Программа социально педагогической профилактики школьной дезадаптации

Обновлено: 04.07.2024

В первый класс приходят очень разные дети: у всех разное детство, различные возможности развития. Эти различия определяются в первую очередь образом жизни семьи первоклассника, традициями, жизненными ценностями родителей, а также характером общения взрослых с ребенком. Кроме того, существенное влияние на воспитание личности оказывает экономическое и социальное положение семьи.

Школьная дезадаптация (неприспособленность) определяется возникшими у ребенка затруднениями, нарушениями в его школьной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана, для работы с детьми имеющими школьную дезадаптацию.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Рабочая программа

по коррекции школьной дезадаптации.

IIб класс

Лаптевой Валерии Алексеевы

Жизнь на всём своем протяжении неизбежно преподносит ситуации и трудности, которые выдержать, а тем более преодолеть, нередко не достает психических и духовных ресурсов. В результате растет внутреннее напряжение, возникает чувство бессилия и безнадежности, человек не видит выхода. Какими бы ни были трудности – неожиданными, ситуативными, обусловленными самим течением жизни, – они требуют от личности, семьи в целом, включения всех имеющихся ресурсов для их преодоления. Если недостаточно ресурсов для разрешения трудной жизненной ситуации, то человек или семья испытывают кризисное состояние

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по- настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

В течение жизни человеку неоднократно приходится переживать периоды адаптации. Согласно мнению А.В.Петровского, адаптация - формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных факторов, но и при действии обычных, не экстремальных факторов.

В связи с этим особое значение приобрела проблема адаптации детей к школе. В процессе обучения в школе начало обучения является наиболее критическим периодом. Меняются условия жизни ребенка, появляются новые контакты, принципиально меняется вид деятельности, к ребенку предъявляются новые требования. Все это требует большого напряжения сил ребенка.

Начало обучения в школе оказывает влияние на поведение ребенка. Дети могут проявлять повышенную возбудимость, эмоциональность, неустойчивость внимания, быструю утомляемость. Эти затруднения чаще всего являются реакцией на новую обстановку.

Школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. (Вроно М.В., 1984)

К основным причинам школьной дезадаптации исследователи относят следующие:

Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.

Соматическая ослабленность ребенка.

Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.

Любая из перечисленных причин может привести к появлению дезадаптационных процессов, одновременно усиливая действие других причин. Дезадаптация может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного дезадаптационного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Важнейшей причиной дезадаптации являются особенности характера.

В соответствии с принципом системности в психологии человек, личность рассматриваются как система и как принадлежащие системе. Личность человека - открытая, самоорганизующаяся система. Считается, что процесс развития разворачивается, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, эмоциональная стабильность является фоном для развития механизмов саморегуляции.

В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным создание программы занятий направленных на коррекцию дезадаптации учащихся.

Участники программы:

Программа предназначена для детей 2-го класса и классного руководителя

Занятия с детьми в групповой форме.

Цель программы: Коррекция школьной дезадаптации и создание благоприятных условий для успешной адаптации детей.

Задачи программы:

- создание условий для физиологической подстройки организма к новым условиям,

- создать условия, способствующие освоению способов и приемов новой деятельности, усвоение программы обучения,

Одной из причин дезадаптации ребенка в школе может быть низкий уровень развития познавательных процессов, что затрудняет освоение им учебной программы. При переходе ребенка в школу психологом проводится диагностика уровня развития познавательных процессов. По итогам диагностики формируется группа, с которой проводятся занятия на коррекцию и развитие воображения, памяти, внимания и мышления.

Цель коррекционно-развивающей программы: сплочение класса, развитие познавательных процессов.

Задачи: развитие памяти; развитие внимания; развитие мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей; развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции: познавательная сфера детей.

Форма проведения: групповые занятия по 30 – 40 минут два раза в неделю, всего 10 занятий. Группа 10 – 13 человек. В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей по разделам программы.

Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развития памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.

Этапы занятий: I - ориентировочный (2 занятия); II - реконструктивный (7 занятий); III - закрепляющий (1 занятие)

Форма занятий: каждое занятие состоит из трех частей: разминка (2 – 3 упражнения), основная (2 – 4 упражнения) и заключительная (2 – 3 упражнения).

Цель разминки: создание положительного настроя в группе; снятие напряжения, получение заряда энергии.

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.

Цель заключения: создание чувства принадлежности к группе; закрепление положительных эмоций.

Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.

Цель – помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослым, создание положительного эмоционального фона.

Упражнение 1. “Знакомство”

Дети садятся в круг на стульчики вместе с психологом. Психолог представляется, рассказывает о себе (можно спросить у детей, как они думают, кто такой психолог и чем он занимается в школе). Детям предлагается назвать свое имя и фамилию. 1-й ребенок называет себя, 2-й называет свое имя и имя 1-го ребенка, 3-й называет свое имя, имена 1-го и 2-го ребенка и т.д.

Упражнение 2. “Маски”

Начинать и заканчивать каждое наше занятие мы будем с определения настроения. Для этого я приготовила вам по три маски, на которых нарисованы лица: веселое, грустное и злое. Посмотрите, пожалуйста, на них внимательно и выберите себе то настроение, с которым вы пришли сегодня на занятие и объясните “Почему?”.

Упражнение 3. “Карусели” [2]

Цель – создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других людей и с ритмом текста.

Дети встают в круг. Психолог говорит: “Сейчас мы с вами будем кататься на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно, чтобы карусель не сломалась”.

Еле – еле – еле – еле.
Завертелись карусели. (Карусель медленно движется в правую сторону)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали… (Темп речи и движений постепенно ускоряется, направление движения меняется).
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те… (Темп движений постепенно замедляется, на слова “раз – два” все дети останавливаются и кланяются друг другу).
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.

Упражнение 4. “Загадки”

Цель - развитие образного и логического мышления, умения выделять существенные признаки и сравнивать; тренировка быстроты и гибкости ума, сообразительности.

Упражнение 5. “Что можно сделать за перемену?”

Цель – развитие образного и логического мышления, сообразительности, умения излагать свои мысли.

Детям предлагается подумать и ответить на вопрос “Что можно успеть сделать за перемену?”. После того, как дети ответят, им предлагается определить, какие названные ими действия запрещено делать в школе и почему?

Упражнение 6. “Улитка” [2]

Цель – снятие эмоционального напряжения, агрессии. Снижение импульсивности детей.

У детей спрашивают: “Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что улитка делает, когда ей угрожает опасность?” Затем дети встают за взрослым “паровозиком” – каждый обнимает впереди стоящего за талию. “Теперь мы с вами одна большая улитка”. По команде “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не расцепляя рук, прохаживаются по классу и хором говорят:

Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет.

Упражнение 7. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

ЗАНЯТИЕ 2 (проводится в кругу)

Цель – сплочение группы, создание положительного эмоционального фона.

Упражнение 1. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Упражнение 2. “Ласковое имя”[1]

Цель – развитие эмпатии, создание положительного эмоционального фона.

Каждому ребенку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т.е. ласково назвать теперь нужно соседа слева).

Упражнение 3. “Атомы и молекулы”[4]

Цель – снятие напряжения, сплочение группы. Также, с помощью этого упражнения можно пронаблюдать отношения между детьми (часто определяется “изгой”, т.е. ребенок, которого отталкивают).

Дети свободно передвигаются по классу. Через некоторое время психолог говорит: “Каждый из вас атом, но вам скучно бродить по одному, поэтому атомы решили объединиться по 2, затем по3 и т.д.” (в зависимости от количества участников).

Упражнение 4. “Я люблю…”

Цель – развитие эмпатии, умения выражать свои мысли.

“Для того чтобы мы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю…”. Тот, у кого окажется мячик, должен бросить его любому участнику, но при этом сказать, что он любит. Например, я бросаю мячик Оле и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”.

Упражнение 5. “Слушаем тишину”

Цель – развитие самоконтроля, слухового внимания, снятие эмоционального напряжения, снижение двигательной активности.

Детям предлагается 15 секунд помолчать и послушать тишину. После этого каждый сообщает о том, что он смог услышать.

Упражнение 6. “Барометр настроения”[1]

Цель – снятие напряжения, создание положительного эмоционального климата.

Ведущий спрашивает у детей, знают ли они что такое барометр (термометр, градусник) и для чего он нужен. Затем детям предлагается показать свое настроение только руками: плохое ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Цель - формирование знаний о познавательных процессах; развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Упражнение 1. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Упражнение 2. Беседа

Цель - снятие напряжения, создание положительного эмоционального климата в группе, умения выражать свои мысли, сообразительности.

“Знаете ли вы ребята, для чего человеку нужны память, внимание, мышление и воображение? Совершенно верно….”

Упражнение 3. “Лабиринты”

Цель - развитие наглядно-образного мышления, внимания, способности к самоконтролю.

Детям выданы карточки с нарисованными лабиринтами. Как правило, детям уже известно это задание и им необходима дополнительная инструкция.

Упражнение 4. “Зеркало”[2]

Цель - развитие воображения, ориентации в пространстве, умения повторять движения взрослого.

Все дети встают в круг или в одну линию, напротив взрослого и становятся "маленькими зеркалами". Взрослый показывает движение, а они повторяют его.

Упражнение 5. “Заметь и запомни”[3]

Цель - развитие зрительной памяти, наблюдательности.

На столе (доске) выкладывают 7 - 10 различных предметов и закрывают их. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают детям их перечислить. Можно заменить один предмет другим и предложить детям найти, что же изменилось или поменять порядок.

Упражнение 6. “Мне нравится…”[1]

Цель - развитие эмпатии, создание положительного эмоционального климата в группе.

Надо обратится к соседу, сидящему слева со словами: “Сашенька, мне нравится…”, то есть похвалить соседа за что-то. Сделать ему комплимент.

Упражнение 7. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Цель - сплочение группы. Развитие произвольного запоминания, внимания.

Упражнение 1. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Упражнение 2. “Это я. Узнай меня” [2]

Цель - снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального фона в группе.

Выбирается один водящий, который поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Водящий должен угадать, кто до него дотронулся. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Упражнение 3. “Заметь, запомни, нарисуй”

Цель - развитие зрительной памяти, наблюдательности.

Это упражнение похоже на “Заметь и запомни” (занятие 3, упр. 6), но здесь детям предлагается нарисовать недостающий или появившийся предмет.

Упражнение 4. “Путанка” [2]

Цель – развитие произвольного запоминания, создание положительного эмоционального климата в группе.

Выбирается водящий, остальные встают в круг или в шеренгу. Водящий 15 секунд запоминает порядок, в котором стоят дети. Затем он отворачивается, а кто-нибудь из ребят меняется местами или кто-то уходит. Водящему нужно определить, что же изменилось?

Упражнение 5. “Добрый бегемотик” [2]

Цель – снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.

Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию впередистоящего. Затем детей просят погладить своего соседа по плечику, по головке, по спине, по ручке…После этого взрослый предлагает “бегемотику” походить по классу, присесть и т.д.

Упражнение 6. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Цель – сплочение группы. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Упражнение 1. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Упражнение 2. “Пузырь” [2]

Цель – сплочение детей, развитие чувства ритма.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, сужают его, затем говорят:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!

Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока воспитатель не скажет: “Лопнул пузырь!” Тогда дети приседают на корточки и хором говорят: “Хлоп!”

Упражнение 3. “Исключение лишнего” [5]

Цель – развитие способности устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, переходить от одной связи к другой, умения одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Берутся любые три слова (собака, помидор, солнце). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово - “лишнее”. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова.

Упражнение 4. “Найди отличия”

Цель – развитие произвольного внимания, наглядно–образного мышления, способности к самоконтролю.

Детям даются рисунки, между которыми нужно найти определенное количество различий.

Упражнение 5. “Зеркало” (см. занятие 3, упр. 5) [2]

Упражнение 6. “Лакомство для друга” [2]

Цель – развитие внимания, памяти, мышления детей.

Детям раздаются картинки с изображением известных им животных. Каждый ребенок должен ответить, чем же питается, что кушает его животное.

Упражнение 7 “Улитка” (см. занятие 1, упр. 7) [2]

Упражнение 8. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Цель – развитие внимания, мышления, воображения; сплочение группы.

Упражнение 1. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Упражнение 2. “Самолет летит по небу” [2]

Цель – развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:

Самолет летит по небу,
В самолете я лечу. (Дети изображают руками крылья самолета, гудят).

На машине я поеду,
Если только захочу. (Дети изображают, как они едут на машине, держатся за руль, рычат, подражая мотору). Можно усложнить задание и сознательно путать слова и движения.

Упражнение 3. “Перепутанные линии” [3]

Цель – развитие концентрации внимания у детей.

Для этого упражнения необходимы карточки размером 12 x 7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета. Время выполнения 3 – 5 минут.

Инструкция к заданию такова: “Посмотрите на карточки. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на них шкалами. Около каждой черточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутанными линиями. В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку (“пройти” по ней), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке и т.д. Вам нужно пройти по трем любым дорожкам”.

Упражнение 4. “Живая картинка”

Цель – развитие восприятия, воображения, мышления детей; умения выделять главное в предмете.

Детям выдаются картинки с изображением животных. Каждый ребенок, посмотрев на свою картинку, “оживляет” ее, показывая какое-то движение или позу. Остальные дети отгадывают.

Упражнение 5. “Сходство и различие”

Цель – развитие логического мышления, умения одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Детям предлагается сравнить между собой два предмета. Например, стул и стол, лампочку и луну и т.д. В конце можно усложнить задание и дать слова, между которыми трудно установить логическую связь.

Упражнение 6. “Черепахи” [2]

Цель – научить детей контролировать свои действия, слушать и понимать инструкцию взрослого.

Дети встают по одну сторону класса. Взрослый встает напротив них по другую сторону. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача – идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

Упражнение 7. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Цель – развитие познавательных процессов; сплочение группы.

Упражнение 1. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Упражнение 2. “Атомы и молекулы” (см. занятие 2, упр.3) [4]

Упражнение 3. “Путаница” [3]

Цель – развитие произвольного внимания, способности к самоконтролю.

Ребенку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и пр. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.

Упражнение 4. “Покажи нос” [2]

Цель – развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.

Все играющие стоят напротив взрослого, который называет им одну часть тела, а показывает другую. Дети должны заметить это и не повторить неверное движение.

Упражнение 5. “Незаконченные фигуры” [3]

Цель – развитие воображения и творческих способностей ребенка.

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.). дети должны за 5 – 10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.

Упражнение 6. “Загадки”

Цель - развитие образного и логического мышления, умения выделять существенные признаки и сравнивать; тренировка быстроты и гибкости ума, сообразительности.

Упражнение 7. “Пузырь” (см. занятие 5, упр. 2) [2]

Упражнение 8. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Цель – развитие коммуникативных навыков, развитие мышления, внимания, воображения.

Упражнение 1. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Упражнение 2. “Ласковое имя” (см. занятие 2, упр.2) [1]

Упражнение 3. “Что было бы, если…”[5]

Цель – развитие воображения, мышления.

Детям предлагается немного пофантазировать на различные темы. Например, если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на земле? Если бы все люди разучились говорить, то…

Упражнение 4. “Лабиринты” (см. занятие 3, упр. 3)

Упражнение 5. “Улитка” (см. занятие 1, упр. 7) [2]

Упражнение 6. “Способы применения предмета”

Цель – развитие концентрации мышления на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи; развитие воображения.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Запрещается называть варварские способы использования предмета.

Упражнение 7. “Черепахи” (см. занятие 6, упр. 6) [2]

Упражнение 7. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Цель – развитие мышления, воображения; снятие эмоционального напряжения.

Упражнение 1. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Упражнение 2. “Пузырь” (см. занятие 5, упр. 2) [2]

Упражнение 3. “Исключение лишнего” (см. занятие 5, упр.3) [5]

Упражнение 4. “Кто больше”

Цель – развитие мышления.

Выбирается любая буква алфавита. Детям предлагается называть слова, которые начинаются на эту букву.

Упражнение 5. “Зеркало” (см. занятие 3, упр. 5) [2]

Упражнение 6. “Слушаем тишину” (см. занятие 2, упр. 5)

Упражнение 7. “Барометр настроения” (см. занятие 2, упр. 6) [1]

Цель – формирование положительного климата в группе, снятие эмоционального напряжения, диагностика межличностных отношений.

Упражнение 1. “Маски” (см. занятие 1, упр. 3)

Упражнение 2. “Атомы и молекулы” (см. занятие 2, упр. 3) [1]

Упражнение 3. “Незаконченные фигуры” ( см. занятие 7, упр. 5) [3]

Упражнение 4. Социометрия “Два домика” [2]

Цель – диагностика межличностных отношений.

Упражнение 5. “Медали”

Заранее каждому ребенку заготавливается медаль (самый внимательный, умный, дисциплинированный и т.д.), которые вручаются детям.


В статье рассмотрен вопрос актуальности проблемы школьной дезадаптации у детей и подростков, сделан анализ природы возникновения и характерных проявлений дезадаптации в детском и подростковом возрасте. Предложены основные направления педагогической работы по профилактике дезадаптационных состояний учащихся общеобразовательной школы.

Ключевые слова: школьная дезадаптация, социальная адаптация, профилактика дезадаптации.

Начавшееся в начале 90-х годов реформирование политической и социально-экономической жизни в Казахстане привело не только к прогрессивным структурным изменениям в стране, но и к обострению различных социальных проблем, обусловленных ускорением ритма жизни в современном обществе. К одной из таких социальных проблем относятся проблемы, связанные с возникновением у сегодняшних детей и подростков отклонений в поведении и присутствием негативных психических состояний, в основе которых лежат дезадаптационные процессы. Школьная дезадаптация, являясь частью социальной дезадаптации, в настоящее время является достаточно распространенным явлением среди детей и подростков в нашем обществе, которое может негативно сказаться на его развитии в целом, так как социальная адаптированность представляет собой интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. К таким функциям можно отнести адекватное восприятие человеком окружающей действительности и самого себя, адекватную систему отношений с окружающими людьми, способность к общественно — полезному труду, обучению, к организации собственного досуга и отдыха, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей [1].

При организации профилактической работы дезадаптационных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении, следует учитывать, что к основным факторам возникновения дезаптационных состояний относятся: трудности в обучении, семейные дисфункции, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации, несбалансированность современной образовательной среды. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос не только изучения природы возникновения и характерных проявлений социальной дезадаптации, но и определение эффективных путей и средств ее профилактики в детской и подростковой среде образовательных учреждений. Основная идея профилактики заключается в устранении социальных предпосылок, способствующих формированию дезадаптационных состояний и принятии своевременных мер по сохранению психического здоровья школьников за счет реализации специальной психолого-педагогической работы.

Образовательный процесс должен включать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику дезадаптивных состояний обучающихся: переутомления, гиподинамии, дистресса и т. д.

Адаптация — это процесс активного освоения учащимся новых условий обучения с целью приспособления их к своим индивидуальным потребностям и возможностям. Состояние социальной дезадаптации характеризуется проблемами в социальном и личностном развитии ребенка, которые негативно влияют на характер межличностных отношений с семьей, педагогами и сверстниками. При этом социальная дезадаптация развивается поэтапно в двух сферах — деятельностной сфере и в сфере отношений [3].

Так, при неблагоприятных социальных и психолого-педагогических условиях, формирование дезадаптации у детей и подростков в учебной деятельности включает в себя пять взаимосвязанных этапов: первичные трудности в учебе; пробелы в знаниях; отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам; частичная или общая неуспеваемость; отказ от учебной деятельности, т. е. непосещение учебных занятий.

Дезадаптация у детей и подростков проявляется и в затруднениях, вызванных необходимостью усвоения различных социальных ролей, учебных программ, норм и требований таких социальных институтов, как семья и школа.

Систематическое отсутствие успехов в учебной деятельности, нарастание напряжения в отношениях с близкими людьми отрицательно сказываются на психологическом благополучии ребенка в целом. В ситуациях постоянных неудач в учебной деятельности, она перестает быть для ребенка значимой, поэтому он начинает искать тот вид деятельности, в которой он был бы более успешен и мог бы раскрыть свой личностный потенциал (досуговая деятельность, занятия спортом, неформальные подростковые группы и т. д.) [4].

В структуре дезадаптации можно выделить следующие основные компоненты: когнитивный, эмоционально-личностный, поведенческий (таблица 1).

Структура детской и подростковой дезадаптации

Компоненты дезадаптации

Содержательная характеристика

трудности в учебной деятельности, несформированность или низкий уровень познавательных процессов, низкая успеваемость по отдельным учебным предметам

отрицательное субъективное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам

нарушение учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками

К основным причинам формирования дезадаптационных состояний в детской и подростковой среде можно отнести:

 психофизиологические и когнитивные факторы: индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность, низкий уровень произвольности, внимания, мышления, памяти и поведения, психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям учебно-воспитательного процесса, нарушения психического и физического здоровья.

 социальные: изменение ролевой позиции ребенка, усвоение ребенком системы новых школьных требований, многообразие учебных требований, повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной и психоэмоциональной нагрузки, изменение родительской позиции по отношению к ребенку, нарушение режима и т. д. [5].

В психолого-педагогической работе по предотвращению у детей и подростков дезадаптационных состояний должны быть реализованы две основные стратегические цели:

1) содействие адаптации всех детей без исключения к школе;

Работа по профилактике дезадаптации у детей и подростков — должна носить сугубо индивидуальный характер, с опорой на всесторонний анализ причин дезадаптации конкретного учащегося, которые могут быть связаны с особенностями как психики самого обучающегося, так и с условиями окружающей социально-образовательной среды [6].

Существует определенный алгоритм работы по предотвращению дезадаптации обучающихся, включающий следующие основные этапы (рисунок 1) [7]:


Рис. 1. Алгоритм работы по предотвращению дезадаптации учащихся

При проведении диагностической работы следует учитывать временные рамки, так как с детьми младшего школьного возраста диагностика не может осуществляться более 30–40 минут, с подростками возможно проведение диагностики в 2 этапа, продолжительность каждого — не более одного часа. Психологическая диагностика особенностей поведенческого и личностного профиля обучающихся позволяет выявить такие характерные аспекты как: уровень адаптации учащегося к условиям школы; круг актуальных проблем в учебной деятельности школьника; отношение учащегося к самому себе; эмоционально-поведенческие проблемы ребенка; особенности межличностных взаимоотношений обучаемого со сверстниками, т. е. определение его социального статуса.

Следует учесть, что наряду с описанными проявлениями школьной дезадаптации встречаются и ее скрытые формы, когда при достаточно хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или конкретным учителем, у него отсутствует желание ходить в школу, наблюдаются трудности в общении, формируется неадекватная (как правило, заниженная) самооценка. В таком случае необходима разработка несколько иной коррекционно-педагогической программы по устранению подобных дезадаптационных состояний с опорой на анализ индивидуальных причин их появления.

Направление педагогической работы с детьми с признаками школьной дезадаптации

Варианты проявления дезадаптации

Рекомендации педагогам

Не могут самостоятельно донести до партнеров по общению свои мысли и формулировать ответы на заданные им вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе возникающих споров ведут себя некорректно. Не способны аргументировано отстаивать собственную позицию и менять ее, т. к. не осознают необходимость этого. При взаимодействии с классом не подчиняются общему решению группы. Не могут строить процесс общения с учетом статуса собеседника и особенностей той или иной ситуации общения.

Необходимо обучать адекватным приемам участия в дискуссии, формировать у детей способность грамотно и корректно обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми (родителями, педагогами и др.) и сверстниками.

При восприятии учебной информации, не могут действовать самостоятельно. Особые трудности вызывает информация, предъявляемая письменно. Испытывают большие затруднения при выделении нового и главного при анализе учебной информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность заметно снижены. Освоение школьной образовательной программы значительно затруднено.

Необходимо пошаговое (дозированное) предъявление учебной информации с постоянным пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима дополнительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать уровень логического мышления.

Затруднено осознание учебной задачи как цели деятельности. Приступают к работе, не имея четкого плана действий. Уточняющих вопросов не задают, хотя и нуждается в дополнительных пояснениях. Действуют не системно, а импульсивно и хаотично. Если алгоритм работы предложен учителем, в ходе работы грубо нарушают его, не замечая этого. Завершив задание, часто удовлетворены ошибочным результатом, а при проверке результата, допущенных ошибок не видит. Не способны обратиться за необходимой дополнительной помощью к учителю и даже если такая помощь оказана, не умеют её использовать.

Необходимо обучать умению ставить цель деятельности, разрабатывать план по ее достижению. По завершении работы следует побуждать детей сравнивать собственный полученный результат с образцом, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку выполненной работе. Следует показывать детям, где можно получить дополнительную помощь и как ею правильно воспользоваться.

Таким образом, к основным направлениям профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми в аспекте межличностных отношений со сверстниками относятся:

 развитие самопознания детей и подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способов адекватного поведения в них;

 обучение навыкам анализа различных ситуаций общения;

 обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении;

 создание условий для обращения детей и подростков к собственному опыту общения;

 обучение детей и подростков навыкам эффективного взаимодействия в конфликте.

Только такой комплексный подход обеспечивает необходимую эффективность психолого-педагогической работы по предотвращению дезадаптационных состояний у детей и подростков и их коррекцию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, учебная деятельность, подросток, школьная дезадаптация, социальная дезадаптация, алгоритм работы, учебная информация, педагогическая работа, подростковая среда, психолого-педагогическая работа.

Читайте также: