Как изменилось советское общество в 1927 1939 гг план урока

Обновлено: 04.07.2024

Задача урока: охарактеризовать социальные изменения, произошедшие в государстве в результате коллективизации и индустриализации.

Оборудование: карта, иллюстрации, CD .

План урока

1. Из деревни в город.

2. Номенклатура вместо нэпманов.

5. Воинствующие безбожники.

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания и выполняют письменные задания.

Тестовое задание 1

1. Одна из черт политического режима 1930-х гг.:

а) расширение политических прав всех категорий населения;

б) массовые репрессии;

в) введение альтернативных выборов в Советы.

2. В Конституции 1936 г. содержалось положение:

а) коммунистическая партия — руководящее ядро общества;

б) лишение гражданских прав выходцев из имущих слоев населения;

в) высшим руководящим органом государства являлся съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

3. В 1937 г. произошло событие:

а) убийство С. М. Кирова;

б) показательный судебный процесс над военными;

Тестовое задание 2

1. Конституцию 1936 г. называют Конституцией:

в) диктатуры пролетариата.

2. А. Вышинский выдвинул положение о том, что главным доказательством вины являются:

а) показания свидетелей;

б) письменные документы;

в) признания обвиняемого.

3. В Конституции 1936 г. утверждалось, что в состав СССР входили:

а) 8 республик; б) 11 республик; в) 15 республик.

• Изучение нового материала

В начале изучения темы учащимся предлагается познакомиться с иллюстрациями и эпиграфом к параграфу. Далее учащимся предлагается вспомнить новшества, которые вошли в жизнь россиян после революции 1917 г.

Изучение темы строится на основе работы с текстом и иллюстрациями учебника. Учащиеся выполняют практическую работу.

а) Цифры переписи 1939 г. свидетельствуют о таких явлениях жизни, как.

б) Индустриализация и коллективизация привели к социальным последствиям.

в) Издание закона о паспортной системе и введение обязательной прописки привели к.

а) В каком году была закрыта последняя биржа труда?

б) Приведите примеры, свидетельствующие о повышении уровня жизни населения.

в) Приведите примеры, свидетельствующие о снижении уровня жизни населения.

в) Для укрепления трудовой дисциплины правительство в 1930-е гг. предприняло следующие меры.

а) Расшифруйте аббревиатуры: ГТО, Осоавиахим, ВСХВ.

б) Достижения советских летчиков и спортсменов имели значение для советского общества в целом, и молодежи в частности, потому что.

б)* Используя иллюстрации и интернет-ресурсы, найдите изображения церквей и монастырей, уничтоженных в 1930-е гг. в Москве и вашем городе.

Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает охарактеризовать черты повседневной жизни советского человека в 1930-е гг.

По окончании работы учитель организует дискуссию. В ходе беседы учитель может зачитать мнение К. М. Симонова.

К. М. Симонов. Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине

Не знаю, как другие, а от меня в те годы такое отскакивало. Мысли о Красной Армии и о пятилетке связывались воедино капиталистическим окружением: если мы не построим всего, что решили, то будем беззащитны, погибнем, не сможем воевать, если на нас нападут, — это было совершенно несомненным. И может быть, поэтому, когда я слышал о борьбе с правым уклоном, кончившейся в тогдашнем моем представлении заменой Рыкова Молотовым, то казалось ясным, что с правым уклоном приходится бороться, потому что они против быстрой индустриализации, а если мы быстро не индустриализируемся, то нас сомнут и нечем будет защищаться, — это самое главное. Хотя в разговорах, которые я слышал, проскальзывали и ноты симпатии к Рыкову, Бухарину, особенно к последнему, как к людям, которые хотели, чтобы в стране полегче жилось, чтоб было побольше всего, как радетелям за сытость человека, но это были только ноты, только какие-то отзвуки чужих мнений. Правота Сталина, который стоял за быструю индустриализацию страны и добивался ее, во имя этого спорил с другими и доказывал их неправоту, — его правота была для меня вне сомнений и в 14, и в 15, и в 16 лет.

Не знаю, как для других моих сверстников, для меня 1934 год почти до самого его конца остался в памяти как год самых светлых надежд моей юности. Чувствовалось, что страна перешагнула через какие-то трудности, при всей напряженности продолжавшейся работы стало легче жить — и духовно, и материально.

И строительство Беломорканала, и строительство канала Москва—Волга, начавшееся сразу же после окончания первого строительства, были тогда в общем и моем представлении, не только строительством, но и гуманной школой перековки людей из плохих в хорошие, из уголовников в строителей пятилетки. Старые грехи прощались, за трудовые подвиги сокращали сроки и досрочно освобождали, и даже в иных случаях недавних заключенных награждали орденами. Таков был общий настрой происходящего, так это подавалось.

Вопросы к документу: 1. Как вы думаете, какие факторы влияли на восприятие советским человеком окружающей действительности? 2. Как рядовой советский гражданин реагировал на политическую борьбу в высших эшелонах власти? 3. Как вы думаете, почему массовые репрессии не вызвали массового сопротивления народа? 4. Какую роль в адаптации к тоталитарному режиму играли социалистическая идеология и средства массовой информации?

Какое влияние на повседневную жизнь советских людей оказывали идеология, агитация и пропаганда?

• Формирование универсальных компетенций

1. Советское общество на рубеже 20-30-х г.г.

Мы живем под собою не чуя страны…
О. Мандельштам
Каждый поступок противодействия
власти требовал мужества,
несоразмерного с величиной поступка.
А. И. Солженицын

3. План урока

5. Советское общество

6. Герб

7. Флаг СССР

8. ГИМН СССР

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы, народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы, к победе ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу
На труд и на подвиги нас вдохновил.
Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведем!
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
1944

9. Интернационал

10. Культ Ленина (Мавзолей)

• Новыми явлением социального общества стало поклонению культу
вождя, так вождь Октябрьской революции был захоронен в
Мавзолее на Красной площади.

11. социальная структура советского общества

1913 год
1937 год
Рабочие
14%
31,2%
Служащие
2,4
13,6
Единоличные
крестьяне
66,7
4,5
Эксплуататорские
классы
16,3%
-
колхозники
-
46,6
иждивенцы
-
2
Нетрудящиеся
элементы
-
0,004%

14. Конституция 1936 года (принята YIII Всесоюзным съездом Советов)

• ВКП(б) – руководящее ядро общества
• Марксизм – ленинизм – государственная идеология
• Наличие двух дружественных классов – рабочего класса и
колхозного крестьянства и социалистической
интеллигенции

15. Конституция провозглашала:

• ст. 125 – свобода слова, печати, собраний, митингов,
уличных шествий, демонстраций;
ст. 126 – право объединяться в общественные
организации;
Ст. 127 – неприкосновенность личности;
ст. 141 – выставлять кандидатов на выборах в
Советы всех уровней;
ст. 134 – всеобщее, равное, прямое, тайное
голосование
Конституция
провозглашала:

Осуждено по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940г.г.
год
Всего осуждено
Приговорено к
смертной казни
1921
35 829
9 701
1924
12 425
2 550
1927
26 036
2 363
1930
208 069
20 201
1931
180 696
10 651
1933
239 664
2 154
1935
267 076
1 229
1936
274 670
1 118
1937
790 665
353 074
1938
554 258
328 618
1939
63 889
2 552
1940
71 806
1 649

• Гла́вное управле́ние лагере́й и мест
заключе́ния (ГУЛа́г) —
подразделение НКВД СССР, МВД
СССР, Министерства юстиции СССР,
осуществлявшее руководство местами
массового принудительного заключения и
содержания в 1934—1960 годах.

25. ГУЛАГ

Сколько жертв “БТ” официально
опубликовало НКВД?
1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.
Известный историк Конквест называет
числа жертв “БТ”
12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году
назвала и того больше:
19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.

30. Сколько жертв “БТ” официально опубликовало НКВД?

• В марте 1938 г.на 3
процессе были осуждены
Н.Бухарин, А.Рыков,
К.Радек и др.Страна
погрузилась в атмосферу
страха. Секретный отдел
НКВД настигал своих
жертв даже за границей -в
1940 г.в Мексике был убит
Л.Троцкий.

33. Репрессии против руководства армии. Расстреляны

Репрессированы в 1937г
из 5 маршалов - 3
из 9 командармов I ранга – 5
из 10 командармов II ранга – 10
из 57 комкоров - 50
из 186 комдивов – 154
из 16 армейских комиссаров I и II рангов – 16
из 26 корпусных комиссаров – 25
из 64 дивизионных комиссаров – 58
из 456 командиров полков - 401

34. Репрессированы в 1937г

36. Разрушение храма Христа Спасителя в Москве

37. Раскулачивание

38. Спецпоселение

39. Труд спецпереселенцев

• В 1991 году вышел указ
Президента России об
установлении Дня памяти
жертв политических
репрессий – это дата 30
октября.


Урок рассказывает о начале мирового экономического кризиса и его проявлениях в разных странах. Описываются международная ситуация в 1930-е годы и действия правительств по предотвращению грядущей войны. Говорится о попытках СССР создать систему коллективной безопасности. Рассматриваются условия пакта Молотова – Риббентропа.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "СССР и мировое сообщество в 1929–1939 годах"


В ходе урока вы узнаете о мировом экономическом кризисе 1929–1933 годов, борьбе СССР за создание системы коллективной безопасности, усилении угрозы мировой войны, международной политике СССР.

В 1929–1933 годах значительно сократилось промышленное производство. В США оно снизилось на 46,2 %.

В Германии – на 40 %.

Во Франции – на 30,9 %.

А в Англии – на 16,2 %.

Постоянно росло количество безработных.

Власти западных государств все силы направили на преодоление кризиса. Общим во внутренней политике всех стран стало усиление роли государства в сфере экономики. Например, в США Рузвельт предложил принять либерально-реформаторский курс.


Франция и страны Скандинавии проводили социал-реформаторский курс, ориентированный на реализацию социальных программ.

В Германии в 1930-е годы к власти пришёл Адольф Гитлер, лидер национал-социалистов. С кризисом в этом государстве боролись чрезвычайными мерами, сделав ставку на милитаризацию экономики и ликвидацию демократических порядков.

Наступивший кризис перепроизводства изменил отношение западных государств к СССР. Советский Союз превратился в выгодный рынок сбыта продукции. К тому же у населения Запада вызывал интерес советский способ решения экономических и политических проблем.

В 1930-е годы стала очевидной неспособность Версальско-Вашингтонской системы решать международные вопросы. Появлялись государства, которые ставили своей целью пересмотр границ.

Гитлер ещё в 1920-е определил себе задачу борьбы с Западом и СССР.

Бенито Муссолини призывался итальянцев продвигаться на Восток, к Индийскому океану.

Япония разработала внешнеполитическую доктрину, которая предусматривала расширение территории государства за счёт Китая, Монголии, Дальнего Востока и Сибири. Также Японию интересовали колонии США, Англии и Франции.


Подобные настроения привели к международному кризису.

Мировой экономический кризис отразился и на СССР, в первую очередь на его внешней политике. Советское руководство отказалось от идеи мировой революции и прекратило оказывать помощь коммунистическим партиям Европы.

Происходила модернизация экономики, поэтому СССР был заинтересован в расширении торговых связей, а соответственно, и в сохранении мирных отношений между государствами.

Главной задачей СССР стало создание в Европе системы коллективной безопасности. Занимался этим народный комиссар иностранных дел Максим Максимович Литвинов.


Соединённые Штаты Америки стали одним из последних западных государств, признавших СССР. В 1933 года США и СССР установили дипломатические отношения. Первым советским послом в США стал Александр Антонович Трояновский.

В 1934 году СССР вступил в Лигу Наций. Инициатором этого стала Франция, которая видела в Германии потенциального агрессора.

В то же время СССР и Франция занимались подготовкой Восточного пакта о защите от агрессии со стороны Германии. Его основной идеей было недопущение безнаказанной агрессии. Участники пакта обещали не нападать друг на друга и гарантировать свою помощь в случае военных действий. Помимо Франции и СССР к Восточному пакту должны были присоединиться другие государства. Однако Латвия и Эстония потребовали участия в пакте Германии. Этого же добивалась и Великобритания. Восточный пакт так и не был заключён из-за отказа участия в нём Германии.

В мае 1935 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией.

На Седьмом конгрессе Коминтерна обсуждались вопросы борьбы с фашизмом. Конгресс принял решение о сотрудничестве коммунистов с социал-демократами и профсоюзами. Было предложено создать единый рабочий антифашистский фронт.

В 1935 году усилилась агрессивная политика Германии, Италии и Японии. В октябре 1935 года Италия напала на Эфиопию.


Лига Наций не поддержала предложение СССР о начале совместных действий против агрессора. Эта война продемонстрировала несостоятельность Лиги Наций в урегулировании международных конфликтов.

Победа в войне с Эфиопией сделала Муссолини одним из самых значимых политиков в Европе.

В 1936 году в Германии была введена всеобщая воинская повинность. Это позволило ей укрепить свои вооружённые силы. 7 марта 1936 года германские войска вошли в Рейнскую демилитаризованную зону. Она была установлена ещё в 1919 году Версальским договором, чтобы затруднить нападение Германии на Францию.

В июле 1936 года в Испании начался военный мятеж, переросший в Гражданскую войну. Мятежников возглавлял генерал Франсиско Франко. Он получил помощь от Германии и Италии, предоставивших оружие, пехотные войска и авиацию.


Западноевропейские государства решили не вмешиваться в испанские события. СССР в свою очередь начал оказание помощи законному правительству Испании, чтобы не допустить усиления фашистских государств.

В боевых действиях участвовало около пяти тысяч военнослужащих и военных советников из СССР. В Испании появились советские танки и самолёты.

На стороне Республики воевали коммунисты, анархисты и социалисты со всего мира.

В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. В 1937 году к ним присоединилась Италия. Эти государства договорились совместно бороться с Коминтерном, чтобы не допустить распространения коммунистической идеологии. Капиталистические страны восприняли этот пакт как метод противодействия СССР.


Европейские государства продолжали проводить политику умиротворения. Кульминационной точкой этой политики стало подписание Мюнхенского соглашения 30 сентября 1938 года. По его условиям Германия получала Судетскую область Чехословакии. Большую часть населения там составляли немцы. В обмен на Судеты Гитлер обещал мир на долгие годы.


Мюнхенское соглашение подписали английский премьер-министр Чемберлен, французский премьер-министр Даладье, рейхсканцлер Германии Гитлер и итальянский премьер-министр Муссолини. Во время переговоров не присутствовала делегация Чехословакии. Её впустили в зал только после подписания соглашения.

В этот же день Германия и Великобритания подписали декларацию о ненападении. Позже подобную декларацию Германия подписала с Францией. Европейские правительства надеялись, что таким образом им удастся сдержать экспансию Германии.

Новая расстановка сил представляла опасность для СССР. Появилась угроза войны со всеми европейскими государствами. Советскому руководству пришлось проводить более осторожную внешнюю политику. СССР старался лавировать между разными странами, чтобы обезопасить себя от агрессии.

Непростой была ситуация на Дальнем Востоке. Осенью 1929 года произошёл конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. Она проходила через Маньчжурию и была кратчайшим путём во Владивосток. Правитель Маньчжурии Чжан Сюэлян попытался получить контроль над КВЖД. В ходе военных действий Красной Армии удалось разгромить противника. 22 декабря 1929 года был подписан Хабаровский протокол, по условиям которого КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

В сентябре 1931 года японцы вторглись на территорию Маньчжурии. Лига Наций предложила Японии вывести оттуда свои войска, на что получила отказ.

В результате военных действий в Маньчжурии японцы создали государство Маньчжоу-го. Здесь была сформирована Квантунская армия.

В марте 1933 года Япония вышла из состава Лиги Наций.

В июле 1937 года началось японское вторжение в Китай. СССР немедленно оказал Китаю помощь. Туда организовали поставки советских самолётов и оружия. В боевых действиях участвовали специалисты из Советского Союза.

В июле 1938 года японцам удалось выбить советских пограничников с высот Безымянная и Заозёрная. Красная Армия нанесла ответный удар и вернула себе позиции.

В мае 1939 года начался конфликт с японцами в районе реки Халхин-Гол. В боевых действиях участвовали как танковые бригады, так и авиация.


Командование Красной Армией было поручено командиру особого армейского корпуса Георгию Константиновичу Жукову. На Халхин-Голе впервые советскими лётчиками были применены реактивные снаряды. Конфликт завершился победой СССР, важным последствием которой стало появление идеи о непобедимости Красной Армии.

Гитлер не сдержал своего обещания о ведении мирной политики. 14 марта 1939 года в Словакии была образована республика, находившаяся под патронатом Германии. На следующий день немецкие войска захватили Чехию.

По мере назревания международного кризиса обозначились два направления внешней политики СССР.

Первое – это предотвращение войны Германии против Советского Союза.

Второе – создание коалиции для борьбы с агрессорами.

Были возобновлены отношения с Англией и Францией. Обсуждалось военно-политическое сотрудничество между ними и СССР. Гитлер опасался создания антигерманского блока, поэтому стал искать возможность заключения с СССР договора о ненападении. К этому времени уже был готов план захвата Польши.

В июне 1939 года в Москве начались переговоры с представителями Англии и Франции. К этому времени пост наркома иностранных дел уже занимал Вячеслав Михайлович Молотов.

Франция была готова к заключению договора с СССР, в то время как Англия всячески затягивала принятие решения. Переговоры зашли в тупик, когда Польша отказалась пропускать через свою территорию Красную Армию в случае агрессии Германии. Это вызвало усиление недоверия Сталина к своим западным союзникам. К тому же разведка доносила, что Англия готовит договор с Германией о ненападении.

В сложившихся условиях СССР пошёл на контакт с Германией. 23 августа 1939 года министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов подписали договор о ненападении.


Он предусматривал следующее:

обе стороны воздерживаются от нападения друг на друга;

стороны соблюдают нейтралитет в случае, если одна из них становится объектом военных действий третьей стороны;

Германия и СССР отказываются от союзных отношений с другими державами.

К договору прилагался секретный протокол о разграничении сфер интересов в Восточной Европе. Его появление было инициировано германской стороной. Советское руководство надеялось таким образом обезопасить свои границы от немецкого наступления. Согласно протоколу к сфере интересов СССР относились Латвия, Эстония, Финляндия, Бессарабия и Восточная Польша.

Германию интересовали Литва и запад Польши.

Оба государства считали подписание договора несомненным успехом. СССР выигрывал время на укрепление обороноспособности. А Германия получала свободу действий в Польше.

Советско-германский договор вызвал огромный резонанс. Правительство Польши расценило его как попытку очередного передела польской территории.

Англия и Франция прервали переговоры с Советским Союзом.

Давайте подведём итоги.

Мировой экономический кризис изменил отношение западных государств к СССР, который превратился в выгодный рынок сбыта продукции.

Главной задачей СССР в 1930-е годы было создание в Европе системы коллективной безопасности.

С середины 1930-х годов усилилась агрессивная политика Германии, Италии и Японии.

В июне 1939 года в Москве начались переговоры с представителями Англии и Франции, завершившиеся неудачей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ц ели: образовательные: - познакомить учащихся со сложными и противоречивыми процессами имевшими место в общественно-политической жизни советского общества в 20-30-е г г.; - достичь усвоения учащимися особенностей политической системе СССР в 20-30-х гг.; Развивающие: - способствовать развитию коммуникативных навыков; -овладение элементарными методами исторического познания; Воспитательные: - воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, уважения к правам и свободам человека; - способствовать формированию активной жизненной позиции; - создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.

Задачи: - определить основные признаки тоталитаризма; - сформировать знания о массовых политических репрессиях и сопротивления политическому режиму в СССР; - продолжить развитие умений работать с различными видами источников, формирование исследовательских, информационных, социальных компетенций;

Понятия: - власть партийно-государственного аппарата; - культ личности Сталина; - массовые репрессии; - тоталитарное государство.

Оборудование: - ноутбук, презентация, документы, учебник, тетрадь, рабочие листы.

Изучение нового материала

Сталин, начавший свое восхождение к власти с 1922 г., имел несомненный дар улавливать настроения населения, именно потому он повернул от нэпа к форсированному строительству индустриальной державы. Он понимал, что массы неоднородны, а претворять в жизнь планы авантюрного характера могут лишь люди с неокрепшим мышлением, прежде всего молодежь. Сталин во всех отраслях государственной и хозяйственной жизни стремился заменять старые кадры молодыми. В этом была его сила и его же слабость.

Идеология. Со страниц газет, журналов, с плакатов звучали призывы быть готовыми к защите социалистического Отечества, быть бдительными, крепить трудом оборону страны. Главными героями тех лет становились пограничники, передовики-новаторы, побивающие все рекорды, граждане, разоблачающие козни врагов, и т.п.

Репрессии. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Сталин решил использовать это убийство для усиления репрессий. В те декабрьские дни было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Проходящие по делам о контрреволюционных преступлениях подлежали расстрелу.

Применение труда заключенных дало возможность решать многие хозяйственные вопросы с гораздо меньшими затратами. Ведь заключенным не нужно было платить зарплату.

В марте 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП(б), Сталин сказал, что чистки в партии были неизбежны, хотя и сопровождались многочисленными ошибками.

Социальные процессы. Преобладающим социальным слоем в 30-е гг. XX в. стал рабочий класс, интенсивно пополняющийся выходцами из сельской местности. Безработица была ликвидирована. Промышленность нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах, в связи с чем была введена официальная проверка знаний рабочих, особенно тех, кто обучался в техникумах и училищах.

Труд квалифицированной части рабочего класса хорошо оплачивался, что положительно влияло на трудовые показатели этой категории рабочих. В среде этого слоя рабочих зарождалось движение ударников с тахановцев. Они имели значительные социальные льготы. Именно они служили тем резервом, который в случае необходимости пополнял кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.

Для крестьян новые условия существования оказались сопряженными с существенными потерями. Большие налоги возмущали сельское население. В результате сплошной коллективизации к концу 30-х гг. XX в. в деревне почти исчезла категория крестьян, называемых кулаками.

В середине 30-х гг. XX в. правительство пошло на некоторое смягчение политики по отношению к крестьянству. Колхозникам было разрешено держать скот и птицу, был сокращен план по хлебу и мясозаготовок, II съезд колхозников-ударников, созванный в ноябре 1934 г., добился для крестьян права ведения собственного личного хозяйства и права продажи своей продукции на рынках.

Итоги развития. Итогом развития СССР в 30-е гг. XX в. стала ликвидация его отставания от передовых стран в ключевых отраслях промышленности, по объему которой Советский Союз вышел на второе место в мире после США. Значительно повысился и выпуск продукции на душу населения. При этом главное внимание уделялось военной промышленности.

К концу 30-х гг. XX в. повысился уровень жизни народа, особенно в городах. Многие социально-экономические права были закреплены в Конституции СССР 1936 г. По ней же вводилось всеобщее, равное и прямое голосование. Но если конституционные права на труд, отдых, бесплатное образование, медицинское обслуживание во многом были реальностью, то политические права существовали лишь на бумаге.

Читайте также: