Деятельность национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вчера, 12 августа, тихо, мирно при малом количестве СМИ (в основном присутствовали проправительственные) в Астане прошло совещание лидеров политических партий под председательством заместителя руководителя администрации президента РК — начальника государственно-правового управления Бауржана Мухамеджанова.

Данный консультативно-совещательный орган создается в целях выработки рекомендаций по наиболее актуальным проблемам, имеющим высокую общественно-политическую значимость для государства, формирования мер, направленных на совершенствование политической системы Казахстана и определение первостепенных задач по дальнейшей демократизации гражданского общества.

Высказанные участниками совещания предложения будут обобщены, проанализированы и использованы при доработке окончательного варианта проекта Положения о Национальной комиссии.

Напомним, что идею о Национальной комиссии высказал президент Казахстана на внеочередном VII съезде партии “Отан” 15 июня 2004г.

Нурсултан Назарбаев заявил, что надо постоянно выверять будущие шаги по политической реформе с интересами страны, задачами сохранения политической стабильности в обществе и учитывая мнение всего народа.

“ Постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества с участием различных политических сил сыграло свою большую позитивную роль. Но этой работе нужно придать новый импульс, придать ей более высокий статус. Для этого на базе существующего ПДС своим Указом я образую постоянно действующую при Главе государства представительную Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества ”.

Этот орган возьмет на себя миссию по выработке мер, направленных на совершенствование политической системы Казахстана.

Именно под эгидой данной Комиссии необходимо обсудить следующие первоочередные меры:

— наделение Парламента возможностями большего влияния на формирование состава Правительства путем введения практики обсуждения не только кандидатуры Премьер-министра, но и кандидатур министров на заседаниях профильных комитетов Парламента. Это позволит повысить уровень доверия и взаимопонимания между Парламентом и Правительством, а депутатский корпус будет нести свою долю ответственности за состояние дел в стране;

— скорейшее завершение (не позднее 2005 года) работы по децентрализации государственного управления, основные приоритеты которой уже определены в “Концепции по разграничению полномочий между уровнями государственного управления и совершенствованию межбюджетных отношений”: повышение роли маслихатов и разграничение полномочий между уровнями государственного управления, дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений и логически следующее за этими мерами введение института местного самоуправления;

— дальнейшее улучшение системы государственной службы, совершенствование организации деятельности Правительства;

— усиление борьбы с коррупцией, совершенствование правоохранительной системы;

— усиление правозащитных механизмов путем поэтапного введения института присяжных заседателей, расширения правозащитных возможностей Омбудсмена, повышения роли адвокатов в рамках уголовного судопроизводства, усиления гарантий прав граждан в рамках гражданского и уголовного судопроизводства и на стадии исполнения судебных решений; полная, в перспективе, отмена смертной казни;

— повышение роли профессиональных союзов в деле защиты прав работников наемного труда;

— дальнейшая либерализация в отношениях государства и средств массовой информации

Отметим, что эта инициатива главы государства стала возможна после длительных дискуссий на ПДС, которые показали, что необходимо повысить статус данного Совещания. В частности, такое предложение высказала партия “Ак Жол”. Таким образом, можно говорить о том, что власть использует разработки своих оппонентов.

Предполагается, что Национальная комиссия начнет работу в сентябре текущего года.

“Казахстанская правда” уточняет, что руководители десяти из двенадцати политических партий республики обсудили проект положения о Национальной комиссии при президенте РК по вопросам демократии и гражданского общества.

Одним из ключевых моментов обсуждения стал вопрос о том, кто должен председательствовать на заседаниях комиссии. Так, по словам лидера Партии патриотов Гани Касымова, авторитет и статус комиссии будет значительно весомее, если возглавлять ее будет лично глава государства. Руководитель Демократической партии Максут Нарикбаев считает, что в положении достаточно будет предусмотреть пункт о возможности президента председательствовать на заседаниях комиссии при обсуждении особо важных вопросов, пишет КП.

Также было предложено внести положение, согласно которому члены комиссии получали бы информацию о дальнейшей судьбе принятых рекомендаций. Вместе с тем Б. Мухамеджанов заверил лидеров политических партий в том, что обязательность решений консультативного органа сейчас, когда объявлена масштабная программа политических реформ, многократно возрастает.

“Хабар” добавляет, что участники встречи решили, кто будет входить в состав комиссии. Мнение по этому вопросу было одно, что в Нацкомиссию должны входить только представители политических партий.

Под занавес встречи Бауржан Мухамеджанов предложил лидерам партий подготовить свои предложения и в течение недели представить их в администрацию президента. Через 7 дней в Астане пройдет очередное совещание, на котором, как ожидается, будет утвержден проект положения о Национальной комиссии.

В целях углубления общенационального диалога по важнейшим вопросам политического развития Казахстана в соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Образовать Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан.
2. Утвердить прилагаемые:
1) положение о Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан;
2) персональный состав Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев

Утверждено Указом Президента
Республики Казахстан от 2 ноября 2004 года N 1467

ПОЛОЖЕНИЕ о Национальной комиссии по вопросам демократии и
гражданского общества при Президенте Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества (далее - Национальная комиссия) является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.
2. Главными целями деятельности Национальной комиссии являются выработка мер, направленных на совершенствование политической системы, и определение первостепенных задач по дальнейшей демократизации гражданского общества.
3. Национальная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, а также настоящим положением.

2. Права Национальной комиссии

4. Национальная комиссия имеет право:
вносить на рассмотрение Президенту Республики Казахстан проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также рекомендации по вопросам, связанным с дальнейшей демократизацией и развитием гражданского общества, совершенствованием политической системы Казахстана;
проводить с государственными органами консультации;
запрашивать и получать от центральных и местных государственных органов и иных организаций необходимые документы и иные материалы;
изучать и анализировать вышеназванные проблемы;
привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ специалистов, ученых и независимых экспертов;
создавать рабочие группы для выработки предложений по отдельным вопросам, входящим в компетенцию Национальной комиссии;
направлять статистические, аналитические, методические и иные информационные материалы для рассмотрения в государственные органы и общественные объединения;
осуществлять контроль за ходом выполнения принятых рекомендаций.

3. Состав Национальной комиссии

5. Национальная комиссия формируется Указом Главы государства в составе председателя Национальной комиссии и ее членов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящего положения.
6. Национальную комиссию возглавляет председатель, назначаемый Президентом Республики Казахстан. Председатель регулярно представляет Главе государства информацию о работе Национальной комиссии.
На заседаниях Национальной комиссии может председательствовать Президент Республики Казахстан.
7. Председатель:
осуществляет общее руководство деятельностью Национальной комиссии;
определяет место и время проведения заседаний Национальной комиссии;
председательствует на заседаниях Национальной комиссии.
8. В состав Национальной комиссии входят руководители политических партий, по два депутата от обеих палат Парламента Республики Казахстан и по два представителя от Администрации Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
В случае необходимости председатель Национальной комиссии вправе с согласия членов Национальной комиссии принимать решение о введении в ее состав в качестве дополнительных членов представителей политических партий.
9. В соответствии с решением председательствующего на основании предложений членов Национальной комиссии на ее заседание по повестке дня могут быть приглашены представители государственных органов и негосударственных организаций, не входящие в состав Национальной комиссии, а также специалисты, ученые и независимые эксперты.

4. Порядок работы Национальной комиссии

10. Работа Национальной комиссии осуществляется путем проведения заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
11. Заседание Национальной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Национальной комиссии.
12. Решения Национальной комиссии принимаются на заседании простым большинством от общего числа членов Национальной комиссии, присутствующих на данном заседании. В случае равенства голосов по обсуждаемому вопросу голос председательствующего является решающим.
В случае несогласия с принятым решением член или члены Национальной комиссии вправе выразить свое особое мнение.
Решения Национальной комиссии носят рекомендательный характер.
13. Председатель на заседании:
информирует о повестке дня и порядке работы заседания Национальной комиссии;
обеспечивает ведение заседания в соответствии с настоящим положением;
предоставляет в порядке поступления предложений слово для выступления, а в необходимых случаях может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
14. Участники заседаний и приглашенные выступают после предоставления им слова председательствующим.
15. Национальная комиссия вправе принимать регламент, регулирующий организационные вопросы работы Комиссии, не предусмотренные настоящим положением.

5. Подготовка заседаний Национальной комиссии

16. Рабочим органом, осуществляющим информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Национальной комиссии, является Администрация Президента.
17. Рабочий орган Национальной комиссии:
обеспечивает разработку проекта плана работы Национальной комиссии;
формирует проект повестки дня заседаний на основе предложений членов Национальной комиссии и ранее принятых ею решений;
организует подготовку материалов к заседаниям Национальной комиссии;
оповещает членов Национальной комиссии о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Национальной комиссии и своевременно обеспечивает их необходимыми материалами;
направляет рекомендации Национальной комиссии для рассмотрения в государственные органы.
18. При рассмотрении вопроса об утверждении повестки дня заседания Национальной комиссии каждый из ее членов вправе вносить предложения по включению дополнительных вопросов в повестку дня заседания.
19. Члены Национальной комиссии вправе:
вносить предложения по плану работы Национальной комиссии, повестке дня заседаний и порядку обсуждения вопросов;
участвовать в подготовке материалов к заседаниям Национальной комиссии и проектов ее решений;
принимать участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Национальной комиссией.
Члены Национальной комиссии не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

6. Контроль за исполнением решений Национальной комиссии

20. Контроль за исполнением решений Национальной комиссии осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан. Председатель Национальной комиссии обязан регулярно информировать членов Национальной комиссии о ходе реализации принятых решений.

Утвержден Указом Президента
Республики Казахстан от 2 ноября 2004 года N 1467

СОСТАВ Национальной комиссии по вопросам демократии и
гражданского общества при Президенте Республики Казахстан

- Маулен Сагатханович, ваша структура помимо основных функций занимается организацией работы Национальной комиссии по вопросам демократизации и гражданского общества. Означает ли это, что проблемы реформы политической системы выходят на уровень угрозы национальной безопасности?

— Вопрос стоит несколько Совет безопасности занимается проблемами, имеющими стратегический характер для развития страны, для ее национальной безопасности. При этом не стоит воспринимать безопасность как исключительно категорию, она гораздо шире.

Проблема демократического реформирования — одна из ключевых для Казахстана. Фактически политическая реформа сегодня определяет национальную повестку дня. Поэтому сверхординарного в том, что cекретарь Совета безопасности сегодня занимается проблемами политической реформы и является председателем Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества, я не вижу.

Кроме того, понятно, что это демонстрирует определенный уровень доверия к Совету безопасности и его секретарю как со стороны Президента страны, так со стороны политических партий. Возможно, это также было одним из факторов в данной ситуации.

- Национальную комиссию по вопросам демократизации и гражданского общества часто противопоставляют Парламенту, поскольку вопросы конституционной реформы, совершенствования судебной системы и развития местного самоуправления — функции законодательного органа. Каково ваше мнение на этот счет?

— На мой взгляд, это надуманное противопоставление. Вопросы демократизации не должны замыкаться исключительно на Парламенте. Они касаются и правительственных структур, и политических партий, и профсоюзов, и СМИ и т. д. Поэтому и была востребована такая структура, как Национальная комиссия при Президенте страны.

Естественно, у Парламента имеется исключительное право принятия законов. Все законопроекты, которые готовятся в рамках Национальной комиссии, будут проходить через Мажилис и Сенат. Поэтому есть большие возможности для взаимодействия депутатов Парламента и членов Национальной комиссии.

- Может ли возникнуть ситуация, когда окончательно выработанные и одобренные Главой государства предложения НКВД встретят сопротивление при обсуждении в Парламенте? Ведь известно, что наши депутаты обладают достаточно большими амбициями, да и вообще, существует элементарная политическая ревность…

— Не думаю. Возможно, они будут уточняться, детализироваться. Но о принципиальном пересмотре говорить не стоит. Сегодня в состав Национальной комиссии входит ряд депутатов Парламента, что, собственно, создает основу для конструктивного взаимодействия с ним в целом.

- Как вы считаете, влияет ли аббревиатура Национальной комиссии по вопросам демократизации на ее имидж? Намерены ли вы предпринять в этом плане?

— Вопрос же не в аббревиатуре, а в содержании деятельности. Имидж Национальной комиссии должен формироваться ее делами, теми документами, законопроектами, концепциями, программами, которые она готовит. Имидж должен определяться качеством и честностью этих документов. Если в этом плане все будет в порядке, о чем вообще речь?

- Какие направления политической реформы, которая активно обсуждается в обществе, вам представляются наиболее важными?

— Прежде всего это укрепление системы сдержек и противовесов, направленной на обеспечение баланса между ветвями государственной власти. На мой взгляд, это один из ключевых вопросов в рамках политической реформы. Понятно, что речь идет прежде всего об усилении роли Парламента и обеспечении большей независимости судебной системы. Было бы целесообразно увеличить полномочия Мажилиса и Сената в формировании других конституционных органов, включая Правительство, еще раз проработать вопрос о механизмах формирования судебной системы. Но здесь в первую очередь нужна определенность по концептуальной модели, которую мы строим.

Горячая дилемма — оптимальное перераспределение властных полномочий между центральными и местными исполнительными органами, с одной стороны, с другой — между системой местного государственного управления и системой местного самоуправления. Важно обеспечение разумного баланса между центром и регионами в вопросе передачи части полномочий от местных властей органам местного самоуправления. Здесь также много противоречий.

Стратегическое значение имеет обеспечение эффективности, прозрачности и открытости в деятельности государственных органов. Приоритетом остается реализация административной реформы, направленной на совершенствование системы управления в стране. Еще одним приоритетом должно оставаться увеличение количества выборных институтов, совершенствование выборного законодательства. Хотя перегибать с выборностью также опасно.

Есть и другие направления. Но еще раз подчеркиваю, что для осмысленной реализации всей этой большой работы нужно концептуально определиться по модели политической системы страны. И конечно, нужна системная и осмысленная программа политических реформ, в которой будет изложена эта модель. В целом политическая реформа не осуществляется в считанные дни. В реальности это очень большая законодательная, административная, организационная, аналитическая и иная работа.

- Ваше отношение к выборности акимов? Россия делает своеобразный шаг назад, переходя практически к назначаемости губернаторов. В этом плане перспективна ли политика Казахстана по введению поэтапной выборности местной исполнительной власти?

— Думаю, нам следует пойти на выборность местных властей. Но здесь прежде нужно решить несколько вопросов.

Вначале следует определиться, где у нас будет заканчиваться местное государственное управление и начинаться местное самоуправление. Отсюда вытекает следующий вопрос: нужен ли на уровне аулов, поселков, сельских округов в Казахстане институт акимов? Если на этом уровне будет со временем вводиться местное самоуправление, вопрос о выборности акимов отпадает сам собой. Местное самоуправление будет подразумевать выборность руководящих институтов, как они будут называться — это уже второй вопрос.

Более сложным является вопрос о том, следует ли нам идти на выборность акимов районов и областей. Здесь ситуация не столь однозначна. Есть плюсы и минусы. На первый взгляд в рамках общей логики демократизации напрашивается решение пойти на выборность на этом уровне. Но в наших условиях это может привести к расшатыванию государственной вертикали управления. Станет сложнее контролировать акимов, может еще более углубиться проблема коррупции. С учетом специфики традиционного казахского мышления, различных форм идентификации, с введением выборности акимов могут начаться бесконечные разборки, недовольство и интриги и в этом направлении. Уверен, вы понимаете, что я имею в виду.

Скорее всего, на уровне районов и областей нужно избирать акимов не прямым, а косвенным путем, то есть через маслихаты. Это более или менее сбалансированная модель выборов. Кроме того, на мой взгляд, нужно резко поднять роль и функции маслихатов, в том числе по контролю над деятельностью акимов. Роль маслихатов как местных представительных органов на региональном уровне должна быть качественно трансформирована. Возможно, это несколько снизит значимость вопроса о выборности акимов и создаст определенную систему баланса на региональном уровне. В конечном итоге нужно обеспечить реальную самостоятельность маслихатам, так как ситуация здесь явно нездоровая.

- Ваше мнение о прогнозах ряда политологов по переходу Казахстана к форме правления…

— Согласен с точкой зрения, что нужно усилить роль Парламента, расширить его функции. Как я отмечал, это один из приоритетов в рамках политической реформы. Но как это сделать? Здесь много спорных вопросов.

На мой взгляд, парламентская форма правления нам не подойдет. Не думаю, что на данном этапе для Казахстана это хорошая идея. По крайней мере, в среднесрочной перспективе. Необходимо искать компромиссные решения. В принципе, политика и должна строиться на разумных компромиссах.

— Думаю, что в рамках Национальной комиссии Гани Калиев и Гани Касымов прежде всего представляют свои партии. По крайней мере, я сам ни разу не слышал, чтобы они говорили, что представляют в Национальной комиссии оппозицию в целом.

Что касается участия или неучастия оппозиции в Национальной комиссии, то это их собственный выбор, который не хочу комментировать.

Скажу только следующее. Очень многие люди как в оппозиции, так и на стороне провластных сил понимают необходимость диалога и компромисса. В конце концов есть и такие категории, как интересы страны. Должны быть, видимо, определенные уступки и со стороны власти, и со стороны оппозиции. Со стороны власти это прежде всего реализация демократической реформы.

Возможно, все эти документы требуют доработки. Но то, что они готовятся, — это уже большой прогресс. Например, вопрос о местном самоуправлении по тем или иным причинам столько лет не продвигался. Это происходило, несмотря на то, что в Конституции предусматривается введение местного самоуправления в стране. Было очень много волокиты вокруг этого вопроса.

К сегодняшнему дню члены Национальной комиссии посетили все области страны, провели большое количество встреч, на которых проговаривались вопросы местного самоуправления, выборности акимов и другие аспекты политической реформы.

Одним словом, все это говорит о том, что Национальная комиссия состоялась как структура, способствующая реальному процессу демократизации в стране.

- К какому времени, на ваш взгляд, могут произойти изменения в Конституции страны по направлениям, рассматриваемым НКВД?

— Конституция не есть неизменное. И не следует бояться изменений в ней. Тем более что наша политическая система пока еще очень молода и период ее становления еще не завершен. Но в то же время нам необходим баланс между полной консервацией Конституции, то есть отношением к ней как к вечному, неизменному, и чрезмерно частыми изменениями. Надо избегать этих двух крайностей. Конституция — важнейший документ страны, ее Основной Закон, и к вопросам внесения изменений в нее мы должны подходить со всей серьезностью и ответственностью. Любые изменения должны быть очень тщательно проработаны, продуманы, просчитаны на предмет целесообразности и последствий.

Что касается сроков, думаю, что в среднесрочной перспективе определенные подвижки в этом направлении произойдут.

— В Казахстане отсутствует необходимая база для революционного развития событий. У нас нет глубокого раскола в обществе, как это имело место на Украине, мы не сталкивались с острыми социальными проблемами, как в Грузии, и власти не такие беспомощные, как в Кыргызстане. Но это не значит, что мы не должны извлекать уроки из этих событий.

Нам необходимо повышать гибкость, устойчивость и стабильность политической системы, ее необходимо сделать более сбалансированной, эффективной и демократичной. Политическая система должна иметь механизмы цивилизованного и мирного разрешения споров, конфликтов, внутриэлитных противоречий. А политическая стабильность должна быть результатом внутренней сбалансированности системы, согласования интересов различных сил, гибкого и опережающего реагирования на потребности общества, а не результатом жесткой политики, вытеснения и изоляции тех или иных групп. Как показывает мировой опыт, вторая модель не работает долго в современном мире.

В целом необходимо создать реально функционирующую и эффективную демократическую систему. Только она может дать иммунитет к различным радикальным вариантам и революциям.

- Как вы оцениваете состояние современной оппозиции и насколько реальна возможность выдвижения на президентские выборы единого альтернативного кандидата?

— От всей оппозиции, по всей видимости, не будет единого кандидата. Но определенная часть оппозиции, похоже, выдвинет своего представителя. Кто им будет, нетрудно догадаться. Но шансов у них больших нет. Вероятность поражения действующего Президента равна нулю.

- Каково ваше отношение к парламентским поправкам, ужесточающим требования к НПО?

— Неоднозначное. Естественно, неправительственные организации, другие структуры должны соблюдать казахстанское законодательство. Их деятельность должна быть прозрачной, не направленной на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, разжигание национальной, религиозной и социальной розни и так далее.

Но с другой стороны, чрезмерно регламентировать их деятельность, постоянно их контролировать, думать, что они представляют серьезную угрозу национальной безопасности, и т. д. — глупость, к тому же опасная. Мы здесь должны следовать международным нормам и принципам.

- И в заключение личный вопрос. В чем причина того, что вы ушли с самостоятельной должности директора Казахстанского института стратегических исследований и фактически в третий раз вернулись на работу в аппарат Совета безопасности?

— Сегодня в рамках Совета безопасности рассматриваются серьезные и важные вопросы, такие, как Стратегия национальной безопасности. Большая работа ведется в рамках Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества. Прорабатываются предложения по политической реформе. Для меня на данном этапе интересно быть именно на этом участке. Тем более что участие в подготовке предложений по политической реформе отвечает моим внутренним установкам. Надеюсь, буду полезен в этой работе.

Многие современные ученые, исследователи посвящают свою деятельность вопросам не только формирования и развития гражданского общества в целом, а именно особенностям становления и функционирования гражданского общества в пределах своего государства, взаимодействия исследуемого правового государства и гражданского общества. Среди них и Баймаханов М. Т., доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан, рассматривает гражданское общество в условиях становления правового государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство и формирование гражданского общества
Государство: понятие, признаки, формы государства
Функции государства
Предпосылки формирования гражданского общества
Глава 2. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
2.1 Понятие гражданского общества
2.2 Структура гражданского общества
2.3 Признаки гражданского общества
Глава 3. Современное казахстанское государство и гражданское общество
3.1 Становление и развитие гражданского общества в Республике Казахстан
3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и гражданское общество.doc

Принятый и введенный в июле 2002 года в действие новый Закон Республики Казахстан "О политических партиях" привел к дальнейшим качественным структурным изменениям в партийной системе страны. Уже на следующий год, в 2003, был проведен первый Гражданский форум с участием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А.. Он обозначил политическое признание неправительственного сектора и положил начало формированию системного механизма взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами. В 2005 году состоялся второй Гражданский форум, который способствовал привлечению бизнес-ассоциаций к участию в общественной жизни страны.

В 2003-2005 годах, сменяя друг друга, функционировали постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества и Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан.

На данном этапе работа обеих структур позволила создать условия для углубления общенационального диалога между государством и институтами гражданского общества по важнейшим вопросам политического развития Казахстана и совместной выработки мер, направленных на совершенствование политической системы и проведение демократических преобразований в стране. В марте 2006 года была образована Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, в работе которой принимают участие представители политических партий и общественных объединений.

Я считаю, показательно, что в рамках публичных отчетов акимов всех уровней перед населением в стране стала развиваться такая форма гражданского контроля, как комитеты общественного доверия акимам (далее - КОДА). Опыт работы КОДА требует изучения как возможный продуктивный модельный механизм контроля институтов гражданского общества за деятельностью государственных органов.

Таким образом, за прошедшие годы в стране сформировались и в настоящее время достаточно быстро развиваются институты гражданского общества - политические партии, некоммерческие (неправительственные) организации, профсоюзы, национально-культурные объединения, негосударственные СМИ и другие институты, которые в целом представляют негосударственный сектор.

3.2 Проблемы в формировании гражданского общества в Казахстане

Несмотря на успешное становление гражданского общества в нашем государстве, в настоящее время обозначился ряд проблемных вопросов, связанных не только с дальнейшим ростом институтов гражданского общества, но и вызовами, которые способствуют вовлечению страны в процессы мировой глобализации. Они в целом сдерживают дальнейшее гармоничное развитие гражданского общества в стране, имеют характерные особенности для каждого его сегмента и требуют своего решения.
Так, не решены вопросы равноправного гражданского партнерства некоммерческих организаций (далее - НКО) с государственными органами. Требует совершенствования механизм реализации государственного социального заказа для повышения прозрачности конкурсных процедур и участия НКО в определении необходимых на данном этапе программ и проектов. Неравномерно развиваются НКО в регионах, особенно в сельской местности. Порядок регистрации усложнен и имеет разрешительный характер, завышен размер регистрационного сбора, не урегулирован вопрос о статусе неформальных объединений граждан без образования юридического лица. Бизнес-структуры слабо участвуют в финансовой поддержке социально значимых инициатив некоммерческих организаций.

Несмотря на социальную потребность, партийное строительство в стране идет медленными темпами, роль и полномочия партий ограничены. У большинства партий отсутствуют необходимые финансовые и материальные ресурсы, четкие правила и регламент по вопросам сбора подписей для регистрации политической партии. Вопросы реорганизации, объединения и слияния партий нуждаются в законодательном регулировании. Несовершенен механизм участия политических партий в формировании избирательных комиссий.

Профессиональные союзы не в полной мере участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства. Коллективные договоры и соглашения еще не стали действенным механизмом защиты прав трудящихся.

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию.

Рассмотрев взгляды многих ученых относительно этого вопроса, исследовав труды многих европейских и некоторых казахстанских авторов, я пришла к следующим выводам:

- гражданское общество не возникло само по себе. Ведущую роль в формировании гражданского общества играет как личность, так и государство в целом. Оно конструирует ту правовую матрицу, в которой вырастают элементы гражданского общества;

- гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством;

- идея гражданского общества на современном уровне человеческой цивилизации- это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, неопосредованными государством;

Я считаю, что гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане.

На сегодняшний день во многих странах мира происходит успешное развитие гражданского общества. Возможно, это объясняется формирующимся длительным опытом.

Принципиальным признаком, по которому можно судить о возможностях развития гражданского общества в той или иной стране, является способность ее населения к самоорганизации.

Что касается нашего государства, важно отметить, что строительство гражданского общества, строительство правового государства– это сопряженные, но не совпадающие до идентичности процессы. Безусловно, современная экономика Казахстана диктует необходимость развития гражданского общества. Главный же вопрос состоит в понимании пути и способов собственного развития. В Республике Казахстан уже довольно ощутима деятельность не правительственных организаций, несмотря на то, что они слабы и требуют поддержки со стороны государства. Рост общественных организаций, их стремление взаимодействовать с государством, развитие местного самоуправления в республике дает основание говорить о формировании институтов гражданского общества в Казахстане.

Так, за годы независимости в Республике Казахстан гражданское общество добилось не малых успехов. Гражданское общество в лице общественных организаций, которые являются проводниками нужд и потребностей рядовых граждан сумели завоевать доверие власти, бизнеса и средств массовой информации.

Члены комиссии по политическим правам СПЧ считают, что противоречия между Россией и Украиной должны решаться в процессе переговоров. А недавние поправки в УК следует пересмотреть и не подвергать свободу слова новым ограничениям

Фото: Serhii Nuzhnenko / Reuters

Кроме того, в заявлении они требуют отменить недавние поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных нарушениях.

Читайте также: