Современные концепции проектной деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

В. А. ЛУКОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Допущено Министерством образования,

Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся s по специальности 350500 Социальная работа

издание третье, переработанное и дополненное

Луков Валерий Андреевич - доктор философских наук, профессор,

заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной

академии, член Экспертного Научного Совета при Комитете

Государственной Думы по труду и социальной политике

В. Ф. Левичева, доктор философских наук, профессор

Б. Ф. Усмапов, доктор социологических наук, профессор

Луков В. A .

Л 84 Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.

Учебное пособие проф. В. А. Лукова содержит систематическое изложение теоретических принципов и технологии разработки социального проекта, оценки его жизнеспособности и организационных основ его реализации Автор развивает оригинальную теорию социального проектирования на основе выдвинутого им тезаурусного подхода.

© Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Социальное проектирование – вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование – не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу – утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере – явление последней трети XX столетия. Впрочем, уже в начале ушедшего века отмечался взрыв проектных разработок, особенно мощный в инженерном деле. Конструирование вещей, машин, коммуникаций велось на основе технологии проектирования. В 20-е годы идея проекта просто витает в воздухе, захватывает самые разные сферы деятельности. Например, одним из модных веяний в педагогике того времени было использование метода проектов, разработка которого на базе теоретических идей американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи принадлежала Уильяму Херду Килпатрику и другим экспериментаторам в сфере образования.

В те же годы приобретает зримые формы и социальное проектирование. За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Изменения в системе власти, социально-экономическом планировании в нашей стране начиная с 30-х годов на долгое время ограничили возможности для применения проектных идей в социальной сфере, хотя было бы неверно говорить об их отсутствии или исключении из практики деятельности государственных органов и общественных структур. Просто развитие социального проектирования в СССР, в других бывших социалистических странах пошло в русле, которое не совпадало с социально-проектной деятельностью в странах с рыночной экономикой, где в послевоенный период этот способ осмысления и организации практических сторон общественной жизни все активнее проникал за пределы коммерческой деятельности, захватывая социальную и культурную сферы, а в 90-е годы утверждаясь здесь как одна из основ менеджмента.

Социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента. Поэтому социальное проектирование, как и его разновидность – социокультурное проектирование (а для нас это равнозначные понятия), оказывается пограничной областью социального знания и социальной деятельности.

Междисциплинарный характер социального проектирования как системы теоретических положений сочетается с многообразием практики разработки и реализации социальных проектов. Эта практика утвердилась и на уровне собственников и распорядителей огромных по масштабам ресурсов (государство, межправительственные организации, крупный капитал, транснациональные корпорации и т. д.), и на уровне владельцев ресурсов, ограниченных личными возможностями и возможностями ближайшего родственного и дружеского круга. Это обстоятельство следует особо отметить. Оно позволяет каждому человеку, каждому небольшому сообществу людей и крупным организациям относиться к социальному проектированию как к делу, в котором можно проявить себя. Нужны только решимость действовать и определенные знания, умения и навыки в этой сфере, вполне доступные для освоения в том или ином объеме практически каждому.

Подготовка специалиста по социальной работе предусматривает изучение курса прогнозирования, проектирования и моделирования в социальной работе. Его программа утверждена на основе нашего авторского проекта, но в разных вузах преподается он по-разному – в зависимости от сложившихся подходов к тому, что составляет главное в таком курсе. Распространен взгляд, что в рамках курса надо сосредоточить внимание на усвоении определенной системы понятий или определенного набора технологических приемов прогнозирования и моделирования. Он нашел отражение и в некоторых учебных пособиях по социальному проектированию. Наш опыт преподавания этого курса в Московской гуманитарно-социальной академии дает основание с уверенностью утверждать, что в основе курса должно стоять обучение практическим навыкам социального проектирования, которые дополняются отдельными – опять-таки практически доступными квалифицированному социальному работнику – технологиями прогностики, диагностики, моделирования социальных процессов и объектов. Почему так?

Среди предметов, изучаемых будущим специалистом по социальной работе, пока еще мало тех, которые готовят его к специфическим сторонам профессии как деятельности в реальных социальных условиях. Данный курс обладает тем преимуществом перед многими другими учебными предметами, что может поставить в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулировать интерес к теории. Мы много раз убеждались, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести активную дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал курса в памяти даже годы спустя.

Социальная инженерия. В странах с рыночной экономикой получила определенное распространение такая форма применения на практике социологического знания, как социальная инженерия: деятельность по проектированию, конструированию, созданию и изменению организационных структур и социальных институтов, а также комплекс прикладных методов социологии и других социальных дисциплин, составляющих инструментарий такой деятельности. Теория социальной инженерии и практика ее применения в дальнейшем исходили из задач совершенствования управленческого процесса на базе социологического знания.

6)Роль социального проектирования в государственном управлении на современном этапе

Государственное управление - это обусловленное общественными потребностями сознательная целенаправленная деятельность по реализации государственно-властных полномочий субъектами политической власти для повышения качества жизни граждан. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Государство может не только инициировать проект, но и создать соответствующую правовую систему проектности. Возникает необходимость не только управлять отдельными проектами, но и управлять программами и портфелями проектов для достижения стратегических целей развития отрасли и государства в целом. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов и разработка социальных программ.
Проектная и программная управленческая деятельность на федеральном уровне заключается в принятии национальных приоритетных проектов и реализации федеральных целевых программ. Все проекты государственных структур, как правило, характеризуются следующими общими параметрами:

  • большое количество исполнителей, требующих координации,
  • требования по сокращению продолжительности и стоимости выполнения проектов, отчетность об освоении инвестированных средств,
  • быстрое совершенствование применяемых технологий, необходимость внесения изменения в первоначальные планы.

Основные подходы к социальному проктированию и

Особенности объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного,и субъектно-ориентированного подходов

В науке выделяют 3 научных подхода к проектированию:
-объектно-ориентированный;
-проблемно-ориентированный;
-субъектно-ориентированный (тезаурусный).

-Для проблемно-ориентированного подхода характерны:
1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;
2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы;
3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения.
Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной ориентации . Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.

-Субъектно-ориентированный подход отражает субъективные представления о мире и может рассматриваться как проект, предлагаемый индивидуальным субъектом. Социальное проектирование всегда проявляет ценностно-нормативную мотивацию инициатора проекта. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели и задачи предопределены тезаурусом инициатора. В общегуманитарном подходе, тезаурус - структурированное представление и общий образ той мировой культуры, которую может освоить субъект. В тезаурусной концепции социального проектирования отразился общий социологический принцип, суть которого в признании активности субъекта социального действия в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни.
В рамках тезаурусного подхода философию социального проектирования выражают следующие положения:

1. Надо экспериментировать (Установка инициатора социального проекта нацелена на социальные изменения. Человек открыт к социальным нововведениям — к их соз­данию и к их потреблению).

Проект интересен не для всех, но для многих. Всегда найдется группа людей, которая поддержит предлагаемый проект или нуждается в его осуществлении.

Мы всегда лучше, чем они (Социальные проекты сближают участников проекта, преобразуя хаотическую массу в нечто определенное, устойчивое и связанное внутренними значениями (ценностно-нормативной системой).

Надо создавать возможное (границы проектирования социальных изменений определяются потребностями населения)

9)Социальное проектирование как вариант социального развития ,механизм разработки и внедрения социальных инноваций

Специфика реализации проектов в социальной сфере обусловлена спецификой самой социальной сферы. Специфика социальной сферы заключается в том, что механизм хозяйствования в ней значительно отличается от механизма хозяйствования в производственной сфере. В социальной сфере механизм хозяйствования представлен организациями трех секторов: государственного (общественного), частного коммерческого и третьего сектора (некоммерческий, негосударственный). Специфика социальной сферы определяется деятельностью людей (являющейся интегративной стороной, свойством, конституирующим её становление), направленной на удовлетворение к-л общественной потребности, социальными отношениями, возникающими в её ходе и социальными субъектами данной деятельности и отношений. При этом в силу разнообразия социально-экономических, политических и культурных условий, проблема контроля в управлении социальной сферой имеет ярко выраженную региональную специфику. Критерий успешности социально-экономического развития - возможность реализации социальных потребностей человека, развитие сфер жизни, связанных с развитием самого человека. Уровень развития социальной сферы определяет уровень развития общества.

2 ПРОЕКТ (от лат. Projectus выброшенный вперед). В целом проект можно представить как замысел какого-либо нового объекта, явления, процесса, выраженный в чертежах, схемах или ином описании.

3 Основными характеристиками проекта можно считать то, что он 1 направлен на достижение конкретных целей 2 включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий (имеет четкие указания по выполнению, разработанные под потребности заказчика) 3 имеет ограниченную протяженность во времени. Проект возникает как результат проектной деятельности (пректирования)

4 проект Метод обучения может быть использован в изучении любого предмета. Может применяться на уроке и во внеклассой работе. Содержание обучения проектирование может быть частью учебного предмета технология и отдельным предметом. Форма организации учебного процесса. Природа проекта и природа урока принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать альтернативой классно урочному обучению. Особая философия образования (философия цели и деятельности, результатов и достижений)

5 Метод пректов -педагогическая система (технология) возникшая как завершенное явление в начале xx века а США, где первоначально его называли методом проблем.авторми и идиологами метода стали Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. В России реализовывался С.Т.Шацким, а затем А.С.Макаренко. Идея метода связана с построением обучения в активной форме, через целесообразную целенонаправленную деятельность ученика или группы учеников, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Дидактическая цель метода проектов связана с развитием познавательных навыков учащихся, формированием умений самостоятельно конструировать свои знания ориентироваться в информационном пространстве, увидеть, сформулировать и решить проблему, развитием критического и творческого мышления.

6 Метод проектов -как способ достижения дидактической цели предполагает детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это предполагает организацию исследовательской деятельности, формирование гипотезы решения проблемы, четкое планирование действий по реализации проекта, использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познавания.

7 Метод проектов активно используется уже более 100 лет. Проект всегда направлен на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему.

8 Процесс создание проекта называется проектирование. Проектирование вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде. В широком смысле проектирование это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается как управление стихийным развитием предметного мира.

9 Проектная деятельность позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; Развивать общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные); Формировать компетенции (умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности); Реализовывать принцип связи обучения с жизнью; Развивать познавательный интерес учащихся. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.

10 Творческая проектная деятельность школьников -это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость. В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определяются основные параметры ее содержания, организации, функционирования. Вешний результат этой деятельности: можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат: опыт деятельности.

11 Проект это пять П Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое П проекта это портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и т.д.

12 Преимущества методов проектов Ограниченный временными рамками урок выплескивается во внеурочную деятельность. Ученики видят перед собой конечный результат Развиваются творческие возможности и способности учащихся. Профессиональное самоопределение. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным сложное, слабым по их реальным возможностям. Развивается социальный аспект личности учащегося за счет включения в различные виды деятельности.

13 Классификация проектов: Созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект упражнение.

14 Классификация учебных проектов Проекты игр детские занятия, цель которых участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения). Экскурсионные проекты целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Повествовательные проекты те, разрабатывая которые, дети имели целью получить удовольствие от рассказа в сомой разнообразной форме (устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле). Конструктивные проекты нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

15 Классификация проектов по доминирующей деятельности Практико ориентированный проект Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование Информационный проект направлен на сбор информации о каком то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект альманах, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно прикладного искусства, видеофильмы. Ролевой проект ученики берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Социальный проект вся деятельность строится вокруг социально значимой проблемы.

16 Классификация проектов по комплексности (по предметной содержательной области) Монопроекты литературно творческие, естественно научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные, исторические, географические, музыкальные. Межпредметные выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

17 Классификация проектов по продолжительности Мини проекты продолжительность в один урок или являющиеся его частью. Краткосрочные проекты 4-6 уроков. На уроках координация деятельности участников проектных групп, сбор информации, изготовление продукта и подготовка презентации осуществляются во внеклассной деятельности и в школе. Недельные проекты Годичные проекты

18 Типология проектов в образовательной области Интеллектуальные вносящие изменения в существующие конструкции, способы, программы дизайн, при этом особые надежды связываются с молодым, неожиданным, нестандартным взглядом на существующее положение вещей. Материальные подразумевается изготовление инструментов, приспособлений, наглядных пособий, средств малой механизации и автоматизации, изделия художественно прикладного и технического творчества учащихся. Экологические осуществление экспертной оценки воздушно газовой среды, состояние водоемов и почв, изучение возможности сбора и использования вторичного сырья и т.д. Сервисные накопление, подбор, оформление и представление информации. Комплексные включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.

19 Паспорт проектной задачи 1 название проекта 2 руководитель проекта 3 консультанты проекта 4 учебный проект, в рамках которого проводится работа по проекту 5 учебные дисциплины, близкие к теме проекта 6 возраст учащихся, на который рассчитан проект 7 состав проектной группы 8 тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико ориентированный, ролевой 9 заказчик проекта 10 цель проекта (практическая и педагогическая) 11 задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах) 12 вопросы проекта (3-4 важнейших проблемах вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить) 13 необходимое оборудование 14 аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект) 15 предполагаемый продукт проекта 16 этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащегося, содержание работы) 17 предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Наиболее распространен объектно-ориентированный подход к социальному проектированиюе. Этот подход был закреплен в теоретических разработках 1970–1980-х годов. Социальный проект, с позиций такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения.

Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта, о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере.

В таких положениях проглядывают недостатки концепции. Важнейший из них, как представляется, состоит в слабой практической применимости теоретически вполне правомерных тезисов (особенно эколого-гуманитарной ориентации концепции). Избыток теоретизирования соответствует установке на фактический перевод проектной работы в научно-исследовательскую и экспертную. Для разработки конкретного проекта в описаниях прогнозного социального проектирования не хватает собственно технологии. Она как бы остается принадлежностью узкого круга лиц: научное знание превращается в тайное знание. Мы видим здесь следы не слишком частого участия данной группы исследователей в практическом социальном проектировании.

Две черты концепции прогнозного социального проектирования представляются особо перспективными для последующих разработок в этой области. К одной из них (сращению теоретико-методических вопросов социального проектирования с теоретической социологией) мы обратимся ниже. Здесь же отметим одну из основ концепции — выделение уровней субъектности в гипотетической модели социокультурной динамики. Т. М. Дридзе намечает путь к более тесной увязке проектных задач с субъектом социального действия. Правда, имеется в виду субъектность как бы разлитая в обществе: ее связь с проектированием обозначена скорее в средовом отношении. Но это — мост к концепциям, в которых субъектности может быть придан более существенный для социального проектирования смысл — как ценностно-нормативный, так и организационно-управленческий.

Одна из таких концепций разрабатывается в Московском гуманитарном университете. В ее основе лежит субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход.

Читайте также: