолидированный бюджет составил 2 миллиона – краевых средств, 500 тысяч рублей – местный бюджет, 200 тысяч рублей –внебюджетные средства учреждения. На эти средства были потрачены на:

- обустройство входной группы (установку пандуса и поручней, замену входной двери);

- оборудование санитарной комнаты;

- установку тактильного оборудования (тактильную плитку на входе, мнемосхемы, желтые полосы на ступеньках);

- обеспечение доступа в учебные кабинеты на 1-м и 2-м этажах (установку дополнительных поручней на лестнице и закупку гусеничного подъемника).

В итоге проведенной работы мы получили паспорт доступности по всем категориям инвалидов. Все эти меры помогли значительно расширить спектр образовательных услуг для детей с ОВЗ. Так, специальные коляски позволили заниматься хореографией детям, которые самостоятельно не передвигаются. Специально оборудованный кабинет позволил проводить коррекционно-развивающие занятия как индивидуально, так и в группе. Появилась возможность взять в штат педагога-психолога.

Практика показала, что в настоящее время учреждениям дополнительного образования необходимо вводить такие должности, как учитель-логопед, дефектолог, тьютор. Чтобы обосновать необходимость их введения в штатное расписание, необходимо демонстрировать целесообразность работы таких специалистов с детьми-инвалидами в учреждениях дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования имеют уникальную возможность помочь детям с ОВЗ успешно социализироваться, проявить себя и просто быть счастливыми.

Читайте также: